Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация школьников к применению ИКТ

Поиск

Несмотря на преимущества информационно-коммуникационных технологий при проведении занятий, следует помнить, что, внедряя различные виды технологий, учителю необходимо уделить время подготовке самих обучающихся к такой форме учебно-воспитательного процесса. Кроме того, без учета внутренней потребности обучающихся в использовании возможностей современных технологий даже самые доступные электронные ресурсы не могут стать органической частью учебно-воспитательного процесса независимо от их технологического совершенства.

На первый взгляд кажется, что никакой проблемы здесь не существует, поскольку использование ИКТ уже считается общепризнанным средством мотивации к познавательной деятельности.

Но многочисленные примеры свидетельствуют и об обратном – иногда обучающиеся безразлично и порой отрицательно относятся к использованию на занятиях современных технологий [18, 28].

Педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать обучающихся, и сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым – мотивировать их к применению ИКТ. Возможно, выработав стратегию организации контроля и оценки качества обучения с помощью цифровых ресурсов, учитель сделает первый шаг к мотивации обучающихся. Не следует надеяться только на любознательность и ответственность школьников. Любое занятие с включением ИКТ не должно оставаться без контроля, необходимо продумать варианты представления проработанной, изученной информации учителю, классу. Сегодня современные обучающие программы, как правило, предусматривают авторизованный доступ, когда в специальной базе данных регистрируются не только данные об обучающемся, но и время, в течение которого он работал, исследуемая тема. Продолжить ознакомление с темой школьник может с того места, на котором закончил ее изучение, возможно установить время, ограничивающее выполнение тестовых заданий, лабораторных работ и т.д. Программа позволяет сохранить результаты контрольных мероприятий и занести их в электронный журнал успеваемости.

Если говорить о развитии обучающихся в ходе образовательного процесса, то, формируя мотивацию к использованию ИКТ, исходить нужно из внутренних потребностей личности, а не ситуативных. По словам американского психолога, разработчика гуманистического направления в теории личности А. Маслоу: «Внешнее научение – это просто усвоение еще одной ассоциации или нового умения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это для вас возможно, – совсем другое дело. Дальние цели обучения взрослых и любого другого обучения – это пути, или способы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это я называю подлинным научением...» [28].

В иерархической модели мотивации А. Маслоу в числе основных пяти уровней (рисунок 1) можно выделить четыре последовательных уровня потребностей, имеющих непосредственное отношение к развивающей познавательной деятельности с использованием ИКТ, ее сущности и принципам организации [40].

Рисунок 3.1 - Иерархия потребностей по А. Маслоу

1. Потребности безопасности выражаются в стремлении к стабильности, защищенности, организованности. Обучающиеся всегда предпочитают четкую структуру и регламентированность учебного процесса, настороженно относятся к нововведениям.

2. Потребности принадлежности, социальной общности (стремление к принятию в своей социальной группе). Доминирующей целью здесь является групповая принадлежность, проявляющаяся в мотивах общения и сотрудничества. К таким потребностям относятся поиск людей, близких по интересам, стремление к обмену мнениями, сотрудничеству с другими, потребность в обмене результатами деятельности, в совместном решении различных проблем.

3. Потребности самоуважения (чувство собственной значимости, уважение соучеников и педагогов). Обучающемуся необходимо ощущение того, что он может справиться с поставленными перед ним задачами, а также, что его деятельность будет признана и оценена значимыми для него членами социального окружения – педагогами, родителями, товарищами.

4. Потребности самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, реализации потенциала личности). Познавательные потребности определяют центральный мотив множества видов человеческой деятельности.

Учитывая иерархию потребностей, вовсе не означает, что их формирование происходит строго по уровням: от физиологических к потребностям безопасности и т.д.: каждому человеку свойственны сразу несколько потребностей, выраженных в разной степени. Для увлеченных и творческих людей могут быть несущественны потребности безопасности, групповой принадлежности и другие. Так, в классе могут встретиться обучающиеся с ярко выраженными способностями, фактически «выпадающие» из жизни коллектива. Для них может быть важным признание их достижений педагогом, соучениками, но они не стремятся ни к обычному общению, ни тем более к сотрудничеству.

Мотивируя школьников к применению ИКТ педагогу, очень важно уметь и определять, и формировать мотивы познавательной деятельности. Для определения и изучения структуры мотивов используются общие методы педагогических исследований: беседа, анкетирование, наблюдение и др. Формирование мотивации осуществляется на основе полученных данных об индивидуальных особенностях обучающегося, исходном уровне мотивации, изучении структуры превалирующих мотивов. Возможно составить алгоритм, которым может руководствоваться педагог при формировании мотивации обучаемых к применению ИКТ [40].

1. Педагог собирает сведения о тех мотивах, которыми руководствуются ученики, принимая или отвергая использование предлагаемых педагогом технологий. Анализ их структуры, изучение личностных качеств обучающихся позволяют определить то, какие же внутренние потребности лежат в основе того или другого мотива.

2. Определяет виды ИКТ, способствующие подкреплению потребностей, и выбирает способы их применения, позволяющие достигнуть целей обучения и развития.

3. Остается самое главное – сформировать мотивацию к применению ИКТ, показав обучающемуся, что применение данных технологий наряду с решением задач образовательного процесса позволяет в той или иной степени удовлетворить его внутренние потребности. Варианты решения данной задачи определяются уровнем педагогического творчества. Педагог в этом случае должен руководствоваться и теоретическими знаниями, и практическим опытом, и своей интуицией.

3.5. Контрольные вопросы

1. Как Вы понимаете термин “дидактические свойства”?

2. В чем проявляются дидактические свойства технологий представления учебной информации?

3. Опишите дидактические свойства технологий передачи учебной информации и организации учебного процесса.

4. В чем отличие дидактических свойств от дидактических функций?

5. Какие дидактические функции выполняют ИКТ?

6. Чем определяется дидактическая роль ИКТ?

7. От чего зависит успех использования ИКТ в учебном процессе?

8. В чем заключается креативность познавательной деятельности?

9. Какие существуют методы, способствующие развитию творческих способностей обучающихся?

10. Какие информационные технологии могут быть использованы для развития творческих способностей обучающихся?

11. Что Вы понимаете под дивергентным мышлением?

12. Как изменяются качества мышления с использованием ИКТ?

13. Обозначьте позитивные и негативные стороны воздействия ИКТ на психологическое состояние обучающихся.

14. Каким образом применение ИКТ может изменить психику обучающегося?

15. Какую роль в организации учебного процесса играет мотивация учебной деятельности школьников?

16. Докажите на конкретных примерах мотивационную роль различных средств обучения.

17. Какие из средств формирования положительных мотивов учебной деятельности обладают большими мотивационными возможностями?

18. Продумайте приемы мотивации для какой-либо темы Вашего занятия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.008 с.)