Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивационная модель руководстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Другое весьма влиятельное приложение идей вероятностного подхода к проблематике руководства нашло отражение и анализе мотивационного аспекта этого феномена. Конкретно речь пойдет о разработанной исследователями [Evans, 1970; House, 1971; House & Mitchell, 1974] теории, или модели, которую специалисты относят к разряду «мотивационных», поскольку в ней эффективность руководителя рассматривается как обусловленная силой его влияния на три переменные: • мотивацию подчиненных в целом; • способность подчиненных к продуктивному выполне • удовлетворенность подчиненных процессом труда. В литературе обсуждаемая разработка часто называется теорией пути - цели руководства и более всего связывается с именами исследователей организационного поведения Р. Хауса и Т. Митчелла [House & Mitchell, 1974]. Она базируется на предположении, что поведение руководителя является мотивирующим подчиненных или приносящим им удовлетворение в той степени, в какой оно повышает вероятность достижения подчиненными цели и разъясняет путь продвижения к ней. Иными словами, руководитель выступает как своеобразный «мотиватор» активности подчиненных. Поэтому в дальнейшем я буду называть данную теоретическую конструкцию мотивационной моделью руководства. Стоит отметить, что истоки рассматриваемой модели обнаруживаются в более общей мотивационной теории, известной в литературе как теория ожидания [Хекхаузен, 1986; Mitchell, 1974]. Согласно основному ее постулату, аттитюды (например, удовлетворенность трудом или характером управления) и поведение (например, менеджерская активность или трудовые усилия) индивида можно предсказать, исходя из: • степени восприятия действий как ведущих к определен • оценки этих результатов (переменная «валентности»). Иными словами, индивид испытывает удовлетворение от работы, если находит, что достигаемый в ходе нее уровень резуль- Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ 7.3. Мотивационная модель руководства
татов достаточно высок. И он будет стараться работать интои сивнее, если, по его мнению, прилагаемые усилия приведу! к результатам, заслуживающим высокой оценки. Применител|| но к организационному лидерству сказанное, в частности, ш начает, что подчиненные мотивируются руководителем в той степени, в какой его действия оказывают влияние на ожидп ния (касающиеся, например, путей достижения цели) и валемт ность (относящуюся, например, к привлекательности цели), Рассмотрим, как конкретно реализовались приведенные вы ше соображения в интересующей нас модели руководства, об ратившись далее к ее содержательным характеристикам. Структура «мотивационной модели руководства» вклю чает следующие основные элементы: • типы (или фактически - стили) поведения руководители; • аттитюды и мотивацию подчиненных (своего рода пси • вероятностные факторы (или ситуационный контекст Остановимся подробнее на перечисленных выше составляю щих модели. Авторы модели выделяют четыре типа (или, по сути дела, • стиля) поведения руководителя, каждый из которых может быть использован с целью повышения мотивации подчинен» ных, а именно: • поддерживающее руководство (характеризуется главным • директивное руководство (предполагает четкую регла
• соучаствующее руководство (его отличает стремление • руководство, ориентированное на достижение (делает Причем, как показывают исследования [House & Mitchell, 1974), различные типы (или стили) руководства в зависимости от ситуации могут реализовываться одним и тем же руководителем. Поэтому традиционный метод характеристики руководителя как относящегося к какому-либо одному типу признается учеными не вполне адекватным. Кстати, вспомним приводившиеся на этот счет в 6.3 аналогичные рассуждения специалистов в области организационного консультирования - Т. Питерса и Р. Уотермена [1986]. Следующий блок обсуждаемой модели - аттитюды (социальные установки) и мотивация подчиненных - включает такие переменные, как: • удовлетворенность подчиненных работой; • признание и одобрение ими руководителя; • уровень мотивации трудовой активности подчиненных. Эти переменные фактически могут быть отнесены (см. 5.1) к классу психологических характеристик эффективности руководства. Однако влияние того или иного поведенческого стиля руководителя на аттитюды и мотивацию подчиненных носит не прямой характер, а опосредовано так называемыми вероятностными факторами. Согласно модели, они образуют ситуационный контекст организационного лидерства. Выделяются два класса ситуационных переменных: Глава 7. ВЕРОЯТНОСТН ЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ 7.3. Мотивационная модель руководства
• индивидуальные особенности подчиненных; • свойства окружающей их среды. Влияние вероятностных факторов первого типа, т. е. индивидуальных особенностей подчиненных, прослеживается глан ным образом в плане их перцептивной активности, развора чивающейся по двум направлениям. Во-первых, речь идет о восприятии подчиненными поведения руководителя либо как источника непосредственного удовлетворения, либо как средства получения будущего удоп-летворения. Лишь в этом случае (и в зависимости от степени включенности в восприятие подобных ожиданий подчинен ного) поведение руководителя может оказать мотивирующее воздействие. Во-вторых, речь идет о восприятии подчиненными своих соб ственных умений, релевантных стоящей перед ними задаче, И чем выше уровень воспринимаемых умений применительно к требованиям задачи, тем менее вероятна оценка подчиненными указаний и инструкций руководителя как приемлемых. Другой аспект ситуационного контекста - свойства органи~ зационной среды, в которой функционирует подчиненный, К ним относятся переменные, не находящиеся под контролем подчиненного, но важные с точки зрения его удовлетворен ности и способности эффективно выполнять задание. Таких переменных три: • задачи, стоящие перед подчиненными; • формальная система власти в организации; • первичная рабочая группа. «Мотивационная модель» указывает на троякую функцию факторов среды. Предполагается, что они: • служат стимулами, мотивирующими и направляющими
• способны стабилизировать поведение подчиненных; • могут предоставлять вознаграждения за выполнение тре Таким образом, степень влияния руководителя на мотивацию подчиненных будет зависеть от того, насколько недостаточной является среда в отношении мотивационных стимулов, средств стабилизации поведения или вознаграждений. Чем менее заметны в этом плане влияния среды, тем вероятнее возможный рост влияния руководителя (разумеется, при соответствующей его активности). Кроме того, согласно модели поведение руководителя будет мотивирующим в той мере, в какой оно помогает подчиненным бороться с неопределенностями среды, угрозой, вызываемой действиями других лиц или источниками фрустрации. Описанные выше блоки модели в целях более целостного их восприятия схематически представлены на рис. 7.2. «Мотивационная модель» содержит два общих предположения относительно вероятности влияния поведения руководителя на мотивацию и удовлетворенность подчиненных: • поведение руководителя одобряется подчиненными и • поведение руководителя будет носить мотивирующий ха
Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОДИ РУКОВОДСШУ 13. Мотивационная модель руководства
Хотя исследователи, опиравшиеся на идеи мотивациошино подхода, не предложили, подобно Ф. Фидлеру, какой-либо тренинговой программы, энтузиасты ее разработки (именно и контексте идей упомянутого подхода) все же нашлись. П. Хер* си и К. Бленчард [Hersey & Blanchard, 1974; 1993], практикующие специалисты в области организационного поведении, разработали тренинговую программу под названием «ситуационное руководство». Программа имеет целью вооружить руководителей психологическими средствами эффективного управления и в основных своих чертах сводится к следующему. Согласно авторам программы, руководитель должен строи in свое поведение с подчиненными в зависимости от уровня pa.i вития их умений и степени готовности, или мотивации, к им полнению задания, что в совокупности авторы называют л/«* лостью. Выделяются четыре типа менеджерского поведении, соотносящиеся со степенью зрелости рабочей группы. Когда подчиненным недостает умения и готовности достичь желаемой цели, руководителю рекомендуется использовать так называемый убеждающий (т.е. достаточно сильно мочи вирующий подчиненных) стиль. Руководитель, придержинп ющийся этого стиля, должен работать с подчиненными над развитием их умений и мотивации, что характеризует сам стиль как ориентированный одновременно и на развитие лич ности работника, и на решение задачи. Если же подчиненным недостает умения выполнить задание, но их мотивация высока, руководителю рекомендуется иг пользовать так называемый жесткий (т.е. директивный) стиль Этот стиль всецело ориентирован на решение задачи и своди i до минимума интерес руководителя к сфере межличностны* отношений. В ситуации противоположной предыдущей, т.е. при наличии у подчиненных необходимых умений для решения задачи, пи недостаточном уровне готовности это сделать, руководителю рекомендуется прибегнуть к соучаствующему стилю упраи чения. Этот стиль также в значительной мере ориентированна решение задачи, однако, как помнит читатель, между дирек-i ивностью и соучастием существуют значительные различия. 11аконец, в ситуациях, когда руководитель имеет дело с подчиненными, обладающими высоким уровнем подготовки и моти-иации, ему целесообразнее воспользоваться методом делегирования ответственности. Как полагают П. Херси и К. Бленчард, и случае использования этого стиля руководителю нет необходимости специально концентрироваться на проблемах решения задачи или межличностных отношений. (-овершенно очевидно, что тренинговая программа, контуры которой обрисованы выше, не вполне соответствует идеям «мотивационной модели». Более того, она значительно их упрощает: читатель может без труда в этом убедиться, прибегнув к несложным сопоставлениям. Однако сам факт создания такой программы стоит приветствовать, тем более что, по откликам специалистов [Yukl & Van Fleet, 1992], она неплохо ^рекомендовала себя в практике проведения всевозможных управленческих семинаров. Впрочем, в 7.4 мы еще вернемся к подходу авторов обсуждавшейся программы. .!авершая разговор о «мотивационной модели руководства», под-недем некоторые итоги. Несомненно в данном случае мы имеем дело с более сложным вероятностным конструктом, нежели «вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлера..')то относится и к стилевым характеристикам менеджерского поведения, и к содержанию ситуационных переменных. Однако приверженцам мотивационного подхода не удалось получить столь же четких подтверждений своих вероятностных постулатов, как это имело место в исследованиях, стимулированных фидлеровской моделью. Да и в целом в рамках «теории пути - цели руководства» выполнено гораздо меньше исследований. К тому же специалисты [Yukl & Van Fleet, 1992] обращают внимание на проблемы методического характера, связанные с выявлением стилевых разновидное- Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДИ I /Л. Другие вероятностные модели руководства
тей модели и ситуационных переменных, подчеркивая orpin ничейные возможности используемых в настоящее вргмц измерительных средств. Вероятно, по этой причине полииЦ проверка «мотивационной модели», представленной совок учи ностью всех описанных выше ее компонентов, до сих пор щ • сутствует.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.009 с.) |