Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вертикальная диадическая модель обмена в руководствеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Замечу, что в заголовок раздела вынесено первоначальное пи звание модели. Сейчас в литературе нередко встречается иг сколько иное ее название: «теория обмена между руководи телем и членом группы»-. Это изменение, однако, практически не меняет существа описываемого далее конструкта, хотя, вон можно, и придает ему большую научную респектабельности Несколько слов об истории его создания. Согласно материн лам обзора Р. Дайнеша и Р. Лидена [Dienesch & Liden, 1986), первые опубликованные наброски «вертикальной диадической модели» датируются началом 70-х годов прошлого столетия Чуть позднее главный и многолетний ее разработчик Д. Граем [Graen, 1976] представил основной абрис конструкта. Спустя десятилетие исследователи [Dienesch & Lieden, 1986] зафик
8.1. Модели обмена в руководстве шровали уже 21 эмпирическое исследование (главным образом нолевого характера), выполненные с позиций обсуждаемой модели. Каковы же отличительные ее особенности? Д. Граен и работающие в русле его идей исследователи [Cashman et ai, 1976; Graen & Scandura, 1987; Graen et al., 1982] делают акцент на изучении ролевых внутридиадных отношений в системе «руководитель - подчиненный», на анализе обмена между руководителем и конкретным подчиненным (замечу, что в качестве последнего может выступать и руководитель более низкого ранга). Понятие «обмен» используется в данной модели как в общепринятом, обиходном, смысле, т. е. как взаимная передача членами диады друг другу чего-либо (например, значимой для них информации, каких-то идей и т. д.), так и в специальном, трансакционистском (см. 3.1.1), понимании. Предполагается, что отношения в диаде «руководитель - подчиненный» носят достаточно дифференцированный характер и зависят: • от компетентности и квалификации подчиненных; • меры доверия к ним со стороны руководителя (особенно • готовности подчиненных взять на себя ответственность Подчиненные с высокой степенью проявления названных выше особенностей (по мысли авторов «вертикальной диадической модели», они образуют так называемую ингруппу) относятся к числу наиболее предпочитаемых руководителем. Делая трудовые вклады, превышающие объем их формальных служебных обязанностей, и беря на себя ответственность за выполнение заданий, особо существенных для успеха своей рабочей группы (и организации в целом), они, в свою очередь, пользуются преимущественным вниманием со стороны руководителя, получают от него большую поддержку. 360 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСШ У Следует заметить, что, согласно точке зрения представителей обсуждаемого подхода, число членов ингруппы невелико. Обычно к ним относятся подчиненные, выполняющие фу и к-ции помощников, консультантов, заместителей, т. е. наиболее квалифицированные работники. Именно этим подчиненным чаще других дается возможность оказывать большее влияние, предоставляются большая автономия в действиях и значительные привилегии в обмен на большую лояльность, принятие на себя определенных обязательств и помощь руководи • телю в выполнении административных функций. Однако преобладающее большинство подчиненных (по мысли авторов «вертикальной диадической модели», они образую! так называемую аутгруппу) склонны главным образом к ру тинным и менее ответственным действиям. Их диадно-роле вые отношения с руководителем носят по преимуществу x;t рактер формального служебного обмена. В своем стремлении влиять на подчиненного, относимого к категории аутгрупповых членов, руководитель основывает! н главным образом на имеющейся у него власти и гораздо мс нее склонен допускать взаимное влияние. Поэтому внутри диадный обмен сводится в данном случае лишь к тому, что за выполнение формальных ролевых требований и легитим ных распоряжений руководителя подчиненный получает стан дартный набор вознаграждений в виде денежных выплат и сохраняющегося членства в организации. Методическое отступление. Оно касается инструмом та измерения взаимодействия руководителя с членом группы. Обычно измерение осуществляется с помп щью специально разработанного опросника, числи пунктов которого в разных исследованиях колеблетсн от 2 до 12 [Dienesch & Liden, 1986]. На русском язи ке один из вариантов подобного опросника полностью приводится в книге: [Гибсон и др., 2000]. В литерату ре [Keller & Dansereau, 1995] встречается также описи ние шкал, позволяющих измерить такие, например, компоненты обмена, как действия руководителя, сно
8.1. Модели обмена в руководстве собствующие росту чувства собственного достоинства подчиненного (по оценке последнего), и удовлетворенность руководителя различными сторонами активности подчиненного. С учетом вышеназванных особенностей внутридиадного обмена в системе «руководитель - подчиненный» можно выделить две модели обмена во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В рамках одной из них влияние руководителя на подчиненного осуществляется преимущественно без использования руководителем официальных властных полномочий. Условно говоря, это - модель «лидерского обмена». В рамках другой возможной модели осуществление такого влияния, напротив, предполагает преимущественную опору руководителя как раз на официальные полномочия. В этом случае мы имеем дело с моделью «администраторского обмена». Интересно, что в подходе Д. Граена внимание сосредоточивается не только на отношении «менеджер - подчиненный», но исследуется также и диадическое отношение «менеджер -вышестоящий начальник (босс)». При этом показано [Cash-man et al., 1976], что руководитель, имеющий благоприятные отношения обмена со своим непосредственным боссом, обнаруживает большее стремление к установлению аналогичных отношений обмена и со своими подчиненными. То есть фактически речь вновь идет о разновидности «лидерского обмена». Кстати сказать, ученые [Dienesch & Liden, 1986] выделяют ряд психологических измерений, по которым обычно анализируется «лидерский обмен», а именно: • степень доверия между руководителем и подчиненным; • степень их взаимной лояльности; • степень воспринимаемого равенства обмена во взаимо • величина межличностной аттракции (или, следуя бук 362 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСIН У • степень взаимного влияния; • компетентность подчиненного. Однако, по мнению тех же авторов, из перечисленных выше ' лишь три психологические измерения содержат элемент <ш имности - ключевой в теории социального обмена. Имеются в виду: • воспринимаемый вклад в обмен - осознание того, в кк • лояльность - выражение публичной поддержки целей и • аффект - в трактовке авторов взаимная привязанное! ъ Как полагают Р. Дайнеш и Р. Лиден [Dienesch & Liden, 198(i|, для большинства внутридиадных отношений между руково дителем и подчиненным характерно взаимное усиление этих измерений посредством непрерывного реципрокного прочее са. В отдельных же случаях они выполняют компенсаторную функцию. Например, низкий вклад во взаимоотношения мо жет возмещаться демонстрацией высокой степени лояльное ти. А в целом, по мнению ученых, выделенные измерения, ко торые «действуют как "валюта обмена", привносимая обеими сторонами во взаимоотношения» [Dienesch & Lieden, 1980 P. 625], резонно рассматривать в качестве исходной основы для построения многомерной модели обмена между руково дителем и подчиненным. И хотя до сих пор такого рода многомерная модель еще не построена, анализ исследований, выполненных в контексте
8.1. Модели обмена в руководстве предложенного Д. Граеном подхода, обнаруживает немало попыток расширения исходной теоретической схемы, поиска новых ракурсов ее рассмотрения. В частности, сами авторы «вертикальной диадической модели» [Graen et al., 1982] включили в нее переменную-модератор, опосредующую отношения между руководителем и подчиненным. В качестве такой переменной взяты присущие члену социальной организации потребности в профессиональном и служебном росте, поддержке и внимании со стороны руководителя. Предполагается, что эти потребности в зависимости от силы своего проявления способны придавать вну-тридиадному обмену черты вероятностной связи. Другим примером расширения исходной теоретической схемы является стремление ученых [Dienesch & Lieden, 1986; Graen & Scandura, 1987] придать большую динамичность внутридиад-ным отношениям между руководителем и подчиненным, описать эти отношения в терминах процесса. Так возникла, например, «модель жизненного цикла» [Graen & Scandura, 1987], предполагающая три стадии внутридиадных отношений. В первой (пробной) стадии, носящей ориентировочный характер, руководитель и подчиненный оценивают мотивы, установки и потенциальные ресурсы друг друга, которые могут быть задействованы в обмене. Далее они уточняют эти представления в реальном поведении, причем особое внимание обращается на выполнение подчиненным своей роли. Если стороны удовлетворены действиями друг друга, отношения в диаде переходят во вторую стадию, предполагающую уточнение деталей обмена и развитие взаимного доверия, лояльности и уважения. Наконец, в третьей стадии (если развитие отношений в диаде позволяет дойти до нее) обмен основывается на трансформировании личных интересов во взаимное согласие по поводу миссии и целей рабочей группы. 364 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ Иную схему возможной динамики отношений между рукопи* дителем и подчиненным предложили Р. Дайнеш и Р. ЛидеН [Dienesch & Lieden, 1986]. Ими разработана ориентирован* ноя на процесс модель развития обмена между руководи* телем и членом группы. Основу модели, как подчеркивают ее авторы, составляют им* тегрированные положения ряда известных психологических теорий: теории атрибуции, ролевой теории, организационного лидерства, социального обмена, восходящего влияния, Структурно модель состоит из ряда компонентов, последонн тельность расположения которых отражает динамику вну i ридиадного обмена. Вот эти компоненты (в предложенной аи торами последовательности) и краткое их содержание: Начальная интеракция. Предполагается, что, вступая во вин имодействие, руководитель и член группы привносят в нет присущие им характеристики в виде физических свойств, ус тановок, способностей, личностных черт, опыта, возраста, про исхождения. Причем две такие характеристики могут сущеп венно отразиться на общем ходе взаимодействия, включая и его начальный период. Одна их них связана с новизной пребывания члена группы и организации, поскольку новичок сталкивается не только с но вым членством в конкретной диаде, но и решает проблем!»), касающиеся организационной социализации в целом. И в этом случае непосредственный руководитель может явиться оснон-ным источником новой информации и поддержки, а сам вну-тридиадный обмен будет обусловливать как управленческий, так и социализационный процессы в организации. Вторая характеристика затрагивает атрибутивный фактор. Имеются в виду атрибуции руководителя в отношении члена группы, основывающиеся либо на чисто внешнем впечат лении от последнего, либо на оценке его поведения.
8.1. Модели обмена в руководстве Поручение со стороны руководителя. Второй компонент обсуждаемой модели - получение членом группы от руководителя пробных заданий. При этом руководитель исходит из сложившегося у него понимания рабочей роли подчиненного в организации. Поведение и атрибуции члена группы. Речь идет о действиях члена группы в ответ на полученное от руководителя задание и связанные с его выполнением обязательства, ответственность и т. д. Эти действия, по мнению авторов модели, могут быть подвержены влиянию ряда факторов. Один из них - стремление произвести благоприятное впечатление на руководителя в новой для себя рабочей ситуации. Другой фактор - воспринимаемое равенство в обмене с руководителем. Последний должен выглядеть обеспечивающим справедливое возмещение члену группы за его (или ее) усилия. Подобное возмещение принимает обычно либо форму обмена ресурсами, либо оказание помощи подчиненному в достижении стоящих перед ним целей. Наконец, третий фактор - атрибуции члена группы, касающиеся выбора руководителем соответствующих поручений (например, руководитель может восприниматься как стремящийся содействовать профессиональному росту подчиненного). Атрибуции руководителя относительно поведения члена группы. Следующий элемент модели - попытка руководителя уяснить для себя поведение подчиненного. Она, по мнению авторов модели, основывается на процессе каузальной атрибуции. О том, как разворачивается в сознании руководителя этот процесс, мы поговорим в заключительном параграфе настоящей главы. Здесь же я назову несколько факторов, способных повлиять на атрибуции руководителя. Это, во-первых, разного рода ошибки каузальной атрибуции (см. о них: [Росс и Нисбетт, 1999; Трусов, 1980]) и, во-вторых, так называемое восходящее влияние, т. е. влияние, проистекающее от подчиненных и не- 366 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДС1 Щ 8.1. Модели обмена в руководстве
редко преследующее цели манипулятивного характера (ми-дробнее о нем мы поговорим позднее). Хотя в своей модели Р. Дайнеш и Р. Лиден [Dienesch & Iicrit'ii, 1986] преимущественно делают акцент на поведении и атрибуциях членов диады, некоторое внимание они вполне снрн ведливо уделяют также и контекстуальным факторам виу i • ридиадного процесса. К ним ученые относят композиции! рабочей группы, объем властных полномочий руководителя, организационную политику и культуру. Таким образом, аии-лиз развития обмена между руководителем и членом группы выводится за рамки внутридиадных отношений, учитынпи спектр более широких организационных влияний. Приведенная выше модельная схема, как уже отмечалось, можп быть дополнена несколько более поздней теоретической разрл боткой, одним из авторов которой является Р. Лиден [Liden Л Mitchell, 1989] и в которой речь идет о феномене ипграциации (калька с английского слова ingratiatiori) во внутридиадном b:i;i имодействии «руководитель - член группы». Представляет ин терес психологическая трактовка этого феномена. В русскоязычной литературе [Куницына и др., 2001; Майерг 1997; Сидоренко, 2001] термин «инграциация» обычно перс водится (а стало быть, и трактуется) как «лесть», «оболыцс ние», что придает ему отчетливый манипулятивный оттенок Более реалистичным представляется, однако, понимание фс номена, сформулированное Р. Лиденом и Т. Митчеллом в т предыдущей работе. Инграциация определяется ими ksu стремление людей повысить свою привлекательность в глаза, других [Liden & Mitchell, 1988. P. 572]. Подобное понимант 1. Интересно, что восходящее влияние нередко рассматривается специалис тами [Liden & Mitchell, 1988] в тесной связи с феноменом инграциации. И по скольку в литературе [liden & Mitchell, 1989] предпринята попытка включит инграциацию в контекст анализа динамики обмена между руководителем I членом группы, чуть ниже я вкратце остановлюсь на этой теоретической рал работке, в известной мере дополняющей обсуждаемую модель. позволяет более широко, многопланово взглянуть на смысло-пые истоки феномена, не сводя его проявления исключительно к активности манипулятивного толка. Как показывает специальный анализ [Кричевский, 2000], причины инграциации (или инграциаторного поведения) следует искать прежде всего в присущем индивиду стремлении поддерживать позитивный образ себя в глазах окружающих: вызывать симпатию с их стороны, казаться им привлекательным, компетентным, уверенным в себе, разумным и т. п. В связи с этим необходимо вспомнить о таком важном мотиве человеческого поведения, как мотив самоутверждения [Steele, 1988]. В его основе - поиск и реконструкция людьми информации, способной дать им позитивное представление о себе, поддержать целостность своего Я. Инграциация может быть вызвана также стремлением индивида защитить себя от критики или негативной обратной связи, что в конечном счете связано с поддержанием сложившегося представления о себе и самоуважения. Наконец, источником инграциации может явиться стремление индивида добиться чего-либо в наличной или будущей ситуации, а это, как правило, «заставляет» быть привлекательным и нередко действительно побуждает в целях достижения успеха прибегать к ма-нипулятивным средствам. Другое дело, что всякий раз повышая свою привлекательность в глазах окружающих (т. е. осуществляя ин-грациаторное поведение), мы тем самым неизбежно вольно или невольно влияем на их отношение к себе, в какой-то степени (иногда весьма значительно) управляем этим отношением. И не исключено, что такого рода управление в какие-то моменты жизни примет характер вполне намеренной манипуляции. эвываясь на разнообразных исследовательских данных ученных, кстати, при изучении не только руководства, но которых других интеракционистских феноменов), Р. Ли- 368 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДС1 Н У ден и Т. Митчелл [Liden & Mitchell, 1989] рассматривают ий-грациацию в связи со следующими моментами взаимодейп-вия руководителя с членом группы (подчиненным): • их первоначальными впечатлениями друг о друге; • согласованностью отношений в диаде; • лингвистической формой обмена. Первоначальные впечатления, возникающие у членов диадм относительно друг друга, играют важную роль в развертынм нии дальнейшего взаимодействия, помогая им (прежде во<чи это касается, конечно, подчиненных) предвосхитить реакцию другой стороны на возможные инграциаторные действия и подсказывая наиболее приемлемый с точки зрения благонрл ятного развития отношений выбор. Интересно, что такого ри да впечатления могут появиться еще до возникновения peajir. ных внутридиадных отношений: например, после знакомепы руководителя с личным делом нового подчиненного, в резухи, тате сбора этим подчиненным информации о своем будущем начальнике и т. д. Согласованность отношений рассматривается в качестве дру гого важного условия динамики внутридиадного взаимодейс i вия. Причем в данном случае имеется в виду главным образом инграциаторная тактика подчиненных в ответ на действия ру ководителя. Эта тактика, носящая, на мой взгляд, манипул я тивный характер, выражается в своего рода подстройке под действия и взгляды руководителя, в демонстрации сходства г ними. Вот только один пример подобной тактики: подчиненны it постоянно декларирует мнение, совпадающее с позицией ру ководителя; а как известно [Byrne, 1971; Condon & Crano, 1988 j, сходство в установках усиливает аттракцию, т. е. повышает при влекательность подчиненного в глазах руководителя. Лингвистическая форма обмена также играет существенную роль во взаимодействии руководителя с подчиненным. Ее вер бальные и невербальные компоненты образуют, по выражс
8.1. Модели обмена в руководстве иию Р. Лидена и Т. Митчелла [Liden & Mitchell, 1989], «разговорные ресурсы», использование которых лежит в основе инграциаторной активности подчиненных. Эта активность направлена на сокращение социальной дистанции между руководителем и подчиненным посредством таких «разговорных» (по сути своей - психологических) средств, как, например, самораскрытие, юмор, выражение чувства поддержки и т. д. Из опыта выдающихся менеджеров. Типичный пример лингвистической формы обмена в повседневной жизни большого бизнеса мы находим в мемуарах Л. Якокки: «В практической деятельности корпорации приходится побуждать каждого из ее работников вносить свою лепту в общее благо и стремиться изыскивать все более совершенные способы делать свое дело. Вовсе не обязательно принимать всякое конкретное предложение, но, если вы не ответите пришедшему с предложением человеку восклицанием "это чертовски интересная идея" и не похлопаете его по спине, он никогда больше не обратиться к вам с новым предложением. Такого рода контакты позволяют людям почувствовать, что они действительно чего-то стоят» [Якокка, 1990. С. 79]. Основная цель использования инграциации состоит, по мнению Р. Лидена и Т. Митчелла [Liden & Mitchell, 1989], в возбуждении симпатии, расположения со стороны объекта влияния посредством манипулирования его атрибуциями. Успешные инграциаторы, полагают ученые, могут извлекать различные выгоды из ингруппового членства, включая и так называемые «дутые» оценки за выполненное задание. Поэтому фактор межличностной аттракции играет чрезвычайно важную роль в понимании некоторых аспектов взаимодействия руководителя с подчиненным. Например, его учет помогает понять (а упомянутые авторы приводят на этот счет целый ряд исследовательских данных), почему объективные показатели выполнения задания подчиненным расходятся порою с оценками выполнения того же задания, даваемыми непосредственным руководителем. 370 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСI И| Замечу, что несколько позднее Р. Лиден с сотрудниками [Шеи «§ al., 1993] и другие исследователи [Engle & Lord, 1997] эмпиричя* ски показали правомерность изложенных выше соображений ц Подводя некоторый итог обсуждения материалов работ P. J\n-' дена с соавторами [Dienesch & Lieden, 1986; Lieden & Mitchell, 1988; 1989], нельзя не отметить отчетливо просматривающую юся в них психологическую линию анализа обмена в «верти ■ кальной диадической модели». Внимание к аффективным (инграциация) и когнитивным (атрибуции) аспектам внутри диадного взаимодействия, несомненно, продуктивный шаг и ее дальнейшей разработке. Дело в том, что на протяжении значительного времени Д. Г|ш ен и его сотрудники делали акцент на инструментальной активности члена группы (подчиненного), связанной с выполиг нием задания, и последующей реакции руководителя. Однако отношениями чисто рабочего характера взаимодействие руко водителя с подчиненным не исчерпывается. Организационньн' роли играют живые люди, и психологический фактор можп повлиять на их взаимодействие в неменьшей степени, чем фак тор сугубо исполнительский, профессиональный. Имении изучение роли психологической детерминации отношений, складывающихся в системе «руководитель - подчиненный» (в частности, роли инграциаторного поведения), позволит, но мнению ученых [Liden & Mitchell, 1989], лучше понять, как и почему институциализируются и становятся повседневностью многие несправедливости и что необходимо предпринять для избавления от них. Интерес к психологическим аспектам обмена, в особенности к его аффективной составляющей, заданный работами Р. Ли-дена с соавторами, нашел любопытную реализацию в более поздних исследованиях. В них ученые [Cherulnik et al., 2001; Newcombe & Ashkanasy, 2002; Pugh, 2001] обратили внимание на роль лицевой экспрессии в процессах организационного взаимодействия людей. В частности, было показано, что восприятие подчиненным позитивно окрашенных лицевых эмо-
8.1. Модели обмена в руководстве ций руководителя имеет следствием рост благоприятности отношения к нему со стороны подчиненного. Реакция подчиненного будет даже усиливаться в случае совпадения позитивной лицевой экспрессии руководителя с содержанием его вербальной (в виде обратной связи) активности. Как нетрудно обнаружить из предыдущего обсуждения, «вертикальная диадическая модель» представляет собой одно из возможных объяснений специфики руководства в организационных условиях, вследствие чего она естественным образом связана с целым рядом организационных феноменов и характеристик. Так, метаанализ данных (по результатам нескольких десятков эмпирических исследований) соотношения обмена в диаде «руководитель - подчиненный» с различными переменными на «выходе» обнаруживает значимые позитивные корреляции между внутридиадным обменом и фиксируемым выполнением задания, удовлетворенностью членством, включенностью в организацию, ролевой определенностью, компетентностью подчиненного и негативную корреляцию между внутридиадным обменом и намерением покинуть организацию [Gerstner & Day, 1997]. Значительный интерес представляют материалы исследования связи особенностей вертикального обмена с карьерным ростом менеджера. Исследование проводилось психологами США и Японии [Wakabayashi et al., 1988; 1990] на протяжении 13 лет в ведущих корпорациях Японии с целью проверки гипотезы скрытого инвестирования. Согласно гипотезе, чем выше качество отношений в вертикальном обмене между менеджером и его непосредственным начальником, тем значительнее карьерное продвижение этого менеджера. Результаты проверки этой гипотезы и вытекающие из них соображения относительно возможных детерминантов карьеры руководителя в современном (в частности, японском) менеджменте будут рассмотрены позднее. Наконец, изучение особенностей обмена в диаде «руководитель - подчиненный» позволяет выйти на феномен наделе- 372 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВ ния властью, обычно обсуждаемый в специальной литературе [Ньюстром и Дэвис, 2000; Keller & Dansereau, 1995] в тсс ной связи с вопросами руководства и организационной эффективности. Разработанный Д. Граеном с сотрудниками подход относит ся специалистами [Ayman, 1997; Hollander, 1985; Yukl & Vjih Fleet, 1992] к категории сложившихся направлений исследо вания организационного лидерства и пользуется достаточно высокой научной репутацией. Во всяком случае описание «вертикальной диадической модели обмена в руководстне» можно найти сегодня на страницах любого сколько-нибудь серьезного пособия по менеджменту и организационному по ведению. Однако аналогично другим исследовательским рал работкам, обсуждавшимся в предыдущих главах, данной мо дели присущи как достоинства, так и недостатки. На мой взгляд, несомненным ее достоинством является об ращение к содержательной стороне рабочего взаимодействия руководителя с подчиненным, вычленение и анализ собствен но психологических средств влияния в этом взаимодействии, чего, замечу, так не хватает вероятностным моделям руковод ства. Подобный анализ позволяет «схватить» чрезвычайно су щественные в плане понимания организационной жизни мо менты во взаимоотношениях людей, выйти за рамки сугубо формальных, ролевых связей. В то же время эмпирическое изучение обмена с позиций обсуждаемого подхода ограничено исключительно диадным уровнем отношений, хотя его авторы постоянно имеют в виду менеджмент в организациях, а не процесс управления диадой. При этом, как показывает анализ литературных данных, исследователи, опирающиеся на положения «вертикальной диадической модели», далеко не всегда фиксируют конкретные последствия обмена лично для руководителя. Гораздо большее внимание уделяется ими поведенческой и эмоциональной активности подчиненного.
8.1. Модели обмена в руководстве Г. Юкл и Д. Ван Флит [Yukl & Van Fleet, 1992], в целом позитивно оценивая обсуждаемую модель, также указали в свое время на ряд присущих ей недостатков. Например, на жесткое разграничение подчиненных на ингрупповых и аутгруп-повых членов, что фактически делит их на фаворитов и людей второго сорта. А это вряд ли способствует развитию командного духа и чувства организационной лояльности. Кроме того, по мнению ученых, необходима в дальнейшем разработка более дифференцированного подхода к изучению (и измерению) различных аспектов внутридиадного обмена. В частности, речь может идти о рассмотрении таких его характеристик, как: • качество отношений в диаде (восприятие степени вза • специфические типы поведения руководителя (делеги • результаты взаимодействия (уровень трудовых усилий, Но в таком случае, добавлю уже от себя, необходима и разработка более совершенных методических средств фиксации упомянутых характеристик.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.012 с.) |