Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматургическая модель харизматического отношения в руководствеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В этой модели заключена попытка анализа харизматического руководства, опирающаяся на выдвинутые Б. Шленкером [Schlenker, 1985; Schlenker et al, 1996] идеи относительно про- 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 411 цесса управления впечатлениями и, в частности, одного из его проявлений - феномена построения имиджа. Правда, название самой модели подсказано более ранней работой социолога И. Гоффмана [Goffman, 1959], предложившего для объяснения человеческого взаимодействия «концепцию социальной драматургии». В ней одно из центральных мест как раз и отводится управлению впечатлениями, а само взаимодействие рассматривается как ряд драматургических представлений, во многом аналогичных тем, что происходят на сцене (подробнее см.: [Ритцер, 2002]). Что же касается подхода У. Гарднера и Б. Аволио, то в нем авторы стремятся ответить на два существенных, по их мнению, вопроса: • Как руководители используют стратегии управления • Какую роль играют подчиненные в конструировании ха Концептуальные уточнения модели. Прежде чем проследить, как отвечают на эти вопросы авторы «драматургической модели», стоит хотя бы вкратце остановиться на том, что же понимают исследователи под управлением впечатлениями. Согласно Б. Шленкеру, чьи идеи, напомню, во многом являются исходными в обсуждаемом подходе, управление впечатлениями - один из фундаментальных признаков социального поведения, целенаправленная деятельность по регулированию предъявляемой окружающим информации о каком-либо человеке, объекте, мнении или событии. Люди, как правило, стремятся контролировать и регулировать предъявляемую окружающим информацию о себе, организациях, событиях своей жизни и т. д. Причем нередко в подобной активности усматриваются сугубо прагматические, корыстные побуждения, типичные, на взгляд многих, для таких сфер деятельности, как Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВ бизнес, реклама, политика. Специалисты [Schlenker et al., 199(>|, однако, находят подобную точку зрения весьма упрощенной, Управление впечатлениями, полагают они, вовсе не обя;ш тельно сводится к поведению, ограниченному какими-то оси быми ситуациями нашей жизни (например, дачей интервью, предвыборным выступлением или любовным свиданием) и свойственному лицам определенного личностного склада (и частности, склонным к манипулированию окружающими, об ману, мошенничеству). Тот факт, что такого рода поведение в социальной жизни не редкость, под сомнение не ставится Но, с другой стороны, управление впечатлениями может слу жить и вполне благородным целям: доставлять окружающим чувство радости, помогать справляться с трудностями, вилять в них уверенность в своих силах и т. п. Согласно много численным исследовательским данным, управление впеча'1 лениями следует рассматривать как универсальный тип человеческой активности, как фундаментальную характерно тику интерперсонального опыта. Задать вопрос, замечает и связи с этим Б. Шленкер: «Когда люди занялись управлени ем впечатлениями?», все равно что спросить: «Когда люди за нялись познанием?». Но вернемся к собственно «драматургической модели ру ководства». Предваряя описание основных ее компонентом, У. Гарднер и Б. Аволио уточняют свое понимание харизмы Опираясь на предыдущие разработки, в частности используя ряд положений, сформулированных Р. Хаусом и его коллега ми [House et al., 1991], они рассматривают харизму как повс денческий феномен. Имеется в виду, что трактовка руководст ва как харизматического (и, следовательно, руководителя как харизматика) зависит, с одной стороны, от поведения самош руководителя, а с другой - от атрибуций его поведения под чиненными. Последнее означает, в частности, что руководи тель не может считаться харизматиком до тех пор, пока таковым его не воспримут подчиненные. Подобная логика рассуждс ний, полагают У. Гарднер и Б. Аволио, вполне соответству<ч 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 413 драматургическому подходу, поскольку «требует рассмотрения как руководителя, так и подчиненных в качестве ключевых игроков в конструировании харизматического отношения» [Gardner & Avolio, 1998. P. 34]. Это отношение предполагает наличие руководителя (или лидера), обладающего харизматическими чертами, и подчиненных (или последователей), готовых приписывать подобные черты руководителю2. Причем ключевой фигурой отношения выступает руководитель. С учетом относящихся к обсуждаемому подходу литературных данных [Gardner & Avolio, 1998; House & Baetz, 1979] харизматические руководители (лидеры) могут быть рассмотрены как лица, способные за счет своих личных качеств оказывать необычайно сильное влияние на подчиненных (последователей). Кроме того, согласно точке зрения Б. Шамира [Shamir, 1995], харизматики являются олицетворением глубинных ценностей групп, организаций и сообществ, ими представляемых. И эти ценности способствуют идентификации подчиненных, что означает на языке авторов «драматургической модели» осознание подчиненными себя в качестве последователей того или иного харизматического лидера. Структурно-содержательный анализ модели. Перейдем теперь непосредственно к анализу «драматургической модели руководства». Основываясь на идеях представителей социально-драматургической концепции человеческого общения (в частности, упоминавшихся выше И. Гоффмана, Б. Шлен-кера и др.), авторы модели утверждают, что ключевые роли в харизматическом отношении играют руководитель (или, выражаясь драматургическим языком, деятель, актер) и подчи- 2. Стоит заметить, что в модели У. Гарднера и Б. Аволио крайне трудно провести строгое разделение между лидерством и руководством, если придерживаться отечественной традиции объяснения этих феноменов. Поэтому при рассмотрении модели термины «руководитель» и «лидер», «подчиненный» и «последователь» будут использоваться преимущественно в их англоязычной интерпретации, т. е. как взаимозаменяемые. Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ ненные (в драматургических терминах - аудитория, зрители) Кроме того, по мнению авторов модели, чтобы понять, как строится харизматическое отношение, необходимо рассмотреть процессы идентификации руководителя и подчиненных, посредством которых они формируют свои ситуативные и коллективные идентичности3. Наконец, в модели испольау ются элементы интеракционистского подхода к руководстму [Bass, 1990]. Конкретно это выражается в стремлении авто ров рассматривать динамические отношения между окружл ющей средой, руководителем, подчиненными и поведением каждой из сторон как носящие реципрокный и повторяющий ся во времени характер. «Драматургическая модель руководства» имеет определенную структуру, к основным компонентам которой относятся: о к ружающая среда, характеристики руководителя (лидера), его активность по управлению впечатлениями, особенности идеи тификации подчиненных (последователей), характеристик;» харизматического отношения, организационные последствия харизматического руководства. Остановимся несколько по дробнее на перечисленных блоках модели. Окружающая среда. С точки зрения драматургического под хода окружающая среда служит своего рода сценой, на кото рой руководители и подчиненные строят харизматическое отношение. Основываясь на анализе многочисленных иссле довательских данных, авторы модели полагают, что возникно вение харизматического отношения наиболее вероятно, когда окружающая среда неспокойна и состояние организационно го контекста способствует переменам (например, отмечаются 3. Следуя взглядам Б. Шленкера, авторы «драматургической модели» тракту ют идентичность в когнитивистских терминах, а именно как обобщенное пред ставление (Я-схему) индивида о своих наиболее значимых признаках, харак теристиках, переживаниях. Под ситуативной идентичностью понимается представление индивида о себе, которое преднамеренно или неосознанно кои струируется им применительно к специфической социальной ситуации или от ношению. Коллективная идентичность характеризует представление индиви* да о себе как о части конкретного социального целого (группы, команды). 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 415 значительные проявления трансформационной культуры). Напротив, когда окружающая среда стабильна и в организационном контексте отсутствуют предпосылки для перемен (в частности, преобладают явные элементы трансакционистской культуры), вероятность развития харизматического отношения невелика. Характеристики руководителя (лидера). В этот блок модели включены факторы, оказывающие влияние на процесс лидерской идентификации, т. е. осознания, трактовки индивидом (руководителем, менеджером) себя как лидера4. К числу таких факторов авторы модели относят: Я-систему лидера, его мотивы и ценности, видение. Термин «Я-система» навеян ученым содержанием многоаспектной концепции Я, разрабатываемой X. Маркус [Markus & Wurf, 1987]. По меньшей мере три аспекта Я-системы лидера характеризуются авторами модели как наиболее существенные для лидерской идентификации: • лидерская идентичность - основываясь на теоретических разработках в области Я-концепции [Markus & Wurf, 1987] и управления впечатлениями [Schlenker, 1985], У. Гарднер и Б. Аволио рассматривают лидеров, в том числе и харизматических, как людей, для которых образ (схема) лидера является центральной и важнейшей частью их идентичности (по данным авторов модели, складывание сильной лидерской идентичности харизматиков во многом обусловлено их предшествующими достижениями в различных видах деятельности, успехами в преодолении жизненных вызовов, а также атрибуциями лидерства со стороны значимых других в разные годы жизни, особенно детские); 4. Буквально идентификация понимается Б. Шленкером, чьи взгляды во многом легли в основу «драматургической модели», как «процесс, способ или результат установления того, каким примерно должен быть определенный тип человека или явления, путем спецификации его идентичности с помощью дефиниции, описания, доказательства, умозаключения, объяснения, аналогии или трактовки» [Schlenker, 1985. Р. 65]. Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВ • высокое самоуважение - харизматические лидеры, кап • высокий самомониторинг - имеется в виду способ Следующими рассматриваемыми здесь характеристиками ру ководителя (лидера) являются, как уже говорилось, его мотивы и ценности. Что касается мотивационных характеристик, то, по мнению авторов модели, основным мотивом поведения харизматических лидеров, связанного с управлениями вне чатлениями, является потребность во власти. Напомню, од нако, что обсуждение ее роли в харизматическом лидерстлг проведено мной выше (см. 4.2). Касаясь ценностей харизматических лидеров, У. Гарднер и Б. Аволио отмечают, что они влияют как на содержание ви дения (например, на предпочтение лидером тех или инык целей и действий), так и на выбор методов, позволяющие осуществить это видение. Причем влияние лидерского ви дения оказывается наиболее действенным, когда оно высо ко конгруэнтно потребностям, ценностям и притязаниям по следователей. 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 417 Авторы «драматургической модели» обращают внимание на особую разновидность лидерского видения - идеализированное видение. Оно рассматривается как фактор роста лидерской харизмы. Хотя в этом видении черты правдоподобия могут сочетаться с элементами утопии, входящие в него цели наполняют усилия последователей большим смыслом и придают им большую целеустремленность. По мнению специалистов [Shamir, 1995], активизируя потребности более высокого уровня, идеализированное видение стимулирует последователей действовать на пользу социума (группы, организации). Ученые [Shamir et al., 1993] полагают также, что в подобном видении цель выступает как очень трудный, но достойный вызов, успешно противостоять которому (а значит, достичь цели) можно только благодаря высокой ответственности и энтузиазму последователей. Наконец, что весьма существенно, видение харизматических лидеров сравнительно с видением нехаризматиков, носит, как считают авторы модели, более дифференцированный характер, представляя собой иерархию более специфических целей, касающихся тех или иных последователей. Объединяя эти цели в большое целостное видение, лидер «рисует» последователям более объемную и привлекательную картину будущего. Из опыта эффективного менеджмента. Практически все исследователи современного менеджмента сходятся на мысли, что видение есть sine qua поп эффективного организационного лидерства. В своей книге «Лидеры реорганизации» Н. Тичи и М. Деванна посвятили специальную главу роли видения в практике выдающихся ме-неджеров-инноваторов. Для этих людей, пишут они, важной задачей является определение и создание видения более совершенной организации, воздействие на людей с целью внушения им этой мечты. Они должны показать людям образ того, что будет подталкивать их 5. Непременное условие (лат.). Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ стремление двигаться вперед. Основываясь на материн лах интервью с руководителями ряда ведущих мироны к корпораций, исследователи приходят к выводу, что «ни дение - это комплекс того, чем организации хотят стать. Оно включает стратегию бизнеса (рынки, продукции», услуги), будущее устройство организации и роль кадров в ней» [Тичи и Деванна, 1990. С. 105]. С американскими коллегами солидаризируются авто ры шведского управленческого бестселлера «Вызов лидеров» - организационные консультанты Б. Карлоф и С. Седерберг. Они усматривают важнейшую цель ни дения в том, «чтобы придать труду смысл и, следона тельно, создать мотивацию и мобилизовать энтузиазм большинства людей на предприятии» [Карлоф и Седерберг, 1996. С. 115]. Ученые формулируют ряд требований, которым должно удовлетворять видение ли дера (руководителя), имея в виду его побудительную силу. Вот некоторые из этих требований: • видение должно вдохновлять - для этого оно • видение должно быть простым - как воспомина • видение должно быть искренним - т. е. в нем не • видение должно быть хотя бы в небольшой сто • люди, к которым обращается лидер, должны най Наконец, интересный обобщающий анализ видения про вели совсем недавно немецкий специалист М. Хаузер и один из авторов харизматического подхода Р. Хауе 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 419 [Hauser & House, 2004]. Основываясь на научных данных и опыте эффективного менеджмента, ученые сформулировали 11 принципов, касающихся содержания и реализации приносящего успех видения в организационном процессе. Четыре принципа относятся к содержанию видения. Они гласят: 1. Формулировка видения должна отвечать таким кри 2. Видение должно иметь дело с вопросами, касающи 3. Видение должно нести в себе организационную спе 4. При формулировании содержащего вызов нового ви Согласно упомянутым выше авторам, реализация видения предполагает опору на семь других принципов: 5. Выработку единого понимания видения среди чле 6. Поддержку высокой степени включенности людей 7. Формирование видения театральными средствами 420 Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУК0В0ДС1НУ 8. Трансляцию видения в первую очередь наиболее 9. Соединение видения с повседневными делами и иг
10. Выполнение действий, которые согласуются с ми 11. Использование символов, метафор и имиджей, си Опора на указанные принципы, считают М. Хаузер и Р. Хаус, поможет менеджерам достичь нескольких це лей: задать своим подчиненным направление действий, способствовать их идентификации с организацией, сти мулировать высокий рост мотивации работников и ко ординации их усилий. В конечном счете все это буд<ч способствовать росту организационной эффективности В то же время ученые предупреждают о возможны* ситуационных и культурных ограничениях, связанны* с использованием тех или иных принципов. По их мне нию, не рекомендуется, например, соотносить видение с прошлым организации (принцип 4) в период ради кальных организационных изменений, поскольку aravi ляция к прошлому способна поощрить людей к сопро тивлению новшествам. Далеко не во всех культурах возможна успешная рем лизация принципа 6. Так, в странах с патерналистской культурой и авторитарным стилем управления (напри мер, большинство стран Ближнего Востока) включе ние подчиненных в обсуждение предлагаемого руко водством нового видения будет восприниматься ими как знак некомпетентности и слабости. Культурные ограничения затрагивают и принцип 7, причем, отмечают М. Хаузер и Р. Хаус, в силу разных 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 421 причин. В Германии, например, лидер, излагающий видение в театрализованной манере, рискует вызвать сильные ассоциации с недоброй памяти Адольфом Гитлером (как известно, отличавшимся именно подобной манерой выступления) и вследствие этого возбудить к себе неприязнь. В Скандинавских же странах театрализованная подача видения неприемлема по другой причине: она не соответствует социальным нормам поведения, принятым в этих странах. Далее остановимся еще на одной характеристике руководителя, которой авторы «драматургической модели» уделяют значительное внимание. Речь идет об имидже желаемой идентичности - термине, заимствованном учеными у Б. Шленкера [Schlenker, 1985; Schlenker et al, 1996]. Этим термином описывается демонстрация индивидом (например, руководителем) окружающим (подчиненным) некоего желаемого представления о себе. Подобное представление включает в себя те личностные характеристики, которые наиболее желательны для индивида и которые, как он полагает, ему вполне доступны, исходя из максимума его возможностей. По мнению Б. Шленкера, отличительными признаками имиджа желаемой идентичности являются, во-первых, его полезность для самого индивида в достижении собственных целей и, во-вторых, его правдоподобие для наблюдателей в смысле безусловной, не вызывающей у них сомнения доказательности. Хотя этот имидж нередко содержит элементы самовосхваления, он вместе с тем, будучи подкорректирован реальной жизнью, являет собой все же некий компромисс между желанием индивида казаться и необходимостью быть. Как считают авторы «драматургической модели», желательность имиджа идентичности для руководителей (лидеров) частично зависит от того, что ценится людьми (подчиненными, последователями), с которыми они работают. Например, директор школы может обрести харизму, проявляя особую теплоту, отзывчивость по отношению к детям, страдающим эмо- Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ циональными расстройствами, тогда как храбрость и реши тельность в бою наиболее желательны для имиджа военного руководителя. Поэтому, как показывает практика, имиджи, которые хотят иметь харизматические руководители, обнару живают значительные различия в зависимости от их лично стных особенностей, организационных контекстов и ожиданий подчиненных. В то же время авторы «драматургической модели» называют ряд имиджей, представляющих ценность практически для любых ха ризматических руководителей (лидеров). Имеются в виду: • имидж человека надежного и заслуживающего доверия специалисты [Conger, 1989] называют этот имидж главным для харизматиков, поскольку отсутствие доверия со стороны подчиненных (последователей) обесценивает роль видения руководителя, фактически сводит на нет добровольность (ключевой компонент доверия) следования этому видению; (Жизненная иллюстрация. Д. Ландрам [1997], уже упоминавшийся в гл. 5 автор жизнеописаний выдаю-щихся менеджеров-инноваторов минувшего столетия, среди других дает портрет Ф. Смита - выраженного харизматического лидера в бизнесе. Созданную им круглосуточную службу доставки грузов «Федерал Экспресс» специалисты называют «одной из величайших предпринимательских саг XX века», изменившей способ ведения бизнеса во всем мире. Интересно, что в этой службе реализована университетская идея Ф. Смита, первоначально изложенная им еще в курсовой студенческой работе и признанная тогда рецензентом-профессором непродуктивной и утопической. Д. Конджер, известный специалист в области харизматического лидерства, избрал именно Ф. Смита основным объектом своего исследования [Conger, 1989]. Служащие Ф. Смита, замечает Д. Ландрам, считают его своим идолом. «Нам необходима его харизма, его руководство», - заявил один из высших управляющих «Федерал Экспресс». Многие сотрудники характеризу- 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 423 ют его как главного вдохновителя в работе, по-отцовски относящегося к людям: за 20 лет работы в компании не было ни одного случая увольнения. По словам рядового менеджера компании, «если бы Фред Смит собрал все 13 000 служащих "Федерал Экспресс" на мосту "Хернандо де Сото" в Мемфисе и сказал: "Прыгайте!" - 99,9 процента прыгнули бы в быстрые воды Миссисипи. Вот как они верили в этого человека» [Ландрам, 1997. С. 137].) • имидж человека достойного в моральном отношении - • имидж человека, склонного к новаторству, - имеется в • имидж человека, наделенного исключительными способно Совершенно очевидно, что описанные выше имиджи фактически представляют собой разновидности самопрезентационной активности руководителя. И недаром позднее модель У. Гарднера и Б. Аволио получила в литературе (кстати, при соавторстве Б. Аволио) иное название - «самопрезентационной теории харизматического руководства» [Sosik et al., 2002]. Действия руководителя (лидера) по управлению впечатлениями - еще один блок, или компонент, «драматургической модели», включающий в себя усилия руководителя (лидера) Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ по достижению и сохранению имиджа желаемой идентично сти. С точки зрения драматургического подхода, подобная а к тивность харизматиков может быть рассмотрена как прихо дящаяся на четыре основных этапа (или стадии): • фрейминг - выдвижение лидером некоторой общей • скриптинг - этап сценарного воплощения выдвинутой
- кастинг (имеется в виду определение ролей, выполни е - диалог (использование харизматиками различных форм - направление (речь идет о даче соответствующих указа
• постановку - на этом этапе происходит отбор релеват • исполнение - этап конкретной реализации сценарные 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 425 чиненными, включающих разнообразные стратегии управления впечатлениями. До сих пор речь шла об активности лидера (руководителя) в рамках харизматического отношения. Вместе с тем значительное внимание в подходе У. Гарднера и Б. Аволио уделяется также и другой стороне этого отношения - последователям (подчиненным), имея в виду различные (релевантные идеям обсуждаемого подхода) их характеристики, на которых я остановлюсь ниже. Особенности идентификации последователей. По мнению авторов «драматургической модели», процесс идентификации (т. е. осознание, трактовка) индивидами себя в качестве последователей отличают: стремление солидаризироваться со своим лидером, приписывание ему харизмы и переживание позитивного чувства к нему. Подобные проявления являются результатом влияний, оказываемых действиями лидера на Я-систему последователей, их мотивы и ценности, эмоциональное состояние, приписывание лидеру харизмы. Рассмотрим несколько подробнее специфику этих влияний. Касаясь Я-системы последователей, ученые [Gardner & Avolio, 1998] выделяют два наиболее существенных для идентификационного процесса аспекта: • идентичность последователей - она воплощает представление индивидов о себе как о последователях (схема последователя является важнейшей частью их идентичности) и во многом формируется благодаря действиям лидера по управлению впечатлениями (напомню, эти действия описаны несколько выше), причем в качестве основных «инструментов» влияния лидера на идентичность последователей специалисты [Shamir et al., 1993] называют ролевое моделирование (его объектом, т. е. образцом, служит лидер) и аналитическую рамку, которую конструирует и использует лидер для лучшего понимания подчиненных и выработки согласия с ними в оценке ситуации и видении; Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДС1Н У • возрастающее самоуважение и самоэффективностш последователей - имеется в виду, что высокая степень уп«** ренности харизматических лидеров (как в собственных пи лах, так и в способностях последователей), воплощенная и ум" монстрируемых ими поведенческих образцах, действиях но поддержке и эмоциональному воодушевлению последовать лей, способствует росту самоуважения последних, усилииае г их восприятие себя как способных эффективно решать стон щие перед ними задачи, т. е. как самоэффективных. Другой рассматриваемый У. Гарднером и Б. Аволио acucHi личности последователей -их мотивы и ценности. Б л а годаря привлекательности декларируемых ценностей и ни дения, а также поведенческих и эмоциональных проявлении харизматические лидеры оказывают значительное влиял ис на мотивацию и ценности последователей. В частности, они способствуют смещению вектора направленности мотивации последователей от полюса собственных интересов к полюсу коллективных дел. Аналогичному влиянию подвержены и ценности последователей: они меняются, становясь контру энтными видению и ценностям лидера, и постепенно интер нализуются последователями. Как отмечалось выше, одним из результатов влияния лидера на последователей является приписывание (атрибуция) ему харизмы. Оно во многом обусловлено степенью соответст вия лидерского поведения прототипу харизматического ли дера в сознании последователей и может усиливаться за счо\ склонности некоторых людей связывать организационные до стижения исключительно с эффективностью лидерства. По мнению авторов «драматургической модели», такие люди тя готеют к романтизации лидерства. Именно они более других склонны рассматривать лидеров в качестве харизматических и влиятельных фигур. Романтизация (или идеализация) лидерства относит ся специалистами [Yukl & Van Fleet, 1992] к числу атрибутивных ошибок, возникающих вследствие чрез- 9.2. Современный этап развития харизматического подхода 427 вычайно упрощенного толкования людьми (подчиненными, последователями) событий организационной жизни и причин организационной эффективности. Об этом свидетельствуют, в частности, данные исследований Д. Майндла с сотрудниками, на которые ссылаются авторы «драматургической модели» и которые довольно подробно описаны в опубликованной недавно работе В. Шеклтона [2003]. В ней среди прочего приводится любопытный факт, касающийся условий атрибуции харизмы. Было обнаружено, что хорошее знание работником конкретного менеджера и наличие деловых отношений с ним снижает налет романтизации и уменьшает вероятность приписывания ему харизмы. Напротив, если менеджер отдален от работника или работник видит его редко, такая вероятность значительно возрастает за счет большей идеализации руководителя. Атрибуция харизмы может усиливаться также и в зависимости от некоторых иных факторов, получивших в литературе [Gardner & Avolio, 1998] название позитивных «вторичных впечатлений». Имеются в виду позитивные впечатления, связанные с такими, например, чертами лидера, как физическая привлекательность, общительность, доброжелательность. По мнению ученых [Leary, 1989], подобные впечатления могут возникнуть как непреднамеренные, побочные продукты осуществляемых лидером самопрезентаций, что, на мой взгляд, не исключает возможности намеренной демонстрации лидером указанных черт с целью создания основных («первичных») впечатлений о себе. Итогом разнообразных действий лидера по управлению впечатлениями в виде харизматически окрашенных самопрезентаций является развитие позитивных чувств к нему со стороны последователей. Согласно авторам «драматургической модели», насыщенные элементами харизмы самопрезентации лидера усиливают солидаризацию последователей с ним, его видением, вызывают у них эмоциональный подъем и позитивные чувства к лидеру. Подобные чувства имеют место так- Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ же и в тех случаях, когда под влиянием выражаемого лидером доверия значительно возрастают самоуважение и самоэффок тивность последователей. Кроме того, реализуемое посредством самопрезентационных стратегий лидерское влияние может принимать форму социального заражения, передаваясь от одних последователей к другим. Дело в том, что организационные лидеры, как прави ло, контактируют с ограниченным количеством людей, вслед ствие чего возникающие харизматические эффекты зачастую носят достаточно локальный характер. В то же время некоторые из таких лидеров весьма популярны в огромных орга низациях с десятками, сотнями тысяч работников. Авторы «драматургической модели» полагают, что именно феномен социального заражения объясняет, как харизматическое от ношение, возникшее между лидером и ограниченным кругом последователей, развивается затем настолько, что вовлекает в свою орбиту все большее и большее число людей до тех пор, пока не начинает отождествляться с движением. Жизненная иллюстрация. Хотя основной адресат об суждаемой здесь работы У. Гарднера и Б. Аволио - спо циалисты в области психологии менеджмента, а место ее публикации - «Журнал академии менеджмента», только что приведенное суждение этих авторов вызыва ет определенные ассоциации скорее все же с события ми из области политического лидерства минувшего сто летия. Действительно,
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.017 с.) |