Технологии организации учебного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии организации учебного процесса



Телекоммуникации – необходимая составляющая информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающая не только передачу информации, но и организацию обратной связи преподавателя с обучающимися. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогическим процессом по определению. От того, насколько обратная связь будет оперативной, зависит эффективность обучения. Посредством телекоммуникаций возможно осуществление различных форм учебно-познавательной деятельности студентов или школьников, администрирование и управление учебным процессом.

Принято различать синхронную и асинхронную связь. Передача информации с компьютер на компьютер называется синхронной связью, а через промежуточную ЭВМ, позволяющую накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере запроса пользователями, – асинхронной [6, 20, 26, 30].

Телекоммуникационные технологии можно разделить на два типа – off-line и on-line. Off-line технологии позволяют организовать общение в асинхронном (отложенном) режиме времени. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата, и пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки, телеконференция, телефонная связь.

Электронная почта может использоваться как для связи между двумя пользователями, так и для соединения многих получателей. Электронная почта имеет широкие возможности для улучшения качества образовательного процесса. Это и средство дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности обучающихся, например, консультации с преподавателем и друг с другом, и средство управления ходом учебного процесса – распространение результатов аттестации, распоряжений, приказов и других документов административного характера.

Использование электронной почты позволяет увеличить эффективность труда преподавателей, особенно при обучении большого количества обучающихся, позволяя организовать их индивидуальную работу и коллективную деятельность.

С помощью списка рассылки может быть организовано одновременное распространение учебной информации всем участникам учебного процесса.

 

С помощью телеконференции возможно организовать коллективное обсуждение какого-либо вопроса или проблемы путем изложения своего мнения, задавания вопросов в письменном виде. Посредством телеконференции могут быть осуществлены тематические конференции, олимпиады, что оказывается эффективным для самообразования как педагогов, так и обучающихся. Асинхронный режим работы способствует рефлексии, и соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования графических, звуковых, анимационных файлов делают такие телеконференции весьма актуальными [18, 20].

Преимущества телеконференций

1. Экономия времени. Ответ на вопрос, заданный одним студентом, доступен для всех остальных участников учебного процесса.

2. Коллективное обсуждение проблемы. Участвуя в дискуссии, каждый участник может выступить, прокомментировать ответ и высказать свое мнение.

3. Сохранение присланных на телеконференцию работ, статей с целью дальнейшего их использования.

On-line технологии обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. Режим on-line близок по характеру обычным аудиторным занятиям, однако, требует одновременного присутствия у компьютеров, как преподавателя, так и обучающихся. К технологиям on-line относятся: чат, аудиоконференция, видеоконференция.

Чат – это обмен текстовыми сообщениями через Интернет в реальном времени. В простейшем случае “разговор” происходит между двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу (IRC-сервер). Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием, кто именно отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на “частный” диалог, закрытый от других пользователей. Для работы в чате существует большое количество программ, например, MIRC.

Если компьютер оборудован звуковой картой, микрофоном и наушниками или акустическими колонками, то возможна организация аудиоконференции, которая приближает компьютерное общение к телефонному разговору.

Еще более высокий уровень общения достигается в режиме видеоконференции. При видеоконференции общение происходит в реальном времени с использованием специализированного дополнительного оборудования (web-камеры, звукового микшера, микрофонов и т.д.).

Сегодня эта технология является широко используемой в дистанционном учебном процессе. Ее осуществление становится возможным как по наземным линиям связи, так и по спутниковым каналам. При традиционном обучении с использованием данной технологии возможна организация занятий в распределенной аудитории обучающихся, привлечение на занятия педагогов других образовательных учреждений, научных работников и ведущих ученых.

Следует отметить, что качество организации видеоконференцсвязи зависит от качества оборудования и емкости телекоммуникационных каналов. Наличие спутникового Интернета делает возможным проведение видеоконференции на самом высоком технологическом уровне.

В организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий большую роль играют специализированные распределенные автоматизированные системы управления, содержащие базы данных учебной информации и базы, обеспечивающие полное документационное сопровождение учебного процесса. Полные базы данных размещаются в базовом вузе, а в филиалах, представительствах, учебных центрах - сегменты, связанные непосредственно с их деятельностью, при этом должен обеспечиваться автоматический обмен (репликация) изменений в данных.

Как один из вариантов автоматизированной системы управления в Томском государственном университете был разработан "Электронный университет" [5]. Созданное программное обеспечение позволяет организовать и управлять процессом обучения, реализовывать доставку учебно-методического материала в электронной форме обучающемуся и осуществлять учебно-познавательную деятельность.

В “Электронном университете” управление осуществляется по трем компонентам образовательного процесса: организационной, учебно-методической и контролирующей. Первая компонента обеспечивает прием в учебное заведение, обучение студентов и выпуск специалистов. Вторая – управляет образовательной деятельностью специализированных кафедр различных вузов, обеспечивая их взаимодействие. Третья компонента – позволяет осуществлять контроль за соблюдением требований образовательного стандарта.

Существенной компонентой учебного процесса является контроль качества знаний студента. Организация обратной связи в виде консультаций, контрольных работ, домашних заданий с помощью компьютерных средств и, особенно, с применением автоматизированных баз данных значительно облегчает работу преподавателя по оперативному контролю усвоения студентом материала. Для студента работа с тестирующими программами дает возможность вовремя проверить свою подготовку перед контрольными мероприятиями.

Практически все базы данных “Электронного университета” являются распределенными и находятся на серверах Lotus Domino. Доступ к ним осуществляется четырьмя группами пользователей: студентами, преподавателями, администрацией и техническим персоналом. Для работы с базами данных используются клиентские места Lotus Notes.

Следует еще раз подчеркнуть, что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс. При этом методы традиционной образовательной системы получают свое новое развитие, оказываются более целенаправленными и организованными. Доступной для использования становится сеть Интернет, где могут быть размещены учебные материалы, ориентированные на разные категории учащихся, с разным уровнем подготовленности. Индивидуализация обучения реализуется и через телекоммуникационные технологии. Их включение в учебный процесс позволяет осуществить новый подход к обучению и воспитанию обучающихся, который:

· основан на поиске нужной информации, желании ее осмыслить и связать с изучаемыми вопросами;

· позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;

· имеет в своей основе реальные исследовательские методы, способствующие приобретению разносторонних знаний;

· позволяет разнообразить приемы работы педагога с обучающимися;

· предусматривает необходимость поделиться полученными знаниями с окружающими и применить их в конкретной ситуации;

· базируется на широком общении, свободном обмене мнениями и необходимой информацией;

· способствует приобретению разносторонних сопутствующих навыков, например, навыков работы с компьютером и информационно-коммуникационными технологиями.

Однако для грамотного и эффективного применения перечисленных технологий педагогу необходимо ориентироваться в соответствующих программных продуктах и инструментальных средствах, лежащих в основе их функционирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.007 с.)