Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние информационно-коммуникационных технологий на психологическое состояние обучающихсяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Информационно-коммуникационные технологии, активно использующиеся в современном обществе, оказывают определенное влияние не только на личностные способности человека, но и его психологическое состояние, его поведение и мировоззрение. Это объясняется тем, что наше мировосприятие в основном обусловлено и ограничено теми средствами, которые мы используем в разных видах своей деятельности. В ходе обучения на основе ИКТ человек с помощью новых средств осваивает новые категории, дающие новые представления о картине мира, что впоследствии будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности. Существуют различные ситуации, обусловливающие воздействие ИКТ на психику обучающегося. Это, конечно, и непосредственное взаимодействие с той или иной информационной технологией в рамках учебно-познавательной деятельности. Сами педагоги и обучающиеся, взаимодействующие с ИКТ, распространяют их влияние все дальше и дальше. Всем известно и широкое распространение компьютерных игр и специальных аттракционов, основанных на технологии виртуальной реальности. Даже те, кто напрямую не соприкасается с компьютерами, тоже являются их косвенными пользователями, например, смотря анимационные фильмы, пользуясь кредитными карточками и т.д. [18, 19]. Применяя ИКТ в учебном процессе, педагог должен учитывать следующие моменты [19]. Во-первых, те новообразования, которые возникают под влиянием ИКТ, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом же снижается роль эмоциональных средств общения. Во-вторых, особенности традиционной деятельности становятся присущи и компьютеризованной. Особенно это заметно по современным образовательным ресурсам, где наблюдается присутствие автора, визуализация и воссоздание реальных образов изучаемых объектов, процессов – и это далеко неполный перечень приведенных примеров. Наблюдаются элементы “очеловечивания” программ и отчасти самих компьютеров. Подобные противоположно направленные воздействия и формируют сложную и противоречивую структуру различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательный), основанной на применении информационно-коммуникационных технологий. Влияние ИКТ на личность обучаемого может быть выражено в большей или меньшей степени: от локального, касающегося ограниченного круга психических явлений (например, использование компьютерного сленга), до глобальных, свидетельствующих об изменении личности в целом (сленг-зависимость, синдром хакера). Необходимо заметить, что психологи, педагоги, специалисты в области ИКТ уделяли и уделяют много внимания исследованию последствий информатизации для различных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной. Однако вопросы глобальных изменений личности в полной мере еще не изучены, вот почему становится понятной необходимость участия педагогов, психологов в экспертизе разрабатываемых проектов по внедрению ИКТ. Необходимо качественное тестирование электронных образовательных ресурсов на соответствие их психолого-педагогическим требованиям, исследование общения обучающихся с использованием телекоммуникаций. В этом случае появляется возможность выявить последствия негативного воздействия на личность обучающихся и принять меры, как для их нейтрализации, так и для создания условий, в которых в наибольшей степени смогут проявить себя преимущества, обеспечивающие применение этих технологий. Характерным примером служит использование в учебном процессе в качестве средств общения Интернет-технологий, дающих возможность позитивных преобразований личности на основе качественного изменения коммуникативной и познавательной деятельности, самого стиля обучения. При работе в сети Интернет отмечается повышение активности обучающихся, возрастает их самостоятельность и индивидуализация подхода к обучению, что вызвано наличием огромного количества информации, появляется раскрепощенность в общении, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика. Все это стимулирует развитие личности обучающегося - самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности, умения отстаивать свою точку зрения. Однако не следует забывать и об отрицательных последствиях: интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует того, что обучающийся успешно адаптируется к запросам и требованиям социальной среды. Реальной остается и Интернет-зависимость, которой могут подвергнуться обучающиеся самых разных возрастов. Психологические последствия этого явления - социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, замкнутость в общении, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов, озлобленность). И тогда это перерастает в серьезную проблему, где обязательно требуется помощь психолога. Большой интерес представляет также вопрос о том, каким образом те или иные психические компоненты, сформированные под воздействием ИКТ, переносятся в традиционные, “бескомпьютерные” сферы деятельности, т.е. в чем состоит суть психологических механизмов воздействия информатизации. Ответ на этот вопрос очень важен для педагога, поскольку позволяет использовать не только прямое, но и косвенное воздействие ИКТ [21]. Перенос умений и навыков работы с ИКТ на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства. Так, педагоги, применяющие ИКТ, отмечают, что эти технологии преобразуют учебную деятельность, внося в нее четкость, эффективность, предсказуемость. В то же время важнейшей задачей педагога становится показать обучающимся ограниченность подобного подхода. Нельзя исключать влияние примитивных (механических) способов “мышления” многих компьютерных обучающих программ на развитие способов мышления обучающихся. Необходимо перевернуть ситуацию, показав обучающимся, каким образом сознательно выбрать и применить оптимальные алгоритмы решения задач по аналогии с компьютером, но, используя рациональный подход к построению именно оригинального решения, путь к которому подскажет интуиция, догадка, неординарный, иррациональный взгляд на проблему. Не отрицая того, что ИКТ способствуют развитию новых форм учебной деятельности, получению знаний, умений и навыков, отметим, что наблюдается и движение в обратном направлении, а именно возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени утративших свою роль психических компонентов. Одним из наиболее характерных примеров является возрождение (правда, в новых, видоизмененных формах) эпистолярного творчества. Электронная почта, чаты, телеконференции потребовали навыков письменного общения, которые во многих развитых странах оказались практически забытыми благодаря широкому распространению телефонной связи. Там, где обучающимся становятся доступны информационно-коммуникационные технологии, естественным образом создаются условия для возникновения у них мотивации овладения письменной речью. Важно не столько грамотно писать, сколько правильно уметь выразить свой вопрос, ответ или заключение. Возникает своеобразная субкультура, включающая правила знакомства в Интернет, этикет электронной деловой и личной переписки, специфический символьный язык, позволяющий передать в сообщении настроение, чувства. Внедрение любых информационных технологий в различные сферы деятельности очень часто напрямую преследует в качестве основной цели освобождение человека от рутинных операций и, как следствие, создание условий для его развития. Так и внедрение ИКТ постепенно делает ненужными не только многие умения и навыки, но даже формы деятельности, что иногда просто не допустимо. Например, возможности электронных таблиц позволяют производить не только обычные вычисления, избавляя педагога и обучающихся от рутинных операций, но и перейти сразу к анализу данных. В то же время широкое и не всегда оправданное использование микрокалькуляторов даже в начальной школе ведет к утрате навыков устного счета, быстрого счета, мыслительной деятельности и т.п. В итоге это приводит к тому, что учащиеся не могут правильно оперировать самим понятием числа, поскольку не прочувствовали основные операции с числами [21]. Наибольшая опасность здесь кроется в том, что современные ИКТ часто обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучающихся на самостоятельную выработку новых знаний, представляющих собой результат познавательного процесса. Так, например, разнообразные программные комплексы для статистической обработки, системы символьной математики дают практически готовые и наглядно иллюстрированные решения разнообразных задач, получение которых ни в коем случае не должно быть самоцелью. Здесь мощный потенциал ИКТ может вывести на новый уровень “традиционные” навыки обучаемых: поиск и установление взаимосвязей между различными параметрами, уточнение постановки задачи, сопоставление различных методов решения, анализ результатов, обобщение полученных знаний. Широкому внедрению ИКТ обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие обучаемых. Опасность технократического мышления, развивающегося под прямым и косвенным влиянием информационно-коммуникационных технологий, по мнению психологов, состоит в том, что для него характерны “примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями” [21]. В заключении обязательно нужно отметить еще раз, что последствия применения ИКТ могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому, оценивая результат и эффективность их внедрения в учебный процесс, нужно подходить с разных сторон. Проектируя использование ИКТ, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять развитие всех его способностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.228 (0.01 с.) |