Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов



Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)[1].

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

· формированию целостного мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

· совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

· воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

 

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

  • введение в информатику;
  • алгоритмы и начала программирования;
  • информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Класс

Номер урока Тема урока Параграф учебника
1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Введение.
Тема Информация и информационные процессы
2. Информация и её свойства §1.1.
3. Информационные процессы. Обработка информации §1.2.
4. Информационные процессы. Хранение и передача информации §1.2.
5. Всемирная паутина как информационное хранилище §1.3.
6. Представление информации §1.4
7. Дискретная форма представления информации §1.5.
8. Единицы измерения информации §1.6.
9. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа  
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
10. Основные компоненты компьютера и их функции §2.1
11. Персональный компьютер. §2.2
12. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение §2.3.
13. Системы программирования и прикладное программное обеспечение §2.3
14. Файлы и файловые структуры §2.4.
15. Пользовательский интерфейс §2.5
16. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа  
Тема Обработка графической информации
17. Формирование изображения на экране компьютера §3.1
18. Компьютерная графика §3.2
19. Создание графических изображений §3.3
20. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа  
Тема Обработка текстовой информации
21. Текстовые документы и технологии их создания §4.1
22. Создание текстовых документов на компьютере §4.2
23. Прямое форматирование §4.3
24. Стилевое форматирование §4.3
25. Визуализация информации в текстовых документах §4.4
26. Распознавание текста и системы компьютерного перевода §4.5
27. Оценка количественных параметров текстовых документов §4.6
28. Оформление реферата История вычислительной техники  
29. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.  
Тема Мультимедиа
30. Технология мультимедиа. §5.1
31. Компьютерные презентации §5.2
32. Создание мультимедийной презентации §5.2
33. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа  
Итоговое повторение
34. Основные понятия курса.  
35. Итоговое тестирование.  

Класс

Номер урока Тема урока Параграф учебника
1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Введение
Тема Математические основы информатики
2. Общие сведения о системах счисления §1.1.
3. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика §1.1.
4. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления §1.1.
5. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q §1.1.
6. Представление целых чисел §1.2.
  Представление вещественных чисел §1.2.
8. Высказывание. Логические операции. §1.3.
9. Построение таблиц истинности для логических выражений §1.3.
10. Свойства логических операций. §1.3.
11. Решение логических задач §1.3.
12. Логические элементы §1.3.
13. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа  
Тема Основы алгоритмизации
14. Алгоритмы и исполнители §2.1
15. Способы записи алгоритмов §2.2
16. Объекты алгоритмов §2.3
17. Алгоритмическая конструкция следование §2.4
18. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления §3.4
19. Неполная форма ветвления §2.4
20. Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы §2.4
21. Цикл с заданным условием окончания работы §2.4
22. Цикл с заданным числом повторений §2.4
23. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа  
Тема Начала программирования
24. Общие сведения о языке программирования Паскаль §3.1
25. Организация ввода и вывода данных §3.2
26. Программирование линейных алгоритмов §3.3
27. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. §3.4
28. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. §3.4
29. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. §3.5
30. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. §3.5
31. Программирование циклов с заданным числом повторений. §3.5
32. Различные варианты программирования циклического алгоритма. §3.5
33. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.  
Итоговое повторение
34. Основные понятия курса.  
35. Итоговое тестирование.  

Класс

Номер урока Тема урока Параграф учебника
1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Введение.
Тема Моделирование и формализация
2. Моделирование как метод познания §1.1
3. Знаковые модели §1.2
4. Графические модели §1.3.
5. Табличные модели §1.4
6. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. §1.5.
7. Система управления базами данных §1.6
8. Создание базы данных. Запросы на выборку данных §1.6
9. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа  
Тема Алгоритмизация и программирование
10. Решение задач на компьютере §2.1
11. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. §2.2
12. Вычисление суммы элементов массива §2.2
13. Последовательный поиск в массиве §2.2
14. Сортировка массива §2.2
15. Конструирование алгоритмов §2.3
16. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль §2.4
17. Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа §2.5
Тема Обработка числовой информации
18. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. §3.1
19. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. §3.2
20. Встроенные функции. Логические функции. §3.2
21. Сортировка и поиск данных. §3.3
22. Построение диаграмм и графиков. §3.3
23. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа.  
Тема Коммуникационные технологии
24. Локальные и глобальные компьютерные сети §4.1
25. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера §4.2
26. Доменная система имён. Протоколы передачи данных. §4.2
27. Всемирная паутина. Файловые архивы. §4.3
28. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. §4.3
29. Технологии создания сайта. §4.4
30. Содержание и структура сайта. §4.4
31. Оформление сайта. §4.4
32. Размещение сайта в Интернете. §4.4
33. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.  
Итоговое повторение
34. Основные понятия курса.  
35. Итоговое тестирование.  

 

Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7–9 классов

1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

 

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

 

Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)[1].

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

· формированию целостного мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

· совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

· воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.043 с.)