Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материальные средства обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В состав материальных средств обучения входят макеты, муляжи, модели, приборы и оборудование. В обучении информатике их роль не так значительна, как в обучении другим школьным дисциплинам, однако при изучении ряда тем курса информатики материальные средства могут оказать существенную помощь учителю. Такими средствами являются: • учебные роботы, управляемые ЭВМ; • электронные конструкторы; • модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей и устройств; • отдельные комплектующие современного компьютера, используемые как наглядные средства (материнская плата, процессор, различные накопители и носители информации, модули памяти и т.д.); • вычислительные средства - предшественники компьютера, представленные, например в экспозиции школьного музея вычислительной техники при кабинете информатики (счеты, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор и т.п., устаревшие модели вычислительной техники и т.д.). В зависимости от поставленных учителем задач, названные средства могут использоваться как демонстрационный или раздаточный материал, методы работы с ними — наблюдение и лабораторный эксперимент. В целях повышения наглядности материальных средств некоторые из них могут быть представлены в разобранном виде, в разрезе и т.д. 5.3.2. Программное обеспечение курса информатики1 Программное обеспечение (ПО) является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования кабинета информатики. Нормативные документы [37, 92] и другие рекомендуют кабинет информатики оснащать набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов. Не вдаваясь в теоретические дискуссии относительно используемой в нормативных документах терминологии, приведем ее в соответствие с терминологией, принятой в большинстве современных учебников информатики (Табл. 20). Как отмечается в документе «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования» [92], функциональное назначение средств вычислительной техники и программного обеспечения в сфере образования начинает рассматриваться во все более широком диапазоне применений: • как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и 1 Перечень программного обеспечения кабинета информатики, в том числе педагогических программных средств, и список web-серверов, на которых представлено свободно распространяемое программное обеспечение, приведены на веб-сайте Малева В.В. www.vspu.ac.ru/~mvv. для обеспечения функционирования информационных сетей (как локальных, так и распределенных) и телекоммуникаций; • для формирования у учащихся основ информационной культуры, выработки умений и навыков практической работы на ЭВМ и с современными прикладными программами; • для автоматизации делопроизводства и ведения документации внутри учебных заведений и в системе управления образованием; • для организации и проведения учебно-исследовательских работ на основе информационных и коммуникационных технологий и мультимедийных средств; • для обеспечения автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики; • для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента, управления учебным, демонстрационным оборудованием; • для разработки педагогического программного обеспечения и обеспечения связанных с этим научно-исследовательских работ. Таблица 20 Классификация программного обеспечения кабинета информатики
В целом программное обеспечение курса информатики и вычислительной техники должно быть ориентировано на решение следующих задач: - поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с ЭВМ), - обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности, - формирование специфических умений и навыков, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся (умение работать с текстовым редактором, информационно-поисковыми системами, учебными электронными таблицами, различными графическими и музыкальными редакторами). Заметим, что в обучении информатике одной из приоритетных задач является изучение и использование разнообразных видов ПО. Таким образом, используемое в кабинете информатики программное обеспечение должно, во-первых, позволять решать перечисленные выше задачи, а во-вторых, представлять все виды существующего профессионального ПО (не выходя за рамки требований государственного образовательного стандарта по информатике). Особое место в программном обеспечении занимают педагогические программные средства (П ПС)1, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют: • индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения; • интерактивно контролировать обучаемого с диагностикой ошибок; • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; • сократить время обучения на компьютере; • демонстрировать визуальную учебную информацию; • моделировать и имитировать процессы и явления; • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной ре • формировать умение принимать оптимальные решения; • повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации; • передать культуру познания и формировать навыки информационной культуры. В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски с материалами по различным учебным курсам, предназначенные для использования в образовательном процессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домашней самостоятельной работы. Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель». Однако в настоящее время не вся выпускаемая продукция удовлетворяет дидактическим, эргономическим и другим требованиям к средствам обучения и вызывает подчас справедливые нарекания не только со стороны ученых, но и потребителей - учеников и учителей. С учетом публикаций [8, 41, 44, 92, 116, 119 и др.] можно составить систему требований к программному обеспечению кабинета информатики: 1. Дидактические (методические) требования: 1.1. Программные средства должны демонстрировать основные концепции изучаемой области соответствующей информационной технологии. 1.2. В ПО должна быть заложена возможность варьировать набор доступных операций над данными и других возможностей программы в зависимости от потребностей учебного процесса, что позволит иметь на каждом занятии свою «версию» программы, наиболее адекватную изучаемой теме и существующему объему знаний учащихся. 1.3. ПО должно служить реальным инструментом учащегося в его учебной деятельности и быть приспособлено для индивидуальной работы. 1.4. Пользовательский интерфейс должен быть по возможности стандартизован в соответствии с современными профессиональными прикладными средствами. Цель этого требования - выработка навыков, которые впоследствии окажутся полезными при освоении профессиональных программных средств. В частности, интерфейс УПС должен иметь: • интерактивную организацию с использованием «выпадающих» (pulldown) меню; • многооконную организацию (при необходимости); • управление с помощью клавиатуры и мыши; • русскоязычный интерфейс. 1.5.Наличие встроенной хорошо структурированной системы помощи на русском языке (с разделами основных концепций, правил и способов использования, советов, реализацией механизма контекстно-зависимой помощи). 1.6.Возможность управления работой программ из специально подготовленных файлов, содержащих закодированные нажатия клавиш клавиатуры и кнопок мыши, диалоги с обучаемым и т.д. (так называемые tutorial-файлы). 1.7.Наличие доступной учебной и методической литературы, а также гипертекстовых и/или мультимедийных средств для изучения программных средств. 1.8.Надежность и безопасность эксплуатации в условиях учебного компьютерного класса, защита от некорректных или дестабилизирующих работу ПО действий. 1.9.Требования к педагогическим программным средствам: • научно достоверная и педагогически обоснованная информация (система понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу); • соответствие материала стандартам соответствующей образовательной области, возможность сочетания с «бумажными» учебниками и другими средствами обучения; • интерактивность и личностная ориентация учебного материала; возможность индивидуальной траектории его изучения; разделение учебной информации по уровням сложности и способам восприятия; • живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изучаемой темой; преобладание зрительного ряда над речевым и музыкальным; возможность выбора учеником темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала. • наличие учебно-познавательных и творческих заданий, связанных с изучаемым материалом и способствующих развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектам и проблемам; возможность создания учениками образовательной продукции при работе с материалом и ее сохранения на жестком диске компьютера; • дружественный и интуитивно понятный интерфейс; применение стандартных меню и кнопок на панелях инструментов; возможность связи с обновляемыми Интернет-ресурсами или обновления через Интернет; • развитая система поиска; • наличие функций контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности. 2. Эргономические и санитарно-гигиенические требования: 2.1. Интерфейс ПО не должен быть загроможден многочисленными дополнительными возможностями, полезными в профессиональной работе, но не являющимися необходимыми в учебной деятельности. 2.2. Соответствие гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления школьников. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки учеников. 3. Экономические и юридические требования: Используемое программное обеспечение должно быть лицензионным или распространяемым как условно бесплатный или бесплатный программный продукт. 4. Требования к ресурсам ПК: 4.1. ПО должно быть ориентировано на работу в графической операционной системе (на 4.2. Использование манипулятора «мышь» является обязательным, хотя программа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.01 с.) |