Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.



В процессе коррекционно-развивающей работы следует отличать детей с диагнозом «умственная отсталость» от детей с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР).

Термин «задержка психического развития» при­меняется для определения детей с минимальными орга­ническими повреждениями или недостаточной деятель­ностью центральной нервной системы. Кроме того, дети, находящиеся в условиях социальной депривации, также страдают задержкой развития. Эмоциональная сфера та­ких детей крайне незрелая, часто демонстрируется инфан­тильное поведение и мышление. Природа явления задерж­ки психологического развития заключается в патологи-ческом запаздывании развития лобных долей головного мозга или функциональных расстройств, связанных с дея­тельностью головного мозга. Детям с подобным нарушением свойственен ряд особенно­стей, которые могут быть более или менее выражены, су­ществовать по отдельности или быть представленными ком­плексно.

Самое главное отличие таких детей – отсутствие го­товности к процессу обучения в школе при несформировавшихся навыках и умениях. Счет, чтение и письмо требу­ют особой программы, благодаря которой ребенок может овладеть основными навыками. Другой аспект – незре­лость эмоционально-волевой сферы, точнее ее возрастное несоответствие. Возникают проблемы с поведением, отно­шениями в коллективе и с учителем. При организации свободной деятельности они также испытывают трудности по причине неразвитости творческого начала. Подобное состояние усугубляется нездоровой нервной системой: от переизбытка информации возникают головные боли, пере­гружается нервная система (на фоне чего развивается не­рвное истощение, рассеянность внимания). Все это приво­дит к снижению работоспособности в целом. В таких слу­чаях следует относиться к ребенку с повышенным внима­нием и терпением. В зависимости от индивидуальных возможностей одни дети сохраняют силы на протяжении достаточно длительного времени, но им необходим режим вырабатывания, другие с течением времени лишь больше устают. Нехватка внимания отрицательно сказывается и на перцептивной функции, что проявляется в поверхност­ности знаний, их обрывочности. Замечено, что такие дети затрудняются узнать предмет, когда тот находится в не­привычной позиции, контурные и схематичные образы, особенно когда те накладываются друг на друга. Темп переработки информации замедляется, поскольку процессы памяти недостаточно продуктивны, объем памяти огра­ничен.

Дети с замедленным развитием отстают во всех формах мышления.Мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение – не сформированы. Познавательная деятель­ность ослаблена. Отличие наблюдается и в речи, где ха­рактерны негрубые нарушения произношения и грамма­тического строя, возникающие вследствие неинтенсивной артикуляции и невнимания. Связность и логика высказы­вания не соответствуют возрастному уровню. Поведение детей в школе ближе к дошкольному, где ведущий вид деятельности – игра. Принципиальное отличие таких де­тей от умственно отсталых заключается в том, что при должной и своевременной коррекции можно добиться боль­ших результатов в исправлении этого недуга. Однако это невозможно в условиях современной массовой средней школы, так как эти дети фактически выпадают из процес­са обучения.

Одним из путей решения этой проблемы выступает коррекционно-ориен­тированный образовательный процесс, состоящий из двух ступеней общего образования. Первая ступень – начальное общее образование, где средний срок –4–5 лет. Второй этап – основное общее образование, где средний срок – 5 лет.

Система коррекционно-развивающего обучения – это форма обучения, при которой дети с задержкой развития и другими психофизическими недостатками получают прак­тически такие же знания, как и совершенно здоровые дети. В данном случае дети занимаются по учеб­никам средней школы, но по специально разработанной программе. На сегодняшний день наилучшие разработки и результаты представляет программа начальных клас­сов.

Коррекционно-развивающее обучение детей с задерж­кой умственного развития в условиях общеобразовательной школы происходит по программе среднего образования, но с учетом психических и физических возможностей детей, обучающихся в компенсаторных классах. Направление в эти классы происходит по заключе­нию психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей.

Существует две разновидности таких классов. Первые — постоянные. В них обучаются дети с легкой патологией. Здесь разрабатывается специальная програм­ма, направленная на облегчение перцептивных процессов и запоминание. Стандартная длительность уроков (45 мин.) и их количество сохраняются. Отличается наполненность класса – 12-15 человек. Программа обучения характери­зуется несколько замедленным темпом подачи нового мате­риала и усиленным контролем, направленным на понима­ние и закрепление. Во время занятий более активно упот­ребляются наглядные пособия и карточки, больше времени уделяется познанию окружающего мира. Сюда включают­ся, например, занятия по природоведению на природе с детальным объяснением основных понятий и их наглядной демонстрацией, компенсаторные занятия физической куль­турой с учетом возможностей детей. Кроме того, помимо основных, вводится ряд инвариантных предметов, таких как ритмика, танцы, ручной труд, развитие речи. Наличие подобных курсов помогает обогатить словарный запас, раз­вить правильное словоупотребление и грамотность, максимально погрузить ребенка в речевую среду, повысить его коммуникативные потребности и навыки. Помимо этого, повышаются эмоциональный тонус и самооценка, улучша­ется качество реакции на происходящие события, т.е. ре­бенок становится более адекватным и более развитым.

Другая разновидность компенсаторных классов – это индиви-дуально-групповые занятия, где объединяются дети со сходными недостатками, пробелами в образовании и общим уровнем развития. Это могут быть общеразвивающие занятия, направленные на улучшение памяти, вни­мания, развитие мышления, закрепление трудных звуков. Другой вариант таких курсов – их предметная направ­ленность на ликвидацию проблем в знаниях некоторых предметов из школьной программы. При обучении всегда обращается внимание на индиви-дуальность самого ребен­ка, особенности его памяти, мышления, понимания, вни­мания, речи. Принимается в расчет способ решения по­ставленной задачи, усидчивость, работоспособность, по­рог утомляемости. Особенно выделяются дети в перманент­ном состоянии гипертрофи-рованной активности и, напро­тив, патологической замедленности реакций.

В начальных классах такие занятия проводятся по учеб­ному плану в среднем 3 раза в неделю до или после основ­ных уроков с продолжительностью не более 15-20 мин. Комплектация проходит по принципу сходства проблемы у всех учащихся, и обязательным условием является наличие не более трех человек. В ходе индивидуальных занятий может осуществляться коррекционная работа по устране­нию неправильных навыков говорения, письма, чтения, обучению работе по специальным дидактическим материа­лам, работе с контурными картами, схемами и графиками.

Индивидуальный подход значительно повышает эффективность коррекционного образовательного процесса. Необходимо каждому ученику доступно объяснять новую тему или смысл задания, чаще, чем в средней школе, использовать карточки или на­глядные пособия (в силу неразвитости у детей абстрактного мышления), давать ребенку возможность сосредотачиваться только на изучаемом материале и освобождать его от работы, не свя­занной напрямую с изучаемым материалом. Необходимо по­мнить также о быстрой утомляемости детей и, следователь­но, не перегружать их заданиями. Часто сами уроки, особен­но в начальных классах, могут быть не длиннее 25-30 мин.

Таким образом, психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего периода обучения должна осуществлять комплекс­ный, систематический и индивидуальный подход. При этом необходимо подбирать те виды деятельности, которые вызы­вают максимальную мотивированность учащихся, и одновременно помогают преодолевать страх перед неприятными занятиями (на­пример, развитием коммуникативных навыков в устной речи у детей-заик). Следует помнить, что эти учащиеся требуют особого внимания и индивидуального подхода. Поэтому их учебные занятия необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями, укрепляющими фи­зическое здоровье в целом и моральный дух, развивающими дисциплину и целеустрем-ленность.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.007 с.)