Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы и особенности воспитания ребенка с ОПФР в семье.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современный этап развития социальной работы и психологии характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками. В связи с этим проблема семьи ребёнка с отклонениями в развитии и с особыми образовательными потребностями становится всё более актуальной и востребованной обществом. Согласно нашему глубокому убеждению, социализация ребёнка с проблемами в развитии не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его родителей. Семья как социальный институт призвана социализировать ребёнка (3. Фрейд). Именно в семье у ребёнка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. Проблема поддержки, а также создания комплексной информационно-прогностической системы многоаспектной оценки функциональных особенностей и потребностей семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ОПФР, является сегодня одной из актуальных проблем в работе социально-педагогической и психологической службы. Как показывает практика, все семьи, имеющие детей-инвалидов или детей с ОПФР, можно условно разделить на три группы: 1. Семьи, которые в течение определенного времени после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации. 2. Семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития. 3. Промежуточная категория семей, т.е. с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации (А.А. Гусейнова). Условно можно выделить несколько стадий приспособления к ситуации рождения ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями. Первая стадия — стадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного» в происшедшем среди друг друга или среди врачей. Нередко в семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не верят, что ребенок родился с отклонениями в развитии. Гнев и претензии родителей вызваны отчаянными попытками вернуть тот образ ребенка, который был придуман ими раньше, а разгорающиеся споры с профессионалами отражают внутреннюю борьбу родителей, их переживание утраты. Многие родители вспоминают, что в этот момент одним из самых ужасных было чувство собственного бессилия, а также неопределенности, одиночества, недоверия, страха перед будущим. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скорби — скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов. Третья стадия — стадия адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями — от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр. Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени его выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Поэтому в большинстве таких семей существуют различного рода нарушения социально-психологической адаптации. Искажение поведения родителей (как правило, неосознаваемое) распространяется на большинство внутри- и внесемейных контактов. Степень дезадаптации семьи зависит не только от «генетического груза» (интегральной оценки медико-социальных последствий данного заболевания и времени, в течение которого эти последствия развиваются), но и от ценностных ориентации родителей, от их отношения к данному заболеванию и субъективно оцениваемым последствиям. Особенно трудно бывает родителям, когда кроме отклонений в психическом либо физическом развитии ребёнка наблюдаются внешние дефекты. В связи с состоянием ребёнка искажается поведение взрослых, в семье возникают проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно: нарушается взаимодействие с социальным окружением, круг общения составляют только близкие родственники, знакомые, врачи, дефектологи и учителя. При этом семья замыкается, выдавая неадекватные реакции на рекомендации специалистов, вступая в конфронтацию с образовательными учреждениями. Из-за дефицита информации складываются неверные представления о больном ребёнке, возможностях его лечения и воспитания. Наблюдается отрицание диагнозов, игнорирование назначений, консультации у широкого круга специалистов в надежде, что диагноз не подтвердится или найдутся лекарства и методы, способные помочь ребёнку. Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, обучения ребёнка в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями. Нарушаются и отношения внутри семьи: между родителями и детьми, особенно между супругами. Возникает страх рождения другого больного ребёнка. Семья — особая социальная группа. Её члены выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В полной семье с нормальным распределением ролей отец является формальным лидером, который соблюдает социальный порядок в семье. Мать — неформальный лидер, хранительница очага, следит за поведением и воспитанием детей. В семьях с детьми, имеющими нарушения развития, роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на больном ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Она и остальные члены семьи предлагают ему определённую модель поведения. Низкий социальный статус ребенка иллюстрируется тем, что члены семьи, в частности мать, часто говорят о нём от его имени в его присутствии, лишая его возможности выразить собственное мнение. Наиболее ярко эти семейные взаимодействия проявляются в отношении детей с задержкой развития. В семьях, где кроме ребёнка с ограниченными возможностями есть и другие, обычные дети, у родителей возникают особые трудности. Им приходится использовать различные методы воспитания и поведения по отношению к здоровым и больным детям. Из опыта известно, что отношение обычного ребёнка к своему брату или сестре, имеющему какие-либо нарушения, в огромной степени зависит от установки родителей. Если их поведение разумно и ясно, то именно в здоровых детях они найдут старательных помощников. Неосознанные и неразрешённые конфликты по поводу больного ребёнка могут подействовать на других детей негативно. Чаще всего к больному брату или сестре дети относятся не агрессивно, а скорее отстранённо. Иногда их поведение регрессирует, у них бывают эмоциональные срывы, развиваются невротические состояния. Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей. Все эти и другие факторы приводят к тому, что родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребёнка. Семья сходна с организмом в том, что роли и действия её членов составляют жизненный баланс, условие её жизнеспособности. Поэтому они очень устойчивы, стереотипизированы и выполняются неосознанно. Описанный семейный стереотип в отношении ребёнка с нарушениями развития приводит к своеобразию формирования его личности, которое выражается в следующих характеристиках: 1) высокая степень зависимости от семьи; 2) отсутствие или слабость навыков внешних социальных взаимодействий; 3) наличие элементов аутичного поведения в семье; 4) гиперкомпенсация (самоутверждение) в подростковом возрасте через неадекватные реакции — немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные реакции, преувеличение своих недостатков, уход в сверхценные увлечения (рисование, музыкальные записи, компьютерные игры и. т. д.); 5) развитие страхов, боязнь активных действий. Таким образом, основная масса семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ОПФР, характеризуется феноменом «социальной дезадаптации». Не редко родители не могут правильно оценить реальные возможности своего ребёнка, не понимают целей и задач социально-психологических мероприятий, которые проводят специалисты, отвергают их помощь, замыкаясь в собственном горе. Нарушения и недостатки в здоровье и развитии ребёнка влияют на внутрисемейные взаимоотношения и формируют особый социальный климат в семье. Выделенные аспекты проблемы семьи ребёнка с отклонениями в развитии показывают, что её следует рассматривать не только через призму проблем ребёнка, но и через изучение социальных факторов, непосредственно влияющих на его развитие. Главными в этом процессе лицами, определяющими воспитание и социальную адаптацию ребёнка, являются его родители. Развитие и воспитание больного ребёнка требуют большой информированности родителей о заболеваниях, причинах болезни, последствиях и потенциальных возможностях, как самого ребёнка, так и родителей. Семье необходима социальная и психологическая помощь, которая должна осуществляться одновременно в нескольких направлениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.90.184 (0.011 с.) |