Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патронат как особый вид помощи лицам с особенностями психофизического развития.

Поиск

В современных условиях признается необходимость замены требования «образование на всю жизнь» на парадигму непрерывного образования «че­рез всю жизнь». Это свидетельствует о том, что изменилась оценка обществом и государством не только всей образовательной системы, но и системы специального образования в частности. Ее дальней­шее развитие ориентировано на гуманизацию и индивидуализацию педагоги­ческого процесса, расширение системы интегрированного обучения, совершен­ствование сети традиционных учреждений специального образования в на­правлении их большей открытости.

Данный подход свидетельствует о необходимости наполнения конкретным содержанием социально-психолого-педагогического сопро-вождения послешколъного пе­риода жизни лиц с особенностями психофизического развития. Ибо без орга­низации необходимой поддержки отдельные категории выпускников не только не смогут самостоятельно трудоустроиться на доступные им места, но и включиться в решение реальных жизненных проблем.

В связи с этим Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития (постановление министерства образования РБ от 19.07.2011 № 92) предусмотрено постшкольное сопровож­дение —патронат данной категории лиц, осуществляемый социально-педагогическими службами учреждения образования, которое закончил выпускник с ОПФР. Патронат – форма оказания личностно ориентированной социально-педагогической поддержки, правовой, социальной и иных видов помощи выпускникам учреждений образования, обеспечивающей сопровождение на начальном этапе их самостоятельной жизни. Патронат призван помочь выпускникам в их жизненном самоутверждении, саморелизации и саморазвитии.

Однако социализация выпускников с ОПФР, получивших образование в общеобразовательных и специальных учреждениях в условиях современного социума является одной из наиболее существенных и актуальных проблем специального образования, как в практическом, так и в теоретическом отношении. Это подтверждают результаты иссле-дования, проведенного в мае 2008 года и феврале 2010 года в нашей республике, в котором приняли уча­стие 93 респондента (63 юноши и 30 девушек) выпускных классов первого отделения вспо­могательных школ Республики Беларусь: вспомогательной школы-интерната № 7 для детей-сирот, вспомогательной школы № 10 и вспомогательной школы-интерната № 11 г. Минска; вспомогательной школы-интерна­та № 5 г. Гомеля. В число обследованных входили 33 выпускника из числа детей-сирот.

Сравнительный анализ информированно­сти выпускников и уровня овладения ими практическими умениями в социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной и социально-экономической сферах жизнедеятель­ности показал существенные различия в знаниевой и практической подготовке вы­пускников с ОПФР к жизни.

Выявленные трудности социализации выпускников с ОПФР, их недостаточная готовность к преодолению встречающихся жизненных затруднений обусловливают необходимость патроната лиц данной категории.

Согласно Положению о патронате лиц с особенностями психофизического развития патронат должен осуществляться на протяжении двух лет после получения образования лицами с особенностями психофизического развития в специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате), вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате), в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее – учреждения образования).

Целью патроната является обеспечение успешной социализации выпускников в новой социальной среде.

Задачи патроната:

Ø социально-педагогическая поддержка выпускников;

Ø своевременное оказание необходимой квалифицированной помощи выпускникам в социально-профессиональной адаптации;

Ø организация взаимодействия с государственными учреждениями, организациями и общественными объединениями для оказания помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных, кризисных ситуациях;

Ø помощь в социальной адаптации к самостоятельной жизни выпускникам учреждений образования;

Ø организация консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников.

Рассмотрим далее порядок организации и направления работы учреждения образования в рамках патроната.

Для организации работы по патронату руководитель учреждения образования определяет педагогических работников учреждения образования, которые будут осуществлять патронат выпускников.

В учреждении образования, количество выпускников которого не превышает 5 человек из числа лиц с особенностями психофизического развития, организация работы по патронату может быть возложена на отдельного педагогического работника.

Основными направлениями работы учреждения образования по осуществлению патроната являются:

ü установление особенностей социальной адаптации выпускников;

ü анализ факторов, негативно влияющих на социализацию выпускников;

ü определение задач, направлений и форм работы по оказанию социально-педагогической поддержки и иных видов помощи;

ü разработка при необходимости индивидуальных программ по патронату;

ü профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений выпускников;

ü реализация мер, обеспечивающих успешную работу учреждения образования по патронату;

ü социально-педагогическая диагностика и сбор сведений о выпускниках.

Для систематизации сведений о выпускниках, своевременного анализа и корректировки работы учреждения образования по патронату на каждого выпускника оформляется паспорт патроната выпускника (см. приложение), который хранится в учреждении образования в течение 5 лет.

Содержание и объем работы по патронату учреждения образования зависит от характера трудностей и проблем, возникающих у выпускника, перспектив их решения.

С целью оказания помощи и поддержки выпускникам в решении различного рода проблем учреждение образования может направлять запросы, ходатайства, обращения в государственные учреждения, организации и общественные объединения в порядке, установленном законодательством.

Учреждение образования взаимодействует с социально-педаго-гическими центрами, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, организациями здравоохранения, территориальными центрами социального обслуживания населения и другими организациями по вопросам социальной защиты выпускников.

Анализ эффективности работы учреждения образованияпо патронату проводится два раза в год. Результаты анализазаносятся в паспорт патроната выпускника. К паспорту патроната выпускника прилагаются все письменные запросы, обращения, полученные ответы и иная информация о выпускниках.

Таким образом, как показывает социально-педагогическая практика, патронат воспитанников данной категории должен включать в себя следующие взаимосвязанные компоненты: диагностико-целевой, деятельностный, рефлексивно-прогностический.

Диагностико-целевой компонент предполагает выявление специа-листами СППС круга проблем выпуск­ников, определение актуальных для них сфер жизнедеятельности, в которых они испытывают наиболее сущест-венные затруд­нения. С этой целью используется диагности­ческий инстру-ментарий (анкеты для выпускников, наблюдения, контроль жизнедея-тельности и ее анализ и т.д.).

Деятельностный компонент патроната предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения выпускника в течение двух лет в условиях его самостоятельной жизнедеятельности.

Рефлексивно-прогностический компонент патроната предполагает осуществление специалистами совместно с выпускниками оценки и анализа имеющихся затруд­нений и достижений.В качестве показателей успешности подготовки к самостоятельной жизни выпуск­ников с ОПФР выступают вла-дение социально-бытовыми, социально-трудовыми, социально-экономичес-кими, социально-культурными, социально-правовыми умениями.

Итоги работы по патронату подводятся на педагогическом совете учреждения образования, на котором определяется успешность работы учреждения образования по патронату.

Критериями успешности работы учреждения образования по патро-нату являются социальная адаптированность (продуктивная учебная и/или трудовая деятельность, благополучность взаимоотношений с окружающи-ми, удовлетворенность своим положением, контактность внутри коллектива и с внешним окружением), социальная автономность (организованность, самостоятельность решений, социальная ответственность и др.), социальная активность (направленность на решение социальных задач) выпускника.

Из содержания представленной работы видно, что патронат решает задачи социальной реабилитации и адаптации выпускников с ОПФР. Таким образом, социальные задачи патроната — приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды, позволяющей лицу с ОПФР самостоятельно организовать свою жизнедеятельность и реализовать себя как полноправного члена социума.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАСПОРТ
патроната выпускника

_________________________________________________________________

(наименование учреждения образования)

 

1. Фамилия, собственное имя, отчество выпускника

________________________________________________________________

2. Дата и год рождения

____________________________________________________________

3. Год окончания учреждения образования

_____________________________________________________________

4. Адрес местожительства выпускника ___________________________

_________________________________________________________________

5. Социальный статус выпускника ______________________________

_________________________________________________________________

6. Характеристика семьи выпускника (данные о родителях, особенности семейного воспитания и др.)

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

7. Жилищные условия выпускника _____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Данные о жизнеустройстве выпускника:

обучается (название учреждения образования, дата поступления, специальность, проживает в общежитии, семье и др.) __________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

трудоустроен (наименование организации, должность, дата принятия на работу и др.) _____________________________________________________

не работает и не учится (указать причину) ____________________________

_________________________________________________________________

другое _________________________________________________________________

9. Оказанная помощь выпускнику (какая, когда, кем) _____________

______________________________________________________________________________________________________________________________

10. Анализ социализации выпускника (за 6 месяцев после окончания учреждения образования):

особенности _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

испытываемые трудности ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

оказанная помощь (какая, когда, кем) ________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

прогнозируемая помощь ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

11. Анализ социализации выпускника (за 1 год после окончания учреждения образования):

особенности _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

испытываемые трудности __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

оказанная помощь (какая, когда, кем) ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

прогнозируемая помощь ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

12. Анализ социализации выпускника (за 1,5 года после окончания учреждения образования):

трудности в социализации _________________________________________

оказанная помощь (какая, когда, кем) ________________________________

______________________________________________________________

прогнозируемая помощь ___________________________________________

______________________________________________________________

13. Результаты патроната:

анализ социализации выпускника (за 2 года после окончания учреждения образования): _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

14. Выводы ______________________________________________________

_________________________________________________________________

15. Дополнительная информация о выпускнике _______________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

16. Рекомендации _________________________________________________

_______________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.008 с.)