Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патронат как особый вид помощи лицам с особенностями психофизического развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В современных условиях признается необходимость замены требования «образование на всю жизнь» на парадигму непрерывного образования «через всю жизнь». Это свидетельствует о том, что изменилась оценка обществом и государством не только всей образовательной системы, но и системы специального образования в частности. Ее дальнейшее развитие ориентировано на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса, расширение системы интегрированного обучения, совершенствование сети традиционных учреждений специального образования в направлении их большей открытости. Данный подход свидетельствует о необходимости наполнения конкретным содержанием социально-психолого-педагогического сопро-вождения послешколъного периода жизни лиц с особенностями психофизического развития. Ибо без организации необходимой поддержки отдельные категории выпускников не только не смогут самостоятельно трудоустроиться на доступные им места, но и включиться в решение реальных жизненных проблем. В связи с этим Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития (постановление министерства образования РБ от 19.07.2011 № 92) предусмотрено постшкольное сопровождение —патронат данной категории лиц, осуществляемый социально-педагогическими службами учреждения образования, которое закончил выпускник с ОПФР. Патронат – форма оказания личностно ориентированной социально-педагогической поддержки, правовой, социальной и иных видов помощи выпускникам учреждений образования, обеспечивающей сопровождение на начальном этапе их самостоятельной жизни. Патронат призван помочь выпускникам в их жизненном самоутверждении, саморелизации и саморазвитии. Однако социализация выпускников с ОПФР, получивших образование в общеобразовательных и специальных учреждениях в условиях современного социума является одной из наиболее существенных и актуальных проблем специального образования, как в практическом, так и в теоретическом отношении. Это подтверждают результаты иссле-дования, проведенного в мае 2008 года и феврале 2010 года в нашей республике, в котором приняли участие 93 респондента (63 юноши и 30 девушек) выпускных классов первого отделения вспомогательных школ Республики Беларусь: вспомогательной школы-интерната № 7 для детей-сирот, вспомогательной школы № 10 и вспомогательной школы-интерната № 11 г. Минска; вспомогательной школы-интерната № 5 г. Гомеля. В число обследованных входили 33 выпускника из числа детей-сирот. Сравнительный анализ информированности выпускников и уровня овладения ими практическими умениями в социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной и социально-экономической сферах жизнедеятельности показал существенные различия в знаниевой и практической подготовке выпускников с ОПФР к жизни. Выявленные трудности социализации выпускников с ОПФР, их недостаточная готовность к преодолению встречающихся жизненных затруднений обусловливают необходимость патроната лиц данной категории. Согласно Положению о патронате лиц с особенностями психофизического развития патронат должен осуществляться на протяжении двух лет после получения образования лицами с особенностями психофизического развития в специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате), вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате), в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее – учреждения образования). Целью патроната является обеспечение успешной социализации выпускников в новой социальной среде. Задачи патроната: Ø социально-педагогическая поддержка выпускников; Ø своевременное оказание необходимой квалифицированной помощи выпускникам в социально-профессиональной адаптации; Ø организация взаимодействия с государственными учреждениями, организациями и общественными объединениями для оказания помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных, кризисных ситуациях; Ø помощь в социальной адаптации к самостоятельной жизни выпускникам учреждений образования; Ø организация консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников. Рассмотрим далее порядок организации и направления работы учреждения образования в рамках патроната. Для организации работы по патронату руководитель учреждения образования определяет педагогических работников учреждения образования, которые будут осуществлять патронат выпускников. В учреждении образования, количество выпускников которого не превышает 5 человек из числа лиц с особенностями психофизического развития, организация работы по патронату может быть возложена на отдельного педагогического работника. Основными направлениями работы учреждения образования по осуществлению патроната являются: ü установление особенностей социальной адаптации выпускников; ü анализ факторов, негативно влияющих на социализацию выпускников; ü определение задач, направлений и форм работы по оказанию социально-педагогической поддержки и иных видов помощи; ü разработка при необходимости индивидуальных программ по патронату; ü профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений выпускников; ü реализация мер, обеспечивающих успешную работу учреждения образования по патронату; ü социально-педагогическая диагностика и сбор сведений о выпускниках. Для систематизации сведений о выпускниках, своевременного анализа и корректировки работы учреждения образования по патронату на каждого выпускника оформляется паспорт патроната выпускника (см. приложение), который хранится в учреждении образования в течение 5 лет. Содержание и объем работы по патронату учреждения образования зависит от характера трудностей и проблем, возникающих у выпускника, перспектив их решения. С целью оказания помощи и поддержки выпускникам в решении различного рода проблем учреждение образования может направлять запросы, ходатайства, обращения в государственные учреждения, организации и общественные объединения в порядке, установленном законодательством. Учреждение образования взаимодействует с социально-педаго-гическими центрами, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, организациями здравоохранения, территориальными центрами социального обслуживания населения и другими организациями по вопросам социальной защиты выпускников. Анализ эффективности работы учреждения образованияпо патронату проводится два раза в год. Результаты анализазаносятся в паспорт патроната выпускника. К паспорту патроната выпускника прилагаются все письменные запросы, обращения, полученные ответы и иная информация о выпускниках. Таким образом, как показывает социально-педагогическая практика, патронат воспитанников данной категории должен включать в себя следующие взаимосвязанные компоненты: диагностико-целевой, деятельностный, рефлексивно-прогностический. Диагностико-целевой компонент предполагает выявление специа-листами СППС круга проблем выпускников, определение актуальных для них сфер жизнедеятельности, в которых они испытывают наиболее сущест-венные затруднения. С этой целью используется диагностический инстру-ментарий (анкеты для выпускников, наблюдения, контроль жизнедея-тельности и ее анализ и т.д.). Деятельностный компонент патроната предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения выпускника в течение двух лет в условиях его самостоятельной жизнедеятельности. Рефлексивно-прогностический компонент патроната предполагает осуществление специалистами совместно с выпускниками оценки и анализа имеющихся затруднений и достижений.В качестве показателей успешности подготовки к самостоятельной жизни выпускников с ОПФР выступают вла-дение социально-бытовыми, социально-трудовыми, социально-экономичес-кими, социально-культурными, социально-правовыми умениями. Итоги работы по патронату подводятся на педагогическом совете учреждения образования, на котором определяется успешность работы учреждения образования по патронату. Критериями успешности работы учреждения образования по патро-нату являются социальная адаптированность (продуктивная учебная и/или трудовая деятельность, благополучность взаимоотношений с окружающи-ми, удовлетворенность своим положением, контактность внутри коллектива и с внешним окружением), социальная автономность (организованность, самостоятельность решений, социальная ответственность и др.), социальная активность (направленность на решение социальных задач) выпускника. Из содержания представленной работы видно, что патронат решает задачи социальной реабилитации и адаптации выпускников с ОПФР. Таким образом, социальные задачи патроната — приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды, позволяющей лицу с ОПФР самостоятельно организовать свою жизнедеятельность и реализовать себя как полноправного члена социума. ПРИЛОЖЕНИЕ ПАСПОРТ _________________________________________________________________ (наименование учреждения образования)
1. Фамилия, собственное имя, отчество выпускника ________________________________________________________________ 2. Дата и год рождения ____________________________________________________________ 3. Год окончания учреждения образования _____________________________________________________________ 4. Адрес местожительства выпускника ___________________________ _________________________________________________________________ 5. Социальный статус выпускника ______________________________ _________________________________________________________________ 6. Характеристика семьи выпускника (данные о родителях, особенности семейного воспитания и др.) ______________________________________________________________ _________________________________________________________________ 7. Жилищные условия выпускника _____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Данные о жизнеустройстве выпускника: обучается (название учреждения образования, дата поступления, специальность, проживает в общежитии, семье и др.) __________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________ трудоустроен (наименование организации, должность, дата принятия на работу и др.) _____________________________________________________ не работает и не учится (указать причину) ____________________________ _________________________________________________________________ другое _________________________________________________________________ 9. Оказанная помощь выпускнику (какая, когда, кем) _____________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Анализ социализации выпускника (за 6 месяцев после окончания учреждения образования): особенности _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________ испытываемые трудности ___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________ оказанная помощь (какая, когда, кем) ________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ прогнозируемая помощь ___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Анализ социализации выпускника (за 1 год после окончания учреждения образования): особенности _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ испытываемые трудности __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ оказанная помощь (какая, когда, кем) ________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________ прогнозируемая помощь ___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Анализ социализации выпускника (за 1,5 года после окончания учреждения образования): трудности в социализации _________________________________________ оказанная помощь (какая, когда, кем) ________________________________ ______________________________________________________________ прогнозируемая помощь ___________________________________________ ______________________________________________________________ 13. Результаты патроната: анализ социализации выпускника (за 2 года после окончания учреждения образования): _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 14. Выводы ______________________________________________________ _________________________________________________________________ 15. Дополнительная информация о выпускнике _______________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________ 16. Рекомендации _________________________________________________ _______________________________________________________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.01 с.) |