Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источниками развития коррекционной педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, психологические и педагогические труды; текущая мировая и отечественная практика коррекционного воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы и технологии воспитания. Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребенка. Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогике, логопедии и др.), ибо коррекционная педагогика принадлежит к ветви специальных педагогик (от лат. specialis – особый, частный), изучающих проблемы воспитания аномальных, т.е. с различными недостатками детей. Исходя из этого, она разрабатывает многие проблемы во взаимосвязи с другими педагогическими науками, прежде всего с дефектологией (от лат.defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение). Дефектология – наука, которая исследует жизнедеятельность детей с особенностями психофизического развития, закономерности их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся дефектов в умственном и физическом развитии. Дефектология – интегрированная наука, которая включает коррекционную (специальную) педагогику, специальную психологию и клинические (медицинские) дисциплины. В дефектологической науке, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонения в развитии и поведении, имеется четыре самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: медико-клинический, психологический, педагогический и социологический, которые в истории дефектологии то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему. Особенно наглядно это видно на истории становления и развития олигофренопедагогики. Медико-клинический аспект дефектологии раскрывает вопросы этиологии умственного дефекта, его анатомо-физиологические нарушения и симптомы, исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации. Психологический аспект устанавливает картину психических аномалий, раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями, определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта. Педагогический аспект рассматривает проблемы умственной отсталости, например, с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе, определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта. Социологический аспект анализирует проблему с точки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости ее от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияния на нее характера и условий развития общества. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. Если физические недостатки человека, увечья или другие аномалии были зримо различимы, то интеллектуальная недостаточность, отклонения в умственном развитии проявлялись на более поздних этапах жизнедеятельности человека. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. Причем палитра отношений располагалась от нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток. Также коррекционная педагогика связана с: · реабилитационной педагогикой (от англ. rehabilitate – обелять, возобновлять) педагогикой, изучающей проблемы включения в нормальную жизнь попавших в беду, пострадавших детей. Реабилитация – комплексная, многоуровневая система, взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребенка как социального субъекта и как субъекта ведущей деятельности. Реабилитация не только связана с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и с изменением представлений ребенка о самом себе – его «Я-концепции»; · педагогикой частных случаев, направляющей свои усилия на изучение особенно трудных случаев воспитания, создающей методики индивидуального влияния; · превентивной (от лат. preventive – принуждение) педагогикой, исследующей вопросы принудительного исправления поведения детей и подростков педагогическими средствами. Превентивная педагогика – отрасль педагогики, изучающая пути и способы предупреждения социальных отклонений среди молодежи, в частности девиантов (людей с отклонениями в поведении) и делинквентов (потенциальных правонарушителей); · пенитенциарной (от лат. poenitentiarius – покаянный, исправительный) педагогикой, изучающей деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний; · лечебной педагогикой (педагогикой здоровья), разрабатывающей комплекс «щадящих» методик воспитания ослабленных детей. Диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект в психическом или физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную аномалию. Наряду с философскими категориями общего, единичного и особенного, необходимого и случайного в коррекционной педагогике находят место законы общего развития, его движущих сил, субъективного и объективного терминизма педагогических явлений и др. Отдельное внимание следует уделить взаимосвязи коррекционной педагогики и психологии. Без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более, что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др. Так, например, известный психолог Л.С. Выготский еще в 1956 г. обозначил категории детей, нуждающихся в психологической помощи и коррекции, к ним относятся: 1) трудные дети в массовой школе; 2) трудновоспитуемые дети в собственном смысле слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные); 3) психо- и невропатические дети; 4) умственно отсталые дети; 5) слепые и глухонемые дети; 6) логопаты; 7) психические и физически больные. По сути это самая полная для своего времени и не потерявшая своей актуальности и сегодня классификация типов и видов трудновоспитуемости. По мнению Л.С. Выготского, специалист, осуществляющий коррекцию, должен учитывать, что принципиальные механизмы развития ребенка в норме и патологии едины, а именно: · ведущая роль общения и обучения в развитии психики ребенка; · ребенок не пассивно впитывает, а активно присваивает достижения общественно-культурного опыта поколений; · коллектив является одним из ведущих факторов в развитии психики ребенка; · единство аффекта и интеллекта – важнейший механизм личностного развития. На основании этих положений Л.С. Выготский подошел к разработке в психологии конкретных путей и средств помощи аномальным детям. Значительное внимание в психологических исследованиях отводится эмоциям, как регулятору поведения и социальных контактов личности. Так, например, Л.Г. Ольшаников, С.И. Вершинина и др. отмечают положительную адаптивную роль эмоций. В рамках такого подхода основными функциями эмоциональных отношений человека с окружающими является содержание усвоенных личностью общепринятых мнений, суждений, установок по отношению к различным видам деятельности. А.В. Запорожец (1974), говоря о динамике развития психики детей и ее коррекции, придавал большое значение эмоциональной регуляции поведения как механизму, опосредованному различными внутренними средствами психологического процесса коррекции деятельности. Эмоциональная коррекция (в отличие от когнитивной) характеризуется приведением общей направленности и динамики поведения ребенка в соответствии со смыслом ситуации и производимых в ней действий по реализации его ценностных установок и интересов. Все названные выше теоретические положения дополняют и уточняют психологическую базу коррекционной педагогики. Многие специалисты склоняются к тому, что будущее за целенаправленными специализированными отраслями, изучающими ребенка в конкретных условиях и ситуациях его жизнедеятельности. Ибо, как показывает практика, сегодня 80% детей имеют ярко выраженные индивидуальные особенности, а 50% воспитанников подвержены отклоняющемуся поведению. В то же время об уровне развития научной отрасли судят по степени дифференцированности ее исследований и по многообразию связей этой отрасли с другими научными отраслями. На основе взаимосвязи концепций и теоретических положений различных научных отраслей, сопряженных с коррекционной педагогикой, возникают комплексные педагогические исследования, позволяющие повысить эффективность педагогической коррекции развития и воспитания детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.166 (0.008 с.) |