Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Степени проявления и причины детской тревожности, ее общие признаки и типы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев проявления личностных нарушений детей с ОПФР. Тревожность, в отличие от тревоги, считается не только эмоциональным состоянием, но и особенностью характера или чертой личности. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Выделяют следующие степени проявления тревожности: легкое возбуждение, легкая тревожность, тревожность средней степени, сильная тревожность, запредельная тревожность. Причинами детской тревожности выступают: · особенность нервной системы ( меланхоличный темперамент ); · невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами; · следствие перенесенных заболеваний и/или имеющегося диагноза; · результат запугивания ребенка взрослыми; · плод чрезмерного детского воображения; · проявление инстинкта самосохранения; · результат «запрещающего» воспитания; · естественная боязнь темноты, грома, молнии и др.; · осознание неспособности быть на уровне высоких требований, доступных другим детям; · противоречивые требования к ребенку из разных или одного источника; · неадекватные требования (не соответствующие возрасту, способностям и т.д.); · негативные требования (ставят ребенка в униженное положение); · отсутствие требовательности к ребенку, безразличие к нему со стороны взрослых. Среди сильных источников детской тревожности выделяется угроза исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Различается тревожность конструктивная (созидательная, задающая тонус деятельности) и деструктивная (разрушительная, парализующая деятельность). Педагог должен помогать ребенку конструктивно преодолевать избыточную тревожность. Признаки тревожности педагог может установить, внимательно наблюдая за ребенком. К таким признакам относятся: · повышенная возбудимость, напряженность, закрытость; · страх перед всем новым, неизведанным, необычным; · неуверенность в себе, заниженная самооценка; · ожидание неприятностей, неудач, осуждения со стороны учителей и родителей; · развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше; · пассивность, ожидание приказаний от старших; · склонность помнить больше плохое, чем хорошее; · боязнь общения с новыми людьми; · готовность отказаться от нового дела из-за боязни не справиться; · неумение владеть своими чувствами, плаксивость и др. В зависимости от источника тревоги выделяется три типа тревожности: реалистическая, невротическая, моральная. Реалистическая тревожность обусловлена реальными опасностями внешнего мира (стихия, травмы, болезненное состояние, новая трудная работа и т.д.) и связанными с ними ощущениями. Они являются источниками страха и исчезают, как только исчезнет угроза. Реалистическая тревожность помогает самосохранению. Невротическая тревожность вызывается страхом сделать что-то не так, что повлечет отрицательные последствия. Например, ребенок понимает, что плохой поступок чреват угрозой наказания. Возникает ощущение возможной неприятной ситуации. Моральная тревожность проявляется как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, самообвинения. Она характерна только для хорошо воспитанных детей и детей, способных к критическому анализу, предвидению последствий своих действий. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9—11 годам соотношение становится равным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и др.), а мальчиков — насилие во всех его аспектах. Человек любого возраста инстинктивно пытается найти защиту от постоянно захватывающей его тревоги. Таким образом, вырабатываются защитные механизмы, помогающие ему в трудной ситуации. Их выделил и описал еще З. Фрейд. Представим их. 1. Вытеснение. Первичная защита, суть которой в вытеснении из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Бывает непроизвольное (забывание), произвольное (усилие воли по изменению мыслей). 2. Проекция – приписывание собственных недостатков другим людям, в силу чего человек чувствует себя эмоционально более устойчиво («Я такой же, как все»). 3. Замещение – переадресация тревожного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему (ребенок после наказания ломает игрушки, кричит на младшего брата или сестру и т.д.). 4. Рационализация – искажение реальности, уход от действительности, ложная аргументация. Это отступление перед трудностями, снижение самооценки («У меня не получится» и т.д.). 5. Реактивное образование – неприятный тревожный импульс подавляется и сознательно заменяется противоположным. 6. Регрессия – возврат к детским моделям поведения. 7. Сублимация – изменение импульсов таким образом, чтобы их можно было выражать с помощью конструктивных социально приемлемых мыслей или действий. 8. Отрицание – отказ признавать, что произошло неприятное событие. Ребенок продолжает верить в благополучие ситуации. Знание этих механизмов поможет учителю оказать квалифици-рованную помощь тревожным, депрессивным детям. Повышенная тревожность рождает избыточные потребности ребенка, необходимые для уравнивания тревоги из защиты против нее. К Хорни выделила и описала 10 защитных механизмов на основе избыточных потребностей. К таким потребностям она относит: потребность в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатации другими, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в независимости, в безупречности. Все избыточные потребности влекут за собой отклоняющееся поведение, так как удовлетворить их без нарушения норм невозможно. Работу с тревожными детьми нужно начинать с диагностики проблемы (опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М «Уровень тревож-ности ребенка»;методика диагностики детских страхов (Захаров); тест-опросник Спилбергера-Ханина (диагностика тревожности); тест «Страхи в 1. Повышение уровня самооценки. Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку действиям и поступкам. Важно называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых, отмечать его достижения на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать грамотами и жетонами, поручать им выполнение престижных в данном коллективе поручений. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте число его проблем увеличивается, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Тревожный ребёнок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой. Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает приём, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В случае взаимодействия, например, с гиперактивными детьми данный способ может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребёнком он просто недопустим. Воспитателю лучше сравнить результаты данного ребёнка, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определённое (фиксированное педагогом) время. Не следует торопить их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен предоставить ребёнку достаточно времени для обдумывания ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или трижды. В противном случае ребёнок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул. При обращении взрослого к тревожному ребёнку нужно установить визуальный контакт. Общение «глаза в глаза» вселяет в него чувство доверия. Чтобы он не считал себя хуже других, желательно проводить беседы с детским коллективом, во время которых все ребята рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребёнку осознать, что у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. 2. Обучение умению снимать мышечное напряжение. Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить мышечное и эмоциональное напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения. В работе с тревожными детьми необходимо также использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребёнком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, водой, а также различные методики рисования (пальцами, ладошками). 3. Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Следующим этапом в работе с тревожным ребёнком является развитие умения владеть собой в травмирующих и незнакомых для него ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребёнка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжения уже проведена, нет гарантии, что, оказавшись в реальной жизненной или непредвиденной ситуации, он будет вести себя адекватно. В любой момент он может растеряться и забыть всё, чему его научили. Именно поэтому оттачивание навыков поведения в конкретных ситуациях считается необходимой частью работы с тревожными детьми и заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем. Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребёнок лучше осознаёт и конкретизирует свой страх. А используя приём доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребёнку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребёнок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсуждать с ребёнком то, как он может использовать полученный в игре опыт разрешения жизненных ситуаций. Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни детей. Так, если ребёнок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив его внимание на то, что происходит с ним в определённый момент и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений с помощью дыхательных упражнений и методов самовнушения («я смогу, я справлюсь»), приёмов саморегуляции (поочерёдное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т. д.). А если ребёнок испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора». В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального предпочтения каждого ребёнка. Он сам должен выбрать из кукол «смелую» и «трусливую». Роли надо распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребёнок, а за «смелую» — взрослый. Затем следует поменяться ролями. Это позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и, пережив вновь «неприятную» ситуацию, избавиться от преследующих его негативных чувств. Если ребёнок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребёнка, а кукла ребёнка будет отвечать за взрослого. Таким образом, действия педагога по преодолению тревожности детей будут следующие: · постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверенность в успехах и возможностях, готовность помочь; · защищать от перенапряжения, неприятностей, лишних волнений; · расслаблять, снимать напряжение с помощью подвижных игр, музыкальных и спортивных упражнений; · применять специальный тренинг на проявление решительности, уверенности в себе. Среди коррекционных методик особая роль должна отводиться ролевым и имитационным играм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.01 с.) |