Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степени проявления и причины детской тревожности, ее общие признаки и типы.

Поиск

Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев проявления личностных нарушений детей с ОПФР. Тревожность, в отличие от тревоги, считается не только эмоциональным состоянием, но и особенностью характера или чертой личности. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего.

Выделяют следующие степени проявления тревожности: легкое возбуждение, легкая тревожность, тревожность средней степени, сильная тревожность, запредельная тревожность.

Причинами детской тревожности выступают:

· особенность нервной системы ( меланхоличный темперамент );

· невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;

· следствие перенесенных заболеваний и/или имеющегося диагноза;

· результат запугивания ребенка взрослыми;

· плод чрезмерного детского воображения;

· проявление инстинкта самосохранения;

· результат «запрещающего» воспитания;

· естественная боязнь темноты, грома, молнии и др.;

· осознание неспособности быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;

· противоречивые требования к ребенку из разных или одного источника;

· неадекватные требования (не соответствующие возрасту, способностям и т.д.);

· негативные требования (ставят ребенка в униженное положение);

· отсутствие требовательности к ребенку, безразличие к нему со стороны взрослых.

Среди сильных источников детской тревожности выделяется угроза исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий.

Различается тревожность конструктивная (созидательная, задающая тонус деятельности) и деструктивная (разрушительная, парализующая деятельность). Педагог должен помогать ребенку конструктивно преодолевать избыточную тревожность.

Признаки тревожности педагог может установить, внимательно наблюдая за ребенком. К таким признакам относятся:

· повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;

· страх перед всем новым, неизведанным, необычным;

· неуверенность в себе, заниженная самооценка;

· ожидание неприятностей, неудач, осуждения со стороны учителей и родителей;

· развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше;

· пассивность, ожидание приказаний от старших;

· склонность помнить больше плохое, чем хорошее;

· боязнь общения с новыми людьми;

· готовность отказаться от нового дела из-за боязни не справиться;

· неумение владеть своими чувствами, плаксивость и др.

В зависимости от источника тревоги выделяется три типа тревожности: реалистическая, невротическая, моральная.

Реалистическая тревожность обусловлена реальными опасностями внешнего мира (стихия, травмы, болезненное состояние, новая трудная работа и т.д.) и связанными с ними ощущениями. Они являются источниками страха и исчезают, как только исчезнет угроза. Реалистическая тревожность помогает самосохранению.

Невротическая тревожность вызывается страхом сделать что-то не так, что повлечет отрицательные последствия. Например, ребенок понимает, что плохой поступок чреват угрозой наказания. Возникает ощущение возможной неприятной ситуации.

Моральная тревожность проявляется как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, самообвинения. Она характерна только для хорошо воспитанных детей и детей, способных к критическому анализу, предвидению последствий своих действий.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9—11 годам соотношение становится равным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и др.), а мальчиков — насилие во всех его аспектах.

Человек любого возраста инстинктивно пытается найти защиту от постоянно захватывающей его тревоги. Таким образом, вырабатываются защитные механизмы, помогающие ему в трудной ситуации. Их выделил и описал еще З. Фрейд. Представим их.

1. Вытеснение. Первичная защита, суть которой в вытеснении из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Бывает непроизвольное (забывание), произвольное (усилие воли по изменению мыслей).

2. Проекция – приписывание собственных недостатков другим людям, в силу чего человек чувствует себя эмоционально более устойчиво («Я такой же, как все»).

3. Замещение – переадресация тревожного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему (ребенок после наказания ломает игрушки, кричит на младшего брата или сестру и т.д.).

4. Рационализация – искажение реальности, уход от действительности, ложная аргументация. Это отступление перед трудностями, снижение самооценки («У меня не получится» и т.д.).

5. Реактивное образование – неприятный тревожный импульс подавляется и сознательно заменяется противоположным.

6. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.

7. Сублимация – изменение импульсов таким образом, чтобы их можно было выражать с помощью конструктивных социально приемлемых мыслей или действий.

8. Отрицание – отказ признавать, что произошло неприятное событие. Ребенок продолжает верить в благополучие ситуации.

Знание этих механизмов поможет учителю оказать квалифици-рованную помощь тревожным, депрессивным детям.

Повышенная тревожность рождает избыточные потребности ребенка, необходимые для уравнивания тревоги из защиты против нее. К Хорни выделила и описала 10 защитных механизмов на основе избыточных потребностей. К таким потребностям она относит: потребность в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатации другими, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в независимости, в безупречности. Все избыточные потребности влекут за собой отклоняющееся поведение, так как удовлетворить их без нарушения норм невозможно.

Работу с тревожными детьми нужно начинать с диагностики проблемы (опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М «Уровень тревож-ности ребенка»;методика диагностики детских страхов (Захаров); тест-опросник Спилбергера-Ханина (диагностика тревожности); тест «Страхи в
домиках»; тест «Кактус»; тест «Тревожности» (Р.Тэмлл, М. Дорки, В. Амен). Далее работа проводиться по трём направлениям.

1. Повышение уровня самооценки. Довольно ча­сто тревожные дети имеют заниженную само­оценку, что выражается в болезненном восприя­тии критики окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, необхо­димо оказывать им поддержку, проявлять искрен­нюю заботу о них и как можно чаще давать пози­тивную оценку действиям и поступкам. Важно называть ребёнка по имени и хвалить его в при­сутствии других детей и взрослых, отмечать его достижения на специально оформленных стен­дах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы мо­жем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать грамо­тами и жетонами, поручать им выполнение пре­стижных в данном коллективе поручений.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок не испытывает такой поддерж­ки от взрослых, то в подростковом возрасте чис­ло его проблем увеличивается, развивается рез­кое ощущение личностного дискомфорта. Тре­вожный ребёнок, став взрослым, может сохра­нить привычку выбирать для выполнения толь­ко простые задачи, так как именно в этом слу­чае он может быть уверен, что успешно справит­ся с проблемой.

Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает приём, ко­торый используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения за­дания одних детей с другими. В случае взаимо­действия, например, с гиперактивными детьми данный способ может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребён­ком он просто недопустим. Воспитателю лучше сравнить результаты данного ребёнка, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. При работе с детьми, страдающими заниженной са­мооценкой, желательно избегать таких зада­ний, которые выполняются за определённое (фиксированное педагогом) время. Не следует торопить их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен предоставить ребёнку достаточно времени для обдумывания ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или трижды. В противном случае ребёнок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.

При обращении взрослого к тревожному ре­бёнку нужно установить визуальный контакт. Общение «глаза в глаза» вселяет в него чувство доверия. Чтобы он не считал себя хуже других, желательно проводить беседы с детским кол­лективом, во время которых все ребята расска­зывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные бе­седы помогают ребёнку осознать, что у свер­стников существуют проблемы, сходные с их собственными.

2. Обучение умению снимать мышечное напря­жение. Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего прояв­ляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить мышечное и эмоциональное напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

В работе с тревожными детьми необходимо также использовать игры, в основе которых ле­жит телесный контакт с ребёнком. Очень полез­ными являются и игры с песком, глиной, водой, а также различные методики рисования (пальца­ми, ладошками).

3. Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Следующим этапом в работе с тревожным ребёнком является развитие умения владеть собой в травмирующих и незнакомых для него ситуациях. Даже если ра­бота по повышению самооценки ребёнка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжения уже проведена, нет гарантии, что, оказавшись в реальной жиз­ненной или непредвиденной ситуации, он будет вести себя адекватно. В любой момент он мо­жет растеряться и забыть всё, чему его научи­ли. Именно поэтому оттачивание навыков пове­дения в конкретных ситуациях считается необ­ходимой частью работы с тревожными детьми и заключается в обыгрывании как уже происхо­дивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребёнок лучше осознаёт и конкретизирует свой страх. А используя приём доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребён­ку увидеть свой страх с другой стороны (ино­гда комической), относиться к нему как к ме­нее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребёнок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с труд­ностями. При этом очень важно не только раз­вивать игровую ситуацию, но и обсуждать с ре­бёнком то, как он может использовать получен­ный в игре опыт разрешения жизненных ситу­аций.

Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни детей. Так, если ребёнок боится отвечать у доски, то сле­дует проиграть с ним именно эту ситуацию, об­ратив его внимание на то, что происходит с ним в определённый момент и как можно из­бежать неприятных переживаний и ощущений с помощью дыхательных упражнений и мето­дов самовнушения («я смогу, я справлюсь»), приёмов саморегуляции (поочерёд­ное сжимание кистей рук в кулаки и расслабле­ние и т. д.). А если ребёнок испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно по­играть с ним в «доктора».

В работе с детьми младшего и среднего до­школьного возраста наиболее эффективно ис­пользование игр с куклами. Выбор кукол осу­ществляется исходя из индивидуального пред­почтения каждого ребёнка. Он сам должен вы­брать из кукол «смелую» и «трусливую». Ро­ли надо распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребёнок, а за «сме­лую» — взрослый. Затем следует поменяться ролями. Это позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и, пережив вновь «неприятную» ситуацию, избавиться от преследующих его негативных чувств. Если ре­бёнок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в кото­ром кукла взрослого будет исполнять роль ре­бёнка, а кукла ребёнка будет отвечать за взрос­лого.

Таким образом, действия педагога по преодолению тревожности детей будут следующие:

· постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверенность в успехах и возможностях, готовность помочь;

· защищать от перенапряжения, неприятностей, лишних волнений;

· расслаблять, снимать напряжение с помощью подвижных игр, музыкальных и спортивных упражнений;

· применять специальный тренинг на проявление решительности, уверенности в себе.

Среди коррекционных методик особая роль должна отводиться ролевым и имитационным играм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.015 с.)