Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На основе причин возникновения школьной напряженности (внутренних и внешних, врожденных и приобретенных) всех детей с отклоняющимся поведением и развитием можно разделить на две большие группы: 1) дети с отклонениями, вызванными болезнью; 2) дети с отклонениями, вызванными приобретенными скверными привычками. Дети с органическими повреждениями (органики) – это больные, страдающие от разнообразных повреждений мозга и отягощенной наследственности. Органические повреждения центральной нервной системы вызываются в основном физиологическими и физическими причинами: патологией беременности матери, частыми болезнями, ушибами головы и др. Отклоняющееся поведение этих детей – следствие болезни. Таких детей лечат, обучают и воспитывают в специальных учреждениях. Однако сегодня дети с легкой, иногда даже средней формой органических нарушений воспитываются в обычных школах, тут их отклонения в развитии более ощутимы. Вторая, самая многочисленная группа учеников с отклоняющимся поведением, – это здоровые, не имеющие органических повреждений. Неорганические причины связаны с расстройствами души – нравственности, эмоций, характера. Это испорченные дети, которые уже приобрели негативные привычки, и их поведение «выпадает» из рамок социальной нормы. В детском и подростковом возрасте усвоение скверных привычек – главная опасность. Девиантный ребенок опасен для себя не столько своей нестандартностью и плохим поведением в определенный момент, как тем, что это поведение выводит его на такой негативный путь, с которого потом очень трудно вернуться назад. Своевременная коррекция – единственный способ уберечь ребенка от худшего. Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении людей. Исходя из этого, коррекционная педагогика – раздел педагогики, который изучает личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) и отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Отсюда коррекционная педагогика связана не только с проблемами аномального развития детей, но и с проблемами детской и подростковой невоспитанности и делинквентности. На современном этапе процессы развития и воспитания необходимо постоянно совершенствовать, так как изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются условия и требования к учебной и профессиональной деятельности. На эти запросы общества коррекционная педагогика отвечает созданием более совершенных технологий гуманистического коррекционного воспитания. Практическая польза коррекционного воспитания весьма значительна. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные результаты. При этом следует исключить безразличие, бездействие, нежелание помочь ребенку и учитывать ограничения для улучшения педагогических воздействий, которые вызываются физиологическими, социальными и воспитательными факторами, характеризующими ребенка: сила нервной системы (выносливость, работоспособность, подвижность), степень запущенности вредных привычек, особенности развития и интенсивность коррекционной работы. Коррекционная педагогика представляет собой науку педагогической заботы и доброты, которая раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося развития и поведения, его следствиями, способами преодоления. Она объясняет, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений. Традиционно предметом коррекционной педагогики считалось обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Само понятие коррекционной работы связывалось с аномальными, т.е. неправильно развивающимися детьми, причиной чего выступают органические нарушения. В иных случаях коррекционная педагогика охватывает не только область специальных научных знаний, но и основы психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении. Но сегодня, как было отмечено выше, у детей появляется все больше неорганических, т.е. приобретенных отклонений, которые также приводят к искажению их развития и поведения. Здоровых детей сегодня приходит в школу все меньше. Следовательно, целесообразно «не оспаривать традиционное понимание предмета коррекционной педагогики, а расширить границы этой педагогической отрасли, включая в сферу ее действия вех детей с нарушениями развития и поведения» (И.П. Подласый). На этой основе объектом коррекционной педагогики являются 1) дети, имеющие определенный дефект в развитии, перенесшие в раннем возрасте депривацию, в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию и 2) дети, проявляющие девиации в поведении. С точки зрения специалистов-дефектологов объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали, что объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре «Д», то есть дети, имеющие неярковыраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio — лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (фр. des... — от..., нарушение, лат. adapto — приспособление) и проявляющие девиацию (лат. devi- atio — отклонение) в поведении. Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей. Проблемами воспитания и обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии занимается такая педагогическая отрасль как дефектология. Коррекционная педагогика же, как составная часть дефектологии, сосредоточивает свое главное внимание на кризисных явлениях и отклоняющемся поведении. Ее главная цель – накопление и систематизация научных знаний об отклоняющемся развитии и поведении детей; выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум. Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении — сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач: 1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления. 2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении. 3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка. 4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. 5. Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы. 6. Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков. 7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении. Педагогическое воздействие на личность аномального ребенка в целом не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельных недостатков. Вся специальная педагогика имеет коррекционную направленность. Ряд задач коррекционной педагогики имеет общий характер и относится ко всем видам нарушения развития и поведения. Это: · развитие личности аномального ребенка; · закаливание организма; · развитие движений; · развитие чувственного опыта; · развитие мышления; · посильный труд; · овладение опытом жизни в обществе. Коррекционная педагогика вооружает специалиста профессиональными знаниями о причинах возникновения отклонений в развитии и воспитании, особенностях протекания коррекционных воспитательных процессов у детей разных возрастных групп; умениями прогнозировать, проектировать и вести коррекционный учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность; навыками осуществления индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.008 с.) |