Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема психологической нормы развития ребенка — проблема междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и другие. Также проблема психологической нормы находит свое отражение в психотерапии, что обусловливает тесную связь этой проблемы с медициной. Далее рассмотрим основные понятия, относящиеся к проблеме аномального развития детей и имеющие медико-психотерапевтический характер. Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации. Аграфия – нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слоги, слова, при этом наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно. Акалькулия – нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга. Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим. Алалия – нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью. Алексия – нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга. Амнезия – расстройство памяти, неспособность к воспоминанию. Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами. Асфиксия – удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность. Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу. Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой. Гидроцефалия – водянка мозга, выражающаяся в избытке спинно-мозговой жидкости в полости черепа. Дебильностъ – легкая степень умственной отсталости. Девиантное поведение – отклоняющееся поведение. Деменция – слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций. Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей). Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект). Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха. Дисморфобия – болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности. Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Идентификация – логическая операция, установление равнозначности объектов, условий и т.д. на основе знаний существенных признаков и их сопоставления. Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций. Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития. Истерия – функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска переживаний. Катамнез – сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением. Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных. Коррекция – совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка. Лабильность – понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние. Логопед – специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей. Макроцефалия – непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или гидроцефалии. Менингит – воспаление оболочек головного и спинного мозга. Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит временный характер и относится к группе невротических реакций. Негативизм – любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании. Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития умственно отсталых детей. Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование основных структур психики в течение детства индивида. Патогенез – раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме. Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов. Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекци- онно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности. Психопатия – психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде. Реабилитация – восстановление пригодности, система медико- педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реактивные состояния – психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний. Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными. Ригидность – непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата. Соматический – телесный. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка. Церебральный – мозговой. Энурез – недержание мочи. Этиология – учение о причинах болезни. Эхопраксия – подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей. Тема 4. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-НАПРАВЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Принципы коррекционно-педагогической деятельности. 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе. 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика. 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы. 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе. Рекомендуемая литература 1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т.В. Варенова. – 2-е изд., доп. – Минск.: ООО «Асар», 2007. – 320 с. 2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина; Международная академия международного образования. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 280 с. 3. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студентов пед спец вузов / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. B.C. Кукушкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н/Д: Март, 2004. – 305 с. 4. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 445 с. 5. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 350 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.01 с.) |