Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.



Проблема психологической нормы развития ребенка — проблема междисциплинар­ная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология разви­тия (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и другие. Также проблема психологической нормы находит свое отражение в психотерапии, что обусловливает тесную связь этой проблемы с медициной. Далее рассмотрим основные понятия, относящиеся к проблеме аномального развития детей и имеющие медико-психотерапевтический характер.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникаю­щее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.

Аграфия – нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слоги, слова, при этом на­блюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно.

Акалькулия – нарушение способности к счету, которое возника­ет вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга.

Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздейст­виям и устойчивости к другим.

Алалия – нарушение речи у детей при сохраненном слухе и от­сутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нару­шается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном пе­риоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.

Алексия – нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга.

Амнезия – расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех эта­пах его жизни.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

Асфиксия – удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нару­шается сердечная деятельность.

Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнуто­стью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных пора­жениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.

Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контроли­рующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аф­фект сопровождается побледнением или покраснением лица, суже­нием или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.

Гидроцефалия – водянка мозга, выражающаяся в избытке спинно-мозговой жидкости в полости черепа.

Дебильностъ – легкая степень умственной отсталости.

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение.

Деменция – слабоумие как следствие недоразвития высших пси­хических функций.

Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворе­ния в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).

Дефект – физический или психический недостаток, вызываю­щий нарушение нормального развития ребенка.

Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педаго­га (акцент внимания на дефект).

Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связа­но с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематическо­го слуха.

Дисморфобия – болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.

Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип анома­лии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психиче­ского развития ребенка.

Идентификация – логическая операция, установление равно­значности объектов, условий и т.д. на основе знаний существен­ных признаков и их сопоставления.

Импульсивность – особенность поведения человека, заклю­чающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций.

Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.

Истерия – функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окра­ска переживаний.

Катамнез – сведения, получаемые о больном после окончания ле­чения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.

Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушен­ных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных.

Коррекция – совокупность педагогических и лечебных мер, на­правленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.

Лабильность – понятие лабильности используется для обозна­чения скорости, с которой физическая система реагирует на раз­дражение и возвращается в исходное состояние.

Логопед – специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей.

Макроцефалия – непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или гидроце­фалии.

Менингит – воспаление оболочек головного и спинного мозга.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит вре­менный характер и относится к группе невротических реакций.

Негативизм – любое необоснованное, немотивированное со­противление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нор­мальных детей при неправильном воспитании.

Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей кор­рекции развития умственно отсталых детей.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование ос­новных структур психики в течение детства индивида.

Патогенез – раздел патологии, изучающий взаимосвязь внут­ренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.

Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движе­ний, образов, мыслей.

Праксис – способность к выполнению целенаправленных авто­матизированных двигательных актов.

Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекци- онно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью ко­торой является предупреждение и преодоление отклонений в пси­хическом развитии личности.

Психопатия – психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, пре­пятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.

Реабилитация – восстановление пригодности, система медико- педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Реактивные состояния – психические расстройства, возникаю­щие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде де­прессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.

Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными.

Ригидность – непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата.

Соматический – телесный.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.

Церебральный – мозговой.

Энурез – недержание мочи.

Этиология – учение о причинах болезни.

Эхопраксия – подражательный автоматизм, автоматическое по­вторение движений и действий других людей.

Тема 4. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-НАПРАВЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Принципы коррекционно-педагогической деятельности.

2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.

3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.

4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.

5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.

Рекомендуемая литература

1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т.В. Варенова. – 2-е изд., доп. – Минск.: ООО «Асар», 2007. – 320 с.

2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина; Международная академия международного образования. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 280 с.

3. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студентов пед спец вузов / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. B.C. Кукушкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н/Д: Март, 2004. – 305 с.

4. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 445 с.

5. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 350 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.021 с.)