Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы, связанные с сексуальным развитиемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности – повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. На этот период приходятся жалобы родителей, связанные с акселерацией полового созревания и с некоторыми девиациями сексуального поведения. В частности, немало беспокойства доставляют родителям занятия онанизмом (или даже их возможность) у подростков. В литературе по сексологии и психиатрии отмечается, что некоторые явления, напоминающие девиации сексуального поведения, в подростковом возрасте не редкость. Их причиной становится еще не дифференцированное половое влечение, что вполне естественно в этот период развития. Однако со временем, по мере того, как начинается регулярная половая жизнь, большинство этих явлений проходит. А. Е. Личко отмечает, что при некоторых акцентуациях характера встречаются подобные явления, однако они бывают лишь на пике эротического возбуждения и затем проходят. Дифференциальная диагностика для отделения истинных (стойких) сексуальных девиаций от преходящих, очевидно, не входит в компетенцию психолога, работающего в образовательном учреждении. Однако в случае, если к нему обратились с жалобой такого рода, необходима прежде всего патопсихологическая диагностика, если возникло подозрение,что данный симптом свидетельствует о начале психического заболевания. Если возникает необходимость более пристально изучить беспокоящую родителей сферу жизни подростка (например, при подозрении, что гомосексуальная ориентация подростка становится устойчивой), следует избегать прямых вопросов и ограничиваться косвенными данными – результатами проективных методик и т. п. Недопустимо, чтобы причина обращения за консультацией стала известна посторонним людям. Сами подростки при этом нередко испытывают угрызения совести или серьезные опасения «стать извращенцем». Не исключено, что подросток сам даст понять об этих опасениях, возможно, в неявном виде. В подобных случаях необходимо, не переходя на открытое обсуждение с подростком его проблем, дать почувствовать ему, что нет повода для беспокойств. Немало родителей обращаются с жалобами по поводу раннего и бурно протекающего полового созревания. Яркая картина подобных явлений описана М. И. Буяновым: повышающаяся раздражительность и агрессивность подростка, раннее начало половой жизни, случайные сексуальные связи. Только в этом случае подросток по-настоящему нуждается в помощи психолога. Важной задачей коррекционно-профилактической работы при этом является подбор занятия, способного дать выход энергии подростка и отвлечь от избыточной сексуальной активности. Отмечено, что если такое занятие подобрано успешно, подобные явления благополучно компенсируются. Завершая разговор о подростках «группы риска», уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей. Во-первых, ответственность психолога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит дальнейшая судьба подростка. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. При этом необходимо давать учителям и родителям ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему трудности. В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей подростков «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой сверстников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь подростку, создать условия для компенсации трудностей. Резюме
Период отрочества – это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются школьником, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. На развитие в период отрочества существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками. В свою очередь, благополучные отношения со взрослыми в школе и семье, основывающиеся на понимании подростка и принятии его, являются важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем. Поэтому основными направлениями деятельности психолога в этот период являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. Темы для самостоятельной работы
1. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к обучению в средней школе. 2. Особенности развития познавательных процессов в период отрочества и их влияние на «специфически подростковые» характеристики личности и поведения. 3. Использование игровых методов в психологической и педагогической работе со школьниками 10–13 лет: возможности и ограничения. 4.Разработка программ развития вербальных и невербальных средств общения для школьников 10–11 и 12–13 лет. 5. Специфика консультационной работы психолога с учащимися 10–13 лет, их родителями и учителями. Литература Обязательная Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности. – М., 1995. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1986. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т.З. – М., 1984. - Т. 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1991 Кле М. Психология подростка.– М., 1991. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. Психологическая служба школы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995. Массен П. X. и др. Развитие личности ребенка. – М., 1987. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. Дополнительная
Айдакова Л. Уроки психологии в школе: Созидательная терапия. – М., 1993. Акимова М. К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся III–V классов: Пособие для учителей и школьных психологов. – Обнинск, 1993. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся VI–VIII классов: Пособие для учителей и школьных психологов.– Обнинск, 1993 (1993, 1994). Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Методическое пособие // Психодиагностика детей и подростков. – М.; СПб., 1994. Возрастная физиология: Руководство по физиологии / Отв. ред. В. Н. Черниговский. – Л., 1975. Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. – М., 1994. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. – СПб., 1994. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? – М., 1995. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Методическое руководство / Под ред. А. Г. Лидерса, И. В. Анисимовой. – Обнинск, 1993. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., 1987. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М., 1991. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом / Ред.-сост. В.Шестаков. – М., 1968. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.– М., 1991. Кон И. С. В поисках себя. – М., 1984. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. Лейтес Н. С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978. Леонова А. Б. Психологическая диагностика и регуляция функциональных состояний учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка. – М., 1990. Ле Шан Э. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума. – М., 1990. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. В.Столина. – М., 1987. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. – М., 1988. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – Л., 1973. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа / Психологические исследования познавательных процессов и личности. – М., 1983. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования / Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. – Л., 1976. Прихожан А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10–12 лет: Программа курса занятий // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. – М.; Тула, 1993. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Научи, ред. К. М. Гуревич. – Бийск, 1993. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Отв. ред. К. М. Гуревич, И. В. Дубровина. – М., 1990. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. И. В. Дубровиной. – Калуга, 1994. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. – М., 1991. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. – Обнинск, 1993. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. – Обнинск, 1993. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И.В.Дубровиной.– Н.Новгород, 1995. Снайдер Д. Курс выживания для подростков.. – М., 1995. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. Спиваковская А. С. Как быть родителями. – М., 1986. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М., 1994. Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. – М., 1967. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. – М., 1986. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. – М., 1986. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития.– Прага, 1978. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. – М., 1993. Эйдемиллер Э, Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л., 1990. Экман П. Почему дети лгут? – М., 1993. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников //А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – М., 1992. Раздел V. Ранняя юность
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17–21 год – для юношей и 16–20 лет – для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого и является переход от детства к взрослости и границы которого могут простираться от 12/14 до 25 лет. На Западе существует, а теперь и у нас приживается слово «тинэйджер» (или сокращенно – «тин») как общее название для любого, кому от 13 до 19 – число лет, в английском языке оканчивающихся на -teen). В отечественной науке юность определяется в границах 14–18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15–17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности. В данном разделе речь пойдет о тех проблемах, задачах, направлениях и формах профессиональной деятельности психолога, которые составляют содержание его работы со школьниками 15–17 лет, оказывающимися в периоде ранней юности. Несколько лет назад этот период совпадал с обучением в старших классах школы и поэтому назывался также старшим школьным возрастом, но сегодня учащиеся 15–17 лет, как правило, обучаются соответственно в IX, X и XI классах общеобразовательной школы, из которых IX класс – последний, завершающий обучение в средней школе, и лишь X и XI классы в строгом смысле слова относятся к старшим классам. Глава 1. Общая характеристика возраста
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.009 с.) |