Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала тревожности (Автор А. М. Прихожан, 1989)

Поиск

Объект— учащиеся 8—10 классов. Цель — выявить уро­вень тревожности учащихся.

Инструкция: «На следующих страницах перечислены си­туации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Неко­торые из них могут быть для Вас неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Вни­мательно прочтите каждое предложение и обведите круж­ком одну из цифр справа — О, 1, 2, 3 или 4 в зависимости от того, насколько эта ситуация для Вас неприятна, насколь­ко она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасе­ние или страх.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избе­жать ее, обведите цифру 2. Если она для Вас очень неприят­ная и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, об­ведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает очень силь­ное беспокойство, очень сильный страх, обведите кружком цифру «4».

На второй странице бланка инструкция продолжается: «Что означает каждая цифра, написано вверху и внизу стра­ницы. Итак, Ваша задача — представить себе как можно яс­нее каждую ситуацию и обведением кружком одной из цифр определить: насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасения или страх».

Материал: бланк, содержащий инструкцию и текст ме­тодики.

Возможно проведение исследования группой испытуе­мых.

Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителем; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации обще­ния. Соответственно виды тревожности, выявляемые с по­мощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооце­ночная, межличностная.

Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1 этого приложения.

Здесь же в табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие охарактеризовать показатели уровня тревож­ности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах.

Внимания со стороны психолога требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой тревожностью. По­добная тревожность может порождаться либо реальным не­благополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопре­ки объективно благополучному положению, являясь след­ствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жиз­ни, школьной дисциплине. Но это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато сры­вами, особенно при резком усложнении условий деятель­ности. У таких школьников отмечаются выраженные нега­тивные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения (Е.Н.Новикова, 1985). Тревожность в этих слу­чаях часто порождается конфликтностью самооценки, на­личием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добивать­ся успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, напря­женности. Это ведет к гипертрофии потребности в достиже­нии, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего является перегрузка, перенапряжение, вы­ражающееся в нарушениях внимания, снижении работо­способности, повышенной утомляемости.

В зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность обусловливает необходимость применения различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков общения, которые позволят преодолеть эту неус-

пешность, то во втором случае — на коррекцию самооцен­ки, преодоление внутренних конфликтов.

Учащиеся с «чрезмерным спокойствием», если у них от­мечается также явное неблагополучие в учении и общении, представляют несомненный интерес для психолога. «Нечув­ствительность к неблагополучию» носит, как правило, ком­пенсаторный характер и препятствует полноценному разви­тию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом слу­чае сохраняется ценой неадекватного отношения к действи­тельности, отрицательно сказывается на продуктивности деятельности.

Текст методики

 

  Ситуация Нет Не­много Доста­точно Значи­тельно Очень
1. Перейти в новую школу          
2. Ответить у доски          
3. Пойти в дом к незнакомым людям          
4. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах          
5. Разговаривать с директором школы          
6. Думать о своем будущем          
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросить          
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают          
9. Пишешь контрольную работу          
10. После контрольной учитель называет отметки          
11. На тебя не обращают внимания          
12. У тебя что-то не получается          
13. Ждешь родителей с родительского собрания          
14. Тебе грозит неуспех, провал          
15. Слышать за своей спиной смех          
16. Сдавать экзамены в школе          
17. На тебя сердятся (непонятно, почему)          
18. Выступать перед большой аудиторией          
19. Предстоит важное, решающее дело          
20. Не понимаешь объяснений учителя          
21. С тобой не согласны, противоречат тебе          
22. Сравниваешь себя с другими          
23. Проверяются твои способности          
24. •te тебя смотрят как на маленького          
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос          
  Ситуация Нет Не­много Доста­точно Значи­тельно Очень
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)          
27. Оценивается твоя работа          
28. Думає шьо своих делах          
29. Тебе надо принять важное решение          
ЗО. Не можешь справиться с домашним заданием          

Таблица 1

 

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная                    
Самооценочная                    
Межличностная                    

Таблица 2

 

Уровень Группа учащихся Уровень различных видов тревожности, балл
тревожности Класс Пол Общая Школьная Самооце- Межлич-
          ночная ностная
             
  VIII Дев. 30-62 7-19 11-21 7-20
    Юн. 17-54 4-17 4-18 5-17
    Дев. 17-54 2-14 6-19 4-19
1. Нормальный IX Юн. 10-48 1-13 1-17 3-17
  X Дев. 35-62 '5-17 12-23 5-20
    Юн. 23-47. 5-14 8-17 5-14
  VIII Дев. 63-78 20-25 22-26 21-27
    Юн. 55-73 18-23 19-25 18-24
2. Несколько IX Дев. 55-72 15-20 20-26 20-26
повышенный   Юн. 49-67 14-19 18-26 18-25
  х Дев. 63-76 18-23 24-29 21-28
    Юн. 48-£0 15-19 18-22 15-19
  VIII Дев. 79-94 26-31 27-31 28-33
    Юн. 74-91 24-30 26-32 25-30
    Дев. 73-90 21-26 27-32 27-33
3. Высокий IX          
    Юн. 69-86 20-25 27-34 26-32
    Дев. 77-90 24-30 30-34 29-36
  х          
    Юн. 61-72 20-24 23-27 20-23
             
    Дев. Более 94 Более 31 Более 31 Более 33
  VIII          
    Юн. Более 91 Более 30 Более 32 Более 30
    Дев. Более 90 Более 26 Более 32 Более 33
4. Очень высокий IX Юн. Более 86 Более 26 Более 34 Более 32
  х Дев. Более 90 Более 30 Более 34 Более 36
    Юн. Более 72 Более 24 Более 27 Более 23
  VIII Дев. Менее 30 Менее 7 Менее 11 Менее 7
    Юн. Менее 17 Менее 4 Менее 4 Менее 5
5, «Чрезмерное IX Дев. Менее 17 Менее 2 Менее 6 Менее 4
спокойствие»   Юн. Менее 10 - - Менее 3
  X Дев. Менее 35 Менее 5 Менее 12 Менее 5
    Юн. Менее 23 Менее 5 Me нее 8 Me нее 5

Методика PARI

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями и детьми). Ключевой момент в этой работе — получение пол­ной и объективной информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики для сбора информа­ции о межсупружеских отношениях и менее содержательно — родительско-детских. В целях восполнения этого пробела пред­лагаем ознакомиться с 2 методиками: первая — это семейная жизнь глазами матери, методика PARI; вторая — АСВ.

Методика PARI (parental attitude research instrument) пред­назначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С.Шафер и Р.К.Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовс-ки) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирова­на кандидатом психологических наук Т.В.Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семей­ной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы:

0 I — оптимальный эмоциональный контакт,

1 II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,

• III — излишняя концентрация на ребенке.
Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в оп­росном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

2 ограниченность интересов женщины рамками семьи,
заботами исключительно о семье (3);

3 ощущение самопожертвования в роли матери (5);

4 семейные конфликты (7);

5 сверхавторитет родителей (II);

6 неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

7 «безучастность» мужа, его невключенность в дела се­
мьи (17);

8 доминирование матери (19);

9 зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4
признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

10 побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

11 партнерские отношения (14);

12 развитие активности ребенка (15);

13 уравнительные отношения между родителями и ре­
бенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (со­
стоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

14 раздражительность, вспыльчивость (8);

15 суровость, излишняя строгость (9);

16 уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8
признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12,
18, 20, 22):

17 чрезмерная забота, установление отношений зависи­
мости (2);

18 преодоление сопротивления, подавление воли (4);

19 создание безопасности, опасение обидеть (6);

20 исключение внесемейных влияний (10);

21 подавление агрессивности (12);

22 подавление сексуальности (18);

23 чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

24 стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суж­дений. Суждения расположены в определенной последова­тельности, и испытуемый должен выразить к ним отноше­ние в виде активного или частичного согласия или несогла­сия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «Ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выра­женность признака. Таким образом, максимальная выражен­ность признака 20, минимальная — 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно — 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что думают родители о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинако­вые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 ми­нут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старай­тесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в пра­вильности данного положения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью не.согласны».

О себе сообщите:

25 Возраст

26 Пол

27 Образование

28 Профессия

29 Количество и возраст детей

1. Если дети считают свои взгляды правильными,

они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже

от маленьких трудностей и обид. А а б Б

3. Для хорошей матери дом и семья — самое важ­
ное в жизни. А а б Б

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же

блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что ро­
дители делают для них очень много. А а б Б

6. Маленького ребенка всегда следует крепко дер­
жать во время мытья, чтобы он не упал. А а б Б

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не
может быть недоразумений, не знают жизни. А а б Б

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить
родителей за строгое воспитание. А а б Б

9. Пребывание с ребенком целый день может дове­
сти до нервного истощения. А а б Б

 

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем,
правильны ли взгляды его родителей. А а б Б

11. Родители должны воспитывать в детях полное
доверие к себе. А а б Б

12. Ребенка следует учить избегать драк, независи­
мо от обстоятельств. А а б Б

13. Самое плохое для матери, занимающейся хо­
зяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от
своих обязанностей. А а б Б

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем
наоборот. А а б Б

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нуж­
ным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать те­
рять ценное время. А а б Б

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок
съябедничал, он будет это делать постоянно. А а б Б

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей,
матери бы лучше справлялись с детьми. А а б Б

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о
вопросах пола. А а б Б

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и
детьми, все происходило бы менее организованно. А а б Б

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем ду­
мают дети. А а б Б

21. Если бы родители больше интересовались дела­
ми своих детей, дети были бы лучше и счастливее. А а б Б

22. Большинство детей должны самостоятельно
справляться с физиологическими нуждами уже с

15 месяцев. АабБ

23. Самое трудное для молодой матери — оставать­
ся одной в первые годы воспитания ребенка. АабБ

24. Надо способствовать тому, чтобы дети выска­
зывали свое мнение о жизни в семье, даже если

они считают, что жизнь в семье неправильная. АабБ

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего
ребенка от разочарований, которые несет жизнь. АабБ

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь,

не очень хорошие матери. АабБ

27. Надо обязательно искоренять у детей проявле­
ния рождающейся ехидности. АабБ

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради
счастья ребенка. АабБ

29. Все молодые матери боятся своей неопытности

в обращении с ребенком. АабБ

30. Супруги должны время от времени ругаться,
чтобы доказать свои права. АабБ

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку
развивает в нем сильный характер. АабБ

32. Матери часто'настолько бывают замучены при­
сутствием своих детей, что им кажется, будто они

не могут с ними быть ни минуты больше. АабБ

33. Родители не должны представать перед детьми в
плохом свете. АабБ

34. Ребенок должен уважать своих родителей боль­
ше других. АабБ

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью
к родителям или учителям вместо того, чтобы раз­
решать свои недоразумения в драке. АабБ

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать
в том, что ее воспитательные возможности мень­
ше умений и способностей (могла бы, но...). АабБ

37. Родители своими поступками должны завоевать
расположение детей. АабБ

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достиже­
нии успехов, должны знать, что потом в жизни

они могут встретиться с неудачами. Ааб Б

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о
его проблемах, должны знать, что лучше ребенка
оставить в покое и не вникать в его дела. А а б Б

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны
принимать участие в семейной жизни. А а б Б

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики
видели друг друга голыми. А а б Б

42. Если жена достаточно подготовлена к самосто­
ятельному решению проблем, то это лучше и для
детей, и для мужа. Ааб Б

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родите­
лей. Ааб Б

44. Если у вас принято, что дети рассказывают Вам
анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы можно
решить спокойно и без конфликтов. А а б Б

45. Если рано научить ребенка ходить, это благо­
творно повлияет на его развитие. Ааб Б

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все
трудности, связанные с уходом за ребенком и его
воспитанием. А а б Б

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возмож­
ность их свободно высказывать. А а б Б

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б

49. Женщина должна выбирать между домашним
хозяйством и развлечениями. А а б Б

50. Умный отец должен научить ребенка уважать
начальство. А а б Б

51. Очень мало женщин получают благодарность де­
тей за труд, затраченный на их воспитание. А а б Б

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать
всегда чувствует себя виноватой. А а б Б

53. У молодых супругов, несмотря на г илу чувств,
всегда есть разногласия, которые вы ^ывают раздра­
жение. А а б Б

54. Дети, которым внушили уважение к нормам по­
ведения, становятся хорошими, устойчивыми и
уважаемыми людьми. А а б Б

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день
занимается с ребенком, сумела быть ласковой и
спокойной. А а б Б

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что
противоречит взглядам их родителей. А а б Б

57. Дети должны знать, что нет людей более муд­
рых, чем их родители. А а б Б

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого
ребенка. А а б Б

59. Молодые матери страдают по поводу своего зак­
лючения дома больше, чем по какой-нибудь дру­
гой причине. А а б Б

60. Заставлять детей отказываться и приспосабли­
ваться — плохой метод воспитания. А а б Б

61. Родители должны научить детей найти занятие

и не терять свободного времени. А а б Б

62. Дети мучают своих родителей мелкими пробле­
мами, если с самого начала к этому привыкнут. А а б Б

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности
по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что
отец не выполняет своих обязанностей по содер­
жанию семьи. А а б Б

64. Детские игры с сексуальным содержанием мо­
гут привести детей к сексуальным преступлениям. А а б Б

65. Планировать должна только мать, так как толь­
ко она знает, как, положено вести хозяйство. А а б Б

66. Внимательная мать должна знать, о чем думает

ее ребенок. А а б Б

67. Родители, которые выслушивают с одобрением от­
кровенные высказывания детей о их переживаниях на
свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п.,
помогают им в более быстром социальном развитии. А а б Б

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем
быстрее дети научатся разрешать свои проблемы. А а б Б

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок

до и после рождения находился в хороших условиях. А а б Б

70. Дети должны принимать участие в решении важ­
ных семейных вопросов. А а б Б

71. Родители должны знать, как нужно поступать,
чтобы их дети не попали в трудные ситуации. А а б Б

72. Слишком много женщин забывает о том, что их
надлежащим местом является дом. А а б Б

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой

им иногда не хватает. А а б Б

74. Дети должны быть более заботливы и благодар­
ны своей матери за труд, вложенный в них. А а б Б

75. Большинство матерей опасаются мучить ребен­
ка, давая ему мелкие поручения. А а б Б

76. В семейной жизни существует много вопросов,
которые нельзя решить путем спокойного обсуж­
дения. А а б Б

77. Большинство детей должны воспитываться бо­
лее строго, чем это происходит на самом деле. А а б Б

78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа. А а б Б

79. Дети не должны сомневаться в способе мышле­
ния их родителей. А а б Б

80. Больше всех других дети должны уважать своих
родителей. А а б Б

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети зани­
мались боксом и борьбой, так как это может при­
вести к серьезным нарушениям тела и другим про­
блемам. А а б Б

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что
у матери, как правило, нет свободного времени

для любимых занятий. А а б Б

83. Родители должны считать детей равноправны­
ми по отношению к себе во всех вопросах жизни. А а б Б

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он нахо­
дится на правильном пути и будет счастлив. А а б Б

 

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в
покое и не заниматься им. • А а б Б

86. Самое большое желание любой матери — быть
понятой мужем. А а б Б

87. Одним из самых сложных моментов в воспита­
нии детей являются сексуальные проблемы. А а б Б

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем,

вся семья чувствует себя хорошо. А а б Б

89. Так как ребенок — часть матери, она имеет право

знать все о его жизни. А а б Б

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться
вместе с родителями, легче принимают их советы. А а б Б

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы
как можно раньше научить ребенка справляться с
физиологическими нуждами. А а б Б

92. Большинство женщин нуждаются в большем ко­
личестве времени для отдыха после рождения ре­
бенка, чем им дается на самом деле. А а б Б

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что
его не накажут, если он доверит родителям свои
проблемы. А а б Б

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе
дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. А а б Б

95. Для хорошей матери достаточно общения с соб­
ственной семьей. А а б Б

96. Порой родители вынуждены поступать против

воли ребенка. А а б Б

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных
детей. А а б Б

98. Самая главная забота матери — благополучие и
безопасность ребенка. А а б Б

99. Естественно, что двое людей с противополож­
ными взглядами в супружестве ссорятся. А а б Б

 

100. Воспитание детей в строгой дисциплине дела­
ет их более счастливыми. А а б Б

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у

нее дети эгоисты и очень требовательные. А а б Б

102. Ребенок никргда не должен слушать критичес­
кие замечания о своих родителях. А а б Б

103. Первая обязанность детей — доверие ио отно­
шению к родителям. А а б Б

104. Родители, как правило, предпочитают спокой­
ных детей драчунам. А а б Б

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, по­
тому что знает, что многие вещи, которые ей хо­
телось быть иметь, для нее недоступны. А а б Б

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей

было больше прав и привилегий, чем у детей. А а б Б

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла
терять время, тем лучше для него. А а б Б

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтере­
совать родителей своими проблемами. А а б Б

109. Немногие мужчины понимают, что матери их
ребенка тоже нужна радость в жизни. А а б Б

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много
расспрашивает о сексуальных вопросах. А а б Б

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе
отчет в том, что будет вынуждена руководить се­
мейными делами. А а б Б

112. Обязанностью матери является знание тайных
мыслей ребенка. А а б Б

113. Если включать ребенка в домашние работы,
он становится более связан с родителями и легче
доверяет им свои проблемы. А а б Б

114. Надо как можно раньше прекратить кормить
ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка
«самостоятельно» питаться). А а б Б

115. Нельзя требовать от матери слишком большого
чувства ответственности по отношению к детям. А а б Б

Опросный лист

 

№п/п Ответ АабБ №п/п Ответ АабБ №п/п Ответ АабБ №п/п Ответ АабБ №п/п Ответ АабБ
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Для психолога, работающего с семьей, пожалуй, боль­ший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

0 хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в
методике это шкалы 3, 13, 19, 23);

1 межсупружеские, связанные с моральной, эмоцио­
нальной поддержкой, организацией досуга, создани­
ем среды для развития личности, собственной и парт­
нера (в методике это шкала 17);

2 отношения, обеспечивающие воспитание детей, «пе­
дагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «пред­варительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семей­ные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного кон­фликта на производственные отношения. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов й улучшение отношений в производственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна за­висимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированное™ семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемо­го, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоци­ональная дистанция, концентрация..

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особеннос-

тей неудавшихся отношений между родителями и ребен­ком, зоны напряжений в этих отношениях.

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

Ключ

 

При­знак Ответ АабБ При­знак Ответ АабБ При­знак Ответ АабБ При­знак Ответ АабБ При­знак Ответ АабБ Значение признака
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

А — 4 балла; а — 3 балла; Признаки:

1. Вербализация.

2. Чрезмерная забота.

3. Зависимость от семьи.

4. Подавление воли.

5. Ощущение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.016 с.)