Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте

Поиск

Хорошо, если ребенок, развитие которого в результате неблагоприятного влияния семьи либо особенностей функ­ционирования высшей нервной деятельности протекает с осложнениями, окажется во внесемеиных социальных усло­виях, способных компенсировать эти недостатки, выров­нять наметившиеся отклонения в его личности. Если же это­го не происходит, дальнейшее его развитие идет стихийно, по линии наименьшего сопротивления: подросток не пыта­ется путем самовоспитания выработать в себе качества, обес­печивающие успех и удовлетворенность жизнью, а выбира­ет более легкий и простой путь — сразу изменить свое пси­хическое состояние, добиваясь тех же эмоций путем употребления психотропных веществ.

Являясь элементом девиантного поведения, злоупотреб­ление алкоголем и наркотическими веществами также, как правило, начинается в группе. Обычно это та же асоциаль­ная группировка, в которой берет начало и криминальное поведение. Однако среди элитарной молодежи существуют свои группы, где употребление психотропных веществ (чаще наркотиков) является элементом их субкультуры, неотъем­лемой составляющей жизненного стереотипа.

Как уже отмечалось, попадая в пьянствующую компа­нию, подросток пьет так, чтобы «не отстать от других», и, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребля-

11* 323

ет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что кон­троль организма за количеством выпитого утрачивается, еще не успев сформироваться. Иными словами, влияние алко­гольной группы на несовершеннолетнего приводит к извра­щению стадий опьянения, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни и даже опережая болезнь.

В асоциально направленной группе всегда имеет место злоупотребление алкоголем, поскольку это обязательный атрибут преступного мира, которому подражают входящие сюда подростки. Превращение такой группы в криминаль­ную или собственно наркоманическую происходит доволь­но часто. Обычно такое превращение связано с появлением лидера — взрослого или старшего по возрасту, часто уже судимого и имеющего опыт употребления наркотиков. Он начинает активно предлагать подросткам попробовать нар­котик, красочно описывая его «чудодейственные» свойства и убеждая в безвредности наркотических веществ. Приведем пример «рекламного текста», который произнес наркоман-«учитель», уговаривая подростка впервые сделать инъекцию опиатов: «Ты не слушай тех, кто тебе рассказывает. Это хо­лопы, и кайф у них холопский. Мы с тобой короли и кайф у нас будет королевский. Кайф — это ты сам. Если ты не имел кайфа, ты не знаешь себя» (B.C. Битенский и др., 1989).

Этап первых проб

Первые пробы наркотика обычно начинаются с курения гашиша. Во время очередной выпивки в укромном месте, где собралась группа, кто-то «пускает по кругу косяк'», каж­дый подросток затягивается сигаретой с гашишем и переда­ет следующему. При этом те подростки, у которых курение гашиша вызывает отрицательную реакцию, обычно не при­знаются в этом, а приспосабливаются к общему настрое­нию.

Реже первым наркотиком, который пробует подросток, бывает препарат опия. Это обычно происходит, когда нови­чок попадает в уже сформировавшуюся наркоманическую

1 Косяк — жаргонное название сигареты с гашишем, поскольку она сгорает по косой линии.

группу или имеет друга — опытного наркомана, который уговаривает его «узнать настоящий кайф».

Этап первых проб не является болезнью, не имеет ника­ких наркологических закономерностей и целиком относит­ся к поведенческим нарушениям. Более того, как говори­лось выше, первые пробы вообще могут остаться единствен­ными, если это случилось с благополучными подростками.

Единичным случаям употребления наркотиков характер­но наличие множественности мотивов, а не только мотива­ция изменения своего психического состояния; здесь нет избирательности, ритмичности приема. Мотив наркотиза­ции на этом этапе — любопытство, интерес к эксперимен­тированию. Однако, если в силу неблагоприятных условий личностного развития у подростка сформировалась потреб­ность в изменении своего психического состояния, у него возникает желание снова и снова употреблять наркотичес­кие вещества. Он активно ищет случая попробовать новые психотропные вещества, чтобы испытать необычные ощу­щения. Прием наркотиков становится все более частым, рит­мичным, формируется свой стереотип употребления психо­тропных средств. Так возникает следующий этап — поиско­вый полинаркотизм.

Поисковый полинаркотизм

Поисковый полинаркотизм — наиболее распространен­ная форма употребления психоактивных веществ в подрос­тковом возрасте. По данным исследователей-наркологов, 46,3% всех обследованных подростков употребляли нарко­тики именно таким образом (B.C. Битенский, Б.Г. Херсон­ский, 1989; B.C. Битенский и др., 1989). На этом этапе под­ростки успевают перепробовать все психоактивные веще­ства, которые могут достать.

Поскольку употребление психоактивных веществ обыч­но происходит в группе, оно тесно связано со стандартами группового поведения. Подростки собираются своей компа­нией в таком месте, где им не будут мешать, они настроены на то, чтобы расслабиться, непринужденно пообщаться под музыку. Употребление наркотиков сначала выступает как компонент приятного времяпрепровождения, а не как са­моцель. В то же время подростки с удовольствием прислу-

шиваются к своим ощущениям, вызванным действием того или иного препарата, запоминают их, сравнивают. Они охот­но делятся друг с другом своими впечатлениями, обсужда­ют, какой наркотик лучше. Престижным считается употреб­ление более сильных психотропных веществ.

На этапе поискового полинаркотизма влечение к нар­котику пока еще отсутствует, у подростка нет психичес­кой зависимости от него. Это, скорее, стандарт группово­го поведения, ситуационная (групповая) зависимость, когда желание употребить то или иное психоактивное ве­щество возникает только в определенной ситуации и оп­ределенном окружении. У подростков уже на этом этапе существует готовность к аддиктивному поведению. Когда лидер группы предлагает достать или принять уже имею­щееся психоактивное вещество, никто из членов группы не возражает. Однако вне своей компании подросток пока что не употребляет наркотики. Даже имея дома опреде­ленный запас таких веществ, он приберегает их для того, чтобы принять их вместе со всеми, в своем привычном окружении.

В период поискового полинаркотизма для подростка не имеет значения, какое именно психоактивное вещество упот­реблять. Предпочтение сначала все же.отдается алкоголю и легкодоступным, считающимся «безобидными» наркотикам, оживляющим бездумную коммуникацию. Затем можно на­блюдать своеобразное коллекционирование: опробовав но­вый наркотик, подросток с гордостью рассказывает о своих ощущениях друзьям, демонстрируя свои впечатления о «кай­фе», так же, как филателист демонстрирует новую марку. Каждый участник группы стремится пополнить свою «кол­лекцию» ощущений от наркотиков, жадно усваивает инфор­мацию о действии психоактивных веществ, способах их по­лучения и т. д. Среди интеллектуально развитых подростков-наркоманов даже бытует такой афоризм: «Тот, кто ищет свой наркотик, тот ищет самого себя» (B.C. Битенский и др., 1989, с. /75).

Постепенно этап поискового полинаркотизма переходит в этап фонового полинаркотизма. Перепробовав многие пси­хоактивные вещества, подросток определяет тот наркотик, который доставляет ему наибольшее удовольствие. Именно

появление такой избирательности, наличие предпочитаемого наркотика на фоне остальных является отличительной чер­той этого этапа. При этом влечения даже к предпочитаемо­му наркотику пока нет, психологическая зависимость от­сутствует. Да и выбирает «свой» наркотик подросток лишь в том случае, когда есть выбор. Каких-либо активных действий в поисках именно этого психоактивного вещества подрос­ток не предпринимает.

Фоновый полинаркотизм

На этом этапе повышается толерантность к психоактив­ным веществам (чаще— к предпочитаемому наркотику), снижаются или исчезают защитные рефлексы. Предпочита­емым обычно становится вещество с наиболее высокой нар-когенностью или препарат, к которому подросток оказался наиболее чувствителен в силу своих индивидуальных осо­бенностей. Наиболее часто в качестве такого вещества выс­тупают опий (точнее, его суррогат) и снотворные препара­ты. Значительно реже — гашиш, эфедрин. Практически не встречается на этом этапе употребление хинолитиков и ле­тучих веществ (ингалянтов).

Продолжительность этапа фонового полинаркотизма не­велика — от трех недель до полугода. Этот этап как бы под­готавливает становление первой стадии наркомании.

Таким образом, заболевание алкоголизмом и наркома­нией никогда не бывает случайным («из-за любопытства»), внезапным. Заболеванию всегда предшествует довольно дли­тельный период социальной дезадаптации ребенка (сначала дома, а потом и в школе), период первых проб психоактив­ных веществ, поисковый полинаркотизм, где основную роль играют стандарты группового поведения; фоновый полинар­котизм, где все ярче проявляется мотив изменения своего психического состояния с помощью предпочитаемого нар­котика.

В период употребления психотропных веществ, еще до формирования влечения к ним, т. е. пока нет психической зависимости, подростку вряд ли может помочь нарколог. Медикаментозное лечение еще применять рано, а убежде­ния в пагубном влиянии психотропных веществ на орга-

низм не воспринимаются, поскольку у подростка уже сфор­мировалась психологическая готовность к употреблению алкоголя или наркотиков. Помочь может только воздей­ствие, направленное на разрушение этой готовности и ис­правление отклонений в развитии личности, детермини­рующих стремление изменить свое психическое состояние искусственным путем. Наибольший эффект может дать пси­хологическое (психотерапевтическое) воздействие, бази­рующееся на знании психологических причин возникно­вения у подростка потребности в употреблении психотроп­ных веществ.

Итак, схема возникновения психической зависимости от алкоголя и наркотиков состоит в следующем:

1) неспособность подростка к продуктивному выходу из
ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных
социальных потребностей, возникающая вследствие опре­
деленного сочетания личностных свойств (личностная пред­
расположенность);

2) несформированность или неэффективность способов
психологической защиты личности, превращающих лично­
стную предрасположенность в психологическую готовность
к злоупотреблению психотропными веществами;

3) наличие фрустрирующей (психотравмирующей) си­
туации, актуализирующей проявление («включение») этой
психологической готовности;

4) осведомленность подростка о свойствах психотроп­
ных веществ, позволяющих снять психическую напряжен­
ность, достичь эмоционального комфорта.

Психологическая готовность к злоупотреблению психо­тропными веществами является своего рода функциональ­ным органом, представляющим собой сочетание определен­ных личностных особенностей, актуализирующихся в ситу­ации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей подростка.

Контрольные вопросы

1. Сравните динамику аддиктивного поведения подростков и взрослых. В чем их сходство и различие?

2. Какие вы знаете факторы аддиктивного поведения подростков?

3. Почему возрастные особенности подростков могут стать предпосыл­
кой возникновения стремления к психотропным веществам?

4. Что такое гипопротекция и гиперпротекция в воспитании детей?

5. Какие вы знаете отклонения в развитии личности, детерминирую­
щие потребность в употреблении алкоголя или наркотиков?

6. Почему подростки начинают употреблять психотропные вещества,
как правило, в асоциальной группировке?

7. Чем отличается фоновый полинаркотизм от поискового?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Когда мы узнали, что наш сосед, Ростислав Борисо­вич, оказался наркоманом, мы не поверили. Ведь наркоманы — это бандиты, потомственные уголовники! А Ростислав Борисович — такой уважаемый человек! Из хорошей семьи, дом — полная чаша. И сам герой: всю жизнь на военной службе, участвовал в боях в Аф­ганистане, был тяжело ранен, долго лечился. А какой он вежливый, воспитанный, и вообще нормальный на вид! Ну разве это может быть, что такой человек — наркоман?

1. Может ли быть Ростислав Борисович наркоманом? Если да,
то на какой стадии?

2. Какие причины возникновения наркомании, скорее всего, мо­
гут быть в рассматриваемом случае?

Задача 2. Вера Николаевна, молодая учительница, очень близко принимает к сердцу проблемы своих учеников. «Ну что мне делать с моим Витей? — чуть не со слезами говорит она, — уже два раза милиция задерживала его пьяным! А ведь он только в девятом клас­се. Я его матери говорила, чтобы она отвела его на гипноз или коди­рование, но ей не до сына — она наконец-то впервые замуж вышла, счастье свое женское строит...»

1. Нужно ли вести Витю на гипноз или кодирование от алкого­лизма?

1. Какие причины, скорее всего, толкают Витю к злоупотребле­нию спиртными напитками?

3. Что можно посоветовать учительнице в отношении Виктора?

Задача 3. В реанимационное отделение больницу поступил Влад­лен К., 16 лет, с острым отравлением транквилизаторами. Как вы-

STO ІТО

Іть ра-Іло

ас-

ии

ую

нюю минуту испугался и стал отговаривать Владлена. В ответ на Владлен со словами: «Эх ты, слабак! Всего боишься, а я всегда ' хочу, то и делаю!» растворил таблетки в воде и выпил залпом. М Владлена, модно и богато одетая женщина, плакала в кабинете ча: «И зачем он это сделал?! Что это за игры такие? Мало ему І развлечений, что ли? Ведь у него было все! Любое его желани полнялось, стоило ему только захотеть!»

1. Как объяснить поведение Владлена?

1. Какой тип воспитания применялся по отношению к Владу

Т., ых

DT-

ар-,ал ле-ле-по-ан-

Задача 4. К следователю вызвали учащегося ПТУ Анатоли 17 лет, по подозрению в торговле наркотиками. Из оператив данных стало известно, что Толя рассказывал друзьям, как он у ребляет героин, ЛСД, кокаин. Толя уверял, что эти импортные котики дают «кайф» куда лучше, чем наши. Желающим он обе несколько упаковок, как только друг-иностранец привезет ему дующую партию. Когда Анатолий вошел в кабинет, опытный дователь сразу почувствовал разочарование. Несмотря на свои трепанную курточку и стоптанную обувь, парень был экстрав тно и ярко одет: в одном ухе было сразу две серьги, на голов совершенно невообразимая демонстративная прическа. «Hyp пухи эти оперативники, — подумал следователь, — этот АнатІ своим друзьям «лапшу на уши вешал», а они поверили. Смех только!»

1. Почему следователь предположил, что информация, кото
Анатолий сообщил своим друзьям, скорее всего, вымышленная!

2. Что вы можете сказать о личностных особенностях Ан<
лия?

•д-

ы-ыл ал-ть ть.и. Іа-да

Задача 5. Женя П., 14 лет. Обратилась мать с жалобой на т ности в воспитании сына, которого она растит одна. Из беседы яснилось, что ребенок родился, рос и развивался нормально, спокойным и послушным. В школе нормально (без троек) зани ся до 5-го класса, затем успеваемость несколько ухудшилась. Г\ попыталась стимулировать учебу сына: запретила ему посей спортивную секцию, физически наказывала за плохие отме После этого успеваемость стала еще хуже, появились прогуль: нятий в школе, сын стал обманывать ее. В течение последнего

пвтттил v-чнатъ. что такое «кайф». Друг в поел

Женя общается с компанией более старших подростков, забросил все свои прежние увлечения (фото, пробежки утром), возвращает­ся домой поздно ночью, почти не ходит в школу. Несколько раз сын приходил домой в странном состоянии: с трудом отвечал на вопро­сы, беспричинно смеялся, утром жаловался на головную боль. При патопсихологическом обследовании у Жени отмечена низкая рабо­тоспособность, истощаемость по гипостеническомутипу. Память и мышление не нарушены. Запас общеобразовательных знаний ниже возрастной нормы, зато подросток хорошо осведомлен о значении слов из жаргона наркоманов. С помощью проективных методов ус­тановлено, что у Жени высокая степень риска аддиктивного пове­дения. В ходе экспериментальной беседы выяснилось, что у подро­стка были отдельные эпизоды курения конопли. Внутривенно он наркотические вещества не употреблял, хотя это и встречается в его компании.

1. Что спровоцировало аддиктивную форму нарушений поведе­
ния подростка!

2. Какие могут быть рекомендуемые мероприятия!

Задача 6. Ира, Валя и Тоня впервые оказались в новой компа­нии, что собралась дома у их одноклассника. Все было прекрасно: музыка, танцы, галантные кавалеры, изысканные напитки и дели­катесные закуски, шикарный сервиз, дорогая мебель, ковры, япон­ская аудиовидеоаппаратура. В разгар веселья один из парней с за­гадочным видом вынул пачку сигарет и сказал: «Ну вот я и принес то, что обещал. Кто в тот раз пробовал, помнит. Это не простые сигареты, а особые, с начинкой. Кайф сейчас будет — высший класс!» Все восторженно зашумели, потянулись за сигаретами, и Тоня вместе с ними. Валя растерялась: она знала, что «начинка» —• это наркотик, что пробовать его нельзя, но ей было неудобно отка­заться, она боялась, что все начнут стыдить и высмеивать ее, а то и вовсе обидятся.

— Не бойся, Валюша, — парень покровительственно протянул
ей сигареты, — вот увидишь, как тебе станет сейчас хорошо!

В ответ Валя вспыхнула и расплакалась.

0 А ты, Ира, тоже боишься? — насмешливо продолжал парень,
протягивая сигареты Ире.

1 Ничего я не боюсь, — спокойно ответила Ира. — Просто я не
собираюсь пробовать всякую гадость.

1. Как можно объяснить поведение Иры, Вали и Гони?

2. Кто из девушек с большей вероятностью психологически го­
тов к употреблению психотропных веществ?

3. У какой из девушек есть элементы личностной предрасполо­
женности к аддиктивному поведению и какие именно?

Задача 7. Представьте, что Вы приняты на должность школь­ного психолога. Район, где находится школа, крайне неблагополуч­ный: многие подростки совершают правонарушения, злоупотреб­ляют алкоголем, а самое главное — курят коноплю. Даже в школе четверо подростков были уличены в том, что курили сигарету «с начинкой», в связи с чем за ними прочно укрепился ярлык «нар­команы». Директор школы сразу заявил, что он освобождает Вас от всех функций школьного психолога, чтобы Вы сосредоточились на решении только одной задачи — борьба с наркоманией. Дирек­тор сказал, что Вы должны «наводнить» школу информацией о вреде наркотиков, как можно чаще проводить лекции, диспуты, викторины, вечера вопросов и ответов на эту тему и к концу вто­рой четверти искоренить даже мысли о наркотиках хотя бы у двух из четырех «наркоманов».

1. Верную ли позицию избрал директор?

2. С чего Вы начнете свою деятельность?

Задача 8. Представьте, что сейчас у вас горячая пора — экзаме­ны. Вы очень много занимаетесь, силы уже на пределе, а впереди еще два экзамена. Тут подходит ваш друг и говорит:

0 Ну, ты, я вижу, совсем уже в «ауте», еле живой. Даже похудел
и глаза ввалились.

1 Да вот, уже голова скоро лопнет, а еще сколько надо выучить!
Сил уже нет!

2 Слушай, я тебе могу помочь. У меня тут таблетки остались,
психостимуляторы. Брат мой, врач, недавно приезжал и давал мне
пробовать. Классная вещь! Сразу такой прилив энергии, голова яс­
ная, память, прямо как фотоаппарат, все схватывает. Хочешь попро­
бовать?

Что вы ответите своему другу? Почему?

Задача 9. Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет. Дима — из благополучной, высокообеспеченной семьи. Отец— генерал.

Мать — дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы. Ребенка дер­жала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика — этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конеч­но, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть — все решала мама. И все было хорошо — до 13 лет. А потом Дима «как с цепи сорвался». Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интер­нате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнима­ли еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя. Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось. Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весе­ло было, хорошо!

Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит. А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое «кайф». Пустили по кругу «косячок»...

1. Чем объяснить, что мальчики из таких разных семей оказа­
лись в одной компании, где стали употреблять наркотики?

2. Какой тип воспитания был в семье Димы и какой у Пети?

3. Какие сходные черты характера, свидетельствующие о лич­
ностной предрасположенности к аддактивному поведению, сфор­
мировались у Димы и Пети в силу особенностей их воспитания?

Рекомендуемая литература

Битенский B.C., Херсонский Б.Г. Мотивировка и условия, способствую­щие злоупотреблению наркотиками // Психологические исследова­ния и психотерапия в наркологии. Л., 1989.

Битенский B.C., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркома­нии у подростков. Киев, 1989.

Вдовиченко А.А. Патохарактерологические исследования подростков, злоупотребляющих ингалянтами // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989.

. 333

Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск, 1988.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

Максимова Н.Ю. Психологический аспект профилактики алкоголизма и наркомании подростков. Киев, 1995.

Максимова Н.Ю. Психологічна профілактика вживання підлітками ал­коголю та наркотиків. Київ, 1997.

Максимова Н.Ю., Червинская В.Б. Психологические методы в розыск­ной работе. Киев, 1994.

Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алко­голизма. М., 1988.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ,

ОТЯГОЩЕННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ

ЗАВИСИМОСТЬЮ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.48 (0.017 с.)