Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противоречивость самооценки и уровня притязаний

Поиск

Несмотря на неуверенность в своих интеллектуальных способностях, такие подростки проявляют завышенный уровень притязаний, что отражается в их рассуждениях, в выборе заданий (по сложности) в зависимости от успеха или поражения. Составленные на основе этого графики от­ражают одновременно три тенденции: завышенный уровень притязаний подростков, низкую самооценку и неуверенность в себе. Это яркое свидетельство алогичности, противоречи­вости выбора линии поведения подростком в сложной си­туации.

У обычных подростков такие результаты встречаются срав­нительно редко (8—10%). У трудновоспитуемых, которые не употребляют психотропных веществ, — 16%, в эксперимен­тальной группе — 62%.

Этот факт имеет принципиальное значение. Если у под­ростка завышенный уровень притязаний, но нет осознания своей неспособности достичь желаемого, то он (благодаря тому, что у него подсознательно включается механизм пси­хологической защиты) может сохранять самоуважение и уверенность В'себе. Если же механизмы психологической защиты не эффективны (нарушены или не сформирова­ны), подросток осознает свое бессилие. Возникает ситуа­ция, которая вызывает у него психическое напряжение, тяжелые болезненные переживания. Употребление нарко­тических веществ снимает все эти отрицательные эмоции, и подросток считает этот иллюзорный выход наиболее под­ходящим.

Естественно, такая форма реагирования на фрустрирую-щую ситуацию образуется постепенно. Сначала усваиваются обычные социально приемлемые способы самозащитного типа реагирования на стресс. Это пассивные формы преодо­ления стресса. Они проявляются в уходе от проблемы, стрем­лении улучшить свое самочувствие, не вмешиваясь в труд­ную ситуацию: подольше поспать, доставить себе удоволь-

ствие едой, развлечениями и т. п. Позже добавляются такие способы, как выпивка, курение, желание снять стресс ле­карством.

Таким образом, суть самозащитной реакции на фрустри-рующую ситуацию в том, что действия человека направля­ются на изменение своего эмоционального состояния, под­меняя этим процесс решения проблемы.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что осо­бенности личности подростков, которые эпизодически упот­ребляют наркотики и алкоголь, значительно отличаются по аналогичным параметрам от особенностей личности обыч­ных и трудновоспитуемых несовершеннолетних.

В силу того, что указанные личностные особенности де­лают невозможным продуктивное разрешение жизненных проблем, они могут быть толчком для возникновения пси­хологической готовности к употреблению психоактивных веществ. Выявляя эти особенности личности, мы можем определить подростков, предрасположенных к алкоголизму и наркомании.

Предрасположенность к аддиктивному поведению — это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психотропных веществ. Личностная пред­расположенность к аддиктивному поведению включает:

1) отсутствие мотивации достижения, вплоть до отказа
считать себя субъектом деятельности, преобладание
избегающей мотивации;

2) несформированность функции прогноза;

3) низкий уровень развития самосознания, отсутствие
навыков рефлексии;

4) преобладание экстернального локуса контроля;

5) низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия
образа «Я», что, однако, может маскироваться защит­
ным поведением, демонстрирующим завышенную
самооценку;

6) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детер­
минируемый неуверенностью в себе, что проявляется
в отказе от деятельности при столкновении с малей­
шими трудностями;

7) противоречивость самооценки и уровня притязаний,
проявляющаяся в алогичности и непоследовательно-

Зап. 367 1

сти деятельности, связанной с преодолением препят­ствий;

8) тенденцию к уходу от реальности в стрессовой ситуа­ции.

Личностная предрасположенность к аддиктивному пове­дению формируется постепенно, в процессе онтогенеза. Причина ее возникновения — неблагоприятная социальная ситуация развития ребенка. Своевременная психологичес­кая коррекция этого личностного новообразования позво­ляет предупредить формирование психологической готов­ности к употреблению психотропных веществ. Если такая коррекция отсутствует, дальнейшее развитие личности под­ростка искажается и его поведение приобретает все боль­шее сходство с поведенческими проявлениями несовершен­нолетних группы «риска». В связи с этим возникает вопрос о необходимости диагностики личностной предрасположен­ности к аддиктивному поведению.

Нами была разработана методика выявления подрост­ков группы «риска» аддиктивного поведения (Н.Ю. Мак­симова, В.Б. Червинская, 1994). Ранняя диагностика пси­хологической готовности к злоупотреблению психотроп­ными веществами позволяет своевременно начать психокоррекционную работу с такими подростками, с це­лью предупреждения у них реализации этой готовности и возникновения психической зависимости от алкоголя и-нар­котиков.

Диагностика личностной предрасположенности к аддик­тивному поведению должна проводиться в комплексе с вы­явлением параметров, опосредованно определяющих воз­никновение влечения к психотропным веществам. Это преж­де всего определение наличия у подростка биологической предрасположенности к алкоголизму, диагностика психо­патий или акцентуаций характера, минимальных мозговых дисфункций. Большое значение имеют также наследствен­ная отягощенность, условия семейного воспитания и со­циальная ситуация развития ребенка в целом. Комплекс­ная диагностика такой предрасположенности позволяет выявить детей и подростков, по отношению к которым необходимо безотлагательное применение психокоррекци-онных методов.

Традиционная антиалкогольная пропаганда, аргументи­рованные убеждения родителей и учителей вряд ли смогут повлиять на подростка, у которого уже сформировалась пси­хологическая готовность к употреблению психотропных ве­ществ. Профилактика алкоголизма и наркомании, таким образом, должна включать систему мероприятий, имеющих не только просветительскую, но и правовую нагрузку. Суть этой специальной профилактики состоит в диагностике лич­ностной предрасположенности подростка к адциктивному поведению, с целью предупреждения возникновения и пре­одоления психологической готовности к употреблению пси­хотропных веществ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.007 с.)