Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противоречивость самооценки и уровня притязанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на неуверенность в своих интеллектуальных способностях, такие подростки проявляют завышенный уровень притязаний, что отражается в их рассуждениях, в выборе заданий (по сложности) в зависимости от успеха или поражения. Составленные на основе этого графики отражают одновременно три тенденции: завышенный уровень притязаний подростков, низкую самооценку и неуверенность в себе. Это яркое свидетельство алогичности, противоречивости выбора линии поведения подростком в сложной ситуации. У обычных подростков такие результаты встречаются сравнительно редко (8—10%). У трудновоспитуемых, которые не употребляют психотропных веществ, — 16%, в экспериментальной группе — 62%. Этот факт имеет принципиальное значение. Если у подростка завышенный уровень притязаний, но нет осознания своей неспособности достичь желаемого, то он (благодаря тому, что у него подсознательно включается механизм психологической защиты) может сохранять самоуважение и уверенность В'себе. Если же механизмы психологической защиты не эффективны (нарушены или не сформированы), подросток осознает свое бессилие. Возникает ситуация, которая вызывает у него психическое напряжение, тяжелые болезненные переживания. Употребление наркотических веществ снимает все эти отрицательные эмоции, и подросток считает этот иллюзорный выход наиболее подходящим. Естественно, такая форма реагирования на фрустрирую-щую ситуацию образуется постепенно. Сначала усваиваются обычные социально приемлемые способы самозащитного типа реагирования на стресс. Это пассивные формы преодоления стресса. Они проявляются в уходе от проблемы, стремлении улучшить свое самочувствие, не вмешиваясь в трудную ситуацию: подольше поспать, доставить себе удоволь- ствие едой, развлечениями и т. п. Позже добавляются такие способы, как выпивка, курение, желание снять стресс лекарством. Таким образом, суть самозащитной реакции на фрустри-рующую ситуацию в том, что действия человека направляются на изменение своего эмоционального состояния, подменяя этим процесс решения проблемы. Приведенные данные свидетельствуют о том, что особенности личности подростков, которые эпизодически употребляют наркотики и алкоголь, значительно отличаются по аналогичным параметрам от особенностей личности обычных и трудновоспитуемых несовершеннолетних. В силу того, что указанные личностные особенности делают невозможным продуктивное разрешение жизненных проблем, они могут быть толчком для возникновения психологической готовности к употреблению психоактивных веществ. Выявляя эти особенности личности, мы можем определить подростков, предрасположенных к алкоголизму и наркомании. Предрасположенность к аддиктивному поведению — это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психотропных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению включает: 1) отсутствие мотивации достижения, вплоть до отказа 2) несформированность функции прогноза; 3) низкий уровень развития самосознания, отсутствие 4) преобладание экстернального локуса контроля; 5) низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия 6) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детер 7) противоречивость самооценки и уровня притязаний, Зап. 367 1 сти деятельности, связанной с преодолением препятствий; 8) тенденцию к уходу от реальности в стрессовой ситуации. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению формируется постепенно, в процессе онтогенеза. Причина ее возникновения — неблагоприятная социальная ситуация развития ребенка. Своевременная психологическая коррекция этого личностного новообразования позволяет предупредить формирование психологической готовности к употреблению психотропных веществ. Если такая коррекция отсутствует, дальнейшее развитие личности подростка искажается и его поведение приобретает все большее сходство с поведенческими проявлениями несовершеннолетних группы «риска». В связи с этим возникает вопрос о необходимости диагностики личностной предрасположенности к аддиктивному поведению. Нами была разработана методика выявления подростков группы «риска» аддиктивного поведения (Н.Ю. Максимова, В.Б. Червинская, 1994). Ранняя диагностика психологической готовности к злоупотреблению психотропными веществами позволяет своевременно начать психокоррекционную работу с такими подростками, с целью предупреждения у них реализации этой готовности и возникновения психической зависимости от алкоголя и-наркотиков. Диагностика личностной предрасположенности к аддиктивному поведению должна проводиться в комплексе с выявлением параметров, опосредованно определяющих возникновение влечения к психотропным веществам. Это прежде всего определение наличия у подростка биологической предрасположенности к алкоголизму, диагностика психопатий или акцентуаций характера, минимальных мозговых дисфункций. Большое значение имеют также наследственная отягощенность, условия семейного воспитания и социальная ситуация развития ребенка в целом. Комплексная диагностика такой предрасположенности позволяет выявить детей и подростков, по отношению к которым необходимо безотлагательное применение психокоррекци-онных методов. Традиционная антиалкогольная пропаганда, аргументированные убеждения родителей и учителей вряд ли смогут повлиять на подростка, у которого уже сформировалась психологическая готовность к употреблению психотропных веществ. Профилактика алкоголизма и наркомании, таким образом, должна включать систему мероприятий, имеющих не только просветительскую, но и правовую нагрузку. Суть этой специальной профилактики состоит в диагностике личностной предрасположенности подростка к адциктивному поведению, с целью предупреждения возникновения и преодоления психологической готовности к употреблению психотропных веществ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.007 с.) |