Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисгармоническое развитие личности

Поиск

НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАК ОСНОВА ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

К дисгармоническому психическому развитию можно от­нести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности. Зачастую в качестве про­явления этих состояний выступают стойкие поведенческие нарушения. Сочетание динамических расстройств эмоцио­нальной сферы: повышенной возбудимости, лабильности, инертности, вязкости аффекта и преобладающей модаль­ности эмоций (страха, гнева, печали и т. д.) — порождает многообразие конкретных вариантов дисгармонического развития личности.

Дисгармоническое психическое развитие это такая фор­ма нарушений развития, при которой отмечается недоста­точность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности осталь­ных структур.

Психопатии это аномалии развития эмоционально-во­левой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: то­тальность патологических черт характера, относительная ста­бильность их проявлений в течение жизни и социальная дез­адаптация.

Происхождение психопатий может быть связано либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воз­действиями внешних повреждающих факторов в раннем дет­стве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболева­ния). Возможно также возникновение психопатий как реак­ция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоцио­нального реагирования.

При психопатиях происходит усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции. Базальная система эмоциональ­ной регуляции создает и интенсивность, и направленность бессознательной оценки воздействий окружающей среды (насколько какой-либо раздражитель воспринимается как сильный или слабый, приятный или неприятный, вызыва­ющий стремление к избеганию, приближению или агрес­сии). В дальнейшем, в зависимости от этого базального то­нуса, происходит построение мотивационных структур лич­ности и волевой регуляции (как возможности реализации мотива, достижения цели). Неравномерность, дисгармонич­ность развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением либо ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со сто­роны остальных уровней приводят к формированию психо­патии.

Возможна классификация психопатий в зависимости от усиления либо ослабления функций и уровней эмоциональ­ной регуляции. Базальные уровни эмоциональной регуля­ции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) возникли вследствие необходимости актив­ного контакта человека со средой и в норме обеспечивают ему успешное избегание опасностей и достижение целей, удовлетворение потребностей. Выделяют 4 уровня базальной аффективной организации, каждый из которых разрешает свойственную ему задачу адаптации.

1-й уровень (полевой реактивности) связан с пред­варительной оценкой допустимости контакта с объектом внешнего мира. Эффективная ориентировка на этом уровне производится вне активного избирательного контакта с ок­ружающим, как целостное восприятие интенсивности и при­тяжения — отталкивания со стороны объекта.

2-й уровень (стереотипов) регулирует процессы удов­летворения телесных потребностей; задача — обработка эмо­циональных стереотипов сенсорного контакта с миром. Про­исходит оценка качества впечатления: соответствие — несо­ответствие нуждам организма. Эмоционально окрашиваются ощущения всех модальностей: вкусовые, обонятельные, зри­тельные, тактильные и т. д. Особо сильная чувствительность

к ритмическим, повторяющимся воздействиям. Задержка в исполнении желания вызывает резкую неудовлетворенность.

3-й уровень (экспансии) обеспечивает активную адап­тацию к нестабильной ситуации. Происходит разрешение за­дач достижения значимой цели и преодоления препятствий. Выделяются не только объекты желания, но и препятствия. Для этого уровня характерны стенические и астенические переживания. Высокая чувствительность к переживаниям контрастных эмоций, ситуациям борьбы, риска, достиже­ний.

4-й уровень (эмоционального контроля) отвечает за организацию эмоционального взаимодействия с другими людьми. Оценка окружающего начинает зависеть от оценок другого человека или группы. Значимым стимулом стано­вится похвала, оценка и т. п. Важна эмоциональная уверен­ность в силе и значимости других людей.

Усиление либо ослабление функции каждого уровня из­меняет восприятие субъектом самого себя и окружающего мира. На основании этого восприятия формируются веду­щие мотивы деятельности. В дальнейшем, под воздействием воспитания, обучения, приобретения опыта возникают ин­дивидуальные средства реализации своих ведущих потреб­ностей. Конкретное поведение, направленное на реализа­цию потребностей, может в большей или меньшей мере отклоняться от общепринятых норм. Успешное функциони­рование относительно более сохранных уровней аффектив­ной регуляции создает возможность успешной компенсации и социальной адаптации личности. При усилении рассогла­сования уровней эмоциональной регуляции возникает то­тальность изменений эмоционально-мотивационной сферы личности, стабильность этих изменений и социальная дез­адаптация — формируется психопатия (табл. 2).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПСИХОПАТИЙ

Некоторые формы психопатий зависят не только от на­рушений эмоционально-мотивационной регуляции, но и от динамических характеристик высшей нервной деятельнос­ти (ВНД): силы — слабости, подвижности — ригидности, темпа психических процессов. Так, например, формирова-

Таблица 2

Схема соотношений нарушений базальной системы эмоциональной регуляции

И формирования психопатий

 

 

 

Уровень Интен­сивность функций Восприятие мира Ведущий мотив деятельности Способы реабилитации Виды дисгармонического психологического развития личности
Эмоциональ­ный контроль + Приятны любые контакты с людьми, маленькая дистанция общения Стремление к контакту с людьми и соблюдению групповых норм Вхождение в разнообраз­ные группы и сообщества и согласие с их нормами Конформность
  Эмоциональный диском­форт при общении, ослож­нения в оценке эмоций других людей Сверхизбирательность в общении, контакт — «борьба с противником» Общение с ограниченным количеством людей, избе­гание прямого общения, подозрительность Психопатия параноидальная
Экспансия + Мир — место для исследо­ваний и преодоления пре­пятствий, выраженное ощущение своей силы Стремление к борьбе, риску, самоутверждение, преодоление трудностей, стремление привлечь внимание Достижение внимания окружающих, доказательство своей исключительности Экспансивность, истерич­ная психопатия, истеро-возбудимость
  Неуверенность в своих силах, острое восприятие неудач Стремление к компенса­ции неуверенности, труд­ности выбора и принятия решения Чувствительность к оценкам окружающих, стремление к стереоти-пизации жизни Сенситивность и психастения

Окончание табл. 2

 

 

 

Уровень Интен­сивность функций Восприятие мира Ведущий мотив деятельности Способы реабилитации Виды дисгармонического психологического развития личности
Стереотипы + Сверхнапряженность при достижении цели, за- ' труднения воспринима­ются как препятствие и вызывают импульсивную агрессию Физическое удовлетво­рение, сильные порывы, склонность к агрессии в случае ограничений Чрезмерность в удовлет­ворении влечений, стрем­ление избегнуть ограни­чений, «псевдоэкспансия» Возбудимость, истеро-возбудимость, циклоидность
  Неудовлетворение от сенсорных контактов и висцеральных ощущений Стремление предотвра­тить телесное нездоровье, болезнь Поиск форм отдыха, борь­ба с утомлением, ипохон­дрические переживания Астеничная психопатия
Полевая реактивность + Стойкость к интенсивнос­ти действий, стабильный комфорт, выносливость относительно неблаго­приятных воздействий Потребность в стимуля­ции большей интенсив­ности внешних воздей­ствий, удовлетворение — сильные впечатления Тяга к огню, высоте, бро­дяжничеству, толпе, пас­сивная подчиненность без глубокого эмоционального контакта Неустойчивая психопатия
  Постоянное ощущение дискомфорта, опасности, которая исходит от окружающих Потребность в самосо­хранении, обеспечении покоя Ограничение контактов со средой и людьми, разви­тие претензионных стереотипов и увлечений Шизоидная психопатия

ниє эпилептоидной и параноидной (в значительной мере) психопатии связано с ригидностью психических процессов. Преобладание возбуждения, торможения, лабильности пси­хических процессов создает разнообразие форм психопатии при нарушениях 2-го и 3-го уровней эмоциональной регу­ляции.

В различных классификациях психопатий (по Е. Крепели-ну, П.Б. Ганнушкину, Г.Е. Сухаревой, О.В. Кербикову) вы­деляются различные виды и группы психопатий. О.В. Керби-ков (1971) делит психопатии по причинам их возникнове­ния на конституциональные, органические и краевые. В качестве обобщения основных видов психопатий и их пере­ходных форм может быть использована схема, предложен­ная Б.В. Шостаковичем.

1. Возбудимая психопатия

2. Истероидная психопатия

3. Параноялъная психопатия

4. Шизоидная психопатия

5. Астеническая психопатия

6. Истеро-возбудимые личности

7. Эпилептоидные личности

8. Экспансивная психопатия

9. Психастеническая психопатия

10. Сенситивная психопатия

Помимо перечисленных выделяются еще неустойчивая (по Г.Е. Сухаревой) и циклоидная (по П.Б. Ганнушкину) психопатии.

Ядерную группу психопатий составляют так называемые конституциональные психопатии, к которым относятся ши­зоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истероидные, зависящие в большей степени от генетической предрасположенности, чем от особенностей воспитания.

Шизоидная психопатия может проявляться еще в дошколь­ном и младшем школьном возрасте. Она проявляется в виде нарушений контакта со сверстниками, необычностью ин-

I

тересов. Связана с недостаточным развитием 1-го уровня ба-зальной регуляции. Ребенок этого типа воспринимает ок­ружающий мир (и особенно своих сверстников) как потен­циальную опасность, как что-то, что пытается проникнуть в его внутренний мир и изменить его. В результате этого возни­кает стремление к уединению, уменьшению объема эмоцио­нально-значимой сенсорной информации. У ребенка этого типа изменяется восприятие мира, обычные раздражители (гром­кие слова родных, игры детей, прикосновения) восприни­маются как очень сильные, враждебные. В результате проис­ходит защитное торможение, приводящее к мнимой сухо­сти, неэмоциональности контактов с близкими или избеганию контактов с посторонними людьми. Неловкость моторики, характерная для детей этого типа, приводит к еще большему потоку отрицательно эмоционально окрашенных впечатле­ний от физического соприкосновения с окружающим.

Для многих детей с шизоидной психопатией характерно выраженное стремление к логическому, абстрактному позна­нию окружающего. У них рано возникают интеллектуальные интересы: к чтению, физике, математике. В качестве меха­низма компенсации у детей и подростков с шизоидной пси­хопатией появляются своеобразные увлечения (рисование карт и схем, коллекционирование, разведение насекомых и т. д.). В подростковом возрасте возможно возникновение дружбы с подростками или взрослыми на основе общих увлечений.

При патопсихологическом обследовании детей с шизо­идной психопатией можно заметить ряд особенностей в их поведении. При достаточном формальном контакте с деть­ми этого типа отмечается выраженная негативная эмоцио­нальная реакция на попытку сокращения дистанции, уста­новление более неформальных отношений. Позы испытуе­мого часто отражают противоречивость мотивации его поведения. Так, например, фраза «Это интересное задание» произносится безразличным тоном и сопровождается пово­ротом головы в противоположную от карточки с заданием сторону. В речи часто встречается конструкция «...да, но...», позволяющая без открытого конфликта сохранить собствен­ный взгляд на мир, избежать изменения. Крайне редко в речи встречаются выражения, отражающие чувственную, наглядно-образную сферу восприятия: «яркий», «громкий»,

«теплый» и т. п. Механическое и смысловое запоминание чаще всего находится в пределах нормы. При выполнении заданий на обобщение и исключение предметов возможно наличие ориентации в отдельных случаях на слабые призна­ки предметов: «Вертолет, вентилятор и шуруп имеют ось вращения, а оса — нет», однако при просьбе обнаружить другое решение легко актуализируются существенные при­знаки предметов. При выполнении методики «Пиктограм­мы» возможно возникновение субъективно-значимых ассо­циаций. В ходе определения понятий, независимо от их слож­ности, страдает эмоциональная насыщенность понятия, что может привести к верному, на основании существенных признаков, определению абстрактно-логических понятий и затруднениям при определении понятия «мать».

При описании картин ТАТ возникают некоторые за­труднения в восприятии эмоциональных состояний персо­нажей, что приводит к логическим поискам объяснения их поведения либо с опорой на какие-то детали изображения, либо к появлению многовариантного рассказа. Так как ис­пытуемый недостаточно ясно воспринимает эмоциональный подтекст ситуации, он затрудняется в прогнозе ее дальней­шего развития.

В ходе выполнения методики «Несуществующее живот­ное» характерным для детей с шизоидной психопатией яв­ляется включение механических деталей в тело животного.

Сравнительная оценка результатов выполнения вербаль­ных и невербальных заданий детьми с шизоидной психопа­тией часто позволяет сделать вывод об относительном недо­развитии правого полушария при несколько опережающем развитии левого. Самооценка противоречива, однако ста­бильно выделяются черты замкнутости, застенчивости.

Круг интересов может значительно отличаться от возра­стной нормы, отражая особенности компенсаторных меха­низмов. Волевая регуляция деятельности также имеет свое­образный характер: ребенок с трудом понимает и выполня­ет навязанные извне инструкции, но собственные цели может достигать с большой настойчивостью, невзирая на физи­ческие неудобства и мнение окружающих.

Эпилептоидная психопатия может проявляться с 2—3-лет­него возраста (А.Е. Емельянов, 1992) в виде бурных и за-

I

тяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. В дальнейшем происходит постепенное нарастание эмоцио­нальной вязкости, напряженности эмоций, иногда сильных проявлений злости. Возникновение этого типа психопатии связано с нарушением 3-го и 4-го уровня базальной эмоци­ональной регуляции в сочетании с инертностью психичес­ких процессов. Инертность психических процессов, харак­терная для детей этой группы, приводит к выраженному накоплению отрицательных эмоциональных состояний, раз­рядка же этого напряжения может происходить даже по внешне незначительному поводу.

Дети и подростки с формирующейся эпилептоидной пси­хопатией чувствуют себя хорошо и уверенно только при достаточно стабильной окружающей обстановке, четком режиме дня и раз и навсегда установленном объеме требо­ваний. Изменения, которые вносятся окружающими, даже сами по себе приятные для ребенка (праздник, экскурсия), но требующие быстрого переключения на другой вид дея­тельности, вызывают якобы «немотивированное» упрямство. Стремление следовать своим правилам, нормативам и цен­ностям вызывает у этих детей потребность в лидерстве, вла­сти. Неподчинение со стороны других детей ставит эпилеп-тоида в новые условия, перед необходимостью быстрого принятия решения, а невозможность этого порождает вспышки гнева и агрессию. У таких детей возможно разви­тие гиперкомпенсаторных механизмов: формирование пе­дантичности, повышенной ориентации на социальные нор­мы и правила, иногда выраженная тревожность по поводу своего здоровья.

При патопсихологическом обследовании эпилептоидные дети и подростки постепенно вступают в контакт, стремят­ся к точному и правильному выполнению заданий, однако нуждаются в постоянном одобрении своей деятельности. При неуспехе в выполнении задания стремятся решить его еще несколько раз, не меняя способы действий, после чего раз­дражаются, обвиняя в неудаче психолога («Что за детские кубики вы мне показываете, пускай их в садике делают»).

Объем внимания обычно в пределах низкой нормы, за­труднена переключаемость внимания. Длительный период вра-батываемости. Механическое запоминание с медленным уве-

 

 

личением количества воспроизводимых слов: 6, 7, 7, 8, 10. При повторных называниях воспроизводятся те же слова, что и раньше. Уровень обобщения и отвлечения не снижен, однако ошиоочные решения практически не поддаются кор­рекции. При выполнении графических проб — излишняя детализация изображений. В методике «Несуществующее животное» — элементы защиты, агрессии, повторяемость стереотипных деталей, часто изображаются вымершие жи­вотные. В речи испытуемых с эпилептоидной психопатией проявляются обстоятельность, обширные справочные ре­марки. Голос слабо интонирован, но достаточно громкий. Типичными оценками окружающего являются: «правильно — неправильно», «справедливо — несправедливо». При выпол­нении теста фрустрации Розенцвейга преобладает экстра-пунитивный, препятственно-доминантный тип реакции. Самооценка обычно несколько завышена, подчеркивается совпадение своего поведения с требованиями микросоци­ального окружения. Возможно наличие у самого ребенка жалоб на «периоды злости».

При описании картин ТАТ проявляется инертность, об­стоятельность; у мальчиков — проекции гипермаскулинно­го идеала: мотивов борьбы, достижений, агрессии. У дево­чек чаще ориентация на «должные» нормы поведения и ре­акции, независимо от реальных эмоций персонажей.

Волевая активность не нарушена, отмечаются незначи­тельные колебания уровня притязаний в зависимости от успехов и неудач.

Циклоидный тип психопатии характеризуется немотиви­рованными колебаниями настроения — от пониженного суб­депрессивного до повышенного маниакального. Редко встре­чается в раннем детском возрасте, обычно проявляется к сред­нему школьному возрасту. Чаще бывает гипертимный вариант с преобладанием повышенного фона настроения. У детей этого типа отмечается усиление функций 2-го уровня базальной эмоциональной регуляции, обеспечивающего удовлетворение соматических потребностей и адаптацию к окружающему. Увеличен диапазон приятных внешних сенсорных впечатле­ний, удовольствие вызывают громкие, ритмично повторяю­щиеся звуки, яркие цвета, новые вкусовые ощущения. Эти дети склонны к шуткам, озорству, риску. За счет некоторого

ускорения темпа психических процессов возникает стремле­ние получить удовольствие «здесь и теперь», непереносимость ограничений и запретов. Ребенок этого типа не выражает от­крыто свой протест против ограничений, а спокойно игно­рирует их, занимаясь более привлекательной деятельностью. Общение доставляет им большое удовольствие, однако глу­бокие эмоциональные привязанности возникают редко. Свер­стники воспринимаются, в основном, как партнеры по со­вместным играм и развлечениям. В 10—12-летнем возрасте у детей с циклоидной психопатией могут возникать достаточ­но длительные периоды (днями и неделями), в течение кото­рых они испытывают спады настроения, лень, иногда бес­причинную слезливость и раздражительность. Эти состояния пугают ребенка, он остро переживает изменение своего на­строения. Неравномерность эмоционального тонуса сказыва­ется и на успехах в учебе, и на отношениях с родителями и сверстниками. У детей с циклоидным типом психопатии час­то отмечается повышенный травматизм из-за высокой склон­ности к риску в периоды повышения настроения и неосоз­нанных стремлений к самонаказанию при депрессии.

Самостоятельная компенсация циклоидной психопатии в детском возрасте невозможна, в подростковом — осозна­ние временности депрессивных фаз немного облегчает со­стояние.

Поведение и отношение к обследованию у таких детей находятся в тесной зависимости от их состояния во время исследования. Если ребенок пребывает в данный момент в гипоманиакальной фазе, то у него повышенный фон на­строения, ускоренный темп речи, мышления, простых сен-сомоторных реакций. Отмечается истощаемость психических процессов по гиперстеническому типу (ускорение деятель­ности с увеличением количества ошибок). Механическое запоминание обычно успешно, но может быть неравномер­ным в результате колебаний внимания. Уровень обобщения и отвлечения не снижен, однако имеются поспешные ре­шения, легко поддающиеся коррекции при привлечении внимания. При описании картин ТАТ — оптимистические завершения сюжетов, часто несколько вариантов ответа по одной картине. Самооценка завышена, в качестве основно­го свойства личности испытуемые отмечают энергичность. В

целом, если ребенка этого типа удается привлечь к выпол­нению заданий, он демонстрирует достаточно высокий уро­вень достижений, но при этом нуждается в организующей помощи.

В случае депрессивной фазы циклоидной психопатии кон­такт с ребенком затруднен в результате значительно сни­женного фона настроения. Малейшие, даже мнимые неуда­чи в выполнении заданий либо воспоминание о своих про­блемах вызывают слезы. Темп простых сенсомоторных реакций замедлен. Истощаемость по гипостеническому типу (замедление темпа выполнения заданий). Память и мышле­ние — в пределах нормы, однако сами испытуемые оцени­вают их как крайне плохие. Самооценка занижена, испыту­емые приписывают себе лень, пассивность, замкнутость, иногда холодность. При описании картин ТАТ могут встре­чаться сюжеты с выраженной проекцией тоски, тревоги, иногда суицидальные высказывания. У детей дошкольного и младшего школьного возраста депрессивные фазы могут проявляться, в основном, жалобами на свои физические ощущения (например, «болят глаза, живот, руки и т. д.»), снижением двигательной активности, потерей значимости прежних интересов.

Психастенические личности (склонные к тревожности) часто выявляются уже в 3—4 года. Уже в дошкольном возра­сте у этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, боязнь нового, не­знакомого. В результате недоразвития 2-го уровня эмоцио­нальной регуляции возникает повышенная чувствительность субъекта к качеству внешних впечатлений. Новые раздражи­тели воспринимаются как слишком сильные, угрожающие, легко возникает состояние тревоги. Нарушения порядка и режима вызывают страх и чувство тревоги. На помещение в школу, перевод в новый класс и т. п. дети этого типа часто реагируют привычной рвотой, повышением температуры тела. В подростковом возрасте часто возникают навязчивые сомнения в состоянии своего здоровья, привлекательности внешности, завершенности действия: «Выключил ли свет, газ...». В качестве защитных механизмов развивается система стереотипных действий, ритуалов, педантичная склонность к порядку и режиму.

При патопсихологическом обследовании испытуемые это­го типа с трудом вступают в контакт, неоднократно интере­суются целями исследования, почему обследуют именно их, однако отказов от работы практически не бывает. Темп ре-чемыслительной деятельности несколько замедлен; темп про­чих сенсомоторных реакций — в пределах нормы. Недоста­точен объем и переключаемость внимания. Работоспособ­ность равномерная, механическое запоминание чаще всего успешно, но возможны затруднения из-за высокой тревож­ности испытуемого. Если спросить его о причинах плохого воспроизведения в этой пробе, часто звучит: «Ой, я в это время думал о другом». Мышление не нарушено, уровень обобщения и отвлечения не снижен, возможны затрудне­ния в объяснении решений из-за сомнений в их правильно­сти. Описания картин ТАТ могут быть либо насыщены пере­живаниями тревоги, либо имеют защитно-формальный ха­рактер (крайне лаконичные, односложные описания).

Для этой психопатии характерно изображение «Несуще­ствующего животного» резко уменьшенного размера в левом верхнем углу листа, иногда с вытиранием либо зачеркивани­ем частей. В тесте фрустрации Розенцвейга преобладают им-пунитивно-самозащитные реакции. В характерных речевых особенностях отражаются навязчивые сомнения испытуемых: «С одной стороны... с другой стороны...», «в то же время...». Самооценка обычно адекватна, иногда несколько занижена, отмечается застенчивость, нерешительность, часто низкая самооценка по фактору «здоровье». Волевая регуляция дея­тельности страдает на этапе принятия решения, но если ре­шение уже принято, дети и подростки этого типа проявля­ют большую дисциплинированность и настойчивость.

Истероидная психопатия чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Для детей характерна «жажда признания», что в дошкольном возрасте проявляется в виде капризов, вы­мыслов, повышенного фантазирования. В своих фантазиях истероидный ребенок всегда выступает в роли героя либо жертвы (но никогда — стороннего наблюдателя). В школе к демонстративным проявлениям присоединяется своеобра­зие одежды, прически, поведения, направленные на при­влечение внимания окружающих. Выражен конфликт между высоким уровнем притязаний, жаждой признания и неспо-

собностью к длительному волевому усилию. В целом мир воспринимается как зрительный зал, и основное стремле­ние — добиться его реакции.

Повышение тонуса 3-го уровня эмоциональной регуля­ции при истероидной психопатии приводит к потребности в активной адаптации к новым, нестабильным ситуациям. Для ребенка большой ценностью является столкновение с барье­рами, ориентировка в границах своих возможностей. У него дифференцируются желания «хочу — не хочу» и возможнос­ти «могу — не могу». При невозможности реального достиже­ния оно легко реализуется в плане фантазии и игры. Высокая активность ребенка направлена на самоутверждение. Одним из важнейших источников удовольствия для ребенка этого типа может стать эмоциональная реакция других людей: причем важна сама интенсивность реакции, а не ее знак.

При декомпенсации у детей этого типа могут возникнуть патологические склонности: привычная рвота, истеричес­кие параличи, мутизм и т. д. При выраженной склонности к фантазированию их фантазии могут быть восприняты как результат галлюцинаций. В качестве механизма компенсации выступает возможность творческой самореализации (в теат­ральных и художественных студиях и т. д.).

При патопсихологическом обследовании дети этого типа охотно, часто самостоятельно вступают в контакт, с удо­вольствием сообщают о своих успехах, иногда жалуются на неудачи, возлагая вину за них на окружающих.

Темп мыслительных процессов обычно быстрый, легкая переключаемость и хорошее распределение внимания иног­да сочетаются с недостаточной концентрацией. Отмечаются явления пресыщаемое™. Механическое запоминание успеш­но, иногда используются мнемические приемы. Мышление с достаточным, соответствующим возрасту уровнем обоб­щения и*отвлечения, но могут встречаться субъективно-зна­чимые решения: «Конечно, электролампочка не подходит: солнце, свеча и керосиновая лампа — это живой, приятный огонь, а лампочка — просто электроприбор». Возможна лег­кая коррекция решений заданий этого типа при привлече­нии внимания. В речи частыми являются употребления оце­ночных категорий: «приятно — неприятно», «красиво — безобразно» и т. д.

При описании картин ТАТ легко возникают развернутые сюжеты с проекцией собственных переживаний — стремле­ние к достижению — одобрению. Герои часто становятся великими музыкантами, актерами, гимнастами. В рисунке «Несуществующее животное» много декоративных элемен­тов: перья, длинные ресницы, бантики и цветочки. Эмоци­ональное состояние во время исследования тесно связано с оценкой со стороны экспериментатора. При серии неудач возможен демонстративный отказ от деятельности и кон­такта. Отмечается высокий, но неустойчивый уровень при­тязаний. Реакции в состоянии фрустрации, в основном, эк-страпунитивно-самозащитные. Самооценка обычно несколь­ко завышена, дифференцирована.

Неустойчивая психопатия проявляется чаще в младшем подростковом возрасте, связана с повышением тонуса 1-го уровня эмоциональной регуляции (уровня комфорта — дис­комфорта). При этом понижается требовательность к вне­шним условиям, выражено стремление к новым ощущени­ям и впечатлениям. Удовольствие достигается от быстрой езды в транспорте. Это часто является причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяжничеству. Несмотря на сохраненный интеллект, выражены проявления полевого по­ведения — предметы окружающего мира вызывают импуль­сивное притяжение либо отталкивание, что приводит к им­пульсивным, необдуманным действиям.

У детей этого типа психопатии отмечается незрелость ин­тересов, поверхностность мышления, высокая внушаемость, в результате чего их можно легко вовлечь в асоциальные группировки. В целом, мир воспринимается ими как источ­ник развлечений и удовольствий. Для успешной компенса­ции нужно богатство впечатлений и общение с положительно настроенными сверстниками.

При патопсихологическом обследовании дети этого типа охотно вступают в контакт, сразу приступают к выполне­нию заданий (особенно, если инструкция сформулирована в игровой форме). Выражены явления пресыщаемое™. Объем и переключаемость внимания обычно в пределах нормы, про­извольная концентрация внимания несколько затруднена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Мышле­ние обычно последовательно, исключения и обобщения про-

изводятся по существенным признакам. Возможны поспеш­ные решения по конкретно-ситуативным и конкретно-на­глядным признакам, легко поддающиеся коррекции. Круг интересов несколько примитивен, соответствует преобла­дающим интересам в их микросоциальном окружении. При описании картин ТАТ отмечается точное восприятие эмо­циональных состояний, построение сюжета, часто связан­ного с какими-либо действиями, направленными на полу­чение удовольствия либо избегание опасности. Это сочета­ется с существенными затруднениями в прогнозе развития и завершения ситуации. Такая же недостаточная способность к прогнозу своих действий проявляется и в жизни ребенка, что можно выяснить при опросе его самого и родителей.

Самооценка часто неопределенная, слабо дифференци­рованная. Если попросить подростка объяснить происхож­дение каких-то особенностей самооценки, часты ссылки на мнение окружающих: «Я ленивый, потому что мама так все­гда говорит».

Фон настроения в процессе обследования обычно радост­ный, с некоторой раздражительностью при неудачах, огра­ничениях, монотонных заданиях. Обращает на себя внима­ние сила эмоциональных и ориентировочных реакций на яркие новые предметы в кабинете, звуки с улицы и т. п.

Возбудимую психопатию относят к группе органических психопатий (Г.Е. Сухарева, 1989; О.В. Кербиков, 1971; В.В. Лебединский, 1985) и связывают ее с ранним пораже­нием нервной системы во внутриутробном периоде, при родах и в первые годы жизни. Это приводит к изменению функции ВНД,. усилению процессов возбуждения при не­достаточности процесса торможения.

Уже в 2—3 года эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения эмоциональных реакций злости, агрессии. Провоцируются эти вспышки ограничением ре­бенка, невозможностью немедленного удовлетворения его потребности, что характерно для гиперфункции 2-го уров­ня эмоциональной регуляции.

Такие состояния возбуждения наступают внезапно, сразу же при ощущении неудовлетворенности потребности либо в результате истощения психических процессов. Не происходит накопления эмоционального состояния, отсрочки реакции.

В некоторых случаях у детей этого типа во время возбуди­мых реакций изменяются восприятие, пороги чувствитель­ности: они (буквально!) не слышат обращенной речи, с трудом видят (жалобы на «красную пелену перед глазами»); более успешно воспринимается непосредственный тактиль­ный контакт. В некоторых случаях удается в самом начале прекратить возбудимую реакцию резким переключением внимания. Часто возбудимая реакция развивается по меха­низму самовзвинчивания: при возникновении гнева ребе­нок обвиняет окружающих в провокации этого состояния, что усиливает эмоцию; внешние ее проявления (крики, сжатие кулаков и т. д.) также усиливают гнев. В качестве компенсации можно сформировать механизм фиксации воз­будимой реакции и постепенной релаксации.

При патопсихологическом исследовании дети с возбу­димой психопатией с трудом включаются в работу, выпол­няют задания только привлекательные для них, в которых рассчитывают на успех. Выражены реакции пресыщаемое™. Настойчивые требования выполнить какое-либо задание или возникновение препятствия в процессе выполнения желае­мого действия могут вызвать возбудимую реакцию: крик, малодифференцированную агрессию.

Работоспособность неравномерна. Достаточный объем и переключаемость внимания могут сочетаться со слабостью произвольной концентрации внимания.

Механическое запоминание обычно успешно, однако воз­можно наличие «обратной кривой» запоминания: 7, 9, 7, 3 — в результате падения интереса к деятельности, быстрой пре-сыщаемости. Мышление в обычном либо несколько уско­ренном темпе, логично, последовательно. «Исключения» и «обобщения» производятся по существенным признакам. В целом уровень достижений, особенно в невербальных тес­тах, соответствует возрастной норме. При описании картин ТАТ часто встречается проекция переживаний гнева, агрес­сии, восприятие действий окружающих как ограничиваю­щих стремления основного персонажа. Завершение расска­за — победа персонажа, преодоление трудности.

В речи, даже при согласии с собеседником, часто звучит слово «нет»: «Нет, ты правильно говоришь...». Изображение «Несуществующего животного» насыщено признаками аг­рессии и защиты: когти, зубы, шипы, панцири.

190 ' s

В самооценке испытуемый отмечает возбудимость, раз­дражительность, невозможность удержаться в гневе от не­обдуманных агрессивных действий. Самооценка поляризо­вана.

К дисгармоническому развитию личности можно отнести и так называемую невропатию — нарушение эмоционально-волевой сферы, обусловленное неустойчивостью регуляции вегетативных функций (Г.Е. Сухарева, 1955; В.В. Ковалев, 1979; и др.). Эти нарушения вегетативной нервной системы часто имеют врожденный характер, но могут быть и след­ствием заболеваний, перенесенных в первые месяцы жизни.

Невропатия проявляется уже в раннем детском возрасте в виде нарушений сна, аппетита, неустойчивости темпера­туры тела, чувствительности к погоде. Такое неустойчивое самочувствие способствует вторичным эмоционально-воле­вым изменениям, на базе которых либо происходит форми­рование психопатии тормозимого круга (шизоидной, пси­хастенической и т. п.), либо при соответствующей психоло­гической травматизации, возникает невроз и невроти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 4934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.015 с.)