ТОП 10:

Отклонения характера самих родителей.



Акцентуации характера и психопатии нередко предопре­деляют определенные нарушения в воспитании. При неус­тойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекци-ей, пониженным удовлетворением потребностей подрост­ка, пониженным уровнем требований к нему.

Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация ро­дителей чаще других обусловливает доминирование, жесто­кое обращение с подростком. Стиль доминирования может также обусловливаться сенситивным либо конформным ха­рактером.

Демонстративная акцентуация характера и астероидная психопатия у родителя нередко предрасполагают к противо­речивому типу воспитания: демонстративная забота и лю­бовь к подростку при зрителях и эмоциональное отверже­ние в их отсутствии (о влиянии характерологических осо­бенностей родителей на воспитание подростков см. также работу Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

Во всех этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться в том, что именно оно иг­рает решающую роль в возникновении нарушений в воспи­тании. Поэтому внимание психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих характеров, типов воспитания и нарушениями пове­дения у подростка.

2. Психологические (личностные) проблемы родителей, ре­шаемые за счет подростка.

В этом случае в основе неправильного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая харак­тер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пы­тается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания подростка. Попытки разъяснительной работы, уговоры изменить стиль воспитания оказываются неэффек­тивными. Перед психотерапевтом встает трудная задача вы­явить психологическую проблему родителя, помочь ему осоз­нать ее, преодолеть действие защитных механизмов, пре­пятствующих такому осознанию.

Излагая наиболее часто встречающиеся психологические проблемы, лежащие в основе неправильного воспитания, мы опирались на опыт практической работы с родителями подростков — пациентов подросткового психиатрического отделения и подростков-делинквентов (соответственно 60 и 80 семей).

Как и в предыдущем разделе, одновременно с описани­ем этих личностных проблем будут указываться шкалы АСВ, предназначенные для их диагностики.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).Обус­ловливаемое нарушение воспитания — повышенная протек­ция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родите­лями в силу каких-либо причин оказываются нарушенны­ми: супруга нет — смерть, развод — либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, стремятся к тому, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы подросток удов­летворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отно­шениях супругов, — потребность во взаимной исключитель­ной привязанности, частично эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальных возможностей по­вторного замужества. Появляется стремление отдать подрос-

тку — чаще противоположного пола — «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям — ревность, детская влюбленность. Когда ребе­нок достигает подросткового возраста, у родителя возника­ет страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношениях матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта пси­хологическая установка проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном неудовлетворяющих от­ношениях с мужем. Иногда такие матери осознают свою рев­ность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК).Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулиро­вать сохранение у них таких детских качеств, как непосред­ственность, наивность, игривость. Для таких родителей под­росток все еще «маленький». Нередко они открыто призна­ют, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Страх или нежелание по-взросления детей могут быть связаны с особенностями био­графии самого родителя (он имел младшего брата или сест­ру и на них в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как не­счастье).

Рассматривая подростка как «еще маленького», родите­ли снижают уровень требования к нему, создавая потвор­ствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя разви­тие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН).Обус­ловливаемое нарушение воспитания — потворствующая ги­перпротекция либо просто пониженный уровень требова­ний. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом слу-

чае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нереши­тельный, винящий себя во всех неудачах с подростком, ро­дитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено психастени­ческими чертами характера родителя. В других — определен­ную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В оп­ределенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в сво­их детях ту же требовательность и эгоцентричность, испы­тывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к соб­ственным родителям. Характерная черта высказываний та­ких родителей — признание ими массы ошибок, совершен­ных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ).Обусловливаемое на­рушение воспитания — потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — повышенная неуверен­ность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д.

Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет— его долго ждали, ребенок родился хрупким и болезненным, с большим тру­дом удалось его выходить и т. д. Другой источник — перене­сенные ребенком тяжелые заболевания, особенно если они были длительными. Отношение родителей к подростку фор­мировалось под воздействием накопленного ими страха ут­раты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тре­вожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и удов­летворять их (потворствующая гиперпротекция), а других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

В типичных высказываниях родителей отражена их ипо­хондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множе­ство болезненных проявлений, свежи воспоминания о про­шлых, даже отдаленных по времени переживаниях по пово­ду здоровья сына или дочери.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обус­ловливаемые нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекват­ное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, по­требность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встре­чается у родителей подростков с отклонениями характера. Однако это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переноси­мости его общества, поверхностности интереса к его де­лам. —

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной НРЧ могут быть особенности характера родителя, например, выраженная шизоидность. Замечено, . что родительские чувства нередко значительно слабее раз­виты у очень молодых родителей, имея тенденцию усили­ваться с возрастом. Об этом свидетельствуют примеры лю­бящих бабушек и дедушек.

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает воспитание по типу гипопротекции и особенно — по типу эмоционального отвержения. При труд­ных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на подростка часто перекладывается значительная часть роди­тельских обязанностей — тип воспитания «повышенная мо­ральная ответственность», либо к подростку возникает раз­дражительно-враждебное отношение.

Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, со­жаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым роди-

тельским чувством характерны эмансипационные устрем­ления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК).Обусловливаемые нарушения воспитания — эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причи­ной такого воспитания подростка нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть аг­рессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, не­гативизм, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами у подростка родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым ка­чеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого такого качества нет. Родители много и охотно гово­рят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрица­тельными чертами и слабостями подростка, о мерах и нака­заниях, которые они в связи с этим применяют. В высказы­ваниях родителя сквозит неверие в подростка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т. е. плохую, причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с кото­рыми родитель неосознаваемо борется в себе.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспита­ния (шкала ВК).Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый-тип воспитания — соединение потворству­ющей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — частое явление даже в относительно стабильных семьях. Не­редко воспитание превращается в «поле битвы» конфликту­ющих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководству­ясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаи­вает на весьма строгом воспитании с повышенными требо­ваниями, запретами и санкциями, другой склонен «жалеть» подростка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко

обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитатель­ных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. Это связано с тем, что именно «строгая» сторона, как правило, является инициатором обращения к психологу или психотерапевту.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) и шкала предпочтения женских качеств (ПЖК). Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отверже­ние. Нередко отношение родителя к подростку обусловли­вается не действительными особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «во­обще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при нали­чии предпочтения женских качеств наблюдается неосозна­ваемое непринятие подростка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицательны­ми суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуж­дениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или жен­щина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чув­ствах». Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считаю­щий, что таковы и все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры подростка, так как нахо­дит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отноше­нии подростка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение».

Возможен и противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери подростка, его сестрам. В этих условиях по отношению са­мого подростка мужского пола может сформироваться вос­питание по типу «потворствующей гиперпротекции».







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.01 с.)