ТОП 10:

Инструкция к методике «Выбор задач различной степени сложности»



Сейчас ты будешь решать задачи. Но задачи эти необыч­ные, на сообразительность, т. е. сможешь ты их решить или нет, зависит от твоих умственных способностей, а не от того, насколько ты знаешь математику.

Задачи эти разной степени сложности: с первой по тре­тью — самые легкие задачи; с третьей по шестую —- задачи средней трудности, как раз для ребят твоего возраста; с ше­стой по девятую самые трудные задачи, их решают только способные старшеклассники. В общем, чем выше номер задачи, тем она сложнее. На каждый номер задачи есть два вариан­та, т. е. степень сложности этих двух задач одинакова, но содержание их разное.

Степень сложности задачи ты выбираешь сам, какая тебе по силам. Можешь решать задачи одной и той же сложности два раза. Какую степень сложности решишь, столько очков и получишь за эту задачу.

Для решения задач ты имеешь шесть попыток. На каждую отводится определенное время (1—2 мину ты1), за которым буду следить я. Как только ты решишь задачу, покажешь узор из кубиков мне. Если ты не сможешь решить или не успеешь, то кладешь карточку с узором в сторону и берешь следующую задачу. Степень сложности задачи ты выбираешь в любом порядке, независимо от того, решил ли ты предыдущую задачу или нет.

Что тебе непонятно? Как ты думаешь, какой у тебя уро­вень сообразительности? Сколько очков сможешь набрать?

Начинай работу!

Перед экспериментом, в ходе беседы выявляется пред­ставление подростка о его умственных способностях, степе-

1 На самом деле психолог сам регулирует время (от 10 секунд до 3 минут) в зависимости от того, надо ли создать ситуацию неуспеха (не менее 2—3 раз), либо поддержать подростка, который не справля­ется с заданиями.

ни сообразительности. После окончания решения задач про­водится беседа, где выясняют, понравились ли задачи, труд­ные ли они, доволен ли подросток своими результатами.

Обработка данных, полученных в этом эксперименте, проводится следующим образом:

1) необходимо выписать количество и степень сложнос­
ти задач в том порядке, в каком их выбирал испытуемый,
отмечая, решена или не решена задача. Это удобно сделать в
виде таблицы;

2) построить график решения задач, откладывая по оси
ординат степень сложности задачи, а по оси абсцисс — ее
порядковый номер. Решенные задачи обычно отмечаются за­
крашенными кружочками, а нерешенные — незакрашенны­
ми. Ниже приводится пример построения графика решения
задач на сообразительность различной степени сложности.

График решения задач у подростков с адекватной само­оценкой выглядит примерно так:

 

№ выбора Степень сложности задачи Успешность решения
III +
IV -
III +
V +
VII -
VI +

S

се

ct

 

 

 

 

 

 

 

 

ЮЖНОСТИ Зс ы а У N.
     
. >  
    ^ /
гепень с;   г  

последовательность выборов

• — решенные задачи ° — нерешенные задачи

График решения задач, который свидетельствует о завы­шенной и в то же время неустойчивой самооценке подрост­ка, имеет примерно такой вид:

 

№ выбора Степень сложности задачи Успешность решения
III +
VI
VII -
VII
IX -
II -

1 23456

последовательность выборов

• — решенные задачи ° — нерешенные задачи

Большое значение для решения вопроса об адекватности оценочных отношений испытуемого имеет анализ его пове­дения в ходе эксперимента. Обычно эмоциональные прояв­ления подростка достаточно ярки, хотя и не всегда сопро­вождаются репликами и высказываниями. Так, сталкиваясь с неуспехом в решении задачи, одни дети теряются, резко снижают свой уровень притязаний (хрупкость уровня при­тязаний); другие, напротив, начинают выбирать все более сложные задачи. Все это свидетельствует о неблагополучии в сфере самооценки. Бывает, что подросток, который не смог решить одну-две задачи высокой степени сложности, вообще отказывается продолжать решение задач, ссылаясь на свое нежелание или какие-то посторонние причины. При

этом очевидна яркая отрицательная эмоциональная реак­ция на неуспех.

Подростки ведут себя зачастую прямо-таки агрессивно по отношению к психологу, к ситуации решения задач. Ха­рактерно, что такое отношение возникает только с момен­та столкновения с неуспехом. Это особенно подчеркивает контрастность перехода от доверительного тона подростка, свидетельствующего о хорошем контакте с психологом, ус­тановленном в ходе беседы, к полному отказу от общения после столкновения с неуспехом в решении задач.

Анализируя результаты эксперимента «Выбор задач раз­личной степени сложности», в качестве показателя следу­ет брать график выбора решения задач на сообразитель­ность, результаты беседы и данные наблюдения за эмоци­онально-двигательными реакциями подростка. Если испытуемый в беседе, предшествующей эксперименту, избегает отвечать на вопрос об уровне своей сообразитель­ности, отвечает неопределенно («не знаю», «обычный», «как у всех»), проявляя при этом беспокойство, раздражи­тельность, скованность, огорчение, либо прямо смущенно или грустно признает «слабовато», «на низком уровне», — это свидетельствует о неуверенности в себе или низкой оцен­ке своих возможностей.

Если на фоне низкой оценки своих возможностей (или неуверенности в себе) подросток проявляет высокий уро­вень притязаний, например, предполагает, что наберет ко­личество очков выше нормы 1, либо сразу выбирает задачи высокой степени сложности, то это означает проявление несоответствия самооценки и уровня притязаний.

Мотивационный тест Хекхаузена —проективная методи­ка, направленная на выявление типа мотивации деятельнос­ти у старших подростков. Стимульный материал представ­ляет 6 картинок с изображением людей в различных ситуа­циях. Процедура исследования проводится так же, как в работе с ТАТ. Определяется наличие у подростка мотивации достижения, избегающей мотивации, эмоциональные ожи-

1 Норма, выведенная эмпирически, показывает, что обычно под­ростки рассчитывают на 20±5 очков. При адекватной самооценке и нормальном уровне интеллекта эти ожидания оправдываются.

дания в связи с установкой на успех или неуспех в деятель­ности. Обработка и интерпретация данных проводятся в со­ответствии с руководством (Исследование мотивации дос­тижения, 1993).

Для детей младшего школьного возраста используют ме­тодику Белопольской (Рабочая книга^школьного психоло­га, 1991, с. 93), позволяющую выявить преобладание учеб­ной или игровой мотивации у детей.

Метод исследования реакций на фрустрацию, разработан­ный Розенцвейгом, дает представление о поведении испы­туемого в ситуациях, когда на пути к удовлетворению по­требности возникают препятствия. Для работы со старшими подростками можно использовать взрослый вариант, для более младших детей — детский. Стимульный материал со­стоит из 24 рисунков, где изображены ситуации двух типов: ситуации препятствия и ситуации обвинения. Персонаж, находящийся слева, изображен произносящим слова, а над персонажем справа имеется пустой квадрат. Испытуемый должен сказать (или записать) то, что, по его мнению, говорит персонаж справа/На основе интерпретации отве­тов по специальной системе выявляются тип и направлен­ность реакции человека во фрустрирующих ситуациях, а также коэффициент социальной приспособленности под­ростка (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, 1978; В.М. Блейхер, И.В. Крук, 1986; и др.).

Опросник для исследования акцентуированных свойств личности применяется в работе со старшими подростками (взрослый вариант) и детьми, начиная с 8—9 лет (детский вариант). Разработан Шмишеком на основе теории акценту­ированных личностей Леонгарда. Опросник включает 88 воп­росов, на которые испытуемый должен отвечать утверди­тельно или отрицательно. Выявляется наличие и тип акцен­туации (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, 1978; В.М. Блейхер, И.В. Крук, 1986; К. Леонгард, 1981; и др.).

Патохарактерологический диагностический опросник (ГЩО), разработанный Н.Я.Ивановым и А.Е. Личко (1971, 1979), предназначен для исследования характерологических отклонений у подростков при психопатиях и акцентуациях характера. Процедура проведения и обработки результатов более длительная и сложная, чем в методике Леонгарда—

Шмишека, однако полученные данные дают более глубо­кую информацию, позволяющую судить не только о нали­чии явных акцентуаций, но и скрытых (латентных), о нали­чии и степени выраженности психопатий (тяжелая, выра­женная и умеренная). Кроме того, по методике Леонгарда нельзя определить астеноневротический, конформный и, главное, неустойчивый тип, который наиболее распростра­нен среди трудновоспитуемых подростков.

Специально следует выделять группу методов, определяю­щих тревожность. Для подростков часто применяется мето­дика Имедадзе(Методы исследования характера и личнос­ти, 1977), позволяющая определить уровень личностной тре­вожности. Опросник представляет собой 40 утверждений, касающихся ситуаций, вызывающих эмоциональное напря­жение. Методика Спилбергера(В.М. Блейхер, И.В. Крук, 1986) позволяет определить уровень личностной тревожно­сти и ситуативной (реактивной) тревоги. Ситуативная тре­вога является естественной реакцией на угрожающую ситу­ацию. Высокий уровень личностной тревожности отражает склонность к невротическому реагированию. Опросник пред­ставляет собой ряд утверждений об эмоциональных состоя­ниях обследуемого, относительно которых он выражает ту или иную степень согласия или несогласия.

Помимо этих методик, требующих вербализированного самоотчета, предлагаем разработанную нами проективную методику определения уровня школьной тревожности.Стимуль-ный материал состоит из 10 картинок, где изображены си­туации из школьной и домашней жизни ребенка (см. Прило­жение). Лицо персонажа (ребенок лет 8—10) только обозна­чено контуром. Ребенку предлагают две картинки с изображением лица: одно лицо веселое, а другое грустное. Инструкция: «Посмотри на картинку и подставь то лицо, которое сюда подходит. Объясни, почему ты выбрал имен­но это лицо?»

На основании выборов, сделанных ребенком, анализа данных беседы и наблюдения, психолог делает вывод об уровне тревожности испытуемого и ее детерминантах.

Обобщив данные, полученные в ходе изучения личнос­ти ребенка, его психических процессов и состояний, пси­холог делает выводы о наличии нарушений в психическом

развитии обследуемого и разрабатывает программу психо­лого-педагогической коррекции.

Напоминаем, что психолог не должен выходить за рамки своей компетенции и ставить диагноз. Выводы психолога должны содержать:

1) краткое изложение о причинах обращения (кто обра­
тился к психологу, в чем сущность жалоб);

2) результаты наблюдения за ребенком в ходе обследо­
вания;

3) сведения о результатах исследования познавательной
сферы и личностных особенностей ребенка. Здесь желатель­
но начинать с описания ведущего нарушения, которое вы­
явлено в ходе обследования. Необходимо показать также, с
комплексом каких нарушений оно связано. Далее необходи­
мо отметить, какие стороны психической деятельности со­
ответствуют норме или более высокому уровню развития.
Вести описание по методикам нецелесообразно;

4) данные о социальной ситуации развития ребенка;

5) рекомендации родителям (в том числе и рекоменда­
ции о необходимости проконсультировать ребенка у психи­
атра, логопеда и т. п.);

6) программу психолого-педагогической коррекции.

Контрольные вопросы

1. С чем связаны нарушения в личностном развитии ребенка?

2. Какие методы применяются при исследовании личностных особен­
ностей ребенка?

3. Какие методы позволяют узнать о социальной ситуации развития
ребенка?

4. Какие ограничения имеются в случае применения проективных ме­
тодик?

5. Какие методики применяются при исследовании особенностей лич­
ности в подростковом возрасте?

6. Как можно определить наличие акцентуаций характера у школьни­
ков?

Рекомендуемая литература

Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта

и личности. Киев, 1978. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

БурлачукЛ.Ф. Исследования личности в клинической психологии. Киев, І979.

Головаха Е.И., КроникА.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

Джое В.В. Практическое руководство по тесту Люшера. Кишинев, 1990.

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988.

Исследование мотивации достижения: Метод, пособие. СПб., 1993.

Каган В.Е., Лукин И.И., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений в кли­нике детских неврозов // Социально-психологические проблемы ре­абилитации психических больных / Под ред. Е.Ф.Бажина. Л., 1984.

Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях под­ростков / Под ред. А.Е.Личко. Л., 1987.

Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем. Киев, 1981.

ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1977.

ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия. М., 1979.

Методы исследования характера и личности /Под ред. И. Норакидзе. Тбилиси, 1977.

Психодиагностика: Теория и практика. М., 1985.

Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод, руководство. М., 1990.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики наруше­ний семейного общения //Вопросы психологии. 1985. № 7.

Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Апробация методики косвенного измере­ния системы самооценок (КИСС) //Вестник Московского ун-та. Сер. «Психология». 1982. № 3.

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост., науч. ред., авт. вступ, ст. М.Г. Ярошевский. М., 1990.

ВЛИЯНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ

В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Нарушения личностного развития (проблемы с поведе­нием, общением) и нарушения психического развития (рас­стройства со стороны интеллекта, памяти, внимания и т. д.) находятся в сложной и неоднозначной взаимосвязи.

Часть личностных проблем возникает как реакция на первичное повреждение мозга, наличие органической па­тологии в тех или иных его отделах. В некоторых случаях не удается обнаружить каких-либо существенных отклонений в функции ЦНС, однако у ребенка личностные расстрой­ства достигают такого уровня, что нуждаются в лечении и наблюдении психиатра.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.011 с.)