ТОП 10:

Критерии дифференциальной диагностики



 

 

Дебильностъ и разновид­ности ЗПР Параметры психического развития
Моторика Внимание Память Вербальный интеллект Способ­ность к вербально­му мыш­лению Невер­бальный интеллект
Дебильностъ неразвита, выраженная недостаточ­ность тонкой моторики инертно, произ­вольное — затруднено механичес­кая нормаль но развита; опосредо­ванная хуже недостаточ­ный Ю<70 очень низкая недостаточ­ный
Разновидности ЗПР
Инфанти­лизм быстрая, подвижная произволь­ное недоста­точно развито преимуще­ственно не­произволь­ное запоми­нание в пределах нормы развита в пределах нормы
Органичес­кий инфанти­лизм неуклю­жесть произволь­ное недоста­точно развито незначи­тельное снижение несколько ниже нормы IQ<90 нижние пределы нормы в пределах нормы
Соматоген­ные задержки в норме непостоян­ное, колеб­лется несколько снижена нижние пределы нормы 10=85-95 развита в пределах нормы
Педагогичес­кая и микро­социальная запущенность в норме в норме не нарушена несколько ниже нормы Ю<90 развита в норме
Церебрально-органическая задержка точная коор­динация от­сутствует, неуклю­жесть недоста­точная кон­центрация затруднено запомина­ние, особен­но вер­бальное несколько ниже нор­мы, но вы­ше, чем у дебилов 0=70-90 развита слабо нижний предел возрастной нормы

(для детей младшего школьного возраста)

Таблица 1

 

Параметры психического развитая
Эмоции Волевая регуляция Критичность Самооценка Круг интересов Отношение к оценке Реакция на помощь
развиты сла­бо, прими­тивные повышенная внушае­мость, не­достаточно развита про­извольность отсутствует завышена примитив­ные, ограни­чиваются бытовыми потреб­ностями оценка безразлична почти отсутствует
Разновидности ЗПР
лабильные, экспрессив­ные, неуп­равляемые не развита недостаточ­ная слабо диф­ференциро­вана игры слабая заин­тересован­ность значитель­ное улучше­ние резуль­татов
страхи или повышенное настроение не развита выраженная ориентация на мнение взрослых завышена или занижена игры, пре­имуществен­но стерео­типные заинтересо­ванное определен­ное улучше­ние резуль­татов
выраженная эмоцио­нальная лабильность недостаточ­но развита в пределах нормы занижена игры, иног­да стерео­типные заинтересо­ванное улучшение результатов
адекватные развита (при выполнении привычных заданий) недоста­точная дифферен­цирована бытовые, игровые заинтересо­ванное, иногда проявление негативизма резкое улучшение результатов
выражен­ная инерт­ность и аф­фективная взрывча­тость не развита, выраженная импульсив­ность недоста­точная слабо дифферен­цирована игры, иног­да стерео­типные в основном безразлич­ное, иногда заинтересо­ванность незначи­тельное улучшение

При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно беседует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий пре­рывается шумной игрой, беганием по кабинету. Доступно выполне­ние 2 «Досок Сегена». Рисунок человека на уровне «головонога». Ребенок может собрать разрезанные картинка из двух фрагментов, с помощью экспериментатора — из трех. Механическое запомина­ние — нижняя граница нормы, смысловое (построение фразы) — значительно лучше. Доступны простые обобщения: «игрушки», «еда», «животные». Для выполнения всех заданий необходимо по­стоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Само­оценка завышена, представление о мнении окружающих не сфор­мировано.

1. Какой тип нарушения развития у Вани?

2. Какие можно дать рекомендации?

Задача 3. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ре­бенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес., сидеть научился к 9 мес., ходить — в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом всту­пает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запомина­ние успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запомина­ние значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «по­суда», более сложные — невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домаш­него адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уров­не «головонога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин — с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1. Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случаи;

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

3. К какому специалисту следует направить ребенка?

Задача 4. Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что де­вочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные сло­ва появились в 1 год и 3 мес., фразовая речь— к 3 годам. На помеще­ние в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плака­ла, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, не­сколько отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания — в норме, произвольная концентрация затруднена.

Выполнение заданий на определение способности к механичес­кому запоминанию показало такие результаты: 2, 4, 4, 6; при запо­минании фраз — 9 слов с первого предъявления. Интеллект — в гра­ницах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформиро-ванность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: оценкой своей успешности девочка не интересуется, на по­ощрение реагирует слабо. В тесте на креативность вопросы пред­метно-познавательные, бытовые: «Сколькостоит "Спикере"?» Эмо­ции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференци­рована.

1. Какой тип нарушения психического развития у Тани?

2. Консультация каких специалистов желательна?

Задача 5. Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по ини­циативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ре­бенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим занимать­ся. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выясни­лось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясе­ние мозга, он перенес тяжелую форму кори.

При патопсихологическом обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоми­нание затруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное — несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его разви­тия: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нор­мы, невербальных — успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказа­ние помощи и поощрение улучшают результаты. Самооценка низ­кая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

1. Какой тип нарушений психического развития отмечается?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные
реакции?

Задача 6. Толя Л., 14 лет. Испытуемый направлен на судебно-психологическую экспертизу с целью определения соответствия возрасту. Из материалов уголовного дела известно, что испытуемый обвиняется в краже из ларька, совершенной в группе с более стар­шими подростками. В школьной характеристике указано, что Толя дублировал 1-ий 2-й класс, не успевает по нескольким предметам, часто прогуливает занятия. Физическое развитие замедлено, рост и вес ниже нормы, половое созревание не началось. При патопси­хологическом обследовании отмечается, что внимание испытуемо­го неустойчиво, отношение к заданиям избирательное.

Работоспособность неравномерная, отмечаются кратковремен­ные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание ус­пешно: 5, 7, 8, 10. Доступно выполнение исключений, обобщений, аналогий. Невербальный интеллект соответствует норме, вербаль­ный — нижняя граница нормы. Креативность крайне низкая. При описании картин ТАТ отсутствует прогноз дальнейшего развития ситуации.

Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные сужде­ния незрелые, зависят от мнения более старших подростков из сво­ей компании. Уровень притязаний низкий, неустойчивый. Круг интересов ограничен, познавательные интересы не развиты, пре-

обладает игровая мотивация. Эмоции крайне лабильны. Отмечает­ся высокая внушаемость.

1. Какой тип нарушений психического развития отмечается в
данном случае?

2. Соответствует ли психическое и. личностное развитие ис­
пытуемого паспортному возрасту?

Задача 7. Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из исто­рии болезни известно, что роды у матери проходили патологичес­ки: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес., сидеть — в 9, ходить — в 1 год и 9 мес. Отдельные слова — к 1,5 годам, фразовая речь— к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педаго­гов, мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую кон­сультацию, девочка продолжала учебу в обычной школе, дублируя 1-й и 5-й класс. В настоящее время она закончила 9 классов, не атте­стована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. При патопсихологи­ческом обследовании контакт затруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено: 2, 3, 5, 5; ассоциативное — ухудшает ре­зультаты. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным признакам. Классификация также по конкретно-си­туативным признакам. Понимание пословиц, поговорок, анало­гий недоступно. Критичность недостаточна. Вербальный IQ = 52 балла, невербальный = 60. Оказание помощи не улучшает резуль­таты. Самооценка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, зат­руднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действия недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоит первичный и вторичный дефект?

Рекомендуемая литература

Блейхер В.М., БурлачукЛ.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В б т. М., 1984. Т. 4, 5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976. Исаев Д.И. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992. ПолтцукИ.А., БулаховаЛ.А. Клиническая генетика в психиатрии. Киев,

1981.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979. Современные подходы к болезни Дауна /Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэт-

форда. М., 1991. Стадненко Н.М. и др. Диагностика отклонений в умственном развитии

учащихся: Пособие для учителя. Киев, 1991.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.006 с.)