Классификации нарушений развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации нарушений развития



Г.Е. Сухарева (1965) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие; Л. Каннер (1955) - недоразвитие и искаженно развитие.

В.В. Ковалевым (1979) выделяется два основных клинических типа психического дизонтогенеза:

1) ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недоразвитие,

2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации..

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе теоретических идей л.с. Вы готского, исследованиях Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера, В.В. Ковалева. В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о следующих направлениях нарушений психического развития человека:

ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон психического

развития;

дисфункция созревания - связана с морфофункциональной возрастной

незрелостью ЦНС;

повреждение развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы;

асинхрония - диспропорциональность развития.

В классификации психического дизонтогенеза В.В. Лебединского выделены:

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего - коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, природовый периоды или в раннем детстве. Наиболее характерным примером недоразвития является самая не достраненная форма умственной отсталости - олигофрения.

Задержанное развитие - замедление темпа всего психического развитие 'возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

3.Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией - нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.

4. Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостатоности анализаторных систем - зрения, слуха и мышечно-кинестетическои системы (т.е. опорно-двигательного аппарата)..

5. Искаженное психическое развитие - разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм - наиболее яркий пример этого типа нарушенного

6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

Таким образом, в классификации психического дизонтогенеза В.В. Лебединского представлены три группы дизонтогений,

Первая группа - отклонения по типу ретардации (отставания): недоразвитие и задержанное развитие, что включает умственную отсталость и задержку психического развития.

Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средне нормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциапьное) психических функций, их базовых составляющих.

Вторая группа - по типу асинхроний (диспропорциональность): искаженное и дисгармоническое развитие, что включает ранний детский аутизм и психопатии.

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как (отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей).

Третья группа - по типу повреждения (поломка, выпадение): поврежденное и дефицитарное развитие, что включает органическую деменцию и тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, речи, развитие в условиях соматических заболеваний

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости е большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженного качества поражения и т. д.) - воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития.

На базе классификации В.В. Лебединского (1985) свою авторскую трактовку типологии отклоняющегося развития предлагают Н.Я. Семаго и ~ М. Семаго (2001). В ней отражается попытка создать систему собственных психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога ~

направлений работ других специалистов (логопедов, дефектологов, психиаторов). \

Они выделяют три основные группы собственно психологических сидромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие, определяемых в первую очередь спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.

Принципиально важным для этих исследователей является то, что квалификация актуального психического статуса, определение в ретроспектив (включая и внутриутробный период) времени и места нарушения, соотнесение ситуации развития всех ВПФ должны быть описаны не только на язык психических процессов, но и на языке нейропсихологии. Подобный подход позволяет образовать интегративный статус, дающий возможность выбрав адекватные развивающие и коррекционные программы, соответствующего характеру онтогенеза ребенка (Семаго Н.Я., Семаго М.М., 2001). Таким образом предпринимается попытка соединить патопсихологический подход критерии нейропсихологии. Дальнейшая разработка такого подхода представляется очень перспекгиеной в силу раскрывающихся возможностей структурного анализа нарушения с учетом взаимодействия ВПФ.

С развитием детской нейропсихологии наметился еще один подход к классификации нарушений развития (Л.С.Цветкова, Н.к.Корсакова, Ю. В. Микадзе, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, А. В. Семенович, О. Н. Усанова и др). В нем анализируются варианты онтогенеза психики той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную, дезадаптивную относительно учебной (социальной) деятельности.

Наиболее полно нейропсихологический подход к классификации пред­

ставлен в работах А. В. Семенович (1998, 2000). Ею выделены и подробно

описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить осно­

вой для классификации нарушений. Они дифференцируются на «синдРОА1Ы

несформированности» (1) и ((синдромы дефичитаркостиь (11). Методологи'

чески подобное разделение связано с учетом степени зрелости мозговых сис­

тем и соответствия этой зрелости возрастному уровню ребенка.

1. Синдромы несформированности:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой Височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела);

4) функциональная несформированность правого полушария мозга.

2. Синдромы дефицитарности:

1) функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга;

2) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга, дистегенетический синдром.

нейропсихологический подход к классификации нарушений развития оказался продуктивным, потому что, во-первых, главное в нем - это знание того, какие именно составляющие психики, входящие в разные виды деятельности связаны с работой известных на сегодняшний день зон мозга. Во-вторых потому что, понимая взаимосвязь высших психических функции и

мозга, можно правильно определить механизм нарушения, а также понять, почему и конкретно как нарушена та или иная функция. Именно такое понимание является базисом научно обоснованной программы помощи ребенку.

Нейропсихологический подход к изучению отклонений в развитии в настоящее время широко востребован также и потому, что его основные принципы применимы как для изучения нормально развивающихся детей, так и для детей с отклонениями в развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.142.189 (0.01 с.)