Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологические причины аномального развития

Поиск

В картине отклоняющегося развития выделяются биологические и социально-психологические причины, вызывающие первичное нарушение, рассматриваются специфика их влияния и взаимодействие на разных возрастных этапах онтогенеза. А.НЛеонтьев писал о том, что проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение. Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия выделили 4 условия нормального развития ребенка:1) нормальная ~абота головного мозга и его коры. При наличии патолоческих состоянии, возникающих вследствие различных патологических действий ' нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; 3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром; 4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе. По времени воздействия патогенные факторы делятся на пренатальные (внутриутробные); интранатальные (в период родовой деятельности и первые семЬ дней жизни); постнатальные (после родов, имевшие место в период до трех лет), Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждаюших вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. В зависямости от характера биологического патогенного фактора Е.М.Мастюкова выделяет семь основных форм нарушений.

1. При гипоксической форме вследствие асфиксии или клинической смерти ребенка во время рождения наступает кислородная недостаточность мозга с гибелью нервных клеток и малообратимыми изменениями ЦНС. ЭТО может проявиться в детском церебральном параличе, нарушениях речи, интеллекта. Дети, родившиеся в асфиксии, страдают задержками психомоторного и речевого развития, становления личности. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев причина лежит не в самой асфиксии. Известны примеры, когда, несмотря на перенесенную асфиксию, последующее развитие ребенка может идти без осложнений, а некоторые дети (по-видимому, в зависимости от наследственных задатков) достигают высокого интеллектуального развития. Анализ публикаций по этой проблеме показывает, что не продолжительность асфиксии, а действие патогенных факторов в предшествующем периоде в конечном счете определяет прогноз развития. 2. Травматическая форма наблюдается при механических травмах мозга и внутричерепных кровоизлияниях. При этом происходит локальная гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью или гидроцефалия с повышением внутричерепного давления и атрофией участков мозга. Особое место занимает родовая травма, когда наряду с механическими повреждениями наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Такое повреждение вызывает отклонения в психо- моторном развитии ребенка: двигательные и речевые расстройства, нарушения памяти и внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Эти отклонения могут сопровождаться головными болям судорожными припадками.3. Воспалительную форму нарушения вызывают нейроинфекции _ менингиты и энцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания моз га, возникающие в виде осложнений при Кори, ветряной оспе, гриппе, воспалении легких и т.д, В постнатальном периоде заболевание менингитом может привести I развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным нарушениям, задержке психического развития. Перенесенный в раннем 'детском возрасте энцефалит бывает причиной глубоких задержек психического И моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения. Воспалительные поражения мозга могут Возникать в разные период, его развития. Наиболее Тяжелые последствия наблюдаются обычно при внутриутробном поражении вследствие различных инфекционных заболеваний матери (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и другие инфекции). 4. Токсические формы нарушений развития чаще всего обусловленные внутриутробными интоксикациями. Причиной может быть прием матерью В(время беременности лекарственных препаратов _ антибиотиков, сульфаниламидов и др. Действие ядовитых Продуктов на ЦНС вызывает задержки развития, умственную Отсталость с нарушениями сенсорной сферы и др. Другая распространенная Причина - алкоголизм родителей, употребление алкоголя матерью во время беременности. В результате наблюдается сложное сочетание различных отклонений: структурные изменения в ЦНс. костной системе, внутренних органах сопровождаются неврологическими. психическими и нейроэндокринными нарушениями. Эта своеобразная системность нарушений обусловливает характерные клинические Проявления - алкогольный Синдром плода. Установлено, что у детей, родившихся от матерей, употребляющих алкоголь, наблюдается задержка внутриутробного развития, микроцефалия, черепно-лицевой лисморфизм. Для новорожденных типичен синдром гипервозбудимости, моторная дискоординация, иногда отмечаются судороги, проходящие После дачи ребенку 0,5 г алкоголя. У ребенка диагностируется синдром алкогольной абсти­ненции. В дальнейшем для таких детей характерны Отставание в нервно­ психическом развитии, Низкий коэффициент интеллекта, агрессивность\ рассгройства слуха, речевого аппарата, неврозы, ЭПИСИНДРОМы, нарушения поведения. К токсическим причинам Относится и прием наркотических средств, в том числе Никотина. Установлено, что если женщина выкуривает более 20 сигарет в день, то вес ее ребенка при рождении на 200 г меНьше нормы, рост меньше в среднем на 1 см, меньше и окружность головы. Токсическое поражение мозга бывает у детей с наследственными заболеваниями обмена веществ, например с Фенилкетонурией (ФКУ). Около 12% умственно отсталых детей имеют в ИСТОРИИ болезни именно этот диагноз. Для ФКУ характерно поражение ЦНС и прогрессирующее Снижение интеллекта, хотя ранняя диагностиика и раннее лечение диетотерапией способствует предупреждению тяжелых нарушений психомоторного развития у этих детей.5. Эндокринные заболевания также могут стать причиной интоксикации поражения ЦНС, изменений в костной и соматической сферах, задержек психомоторного развития. Одна из причин этого - недостаточность функций щитовидной железы. Эндокринная система вырабатывает гормоны, поступаюшие в кровь, лимфу, и регулирует протекание обмена веществ в организме. При нерезком понижении функции щитовидной железы возникает гипотериоз, приводяшии к замедлению психического развития. Резко выраженное понижение приводит к снижению интеллекта от легкой дебильности до ИДИОТИИ.

6. Хромосомные синдромы как причины нарушений в развитии ребенка подразделяются на две основные формы: - аберрации - изменения числа или структуры хромосом, порождающие генный дисбаланс. Хромосомные болезни отличаются, как правило, сложным или осложненным дефектом (в 50% случаев это умственная отсталость в сочетании с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, синдром Дауна); - генные заболевания, когда число и структура хромосом остаются неизменными, а ген, представляюший собой локус (микроучасток) хромосомы и контролирующий развитие определенного наследственного признака, ПОД влиянием радиации, токов высокой частоты и других неблагоприятных факторов внешней среды мутирует и начинает программировать развитие измененного признака. 7. Наследственные забопевания и синдромы снеуточненным тиnом иследования. Предполагаются очень тонкие изменения небольшик участков хромосом, влекущие за собой множественные врожденные аномалии лица, конечностей, соматические и неврологические повреждения, интеллектуальную недостаточность, чаще глубокую, с тяжелыми нарушениями речи. Признаки, передающиеся по наследству, могут проявляться в первом поколении (прямая наследственность), последующих (перепрыгивающая), у родственников второй-третьей степени родства или не обнаруживаться вообще (латентное или скрытое состояние). Согласно статистическим данным, частота повреждений головного мозга у новорожденных составляет около 7 %. Из них около 3 % - умственно отсталые дети, способные обучаться по специальным программам; 0,5 % _ ГЛУБОКО умственно отсталые; около 2 % - дети с органическим поражением мозга без снижения интеллекта, но с нарушениями поведения, речи, моторики1(11; около 2 % - дети с ДЦП и интеллектуальными расстройствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.007 с.)