Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологические причины аномального развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В картине отклоняющегося развития выделяются биологические и социально-психологические причины, вызывающие первичное нарушение, рассматриваются специфика их влияния и взаимодействие на разных возрастных этапах онтогенеза. А.НЛеонтьев писал о том, что проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение. Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия выделили 4 условия нормального развития ребенка:1) нормальная ~абота головного мозга и его коры. При наличии патолоческих состоянии, возникающих вследствие различных патологических действий ' нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека; 2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; 3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром; 4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе. По времени воздействия патогенные факторы делятся на пренатальные (внутриутробные); интранатальные (в период родовой деятельности и первые семЬ дней жизни); постнатальные (после родов, имевшие место в период до трех лет), Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждаюших вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. В зависямости от характера биологического патогенного фактора Е.М.Мастюкова выделяет семь основных форм нарушений. 1. При гипоксической форме вследствие асфиксии или клинической смерти ребенка во время рождения наступает кислородная недостаточность мозга с гибелью нервных клеток и малообратимыми изменениями ЦНС. ЭТО может проявиться в детском церебральном параличе, нарушениях речи, интеллекта. Дети, родившиеся в асфиксии, страдают задержками психомоторного и речевого развития, становления личности. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев причина лежит не в самой асфиксии. Известны примеры, когда, несмотря на перенесенную асфиксию, последующее развитие ребенка может идти без осложнений, а некоторые дети (по-видимому, в зависимости от наследственных задатков) достигают высокого интеллектуального развития. Анализ публикаций по этой проблеме показывает, что не продолжительность асфиксии, а действие патогенных факторов в предшествующем периоде в конечном счете определяет прогноз развития. 2. Травматическая форма наблюдается при механических травмах мозга и внутричерепных кровоизлияниях. При этом происходит локальная гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью или гидроцефалия с повышением внутричерепного давления и атрофией участков мозга. Особое место занимает родовая травма, когда наряду с механическими повреждениями наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Такое повреждение вызывает отклонения в психо- моторном развитии ребенка: двигательные и речевые расстройства, нарушения памяти и внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Эти отклонения могут сопровождаться головными болям судорожными припадками.3. Воспалительную форму нарушения вызывают нейроинфекции _ менингиты и энцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания моз га, возникающие в виде осложнений при Кори, ветряной оспе, гриппе, воспалении легких и т.д, В постнатальном периоде заболевание менингитом может привести I развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным нарушениям, задержке психического развития. Перенесенный в раннем 'детском возрасте энцефалит бывает причиной глубоких задержек психического И моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения. Воспалительные поражения мозга могут Возникать в разные период, его развития. Наиболее Тяжелые последствия наблюдаются обычно при внутриутробном поражении вследствие различных инфекционных заболеваний матери (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и другие инфекции). 4. Токсические формы нарушений развития чаще всего обусловленные внутриутробными интоксикациями. Причиной может быть прием матерью В(время беременности лекарственных препаратов _ антибиотиков, сульфаниламидов и др. Действие ядовитых Продуктов на ЦНС вызывает задержки развития, умственную Отсталость с нарушениями сенсорной сферы и др. Другая распространенная Причина - алкоголизм родителей, употребление алкоголя матерью во время беременности. В результате наблюдается сложное сочетание различных отклонений: структурные изменения в ЦНс. костной системе, внутренних органах сопровождаются неврологическими. психическими и нейроэндокринными нарушениями. Эта своеобразная системность нарушений обусловливает характерные клинические Проявления - алкогольный Синдром плода. Установлено, что у детей, родившихся от матерей, употребляющих алкоголь, наблюдается задержка внутриутробного развития, микроцефалия, черепно-лицевой лисморфизм. Для новорожденных типичен синдром гипервозбудимости, моторная дискоординация, иногда отмечаются судороги, проходящие После дачи ребенку 0,5 г алкоголя. У ребенка диагностируется синдром алкогольной абстиненции. В дальнейшем для таких детей характерны Отставание в нервно психическом развитии, Низкий коэффициент интеллекта, агрессивность\ рассгройства слуха, речевого аппарата, неврозы, ЭПИСИНДРОМы, нарушения поведения. К токсическим причинам Относится и прием наркотических средств, в том числе Никотина. Установлено, что если женщина выкуривает более 20 сигарет в день, то вес ее ребенка при рождении на 200 г меНьше нормы, рост меньше в среднем на 1 см, меньше и окружность головы. Токсическое поражение мозга бывает у детей с наследственными заболеваниями обмена веществ, например с Фенилкетонурией (ФКУ). Около 12% умственно отсталых детей имеют в ИСТОРИИ болезни именно этот диагноз. Для ФКУ характерно поражение ЦНС и прогрессирующее Снижение интеллекта, хотя ранняя диагностиика и раннее лечение диетотерапией способствует предупреждению тяжелых нарушений психомоторного развития у этих детей.5. Эндокринные заболевания также могут стать причиной интоксикации поражения ЦНС, изменений в костной и соматической сферах, задержек психомоторного развития. Одна из причин этого - недостаточность функций щитовидной железы. Эндокринная система вырабатывает гормоны, поступаюшие в кровь, лимфу, и регулирует протекание обмена веществ в организме. При нерезком понижении функции щитовидной железы возникает гипотериоз, приводяшии к замедлению психического развития. Резко выраженное понижение приводит к снижению интеллекта от легкой дебильности до ИДИОТИИ. 6. Хромосомные синдромы как причины нарушений в развитии ребенка подразделяются на две основные формы: - аберрации - изменения числа или структуры хромосом, порождающие генный дисбаланс. Хромосомные болезни отличаются, как правило, сложным или осложненным дефектом (в 50% случаев это умственная отсталость в сочетании с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, синдром Дауна); - генные заболевания, когда число и структура хромосом остаются неизменными, а ген, представляюший собой локус (микроучасток) хромосомы и контролирующий развитие определенного наследственного признака, ПОД влиянием радиации, токов высокой частоты и других неблагоприятных факторов внешней среды мутирует и начинает программировать развитие измененного признака. 7. Наследственные забопевания и синдромы снеуточненным тиnом иследования. Предполагаются очень тонкие изменения небольшик участков хромосом, влекущие за собой множественные врожденные аномалии лица, конечностей, соматические и неврологические повреждения, интеллектуальную недостаточность, чаще глубокую, с тяжелыми нарушениями речи. Признаки, передающиеся по наследству, могут проявляться в первом поколении (прямая наследственность), последующих (перепрыгивающая), у родственников второй-третьей степени родства или не обнаруживаться вообще (латентное или скрытое состояние). Согласно статистическим данным, частота повреждений головного мозга у новорожденных составляет около 7 %. Из них около 3 % - умственно отсталые дети, способные обучаться по специальным программам; 0,5 % _ ГЛУБОКО умственно отсталые; около 2 % - дети с органическим поражением мозга без снижения интеллекта, но с нарушениями поведения, речи, моторики1(11; около 2 % - дети с ДЦП и интеллектуальными расстройствами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.116 (0.01 с.) |