Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межпредметные связи специальной психологии с другими наукамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специальная психология обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них-связи с коррекционной педагогикой. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создание эффектиных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями немыслемо без знаний закорномерности их развития. Глубокие и всесторонние знания об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей являются важным фактором эффективной учебно-воспитательной работы с ними. В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспитания особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии в сфере семейного воспитания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей отношения к нему, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности. В связи с этим активно разрабатываются вопросы консультативной и психотерапевтической практики, включения родителей в коррекционный психолого-педагогический процесс. Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи в форме консультирования. Психотерапия - оказание помощи людям при различных психологических затруднениях, т.е. комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Являясь частью психологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями. Специальная психология опирается на общие законы функционирования и онтогенетического развития психики и сознания. Их изучает возрастная психология (закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости) и генетическая психология (внутриутробный период жизни и психическое развитие человека с первых часов жизни до- смерти). Знание законов "нормального развития" является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие "отклоняющееся развитие" - понятие относительное. Вместе с тем, изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития. Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения и воспитания. Как уже отмечалось, возникновение специальной психологии тесно связано со становлением и совершенствованием практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Сегодня специальное образование,в нашей стране предполагает вариативные формы обучения и воспитани «особого» ребенка - от дифференцированного до интегрированного. Сравнительные исследования в этой области позволяют расширить представления как о самих феноменах отклоняюшегося развития, так и о возможностях повышения эффективности образовательного процесса в массовой школе. В сфере специальной психологии все чаще оказываются дети так называемой «группы риска», не подпадающие под категорию «аномальности», но занимающие пограничные положения между нормой и отклонением в развитии, болезнью и здоровьем. Это так называемые «дети с трудностями в обучении», которые не нуждаются в специальных стандартах и программах обучения, но имеют особые потребности в организации образовательного и воспитательного процесса. Тесные связи существуют между специальной и медицинской, или клинической, психологией. В начале ХХ века они составляли единую научную дисциплину, которую обозначали термином "патологическая психология".основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Специальная психология также связана с рядом клинико-биологических наук Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Поэтому клинические сведения офтальмологии, отоларингологии и других наук важны для построения теории специальной психологии. Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеванием мозга и психическими заболеваниями. В силу этого специальной психологии традиционно существуют тесные связи с медицинской генетикой, с детской невропатологией и психиатрией. Психиатрия изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения; психопатология - причины, закономерности и механизмы появления, протекания и развития психозов и психических расстройств, а также разрабатывает принципы их классификации, методы лечения и др. Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, изучающая психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом: соотнощение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в психической деятельности. Исследуются также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, их связь с различными аспектами активности: регуляцией эмоций, сном и сновидениями, стрессом и т.д. Возрастная психофизиология изучает процессы созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности. Круг межпредметных связей специальной психологии можно расширить за счет инженерных дисциплин, занимающихся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; отметить связь с философией, социологией, общей педагогикой и целым рядом других дисциплин. Все это говорит о сложности и многоаспектности предмета 4. Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в поле зрения исследователя и продолжается на протяжении всего времени обследования. Особенно актуален этот метод для изучения Игровой деятельности, общения и работоспособности ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я Пока с мамой поговорю»), исследователь фиксирует характер эмоциональных реакций при виде игрушек (выраженная или сдержанная радость, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций исследователь наблюдает и за его координацией движений, состоянием моторики. Главные ориентиры при наблюдении - особенности базовых проявлений активности ребенка: его двигательная активность, ритмичность различных психофизиологических актов; характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы (еду, игрушки, людей); интенсивность эмоциональных реакций при выражении желаний и отношений; способность к сосредоточению в эмоциональном контакте или деятельности, способность к преодолению препятствий. При квалификации (качественной оценке) наблюдаемых особенностей поведения можно руководствоваться такими критериями: - изменение привычного для данного ребенка поведения в целом; - несоответствие поведения половозрастным нормам развития; - длительность отмечаемого своеобразия в поведении; - тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения; - «синдромологичность», Т.е. множественность своеобразных черт; - пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям при отсутствии привязанности к близким взрослым. В специальной психологии наиболее продуктивным является активное наблюдение, представляющее собой модификацию психологопедагогического эксперимента, разработанного А. Ф. Лазурским (1918). Этот вид наблюдения предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые непосредственно связаны с развитием и обучением. Ценность данного метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для этого. Результаты подобного наблюдения позволяют обосновать целенаправленную программу обучения ребенка, определить зону ближайшего развития и его темп. Главной проблемой в применении метода наблюдения в специальной психологии является выделение его объектов (что и как наблюдать) и обеспечение такой фиксации результатов наблюдения, чтобы при «прочтении» протокол наблюдения был понятен всем профессионалам - участникам процесса взаимодействия с проблемным ребенком. Метод самонаблюдения в специальной психологии не занимает ведущего места, поскольку возможности использования данных самонаблюдения в специальной психологии весьма ограничены. Его эффективность напрямую зависит от уровня развития самосознания, являющегося достаточно поздним новообразованием в психическом развитии. Данные самонаблюдения чаще всего фиксируют лишь уровень развития самосознания и не могут рассматриваться в качестве объективного достоверного факта. Исключение составляют лишь случаи зрелого возраста в сочетании с полной интеллектуальной хотя и зависят от конкретных задач обследования. Одними из самых выразительных примеров такого глубокого и тонкого психологического самоанализа можно считать книги Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. Научный метод – это способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. Методы специальной психологии во многом совпадают с аналогичными методами возрастной психологии, изучающей нормальное развитие. Но имеют и свою специфику. Большое значение имеет метод изучения документов, так как в них содержаться анамнестические сведения о ребенке. Специалисты разного профиля получают таким путем информацию об истоках нарушения развития и его динамике. Анализируются медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционировании органов и систем, которые могут быть ответственны за нарушение психического развития в конкретном случае. Изучение характеристики ребенка позволяет нацелить на выявление тех качеств, свойств психической деятельности, которые в большей мере характеризуют состояние ребенка и требуют уточнения. Кроме того, материальные характеристики педагога важны для составления мнения о том, насколько ребенок может пользоваться помощью взрослых, и о темпах его развития при обучении. Метод наблюдения позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественные психические проявления. Научное наблюдение отличается тем, что сбор сведений определяется задачей исследования и направлен на установление закономерности в изучаемых явлениях. Результативное наблюдение возможно только при четком его планировании в сочетании с гибкостью исследовательского подхода, диктуемого самим ходом событий. В процессе наблюдения важно уметь разграничивая сами факты, отношение к ним, осмысление фактов и их последствий. Важнейшая задача наблюдения - регистрация фактов и объективное их описание: чем полнее и точнее регистрируются поведенческие акты, тем объективнее наблюдение. Однако психологическое толкование этих фактов субъективно. Когда наблюдатель фиксирует какое-либо явление, он почти бессознательно сразу же его интерпретирует. Поэтому на результатах наблюдения существенно сказываются квалификация и Опыт наблюдателя причинно-следственную связь между поведением и внутренним Состоянием проблемных детей, поскольку оно зачастую осложняется имеющимися у них дефектами. Так, дети с нарушениями зрения проявляют определенную сдержанность, подчеркнутую дисциплинированность; их мимика часто неадекватно отражает душевное состояние. У глухих и слабослышащих наблюдаются преувеличенная мимика и жестикуляция при эмоционально невыразительной речи, не позволяющей судить об их чувствах и переживаниях. Замкнутость, неуклюжесть движений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственная им переоценка или недооценка собственной личности часто скрывают их настоящее «Я». Дети с дефектами речи реагируют на наблюдение очень чувствительно, при этом их недостатки, как правило, более заметны. Наиболее объективно наблюдение за умственно отсталыми детьми. Если они даже и пытаются по казать себя иными, чем в действительности. Это легко обнаружить, так как они открыто проявляют свои чувства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.008 с.) |