Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Психологическая характеристика бокса↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРА Издательство «Физкультура и спорт» Москва 1968
7 А3.3 X98 6—9—2 тем. план 1968 № 80
От автора
В настоящее время в разных видах спорта все большее значение приобретает психологическая подготовка. Однако у тренеров, методистов и спортсменов еще нет установившегося общего мнения о ее содержании и методах. Некоторые ставят знак равенства между психологической и морально-волевой подготовкой, другие считают, что психологическая подготовка может рассматриваться только в связи с предстоящим соревнованием, кое-кто сводит ее к регуляции и саморегуляции эмоционального состояния непосредственно перед выступлением. Нет единой точки зрения и на психологическую подготовку Спортсмена в боксе, виде спорта, где роль «психического фактора» особенно велика. В практике спортивной работы по боксу пока отсутствует система психологической подготовки спортсменов. В учебно-методической литературе вопросы психологической подготовки боксера освещены неполно, хотя сейчас уже накопился известный практический и научно-исследовательский материал по данной проблеме. В этой книге автор обобщил опыт ведущих тренеров, занимавшихся психологической подготовкой с лучшими боксерами СССР, своей тренерской и педагогической работы на кафедре бокса и научных исследований по теме «Психологическая подготовка боксеров к международным соревнованиям», проводимых им в качестве доцента кафедры психологии Центрального института физической культуры в 1966—1968 гг. Книга предназначается для тренеров, преподавателей и студентов институтов физкультуры, спортсменов, интересующихся психологической подготовкой мастеров ринга. Рассматриваемая психологическая подготовка боксера предусматривает формирование психических свойств личности советского спортсмена, развитие необходимых для боксеров психических процессов и создание оптимального психического состояния перед выступлением в соревновании. Поскольку эта книга — первая попытка более или менее систематизированно изложить вопросы психологической подготовки боксера, автор будет благодарен получить от читателей замечания и советы, которые будут полезны для дальнейшей работы над этой темой. Отзывы о книге просим присылать по адресу: Москва, К-6, Каляевская, 27, издательство «Физкультура и спорт».
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы наблюдается бурное развитие психологии — науки, изучающей закономерности возникновения, формирования и проявления психики человека. Развитие психологии вызвано тем, что в наше время в связи с огромным прогрессом науки и техники, усложнением организационной структуры производства и учреждений, ростом населения во всех странах мира наблюдается усиленное уплотнение темпа производственной жизни, повышение' степени взаимного общения людей, неимоверно быстрое возрастание «потока информации» и ряд других явлений, способствующих чрезвычайному увеличению нагрузок на нервную систему человека. Для того чтобы сохранить и улучшить физическую и умственную работоспособность людей и обеспечить им нормальную жизнедеятельность, необходимо разработать пути и способы регуляции этих нагрузок, научить приспосабливаться к ним. В решении этих задач помимо других наук (физиологии, гигиены, научной организации труда, психиатрии и др.) активное участие, принимает и психология. Психологи, изучая особенности психики в самых разных областях жизни (производство, освоение космоса, бытовое обслуживание, организация отдыха, спорт и т. д.), с успехом разрабатывают приемы, которые улучшают психическую деятельность человека, его работоспособность и позволяют обеспечить наилучший отдых для нервной системы и психики. В настоящее время наряду с развитием ряда отраслей общей психологии (педагогической психологии, психологии труда, инженерной психологии, психологии искусства и др.) стала быстро расти и внедряться в практику психология спорта — наука, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в условиях спортивной деятельности. Быстрый прогресс психологии спорта связан с увеличением роли спорта в системе человеческой культуры, в жизни населения передовых стран мира. Спорт в настоящее время все больше способствует человеческому общению, контакту и сплочению. Крупные спортивные состязания, проводимые во всех странах мира, независимо от показанных результатов объединяют людей, вызывают стремление обмениваться впечатлениями, мнениями. Спорт приобрел большое государственное и политическое значение и его стали расценивать как критерий общекультурного развития страны, а успехи спортсменов на олимпийских играх и мировых чемпионатах — как одно из средств завоевания международного престижа. Современный культурный человек всегда находится в курсе мировых спортивных событий, так как он постоянно получает информацию о ходе и результатах спортивных состязаний, тренировках спортсменов. Выступление ведущих спортсменов вызывает стремление к подражанию даже у людей, не занимающихся спортом. Большинство спортивных состязаний приобрело в народе большую популярность, вышедшую за рамки одного вида спорта, и сделались символом борьбы мужественных людей (исторические встречи знаменитых легкоатлетов, футболистов, боксеров и т. д.). В настоящее время становится все более необходимым разделить спорт, исходя из его общественной значимости и уровня мастерства спортсменов, на 2 группы, или ступени. Одну можно назвать, как это делают многие, массовым, или начальным, спортом, другую — большим, или олимпийским. Массовым спортом занимаются в свободное время широкие круги людей. Он служит для их оздоровления, физического развития, волевого воспитания и развлечения. Из массового спорта попадают наиболее одаренные и перспективные спортсмены в спорт олимпийский. Большинство из них — выдающиеся мастера, артисты своего дела, отдающие спорту много времени, сил и энергии. Современный спортсмен высокого класса тренируется почти ежедневно — по 2—3 раза в день, затрачивая на тренировку от 3 до 5 часов. Тренировочные нагрузки в занятиях в настоящее время исключительно велики как по объему, так и по интенсивности. Такие нагрузки предъявляют весьма большие требования к нервной системе спортсменов. Много времени уходит у спортсменов на анализ техники, тактики, продумывание содержания тренировки, подготовки к соревнованиям, вопросов физического совершенствования, на управление своим эмоциональным состоянием и т. д. Подготовка к состязаниям, участие в них требуют от спортсменов большого количества времени, сильнейшего нервно-психического напряжения, полной мобилизации интеллекта и волевых усилий. Психическая нагрузка в современном большом спорте чрезвычайно велика. Восприятия спортсмена, его внимание, память, особенности мышления, черты характера играют огромную роль в овладении мастерством, в поведении, отношении ко всей спортивной деятельности. В истории спорта известно много случаев, когда физически одаренные спортсмены, обладающие отличной координацией движений и моторикой, не достигли хороших результатов только потому, что или не проявляли в тренировке необходимых волевых качеств, или не осмысливали сущности технико-тактической подготовки или системы тренировки, или в связи с отрицательными чертами характера не могли соблюдать нормальные отношения с товарищами и тренерами, или плохо дифференцировали и осознавали свои мышечные ощущения, или невнимательно воспринимали советы и указания тренера и т. д. И, наоборот, нередко «средние» по своим физическим качествам и способностям спортсмены достигали высоких спортивных результатов, потому что глубоко осмысливали задачи своей тренировочной деятельности и познали ее научные основы, осознали важность постоянного самовоспитания, проявляли во время занятий и выступлений максимальные волевые усилия, стремились проанализировать трудности, препятствующие овладению мастерством, и т. д. От состояния психики, умения управлять собой перед соревнованием и во время спортивной борьбы зависит во многом успех выступлений. Спортсмен, психологически плохо подготовленный к состязаниям, подавлен или чрезмерно возбужден перед выступлением, растерян или не уверен в своих силах, во время соревнования не может; мобилизовать их в нужный момент, не умеет управлять своим настроением и поведением в трудные минуты борьбы, приходит в угнетенное состояние от временных неудач и т. д. Спортсмен, психологически хорошо подготовленный к состязаниям, спокойно ожидает начала соревнования, умело регулирует свое состояние, а во время выступлений легко управляет своими действиями в любых условиях борьбы, максимально проявляет в нужные моменты требующиеся в Данной обстановке волевые качества. В боксе, одном из наиболее острых видов единоборства, состояние психики и психологической подготовленности спортсменов играет особо важную, решающую роль в достижении ими высокого спортивного мастерства и в успехах на ринге. Для тренера и боксера очень важно знать, какими способами достигается хорошая психологическая подготовленность, как развить важные психические качества. Для правильного формирования психики спортсмена, подготовки его к особо трудным условиям выступлений необходимо систематически применять систему психологических воздействий, которая должна пронизывать все разделы тренировки — физическую, техническую, тактическую и теоретическую. В практике спорта принято называть эту систему воздействий психологической (психической) подготовкой спортсмена. (Хотя с точки зрения семантики термин «психологическая подготовка» употребляется не вполне правильно, мы будем пользоваться им с тем, чтобы не вносить путаницы в установившиеся в практике понятия.) Педагогически организованный процесс формирования психики боксера в ходе многолетней тренировки и соревнований составляет содержание его психологической подготовки. Она предусматривает воздействие на психику спортсмена окружающих его людей, бытовых условий, тренера, применяемых физических упражнений и самовоспитания и др. В настоящее время многие психологи делят психологическую подготовку спортсмена на два раздела: общую; психологическую подготовку и психологическую подготовку к соревнованиям. В ходе общей психологической подготовки ставятся следующие задачи: во-первых, способствовать формированию и совершенствованию некоторых необходимых для советского спортсмена свойств личности: правильных идейных установок, мировоззрения, разнообразных интересов, оправданной мотивации занятий спортом, нравственных и эмоционально-волевых черт характера, темперамента и др.; во-вторых, способствовать развитию психических процессов, при помощи которых успешно выполняются упражнения и. действия в данном виде спорта. К числу этих процессов относятся ощущения и восприятия (в частности, специализированные виды восприятий, например в боксе «чувство.времени», «чувство дистанции», «чувство удара» и т. д.), специфичные для этого вида спорта внимание, мышление, быстрота реакции, двигательная память, воображение, волевые процессы и т. д. Задача психологической подготовки к соревнованиям состоит в том, чтобы создать у спортсмена состояние психической готовности к выступлению в состязаниях и уметь сохранить ее в ходе спортивной борьбы. Психологическая подготовка спортсмена любой квалификации проводится повседневно в течение всей круглогодичной тренировки. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей и квалификации спортсмена целесообразно в различные периоды тренировки уделять основное внимание решению тех или иных задач. Например, занимаясь с юными боксерами, надо во время тренировки воспитывать правильные взаимоотношения в коллективе, нравственные черты характера. На начальном этапе обучения много места уделяют развитию мышечно-двигательных восприятий, внимания, на более позднем — боевого мышления и волевых качеств, необходимых для преодоления трудностей в тренировке и боях на ринге. Боксеров высшей квалификации нужно уметь подвести к соревнованию в состоянии спортивной формы и научить их самостоятельно управлять своим поведением и эмоциональными реакциями в бою и т. д. Разумеется, что главная линия психологической подготовки выбирается с учетом индивидуальных особенностей боксера. Например, если боксер — мастер спорта, недостаточно решителен и не уверен в силах, то тренер должен работать с ним над развитием решительности и уверенности, или если заметно, что боксер-новичок — трус, то уже на начальном этапе подготовки надо стараться развить у него смелость и умение преодолевать страх. В зависимости от состава занимающихся, их психологических особенностей планируется содержание психологической подготовки по этапам обучения и тренировки. Независимо от того, с каким составом боксеров проводится психологическая подготовка, тренеру необходимо хорошо знать специфику бокса, условия, в которых проходит борьба, факторы, влияющие на психику спортсменов, знать, в каком направлении изменяются психические функции и состояние боксеров под влиянием тренировки и соревнований. Нужно как можно ближе ознакомиться с особенностями личности спортсменов, их характером, свойствами нервной системы и др. Нельзя успешно психологически подготовить спортсменов, если у тренера нет знаний основ общей психологии и психологии спорта, если у него нет умения наблюдать, нет навыков в методике объективных исследований. Поэтому, прежде чем говорить о содержании психологической подготовки спортсмена, уместно вкратце рассказать о психологии бокса, о том, как проявляются и формируются в тренировке и состязаниях психические свойства личности боксеров, их важнейшие психические процессы и состояния.
АНКЕТА, Метод эксперимента
Важнейшее место в психологических исследованиях занимает эксперимент, позволяющий не только описывать качественные особенности психических явлений, но и объяснить их. Достоинство эксперимента состоит в том, что экспериментатор сам вызывает интересующие его явления, а не ждет их, и поэтому имеет возможность проверять влияние на психику различных условий и факторов (нагрузок, систем упражнений, окружающих людей, эмоционального фактора, особенностей нервной системы и др.). Тренер может повторить опыт столько, сколько требуется; и получить количественные характеристики явлений при помощи точной измерительной аппаратуры. Эксперимент может быть лабораторным и естественным. Лабораторный эксперимент проводится в специальном помещении в несколько искусственных условиях, естественный — в обычной для испытуемого обстановке тренировки, отдыха, подготовки к выступлениям и т. д. Проводя эксперимент, необходимо добиваться, чтобы испытуемые боксеры понимали важность полученных данных для их дальнейшего совершенствования, испытывали интерес к результатам эксперимента и стремились их улучшить. Для составления психологических характеристик боксеров тренер должен учитывать и объективные данные о развитии у них ряда важных психических функций, всегда проявляющихся в бою на ринге. К ним относятся некоторые виды ощущений и восприятий, особенности внимания, двигательная активность спортсмена, эмоциональные реакции, двигательная память, мышление и др. Исследование этих психических функций проводится при помощи разработанных и апробированных психологических методик. Более подробное описание этих методик дано в учебниках по общей психологии. Приводим некоторые наиболее простые и удобные для исследований методики в условиях спортивной практики (применяемая аппаратура портативна и работает на батарейном питании). Кафедра психологии спорта Центрального института физической культуры предложила следующую программу-минимум измерения психических функций у спортсменов:
I. Двигательная активность:
II. Ощущения и восприятия: 1. Точность мышечно-двигательных ощущений. 2. Возбудимость вестибулярного аппарата. 3. Глубинное зрение. 4. Объем поля зрения. III. Особенности внимания:
IV. Эмоциональные реакции:
Быстрота реакции, как известно, определяется временем от момента начала восприятия раздражителя до начала ответного движения. Для измерения времени реакции применяются специальные приборы-реакциомеры. Испытуемый, пользуясь реакциомером, реагирует на раздражитель (лампочка, падающая стрелка, звонок) нажатием руки на ключ, и секундомер фиксирует время реакции. При помощи реакциомера измеряется время простой реакции, реакции выбора и переключения. Например, при измерении простой реакции боксер в ответ на зажигание красной лампочки нажимает постоянно на один ключ. В случае измерения реакции выбора (спортсмен реагирует на зажигание красной лампочки нажиманием на правый ключ, а на зажигание зеленой — на левый ключ. При измерении реакции переключения испытуемый меняет программу на противоположную: в ответ на зажигание красной лампочки он нажимает на левый ключ, а зеленой — на правый. Для изучения умения управлять двигательным темпом применяется прибор «Теппинг». Испытуемый в течение определенного времени проводит постукивание рукой по одной или нескольким пластинам, при этом количество движений фиксируется при помощи электросчетчика. Например, можно провести следующее исследование управления двигательным темпом (методика О. А. Черниковой). В одном опыте проводится 5 серий постукиваний продолжительностью 10 сек. каждая, но в различном темпе: в первой серии испытуемому предлагается производить постукивание в удобном, нормальном для него темпе; во второй — делать движения в замедленном темпе; в третьей — снова в нормальном темпе; в четвертой — в максимальном темпе; в пятой серии — в нормальном темпе. Разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа. Разница между данными первой и второй, первой и четвертой серий служит показателем подвижности темпа. Результаты измерений двигательного темпа в разных условиях могут служить показателями стартового состояния спортсмена, степени его утомления, эмоциональной устойчивости, подвижности и уравновешенности его нервной системы и др. Точность мышечно-двигательных ощущений определяется при помощи кинематометрических и динамометрических исследований. В первом случае определяют умение спортсмена воспроизводить заданные положения тела и его частей. Например, в простейшем случае измеряют точность воспроизведения заданной амплитуды движений руки с по-мощьюспециальной шкалы. Шкалу, состоящую из обычной ленты с делением в сантиметрах, укрепляют на стене, а испытуемый становится боком или спиной к стене и воспроизводит предварительно заданные ему положения руки, ноги, туловища. При динамометрических исследованиях применяются различные динамометры — для определения силы кисти, становой силы, силы мышц бедра и т. д. Боксер выполняет определенное усилие, которое затем он должен точно воспроизводить или изменять на заданную величину. Для определения возбудимости вестибулярного аппарата измеряют длительность сохранения статической устойчивости (в сек.) при пробе с помощью вращения головой. Спортсмен принимает положение основной стойки, затем ставит ступни ног параллельно и вплотную друг к другу. По сигналу он начинает вращать голову в одну сторону, выполняя одно круговое движение в 1 сек. При этом отмечается время от начала вращения головой до момента первого нарушения спортсменом статической устойчивости (отклонение тела). Глубинное зрение, осуществляющее восприятие близости или удаленности предметов, исследуют при помощи аппарата Говарда. Он представляет собой ящик с окном в передней стенке и освещенным экраном на задней. Внутри вдоль ящика помещены два стержня, один из которых двигается в направлении зрения. Испытуемый должен установить момент, когда, оба стержня находятся рядом. Объем поля зрения определяется границами восприятия предметов, находящихся в зоне видения при неподвижном глазе. Объем поля зрения измеряют при помощи специального прибора — периметра. Испытуемый при фиксированном глазе определяет наружную, внутреннюю, верхнюю и нижнюю границу видения метки, двигающейся по горизонтальной и вертикальной дугам прибора. Для определения объема внимания, т. е. количества объектов, которые могут быть восприняты одновременно в весьма ограниченный отрезок времени, применяют тахистоскоп. Этот прибор имеет разделенный на 25 клеток экран. При освещении этого экрана на нем появляются (при экспозиции 0,1 сек.) пять различных фигурок. Их местонахождение и форму испытуемый должен отметить сразу после появления их на специально вычерченной схеме экрана. Интенсивность, сосредоточенность, распределение и переключение внимания исследуются с помощью, корректурной пробы. Корректурная проба представляет собой лист бумаги, на котором напечатан стандартный текст. Он состоит из сочетаний ряда букв (или цифр), объединенных в определенные группы. Испытуемому предлагается сконцентрировать внимание на тексте и в течение заданного времени вычеркивать предложенные сочетания букв. Так, для исследования интенсивности внимания испытуемый (в течение 1 мин.) зачеркивает одно и то же сочетание двух букв, например ВС. Большее количество зачеркнутых букв свидетельствует о большей интенсивности внимания. Для определения сосредоточенности внимания спортсмену дается то же задание, что и при определении интенсивности внимания, но во время выполнения задания через каждые 5 сек. вспыхивает и тухнет электрическая лампочка. Чем меньше влияние оказывает она на результат опыта, тем больше сосредоточенность внимания. Для оценки распределения внимания испытуемому предлагают в течение 2 мин. зачеркивать одно сочетание букв, например ВС, а другое — АИ — подчеркивать. Большее количество зачеркнутых букв и меньшее количество ошибок свидетельствуют о лучшем распределении внимания. Для исследования переключения внимания боксер должен в течение 30 сек. сначала зачеркивать одно сочетание букв, например СХ, а затем после сигнала другое — ВС, потом снова первое — СХ — и под конец опять второе — ВС. Чем продуктивнее работа и меньше ошибок, тем лучше умеет спортсмен переключать внимание. Для точного определения свойств внимания по корректурным пробам применяют формулы, позволяющие получить точные количественные оценки этих свойств. Для исследования эмоционального состояния боксера нередко используют наблюдения за его непроизвольным дрожанием рук, пальцев (тремор). Прибором для измерения тремора обычно служит портативный тремометр. На тремометре можно изучать статический тремор, т. е. дрожание рук в неподвижном состоянии, и динамический тремор — дрожание рук при выполнении какого-либо заданного движения. Для определения тремора в пластине прибора имеется ряд отверстий и прорезей, в которые испытуемый вставляет специальный штифт (при определении статического тремора он держит штифт неподвижно в отверстии; а при определении динамического он водит его по прорези). Прикосновения штифта к пластине фиксируются электросчетчиком. Существует еще и другой тремометр (конструкции В. М. Писаренко), состоящий из сейсмодатчика, вмонтированного в цилиндрическую свинцовую гирю, которую подвешивают на кисть спортсмена, сидящего в расслабленном состоянии на стуле (положив одну руку на бедро и опустив другую вниз), и устройства, фиксирующего на счетчике малейшие колебания опущенной руки испытуемого. Небольшие изменения эмоционального состояния спортсмена немедленно отражаются на треморе рук и отмечаются тотчас на счетчике. Пользуясь прибором, можно исследовать умение спортсмена (с помощью представлений) создавать состояния максимальной возбудимости и отключаться — снимать эмоциональное возбуждение. Для этого боксеру дается задание полностью расслабиться и ни о чем не думать. Когда он почувствует, что достиг этого состояния, нужно поднять палец руки, лежащей на бедре. После этого экспериментатор включает на 10 сек. тремометр, счетчик прибора подсчитывает число импульсов, вызванных тремором. Затем испытуемому дается задание при полном расслаблении мышц представить зрительно эпизод боя, в котором надо максимально мобилизоваться для победы. Состояние максимального возбуждения фиксируется также в течение 10 сек., после чего первое задание повторяют. Сравнение показателей тремора при максимальном возбуждении и отключении дает возможность определить умение спортсмена регулировать свое эмоциональное состояние. Критериями эмоционального состояния служат также частота пульса (измеряемая при положении «стоя») и артериальное давление. Цифровые показатели, полученные с помощью описанных методик, статистически обрабатываются. Выведенные средние величины (средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, или дисперсия, коэффициент вариации, значимость различия средних величин и др.) дают картину состояния психических процессов у спортсменов и их динамики во время тренировки, соревнований. Кроме некоторых упомянутых простых и портативных приборов, позволяющих определить уровень развития ряда общих психических процессов боксера и удобных для работы в условиях тренировки и соревнований, в настоящее время получает все большее распространение специализированная аппаратура. Она позволяет определить показатели, которые характеризуют уровень развития специализированных психических процессов боксера и влияние на них его психического состояния. При помощи этой аппаратуры можно моделировать (с некоторым ограничением) основные действия боксера: передвижения, удары и защиты. Существуют приборы, по которым одновременно или раздельно определяют время простой и сложной реакции боксера при ударе, среднюю скорость ударного движения руки на разных дистанциях, силу, резкость и точность одиночных ударов. Пользуясь этими приборами, можно определить, насколько развиты у спортсменов быстрота реакции, умение дифференцировать время, скорость, точность, резкость, силу движений, сознательно управлять этими свойствами движений и др. Динамограф конструкции В. М. Абалакова позволяет записывать силу и темп серийных движений и определять умение управлять резкостью отдельных ударов, а приборы конструкции Ю. Никифорова — исследовать чувство дистанции боксера, во время условных и вольных боев, при нанесении ударов по мешку. При помощи прибора конструкции В. С. Фарфеля, А. Лясоты, А. Карабанова устанавливают несколько программ ударных действий боксера и следят за формированием, серий, за способностью боксера переключаться от заученных действий к другим, неосвоенным. Сконструированы приборы, определяющие точность ударов в серии: например, прибор, позволяющий измерять быстроту реакции при выполнении различных движений— ударов всех типов, а также уклонов, нырков, подставок, уходов и др. Применяя большинство упомянутых приборов, боксеры могут выполнять естественные маневренные, атакующие и защитные действия. Все специализированные приборы помимо их «исследовательского» назначения одновременно служат и для тренировки боксеров, так как дают им срочную информацию о различных параметрах движения. Использование приборов для тренировки вызывает у боксеров интерес к экспериментам, вырабатывает к ним положительное отношение и способствует достижению лучших результатов, что очень важно для получения однородных данных исследования. С помощью приборов и тестов можно установить динамику развития психических процессов боксеров, получить дополнительные сведения об уровне их тренированности, проследить влияние различных «психогенных факторов» на проявление психических процессов и умение управлять специальными движениями и др. Приборы и тесты для определения психических процессов боксеров могут быть использованы в различных условиях тренировки: перед началом тренировочных занятий, в разных частях занятий, после их окончания, перед выступлениями на ринге, на различных этапах тренировки и т. д. При этом обязательно должна соблюдаться идентичность условий проведения эксперимента.
Развитие внимания боксера
Внимание боксера, как направленность и сосредоточенность его психической деятельности, может быть улучшено в ходе тренировочных занятий. Ряд приемов совершенствования внимания у боксеров разной квалификации был экспериментально проверен А. Хамидом. Некоторые из них приведены здесь. Во время занятия направленность восприятий, представлений, мышления спортсмена быстро меняется в связи с частым изменением упражнений, заданий тренера. Поэтому развитие внимания и его конкретных свойств должно быть связано с определенными группами упражнений, применяемых в уроке. Однако сначала нужно добиться того, чтобы понятие внимание — в научном смысле этого слова — было осознано (как и смысл других психических процессов) спортсменами. Известно, что в силовом боксе внимание играет минимальную роль, а успех действий искусного боксера зависит от того, как развиты у него интенсивность, устойчивость внимания, как умеет он распределять его во время действий противника, как быстро переключает внимание при смене финтов, атак, защит и контратак. Для лучших представителей искусного бокса характерна обостренная внимательность во время боя на ринге, высокий уровень развития всех свойств внимания. Это помогает «асам» ринга легче воспринимать внезапные действия противника, сохранять готовность к атакам, защитам и контратакам. Высокоразвитыми свойствами внимания обладали выдающиеся боксеры СССР В. Михайлов, Н. Королев, Н. Штейн, В. Чудинов, в более позднее время С. Щербаков, А. Булаков, В. Енгибарян, Г. Шатков и многие другие. Во время тренировок — условных и вольных боев — они много работали над развитием внимательности. Следует отметить, что внимание — необходимое условие действий, выполняющихся по типу реакции, т. е. мгновенно в ответ на появление соответствующих раздражителей. Без сосредоточения или распределения внимания на положениях и действиях противника невозможно быстро реагировать собственными действиями и движениями. Поэтому все упражнения для развития быстроты реакции служат одновременно и упражнениями для улучшения свойств внимания боксера, так как позволяют распределять внимание на двух, практически почти одновременных моментах: появлении раздражителя (ударе противника) и начале собственного ответного действия. Однако нередко внимание распределяется только на восприятие своих действий (особенно в специально-подготовительных упражнениях) или только на действия преподавателя и других боксеров, выполняя контрольную функцию. Поэтому не все упражнения для улучшения внимания способствуют развитию быстроты реакции (в частности, это замечание относится к упражнениям, приведенным ниже). Важнейшее свойство внимания, без которого не может успешно выполняться ни одна более или менее сложная работа, — это интенсивность, характеризующая напряженность внимания, степень направленности его на определенных действиях (например, на различных движениях, усилиях, темпе выполнения упражнения, движениях партнера и т. д.). Чем более длительно сосредоточивается внимание на объекте, тем больше его устойчивость. Если сам характер боевых упражнений с партнером, в которых постоянно содержится угроза получить удар, предрасполагает к интенсивному и устойчивому вниманию, то очень часто в специально-подготовительных упражнениях внимание спортсменов бывает рассеяно, не направлено на правильное выполнение движений, отвлекается различными факторами (разговоры и реплики товарищей, посторонние люди в зале, всевозможные шумы и звуки, обращение тренера к кому-либо из спортсменов и т, д.). Это значительно снижает эффективность упражнений. Для того чтобы боксер мог с достаточной интенсивностью сосредоточивать внимание на всех своих действиях во время урока, он должен выработать в себе постоянное стремление концентрировать свое восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на большом интересе к упражнениям, к результатам своих действий. Перед каждым занятием необходимо напоминать спортсменам о необходимости внимания ко всем упражнениям, умении отвлекаться от всего постороннего во время их выполнения. Перед началом подготовительной части урока полезно дать несколько заданий для настройки внимания спортсменов на выполнение упражнений. Например, тренер предлагает боксерам встать в боевую стойку и на его различные сигналы выполнять разные упражнения: на хлопок — прямой удар левой с шагом вперед, на два хлопка — прямой левой с шагом назад, на поднятие руки — удар левой на месте. Другое упражнение: стоящие в строю боксеры рассчитываются на первый, второй, третий (четвертый); затем тренер произносит: «первый номер — боковой в голову, второй — нырок, третий — два прямых (и т. д.) — начинай!» Или: первый делает шаг назад, второй делает шаг вперед, третий поворачивается к преподавателю спиной (кругом). И снова дается команда «на первый, второй, третий — рассчитайсь!» Еще одно упражнение для мобилизации внимания: тренер, стоя перед группой, дает задание выполнять называемые им упражнения. Одновременно он сам проделывает их, но создает помехи собственными, не соответствующими командам движениями. Например, при команде «руки вверх!» ставит руки в стороны. Мобилизует внимание и такое упражнение: тренер, стоя лицом к строю, предлагает боксерам копировать его передвижения, удары и защиты. Во время выполнения упражнений он намеренно называет вместо одних действий другие. Например, нанося прямой левой в голову, называет его ударом в туловище, делая шаг влево, называет его шагом вправо и т. д. Можно предложить боксерам выполнить комбинацию ударов, защит и передвижений по словесной инструкции, а затем «запутать» боксеров, сопровождая инструкцию показом, не соответствующим названным действиям. Когда спортсмены выполняют общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения при передвижении и на месте, тренер старается сосредоточить их внимание на тех элементах движений, которые составляют «соль» упражнений (например, рывок бедром, ускорение в конечной фазе движения, «взрыв» в его начале, широкий размах руками, расслабление плеч и пр.). Во время выполнения имитационных упражнений при передвижении и на месте внимание следует распределять на овладении четкой координацией, формой движений, их «взрывностью» и непринужденностью, а в бою с тенью — на представления действии мнимого противника и дистанции до него. Для развития различных свойств внимания и сложных видов реакции во время специально-подготовительных и имитационных упражнений боксера применяется система сигналов и команд (см. с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.02 с.) |