Развитие быстроты реакции боксера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие быстроты реакции боксера



 

В настоящее время применяется ряд приемов, с по­мощью которых удается развить быстроту реакции боксера.

Вся система приведенных специальных упражнений для обучения технике и тактике способствует развитию быстроты реакции и внимания боксера, если у него выра­ботана установка на искусное обыгрывание. Однако даже при этой установке, как показывает практика и научные исследования, обычных упражнений в условном и воль­ном бою недостаточно для оптимального развития быст­роты реакции боксера. Поэтому для развития быстроты реакции необходимо применить особую систему обще­подготовительных и специально-подготовительных упраж­нений, а в условных и вольных боях давать боксерам специальные задания.

В результате исследований (Н. А. Худадов, 1955) уда­лось разработать несколько принципов развития быстро­ты реакции на занятиях по боксу.

Для развития быстроты реакции рекомендуется:

­ выработать у боксеров установку на максимально бы­строе и точное реагирование (создать готовность мгно­венно реагировать на предлагаемые различные раздра­жения — сигналы, показы, удары, открытия и др.);

­ создавать на занятиях в процессе выполнения упраж­нений внезапно меняющиеся условия, на которые боксеры должны мгновенно реагировать максимально быстрым действием;

­ систематически преодолевать у боксеров напряжен­ность и скованность движений, которые вызваны или не­правильной координацией или эмоциональным состояни­ем спортсменов (страхом перед противником, опасением получить удар, излишней горячностью и т. д.);

­ научить боксеров контролировать во времени свои ре­акции и управлять их быстротой; создавать у спортсме­нов четкое представление о времени реакции, применяя в тренировке специальные измерители времени.

Для развития быстроты реакции очень важно, чтобы боксеры ясно представляли сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить их на элементы из-за быстроты действий, не представляют, из чего склады­вается структура реакции, не могут выделить в сознании момент ответа.

Тренеру необходимо перед началом занятий напом­нить, что большинство действий боксера осуществляется по типу сложной реакции. В ней различаются три перио­да: предварительный, связанный с сосредоточением вни­мания на начале удара или открытия партнера, скрытый, связанный с восприятием и различением действий парт­нера и выбором наиболее целесообразного собственного действия, и заключительный, занимающий отрезок от на­чала ответного движения до его окончания.

Следует показать боксерам все виды реакции, кото­рые могут возникнуть у них в боевых и специально-под­готовительных упражнениях. Очень важно, чтобы боксер понял, в чем состоят принципы развития быстроты ре­акции.

Принципы развития быстроты реакции особенно ус­пешно могут быть реализованы в подготовительной части занятий, так как внимание и нервно-мышечный аппарат спортсмена еще не утомлены значительными нагрузками.

В этой части урока используются общеподготовитель­ные и специально-подготовительные упражнения. Тренер применяет систему команд и сигналов (поднимает руки, хлопает ими, применяет свисток), на которые боксеры должны реагировать с возможно большей быстротой, мгновенно выполняя соответствующие действия и движе­ния. Обычно сначала для развития быстроты реакции предлагаются общеподготовительные упражнения при передвижении, а затем имитационные при передвижении по залу и на месте.

Например, во время общеподготовительных упражне­ний в ответ на один из сигналов (хлопок) боксеры дела­ют резкий прыжок вперед, на другой (свисток) подпрыги­вают или приседают или выполняют какое-либо сложное по координации движение.

Упражнения должны выполняться после соответст­вующего разогревания мышц, так как быстрые резкие ответные движения могут вызвать повреждения в неразогретых мышцах.

При выполнении имитационных упражнений можно, например, предложить задание: на один сигнал сделать нырок и нанести серию ударов с последующим отходом назад, а на другой провести финт с ударом, сделать бо­ковой шаг и снова нанести удар и т. д. Эти упражнения иногда усложняют — боксерам предлагается выполнять в ответ на сигналы различные сочетания ударно-за­щитных движений (с помощью туловища, рук, пе­редвижений).

Во время выполнения упражнений на снарядах трене­ру рекомендуется использовать различные звуковые или световые (например, при помощи карманного фонарика) сигналы, на которые боксер должен немедленно реагиро­вать ударно-защитными действиями.

В упражнениях с лапами тренер по договоренности с боксером имитирует ими удары, на которые спортсмен должен реагировать защитами (или защитами с контр­ударами).

Полезно применять упражнения, в которых боксер, нанося по лапам какую-либо серию ударов, внезапно по сигналу преподавателя прерывает серию, применяет за­щиту или разрывает дистанцию и снова продолжает на­носить удары. Например, при выполнении четырехударной серии в голову — прямой удар левой, прямой правой, боковой удар левой, прямой правой — тренер подает сиг­нал условным движением лапы (имитирующим контр­удар) после второго или третьего удара серии. В первом варианте боксер вместо бокового левой делает подставку левого плеча и наносит два слитных удара: прямой правой — боковой левой; во втором варианте боксер делает нырок и повторяет боковой удар левой в голову.

Особенно эффективной для развития быстроты реак­ции является система специально-подготовительных уп­ражнений без перчаток и в перчатках, выполняемая в ос­новной части урока. Она была разработана и эксперимен­тально проверена Ш. Закировым (1964). По его системе сначала ученики должны были выполнять специально-подготовительные упражнения без перчаток в шеренгах перед преподавателем, а затем с партнером на дистанции большей, чем дальняя. После этого они проделывают специально-подготовительные упражнения в перчатках с партнером на боевых дистанциях.

Приводим комплексы упражнений, способствующие развитию не только быстроты, но и точности реакции и внимания.

Специально-подготовительные упражнения в шеренгах без перчаток. Для развития быстроты и точности защит­ной реакции на атаку тренер, находясь перед группой, имитирует различные удары, а занимающиеся защища­ются от них.

Для развития умения быстро переходить в контр­атаку тренер также имитирует удары, а занимающиеся моментально реагируют ответными одиночными и серий­ными контрударами.

Для развития быстроты и точности реакции при уда­рах тренер, находясь перед группой в боевой стойке, вне­запно раскрывает отдельные части тела или ставит ладо­ни в различные положения, как мишени. Занимающиеся должны мгновенно имитировать соответствующие удары.

Для развития у боксеров быстроты и точности защит­ной реакции от контрударов тренер применяет следующее упражнение: хлопает в ладони, на что занимающиеся ре­агируют одиночными ударами на открытые места. Тре­нер произвольно имитирует контрудары — занимающиеся защищаются.

Для того чтобы преодолеть стремление занимающихся преждевременно наносить удары, тренер накладывает одну ладонь на другую и ставит руки в разные положения, а затем мгновенно4 внезапно сдвигает одну из них, откры­вая, другую ладонь. Занимающиеся должны немедленно наносить удары в направлении ладони, когда она откры­та, и сдерживаться, когда ладонь закрыта.

Упражнения в парах на дистанции большей, чем даль­няя. Занимающиеся находятся на дистанции в 3—4 ша­гах друг от друга. Один из них имитирует различные оди­ночные, двойные и серийные удары, а его партнер в за­висимости от удара принимает ту или иную защиту и имитирует контрудары. Если атакуемый неправильно вы­брал защиту, выполнил ее преждевременно или с запоз­данием, атакующий делает замечание партнеру.

Упражнения на боевых дистанциях без перчаток. За­нимающиеся находятся на средней дистанции. Один из них наносит различные одиночные удары, другой приме­няет соответствующую защиту. В задачу тренера входит научить занимающихся правильно и своевременно выпол­нять подставки, уклоны и нырки. Поэтому вначале удары рекомендуется наносить медленно или не доводить до цели.

Занимающиеся находятся на средней инстанции и на­носят друг другу поочередно боковые удары. Выполняя защиту нырком, они контратакуют боковым ударом. Уда­ры должны следовать через различные промежутки вре­мени и внезапно, но без всякой силы.

Для развития быстроты и точности реакции на вне­запно появляющуюся цель занимающиеся, маневрируя, изменяют дистанцию. Один из партнеров внезапно ставит ладони на различном уровне тела, другой — соответст­венно наносит удары.

Упражнения на боевых дистанциях в перчатках. Для развития быстроты и точности реакции на внезапно появ­ляющуюся цель ученики выполняют ранее указанные уп­ражнения; моментально нанося удары по внезапно рас­крывающимся перчаткам.

Одному из занимающихся дается задание попасть пер­чаткой в цель, движущуюся с разной быстротой и на раз­личных дистанциях. Один из боксеров, находясь в стой­ке, производит движения раскрытой перчаткой в горизон­тальной плоскости (влево-вправо) для ударов снизу и во фронтальной плоскости для прямых ударов или выполня­ет движение, повернув перчатки в сторону (вверх-вниз, вперед-назад), для боковых ударов. Партнер стремится своевременно нанести удар в перчатку.

Большую пользу могут принести и другие упражне­ния: один из боксеров показывает партнеру раскрытую перчатку и мгновенно убирает ее в момент нанесения удара. Партнер, прибегая к финтам, стремится попасть в цель, или один из боксеров ставит раскрытую ладонь к подбородку. Партнер стремится попасть в нее одиночны­ми и двойными ударами. В момент нанесения партнером ударов боксер уклоняется или подставляет плечо, затруд­няя возможность попадания перчаткой по цели.

Упражнения для развития быстроты реакции без пер­чаток не должны занимать много времени. Когда тренер увидит, что внимание занимающихся начинает утомлять­ся, следует переходить к другим упражнениям, а затем снова к упражнениям на быстроту реакции.

Для развития быстроты реакции в условном бою не­обходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, бок­сер должен стремиться предугадать действия или поло­жения партнера, на которые нужно реагировать, а также распределять внимание на почти одновременной фиксации этих действий и моменте собственного движения, выделяя в сознании скрытый период реакции; во-вторых, необхо­димо, чтобы в заключительный период реакции боксер очень четко стремился выполнить действия удара или за­щиты и снова принимал исходное положение; в-третьих, следует строго соблюдать систему усложнения действий боксера и ответных действий партнера, обращая на это внимание упражняющихся.

Например, в первую половину раунда одному из партнеров дается задание наносить удары левой без фин­та; боксер, для которого данное упражнение развивает быстроту реакции, уклоняется вправо (простая реакция). Во второй половине раунда партнер или прибегает к фин­ту, или наносит удар без финта, или выполняет финт и наносит удар. Боксер должен уметь различать финт от действительного удара и в зависимости от этого воздер­жаться от защиты или защищаться (элементарная реакция с выбором). В первой половине второго раунда парт­нер наносит или удар правой или удар левой; боксер защи­щается от удара левой уклоном вправо, от прямого пра­вой — шагом назад (ответная реакция усложняется). После этого партнер применяет финты, и реакция боксе­ра усложняется еще больше. Затем спортсмену можно предложить усложнить структуру своей реакции — при­бегнуть к большему выбору защит, связать защиту с контр­ударами; можно предложить боксерам выполнять зада­ния на разных дистанциях и чередовать их. Такие упражнения должны длиться меньше раунда (полраунда, одну минуту). Боксерам категорически запрещается наносить резкие акцентированные удары; все движения должны выполняться расслабленно, легко и быстро.

Для развития быстроты реакции нередко применяет­ся упражнение, в котором один партнер наносит легкие быстрые удары левой и правой в голову, а другой защи­щается без помощи рук, применяя уходы, уклоны, ныр­ки, отклони, боковые шаги и т. д. Это условие заставляет боксера реагировать на каждый удар противника, так как он не может надеяться на страховку ладонями и предплечьями.

Все знаменитые в прошлом и настоящем мастера лю­бительского и профессионального ринга — у нас В. Ми­хайлов, Н. Королев, А. Шоцикас, Е. Огуренков, А. Була-ков, В. Енгибарян, А. Грейнер, за рубежом 3. Хихла, Ю. Торма, Л. Папп, Бенвенутти, Клей и многие дру­гие — обладали исключительно тонким «боксерским» вос­приятием, быстрым, хитрым и решительным умом, мол­ниеносной реакцией и т. д.

Эти качества позволяли им принимать правильное решение, опережать своих противников, свободно избе­гать их ударов, легко управлять сложнейшими движе­ниями, соблюдая при этом внешнюю непринужденность действий. Недаром про таких боксеров говорят, что они дают на ринге «концерты бокса».

Отбор лучших спортсменов в сборную команду, не­сомненно, должен быть связан с тщательным исследова­нием важнейших психических процессов боксеров. На современном этапе развития методики подготовки боксе­ра — это вопрос будущего.

 

ГЛАВА VI. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРОВ К СОРЕВНОВАНИЮ

 

Всякое выступление в состязаниях является ответст­венным испытанием для физической, технико-такти­ческой и психологической подготовленности боксера и в то же время служит средством его дальнейшего со­вершенствования. В частности, участие в соревнованиях является важным средством формирования мотивов за­нятия боксом, средством воспитания основных качеств воли. Однако выступления в соревнованиях способству­ют воспитанию волевых черт характера спортсмена лишь в том случае, если он имеет достаточно хорошую технико-тактическую, физическую и психологическую подготовлен­ность. Если же боксер выступает недостаточно подготов­ленным, чувствует, что не может вести борьбу с соперника­ми той же квалификации, то, проигрывая бои, он лишается уверенности и в дальнейшем уже не стремится во что бы то ни стало добиться победы. Привыкнув к по­ражениям, спортсмен теряет способность мобилизовывать свою волю, и она у него все более слабеет.

Плохо также, когда боксер часто выступает против более слабых противников. Уверенный в себе, в своем преимуществе, спортсмен не стремится напрячь все силы для победы, он становится беспечным и самоуверенным.

Редкое участие боксера в соревнованиях приводит к тому, что он начинает относиться к ним, как к «чрезвы­чайному происшествию» в своей спортивной деятельно­сти. Подготовка к боям в этом случае связана с чрез­мерным волнением, нервным и физическим перенапря­жением, вызывает у многих боксеров' отрицательные предстартовые состояния, что отражается на результатах выступления.

Слишком частое участие в состязаниях в конечном итоге вызывает утомление нервной системы, подавлен­ное, угнетенное состояние психики, снижает у боксера интерес к выступлениям и тренировке, ухудшает быстро­ту реакции, внимание.

Выступления в соревнованиях положительно влияют на психику спортсменов, способствуют развитию воле­вых качеств, боевого мышления лишь при условии, если боксеры будут участвовать в них вполне подготовленны­ми, если число соревнований будет соответствовать ре­альному уровню их спортивной подготовленности л ин­дивидуальным физическим и психическим возможностям, если трудность соревнований постепенно возрастает и участники встречаются с соперниками, равными по силе.

С целью оптимальной настройки психики спортсмена для успешного выступления в состязаниях применяется психологическая подготовка борцов к соревнованиям. Она является продолжением общей психологической подготовки в определенных условиях.

Главная задача психологической подготовки спорт­смена к соревнованиям — это создание у него готовности к выступлению, которая должна сохраняться и в бою.

Взяв за основу определение готовности, предложен­ное А. Ц. Пуни, можно считать, что готовность — это такое психическое состояние спортсмена, которое харак­теризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоцио­нальной устойчивостью, умением управлять своими дей­ствиями, настроениями и чувствами, способностью моби­лизовать все силы для достижения цели (А. Ц. Пуни, Г. М. Гагаева, 1967).

Для состояния готовности характерны также опти­мальное проявление специализированных психических процессов (например, устойчивого распределенного вни­мания, способного к быстрому переключению, тонких мышечных восприятий, чувства дистанции), высокий уро­вень важных для боя волевых качеств — решительности, смелости, самообладания и др.

Как правило, спортсмены с целеустремленным твер­дым характером, с хорошо развитыми волевыми качест­вами успешно выступают в соревнованиях.

Казалось бы, что хорошо тренированный волевой спортсмен, обладающий высоким уровнем развития пси­хических процессов — восприятия, внимания, памяти и др.,— уже всегда автоматически находится в состоянии психической готовности и может рассчитывать на то, что в 'соревновании его не «подведут нервы». На самом деле это не совсем так.

Очень часто приходится встречаться с боксерами, которые в жизни, во время тренировки обладают боль­шой целеустремленностью и настойчивостью, рассуди­тельны, хладнокровны и уравновешены. Но перед боем этих спортсменов трудно узнать: они или становятся раздражительными, вспыльчивыми, проявляют все при­знаки «стартовой лихорадки» или, наоборот, впадают в уныние, делаются апатичными и вялыми.

Под влиянием трудных условий в целом волевой, урав­новешенный спортсмен иногда в отдельных состязаниях не в состоянии мобилизовать свои силы для достижения победы, не может управлять своими эмоциями, не прояв­ляет боевой настройки и целенаправленности в действи­ях. Такой боксер недостаточно психологически готов к данному состязанию.

Тренер должен уметь очень тонко вскрыть причины ухудшения состояния боксеров перед выступлением и по­добрать приемы для их улучшения. Надо иметь в виду, что если боксер не прошел общей психологической под­готовки, избегал трудностей, не пытался управлять своим психическим состоянием во время тренировки, то ника­кие приемы психологической подготовки к соревнованиям не приведут его к состоянию готовности. Эффект психо­логической подготовки спортсмена к соревнованиям тес­но связан с содержанием и результатами его общей психологической подготовки, и особенно волевой. Лишь очень редко попадаются боксеры, обладающие исключи­тельно твердым характером, ровным настроением, никог­да не теряющие хладнокровия и уверенности, люди «же­лезных нервов» и «бесстрашного сердца», у которых состояние перед соревновательным боем нисколько не отличается от состояния перед любым боевым упраж­нением с партнером в тренировке.

В психологической подготовке боксера к соревнова­ниям следует выделить: психологическую подготовку в предсоревновательный период, психологическую подго­товку к бою, психологическую подготовку в перерывах между раундами, психологическое воздействие после окончания боя и психологическую подготовку в процессе турнира.

Психологическая подготовка в предсоревновательный период, которую можно назвать ранней психологической подготовкой к соревнованию, начинается примерно за один месяц до выступления (имеется в виду, что боксер обязательно будет участвовать в состязаниях) и кончает­ся моментом жеребьевки. Психологическая подготовка к бою (первому), т. е. непосредственная психологическая подготовка к соревнованию, занимает промежуток вре­мени от объявления результатов жеребьевки до нача­ла боя.

Важнейшим разделом психологической подготовки к соревнованиям является психологическое воздействие тренера на боксера после выступления на ринге, так как дальнейшее отношение спортсмена к состязаниям и поведению во время соревновательных боев нередко во мно­гом определяется комплексом переживаний после окон­чания предыдущих выступлений.

Психологическая подготовка в процессе турнира пред­полагает психологическое воздействие на спортсмена в течение нескольких дней состязаний (после окончания боев, во время отдыха спортсменов, в ходе тренировоч­ных упражнений, перед выходом на ринг и в перерывах между раундами).

Разумеется, что такое разделение психологической подготовки боксера к соревнованиям имеет несколько ус­ловный характер. Например, содержание и приемы ран­ней психологической подготовки к соревнованиям исполь­зуются и во время непосредственной подготовки боксера к первому выступлению на ринге и в процессе турнира. В матчевых встречах спортсмену обычно известно, с кем из противников ему придется боксировать в единствен­ном бою, и он еще в ходе ранней психологической под­готовки настраивается на конкретную, встречу?

 

Ранняя психологическая подготовка к соревнованиям

 

Важнейшая задача тренера, подготавливающего боксера к выступлениям в предсоревновательный период
и формирующего у него психологическую готовность, — выработать правильное отношение к будущим состязани­ям, настроить на победу; укрепить боевой дух, создать уверенность в успехе, подготовить к максимальной моби­лизации сил в бою и т. д. Ибо боксер не может быть в спортивной форме, если он плохо психологически подго­товлен к состязаниям, не стремится к победе, не уверен в себе, боится противников, угнетен перспективой вы­ступления в состязаниях и т. д.

Психологическая подготовка боксера в предсоревно­вательный период состоит из ряда разделов или звеньев. К ним относятся (по А. Ц. Пуни):

1. Правильное определение главной цели выступле­ния спортсмена в предстоящем соревновании.

2. Формирование общественно значимых мотивов вы­ступления в данном состязании в соответствии с постав­ленными задачами.

3. Программирование предстоящих действий спорт­смена на основе информации о предполагаемых условиях соревнования и особенностях будущих противников.

4. Подготовка к преодолению различных трудностей.

5. Проверка и уточнение намеченной программы во время тренировки — в процессе общей и специальной фи­зической подготовки, условных и вольных боях, спаррин­гах, упражнениях на снарядах и лапах.

6. Обучение спортсменов приему саморегуляции не­благоприятных внутренних состояний.

7. Обеспечение физической и «нервной свежести» к началу соревнований.

Некоторые разделы подготовки практически могут и не следовать друг за другом в указанной последователь­ности.

Перед боксером, готовящимся выступить в состязани­ях, могут стоять разные цели, одна из которых является для него в данный момент главной:- выполнить разряд­ные нормативы, завоевать звание мастера спорта, занять первое место в турнире или попасть в число призеров, победить выдающихся спортсменов, принести очки команде, коллективу и т. д.

Для программирования, предстоящей деятельности спортсмена в состязаниях и для планирования его пси­хологической подготовки в предсоревновательный период очень важно учесть мотивы соревновательной деятельно­сти боксера, т. е. те чувства, представления и мысли, которые побуждают его выступать в соревнованиях и во многом определяют его поведение в бою. Как показали исследования Ю. Ю. Палайма (1967), эти мотивы могут быть сгруппированы, исходя из отношения спортсменов к другим людям, с которыми имеется взаимосвязь, к себе и своей спортивной деятельности.

Некоторые из мотивов весьма значимы для боксеров высшей квалификации. Это, например, мотивы долга, патриотизма, мотивы, порождаемые чувством коллекти­визма, уважения к товарищам, мотивы, обусловленные желанием выразить и утвердить себя, свою личность, в. частности желанием добиться высоких спортивных дости­жений. Большое значение имеют мотивы, порожденные отношениями к себе и другим людям, например желание показаться перед зрителями с самой лучшей стороны, стремление оправдать доверие тренера, заслужить его похвалу, выглядеть в лучшем свете перед самим собой, мотивы, рожденные отношением к сопернику (доказать превосходство, «свести счеты» и т. п.), мотивы, вытекаю­щие из добросовестного отношения к проведенной трени­ровочной работе (Ю. Палайма).

Нередко мотивом выступления боксера является стремление сохранить свое место в команде, выехать за рубеж, попасть на сбор и т. д.

Практически боксер никогда, не руководствуется ка­кими-либо отдельными мотивами. Для него всегда суще­ствует комплекс разнообразных мотивов, которые и опре­деляют его поведение и отношение к подготовке к соревнованиям и самим состязаниям. При этом мотивы могут совпадать с целью выступления, с поставленными задачами, а иногда и не совпадать (например, боксер готовится выступить в личных соревнованиях, где он мо­жет получить звание мастера спорта, но для интересов спортивного общества он вынужден участвовать в эти же сроки в матчевой встрече с командой другого обще­ства).

Одна из задач тренера состоит в том, чтобы устано­вить соответствие между целью выступления и положи­тельными активными побуждениями, заставляющими боксера участвовать в соревнованиях. Необходимо, чтобы некоторые мотивы (например, мотивы морального харак­тера) были особенно значимы для спортсмена, создавали твердую установку на победу в каждом бою и в турнире.

Практически тренер обязан убедить боксера, что удач­ное выступление в данных состязаниях необходимо для достижения поставленной им цели.

Кроме того, участвуя в состязаниях и встречаясь с сильными противниками, боксер сможет проверить и усо­вершенствовать ранее изученные приемы техники и так­тики, испытать и развить физические и психические ка­чества.

Словом, у боксера должна быть выработана глубокая заинтересованность в удачном выступлении на предстоя­щих состязаниях, стремление мобилизоваться для луч­шей подготовки к выступлениям. Однако необходимо постоянно разъяснять спортсмену, что его интерес к уча­стию в состязаниях должен основываться не только на соображениях личного характера (даже в том случае, если соревнования не командные и не лично-командные).

Боксеру необходимо осознать, что смелое, уверенное поведение на ринге, образцовая техника и умная тактика, которые он продемонстрирует в боях, будут приятны все­му коллективу, товарищам, окажут честь тренеру (неза­висимо от того, победит боксер или потерпит поражение). Поэтому, когда остается мало времени до состязания, нужно более настойчиво тренироваться и соблюдать ре­жим, а в вольных боях стремиться боксировать, не нару­шая принципов искусного бокса.

Боксер должен четко разработать план своей предсоревновательной подготовки, уточнив совместно с тре­нером содержание всех ее разделов.

Однако прежде, чем составлять этот план, каждому участнику состязаний следует наметить программу пред­стоящей соревновательной деятельности: продумать свое поведение, распределить силы и определить тактическую линию в турнире в целом (стратегию выступления) и ориентировочно возможные варианты тактического плана в отдельных встречах. Для такого программирования выступления боксер должен получить как можно более полную информацию об условиях соревнований, особен­ностях противников.

Боксеру следует ознакомиться с положением о сорев­нованиях, получить сведения о времени их проведения, климате, погоде, об условиях размещения, питании, о воз­можности тренироваться в том месте, где предстоит выс­тупать, отношении населения и зрителей к приезжим спортсменам, составе судейской коллегии и т. д.

Боксерам следует как можно больше узнать о возмож­ных соперниках, об их технико-тактической, физической и психологической подготовленности, о сильных и слабых сторонах их манеры ведения боя. Как указывает чемпион XVIII Олимпийских игр заслуженный мастер спорта В. Попенченко, боксеру высокого класса надо поста­раться узнать все о неизвестных противниках, собрать имеющийся фактический материал: использовать инфор­мацию, рассказы тренеров, журналистов, очевидцев. Все полученные сведения о противниках надо записать в дневник.

Необходимо провести самый тщательный анализ труд­ностей, с которыми могут столкнуться боксеры на соревнованиях. Многие из этих трудностей будут общими для всех спортсменов, например, тяжелые климатические ус­ловия, неудобное размещение участников, недоброжела­тельное отношение публики и т. д., а некоторые трудности станут значимыми лишь для отдельных участников в связи с недостатками в их подготовленности или в ре­зультате встреч с сильными и опасными (именно для них) противниками.

Следует объективно проанализировать свои недос­татки и сильные стороны. Особенно объективно надо разобрать особенности своей психики и недостатки в пси­хологической подготовленности. Нужно откровенно и са­мокритично проанализировать все те недостатки в психо­логической подготовленности, которые могут помешать успешно выступить в соревнованиях. К ним относятся, например, неуверенность в своей физической подготов­ленности, сомнение в умении вести бой на средней и ближней дистанции, боязнь встречи с некоторыми про­тивниками, излишняя возбудимость, безынициативность в процессе тренировочных занятий, недостаточная нас­тойчивость в соблюдении режима и т. д.

На основе оценки условий соревнований, силы и осо­бенностей соперников, уровня своей тренированности не­обходимо разработать стратегический и тактический план действий в состязаниях. В нем намечаются примерная раскладка сил в боях при различных вариантах жеребьевки, примерные схемы противодействия против­никам разных манер ведения боя, распорядок дня в ходе соревнований, виды развлечения и отдыха, примерные упражнения для легкой тренировки, приемы саморегу­ляции психического состояния во время турнира и т. д.

Глубоко продуманное планирование, основанное на учете различных условий, способствует развитию твор­ческого мышления боксера и одновременно содействует созданию уверенности Ъ оценке своего поведения на соревнованиях.

Составив примерный предварительный план поведе­ния в соревнованиях, следует перейти к планированию психологической подготовки на оставшееся до состязаний время.

Прежде всего, надо, учитывая специфику предстоящих выступлений, наметить задачи психологической подготов­ки в предсоревновательный период. К числу этих задач могут относиться: снятие излишнего напряжения перед боевыми упражнениями и спаррингами, совершенствова­ние умения мобилизовывать волевые качества в трудных ситуациях боя, воспитание «спортивной злости», отвле­чение мыслей от результатов выступлений, концентрация внимания на противодействия противникам, серьезное от­ношение к соблюдению режима и т. д.

Для выполнения задач психологической подготовки в практике тренировочной работы существуют различные средства и методы:

«моделируется» соревновательная обстановка-с харак­терными для нее трудностями, применяются методы сло­весного и смешанного воздействия, различные приемы самовоспитания воли, приемы внушения и самовнушения, используется влияние коллектива, общественных развле­чений, музыки, прогулок, и т. д. Употребляются биологи­ческие средства, изменяющие возбудимость центральной нервной системы в основном вегетативным путем (сюда относится, например, организация соответствующего пи­тания, режима сна, применение фармакологических ве­ществ, лекарств), физиологические средства, влияющие преимущественно на возбудимость центральной нервной системы, воздействуя на рецепторные области кожного, мышечно-двигательного анализаторов, на интерорецепторы (разминка, массаж, дыхательные упражнения, вод­ные процедуры, баня и др.).

Наиболее важные из этих средств и методов психоло­гической предсоревновательной подготовки должны быть отражены в индивидуальных планах боксеров.

Поскольку участие в данных состязаниях связано с преодолением различных конкретных трудностей, важно подготовить боксера психологически к их преодолению, Следует, во-первых, убедить его в необходимости в те­чение всего оставшегося периода подготовки преодоле­вать препятствия и, во-вторых, в процессе подготовки чаще «моделировать» условия состязания с характерны­ми для них трудностями.

«Моделирование» соревновательной обстановки — од­но из важнейших средств ранней психологической подго­товки к состязаниям. Для «моделирования» сначала тре­нер детально анализирует условия предстоящего соревно­вания, особенности противников, внешней среды (погоды, реакций зрителей, места проведения состязаний и т. д.).

Затем в ходе тренировки создаются соответствующие «модели», которые должны быть аналогичны боевым ситуациям, соревновательной обстановке, манере ведения боя с различными противниками и т. д. Благодаря тако­му «моделированию» нервная система спортсмена, его психические функции «адаптируются» к соревнователь­ным условиям и возможным трудностям.

С целью «моделирования» соревновательной обста­новки применяются интенсивные специально-подготови­тельные упражнения и упражнения со снарядами в «рваном» темпе, с неожиданными ускорениями и рыв­ками, тренировочные бои в начале занятий после раз­минки боевого характера, тренировки типа «боевой прак­тики» в часы, соответствующие времени предстоящих сос­тязаний в течение нескольких дней подряд. В вольных боях рекомендуется проводить частую смену партнеров (через 1—1,5 мин.), вводить неравноценные условия, ког­да один боец пользуется всеми средствами техники на всех дистанциях, а его партнер ограничен определенным минимумом (например, боксирует лишь одной рукой, на­носит удары только на дальней дистанции, ведет бой лишь на отходах и т. д.) или одному из боксеров предла­гается ускорять темп в конце раунда, нанося удары толь­ко по перчаткам противника. С этой же целью проводятся бои с оценкой результатов судьями и «зрителями», кото­рые намеренно создают своим поведением «соревнова­тельный» ажиотаж, устраивается необъективное судейст­во на ринге, когда рефери постоянно «придирается» к одному из боксеров и делает ему замечания; проводят­ся боевые «пульки» — условные или вольные бои — по одному раунду с выбыванием проигравших и розыгры­шем финала, для тренировочных боев боксеру подбирают партнеров разной манеры ведения боя, с которыми он может встретиться в состязаниях и т. д.

Все эти упражнения тренер использует в те дни не­дельного цикла тренировок, в которых применяются специальные и специально-подготовительные упраж­нения.

Очень важно, чтобы боксеры строго выполняли прог­рамму каждого дня предсоревновательного цикла, не под­меняли, например, общую физическую подготовку спар­рингом или сильно не нагружали себя в «банные дни» или дни отдыха и т. д. Обычно такие, нарушения программы приводят к физическому и нервному утом­лению, которое неблагоприятно отражается на психичес­ком состоянии спортсменов.

Одна из основных задач тренера — создать у боксера бодрое уверенное отношение к выступлениям в предстоя­щих состязаниях.

Беседуя с боксерами, тренер должен подчеркнуть, что весь коллектив готов к соревнованиям и находится в сос­тоянии хорошей тренированности. Каждый должен раз­вить у себя «чувство локтя» по отношению к товарищам, поднимать их боевое настроение, помогать «шлифовать» технику и соблюдать режим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.87.200.112 (0.077 с.)