Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие быстроты реакции боксера↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время применяется ряд приемов, с помощью которых удается развить быстроту реакции боксера. Вся система приведенных специальных упражнений для обучения технике и тактике способствует развитию быстроты реакции и внимания боксера, если у него выработана установка на искусное обыгрывание. Однако даже при этой установке, как показывает практика и научные исследования, обычных упражнений в условном и вольном бою недостаточно для оптимального развития быстроты реакции боксера. Поэтому для развития быстроты реакции необходимо применить особую систему общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, а в условных и вольных боях давать боксерам специальные задания. В результате исследований (Н. А. Худадов, 1955) удалось разработать несколько принципов развития быстроты реакции на занятиях по боксу. Для развития быстроты реакции рекомендуется: выработать у боксеров установку на максимально быстрое и точное реагирование (создать готовность мгновенно реагировать на предлагаемые различные раздражения — сигналы, показы, удары, открытия и др.); создавать на занятиях в процессе выполнения упражнений внезапно меняющиеся условия, на которые боксеры должны мгновенно реагировать максимально быстрым действием; систематически преодолевать у боксеров напряженность и скованность движений, которые вызваны или неправильной координацией или эмоциональным состоянием спортсменов (страхом перед противником, опасением получить удар, излишней горячностью и т. д.); научить боксеров контролировать во времени свои реакции и управлять их быстротой; создавать у спортсменов четкое представление о времени реакции, применяя в тренировке специальные измерители времени. Для развития быстроты реакции очень важно, чтобы боксеры ясно представляли сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить их на элементы из-за быстроты действий, не представляют, из чего складывается структура реакции, не могут выделить в сознании момент ответа. Тренеру необходимо перед началом занятий напомнить, что большинство действий боксера осуществляется по типу сложной реакции. В ней различаются три периода: предварительный, связанный с сосредоточением внимания на начале удара или открытия партнера, скрытый, связанный с восприятием и различением действий партнера и выбором наиболее целесообразного собственного действия, и заключительный, занимающий отрезок от начала ответного движения до его окончания. Следует показать боксерам все виды реакции, которые могут возникнуть у них в боевых и специально-подготовительных упражнениях. Очень важно, чтобы боксер понял, в чем состоят принципы развития быстроты реакции. Принципы развития быстроты реакции особенно успешно могут быть реализованы в подготовительной части занятий, так как внимание и нервно-мышечный аппарат спортсмена еще не утомлены значительными нагрузками. В этой части урока используются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения. Тренер применяет систему команд и сигналов (поднимает руки, хлопает ими, применяет свисток), на которые боксеры должны реагировать с возможно большей быстротой, мгновенно выполняя соответствующие действия и движения. Обычно сначала для развития быстроты реакции предлагаются общеподготовительные упражнения при передвижении, а затем имитационные при передвижении по залу и на месте. Например, во время общеподготовительных упражнений в ответ на один из сигналов (хлопок) боксеры делают резкий прыжок вперед, на другой (свисток) подпрыгивают или приседают или выполняют какое-либо сложное по координации движение. Упражнения должны выполняться после соответствующего разогревания мышц, так как быстрые резкие ответные движения могут вызвать повреждения в неразогретых мышцах. При выполнении имитационных упражнений можно, например, предложить задание: на один сигнал сделать нырок и нанести серию ударов с последующим отходом назад, а на другой провести финт с ударом, сделать боковой шаг и снова нанести удар и т. д. Эти упражнения иногда усложняют — боксерам предлагается выполнять в ответ на сигналы различные сочетания ударно-защитных движений (с помощью туловища, рук, передвижений). Во время выполнения упражнений на снарядах тренеру рекомендуется использовать различные звуковые или световые (например, при помощи карманного фонарика) сигналы, на которые боксер должен немедленно реагировать ударно-защитными действиями. В упражнениях с лапами тренер по договоренности с боксером имитирует ими удары, на которые спортсмен должен реагировать защитами (или защитами с контрударами). Полезно применять упражнения, в которых боксер, нанося по лапам какую-либо серию ударов, внезапно по сигналу преподавателя прерывает серию, применяет защиту или разрывает дистанцию и снова продолжает наносить удары. Например, при выполнении четырехударной серии в голову — прямой удар левой, прямой правой, боковой удар левой, прямой правой — тренер подает сигнал условным движением лапы (имитирующим контрудар) после второго или третьего удара серии. В первом варианте боксер вместо бокового левой делает подставку левого плеча и наносит два слитных удара: прямой правой — боковой левой; во втором варианте боксер делает нырок и повторяет боковой удар левой в голову. Особенно эффективной для развития быстроты реакции является система специально-подготовительных упражнений без перчаток и в перчатках, выполняемая в основной части урока. Она была разработана и экспериментально проверена Ш. Закировым (1964). По его системе сначала ученики должны были выполнять специально-подготовительные упражнения без перчаток в шеренгах перед преподавателем, а затем с партнером на дистанции большей, чем дальняя. После этого они проделывают специально-подготовительные упражнения в перчатках с партнером на боевых дистанциях. Приводим комплексы упражнений, способствующие развитию не только быстроты, но и точности реакции и внимания. Специально-подготовительные упражнения в шеренгах без перчаток. Для развития быстроты и точности защитной реакции на атаку тренер, находясь перед группой, имитирует различные удары, а занимающиеся защищаются от них. Для развития умения быстро переходить в контратаку тренер также имитирует удары, а занимающиеся моментально реагируют ответными одиночными и серийными контрударами. Для развития быстроты и точности реакции при ударах тренер, находясь перед группой в боевой стойке, внезапно раскрывает отдельные части тела или ставит ладони в различные положения, как мишени. Занимающиеся должны мгновенно имитировать соответствующие удары. Для развития у боксеров быстроты и точности защитной реакции от контрударов тренер применяет следующее упражнение: хлопает в ладони, на что занимающиеся реагируют одиночными ударами на открытые места. Тренер произвольно имитирует контрудары — занимающиеся защищаются. Для того чтобы преодолеть стремление занимающихся преждевременно наносить удары, тренер накладывает одну ладонь на другую и ставит руки в разные положения, а затем мгновенно4 внезапно сдвигает одну из них, открывая, другую ладонь. Занимающиеся должны немедленно наносить удары в направлении ладони, когда она открыта, и сдерживаться, когда ладонь закрыта. Упражнения в парах на дистанции большей, чем дальняя. Занимающиеся находятся на дистанции в 3—4 шагах друг от друга. Один из них имитирует различные одиночные, двойные и серийные удары, а его партнер в зависимости от удара принимает ту или иную защиту и имитирует контрудары. Если атакуемый неправильно выбрал защиту, выполнил ее преждевременно или с запозданием, атакующий делает замечание партнеру. Упражнения на боевых дистанциях без перчаток. Занимающиеся находятся на средней дистанции. Один из них наносит различные одиночные удары, другой применяет соответствующую защиту. В задачу тренера входит научить занимающихся правильно и своевременно выполнять подставки, уклоны и нырки. Поэтому вначале удары рекомендуется наносить медленно или не доводить до цели. Занимающиеся находятся на средней инстанции и наносят друг другу поочередно боковые удары. Выполняя защиту нырком, они контратакуют боковым ударом. Удары должны следовать через различные промежутки времени и внезапно, но без всякой силы. Для развития быстроты и точности реакции на внезапно появляющуюся цель занимающиеся, маневрируя, изменяют дистанцию. Один из партнеров внезапно ставит ладони на различном уровне тела, другой — соответственно наносит удары. Упражнения на боевых дистанциях в перчатках. Для развития быстроты и точности реакции на внезапно появляющуюся цель ученики выполняют ранее указанные упражнения; моментально нанося удары по внезапно раскрывающимся перчаткам. Одному из занимающихся дается задание попасть перчаткой в цель, движущуюся с разной быстротой и на различных дистанциях. Один из боксеров, находясь в стойке, производит движения раскрытой перчаткой в горизонтальной плоскости (влево-вправо) для ударов снизу и во фронтальной плоскости для прямых ударов или выполняет движение, повернув перчатки в сторону (вверх-вниз, вперед-назад), для боковых ударов. Партнер стремится своевременно нанести удар в перчатку. Большую пользу могут принести и другие упражнения: один из боксеров показывает партнеру раскрытую перчатку и мгновенно убирает ее в момент нанесения удара. Партнер, прибегая к финтам, стремится попасть в цель, или один из боксеров ставит раскрытую ладонь к подбородку. Партнер стремится попасть в нее одиночными и двойными ударами. В момент нанесения партнером ударов боксер уклоняется или подставляет плечо, затрудняя возможность попадания перчаткой по цели. Упражнения для развития быстроты реакции без перчаток не должны занимать много времени. Когда тренер увидит, что внимание занимающихся начинает утомляться, следует переходить к другим упражнениям, а затем снова к упражнениям на быстроту реакции. Для развития быстроты реакции в условном бою необходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, боксер должен стремиться предугадать действия или положения партнера, на которые нужно реагировать, а также распределять внимание на почти одновременной фиксации этих действий и моменте собственного движения, выделяя в сознании скрытый период реакции; во-вторых, необходимо, чтобы в заключительный период реакции боксер очень четко стремился выполнить действия удара или защиты и снова принимал исходное положение; в-третьих, следует строго соблюдать систему усложнения действий боксера и ответных действий партнера, обращая на это внимание упражняющихся. Например, в первую половину раунда одному из партнеров дается задание наносить удары левой без финта; боксер, для которого данное упражнение развивает быстроту реакции, уклоняется вправо (простая реакция). Во второй половине раунда партнер или прибегает к финту, или наносит удар без финта, или выполняет финт и наносит удар. Боксер должен уметь различать финт от действительного удара и в зависимости от этого воздержаться от защиты или защищаться (элементарная реакция с выбором). В первой половине второго раунда партнер наносит или удар правой или удар левой; боксер защищается от удара левой уклоном вправо, от прямого правой — шагом назад (ответная реакция усложняется). После этого партнер применяет финты, и реакция боксера усложняется еще больше. Затем спортсмену можно предложить усложнить структуру своей реакции — прибегнуть к большему выбору защит, связать защиту с контрударами; можно предложить боксерам выполнять задания на разных дистанциях и чередовать их. Такие упражнения должны длиться меньше раунда (полраунда, одну минуту). Боксерам категорически запрещается наносить резкие акцентированные удары; все движения должны выполняться расслабленно, легко и быстро. Для развития быстроты реакции нередко применяется упражнение, в котором один партнер наносит легкие быстрые удары левой и правой в голову, а другой защищается без помощи рук, применяя уходы, уклоны, нырки, отклони, боковые шаги и т. д. Это условие заставляет боксера реагировать на каждый удар противника, так как он не может надеяться на страховку ладонями и предплечьями. Все знаменитые в прошлом и настоящем мастера любительского и профессионального ринга — у нас В. Михайлов, Н. Королев, А. Шоцикас, Е. Огуренков, А. Була-ков, В. Енгибарян, А. Грейнер, за рубежом 3. Хихла, Ю. Торма, Л. Папп, Бенвенутти, Клей и многие другие — обладали исключительно тонким «боксерским» восприятием, быстрым, хитрым и решительным умом, молниеносной реакцией и т. д. Эти качества позволяли им принимать правильное решение, опережать своих противников, свободно избегать их ударов, легко управлять сложнейшими движениями, соблюдая при этом внешнюю непринужденность действий. Недаром про таких боксеров говорят, что они дают на ринге «концерты бокса». Отбор лучших спортсменов в сборную команду, несомненно, должен быть связан с тщательным исследованием важнейших психических процессов боксеров. На современном этапе развития методики подготовки боксера — это вопрос будущего.
ГЛАВА VI. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРОВ К СОРЕВНОВАНИЮ
Всякое выступление в состязаниях является ответственным испытанием для физической, технико-тактической и психологической подготовленности боксера и в то же время служит средством его дальнейшего совершенствования. В частности, участие в соревнованиях является важным средством формирования мотивов занятия боксом, средством воспитания основных качеств воли. Однако выступления в соревнованиях способствуют воспитанию волевых черт характера спортсмена лишь в том случае, если он имеет достаточно хорошую технико-тактическую, физическую и психологическую подготовленность. Если же боксер выступает недостаточно подготовленным, чувствует, что не может вести борьбу с соперниками той же квалификации, то, проигрывая бои, он лишается уверенности и в дальнейшем уже не стремится во что бы то ни стало добиться победы. Привыкнув к поражениям, спортсмен теряет способность мобилизовывать свою волю, и она у него все более слабеет. Плохо также, когда боксер часто выступает против более слабых противников. Уверенный в себе, в своем преимуществе, спортсмен не стремится напрячь все силы для победы, он становится беспечным и самоуверенным. Редкое участие боксера в соревнованиях приводит к тому, что он начинает относиться к ним, как к «чрезвычайному происшествию» в своей спортивной деятельности. Подготовка к боям в этом случае связана с чрезмерным волнением, нервным и физическим перенапряжением, вызывает у многих боксеров' отрицательные предстартовые состояния, что отражается на результатах выступления. Слишком частое участие в состязаниях в конечном итоге вызывает утомление нервной системы, подавленное, угнетенное состояние психики, снижает у боксера интерес к выступлениям и тренировке, ухудшает быстроту реакции, внимание. Выступления в соревнованиях положительно влияют на психику спортсменов, способствуют развитию волевых качеств, боевого мышления лишь при условии, если боксеры будут участвовать в них вполне подготовленными, если число соревнований будет соответствовать реальному уровню их спортивной подготовленности л индивидуальным физическим и психическим возможностям, если трудность соревнований постепенно возрастает и участники встречаются с соперниками, равными по силе. С целью оптимальной настройки психики спортсмена для успешного выступления в состязаниях применяется психологическая подготовка борцов к соревнованиям. Она является продолжением общей психологической подготовки в определенных условиях. Главная задача психологической подготовки спортсмена к соревнованиям — это создание у него готовности к выступлению, которая должна сохраняться и в бою. Взяв за основу определение готовности, предложенное А. Ц. Пуни, можно считать, что готовность — это такое психическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели (А. Ц. Пуни, Г. М. Гагаева, 1967). Для состояния готовности характерны также оптимальное проявление специализированных психических процессов (например, устойчивого распределенного внимания, способного к быстрому переключению, тонких мышечных восприятий, чувства дистанции), высокий уровень важных для боя волевых качеств — решительности, смелости, самообладания и др. Как правило, спортсмены с целеустремленным твердым характером, с хорошо развитыми волевыми качествами успешно выступают в соревнованиях. Казалось бы, что хорошо тренированный волевой спортсмен, обладающий высоким уровнем развития психических процессов — восприятия, внимания, памяти и др.,— уже всегда автоматически находится в состоянии психической готовности и может рассчитывать на то, что в 'соревновании его не «подведут нервы». На самом деле это не совсем так. Очень часто приходится встречаться с боксерами, которые в жизни, во время тренировки обладают большой целеустремленностью и настойчивостью, рассудительны, хладнокровны и уравновешены. Но перед боем этих спортсменов трудно узнать: они или становятся раздражительными, вспыльчивыми, проявляют все признаки «стартовой лихорадки» или, наоборот, впадают в уныние, делаются апатичными и вялыми. Под влиянием трудных условий в целом волевой, уравновешенный спортсмен иногда в отдельных состязаниях не в состоянии мобилизовать свои силы для достижения победы, не может управлять своими эмоциями, не проявляет боевой настройки и целенаправленности в действиях. Такой боксер недостаточно психологически готов к данному состязанию. Тренер должен уметь очень тонко вскрыть причины ухудшения состояния боксеров перед выступлением и подобрать приемы для их улучшения. Надо иметь в виду, что если боксер не прошел общей психологической подготовки, избегал трудностей, не пытался управлять своим психическим состоянием во время тренировки, то никакие приемы психологической подготовки к соревнованиям не приведут его к состоянию готовности. Эффект психологической подготовки спортсмена к соревнованиям тесно связан с содержанием и результатами его общей психологической подготовки, и особенно волевой. Лишь очень редко попадаются боксеры, обладающие исключительно твердым характером, ровным настроением, никогда не теряющие хладнокровия и уверенности, люди «железных нервов» и «бесстрашного сердца», у которых состояние перед соревновательным боем нисколько не отличается от состояния перед любым боевым упражнением с партнером в тренировке. В психологической подготовке боксера к соревнованиям следует выделить: психологическую подготовку в предсоревновательный период, психологическую подготовку к бою, психологическую подготовку в перерывах между раундами, психологическое воздействие после окончания боя и психологическую подготовку в процессе турнира. Психологическая подготовка в предсоревновательный период, которую можно назвать ранней психологической подготовкой к соревнованию, начинается примерно за один месяц до выступления (имеется в виду, что боксер обязательно будет участвовать в состязаниях) и кончается моментом жеребьевки. Психологическая подготовка к бою (первому), т. е. непосредственная психологическая подготовка к соревнованию, занимает промежуток времени от объявления результатов жеребьевки до начала боя. Важнейшим разделом психологической подготовки к соревнованиям является психологическое воздействие тренера на боксера после выступления на ринге, так как дальнейшее отношение спортсмена к состязаниям и поведению во время соревновательных боев нередко во многом определяется комплексом переживаний после окончания предыдущих выступлений. Психологическая подготовка в процессе турнира предполагает психологическое воздействие на спортсмена в течение нескольких дней состязаний (после окончания боев, во время отдыха спортсменов, в ходе тренировочных упражнений, перед выходом на ринг и в перерывах между раундами). Разумеется, что такое разделение психологической подготовки боксера к соревнованиям имеет несколько условный характер. Например, содержание и приемы ранней психологической подготовки к соревнованиям используются и во время непосредственной подготовки боксера к первому выступлению на ринге и в процессе турнира. В матчевых встречах спортсмену обычно известно, с кем из противников ему придется боксировать в единственном бою, и он еще в ходе ранней психологической подготовки настраивается на конкретную, встречу?
Ранняя психологическая подготовка к соревнованиям
Важнейшая задача тренера, подготавливающего боксера к выступлениям в предсоревновательный период Психологическая подготовка боксера в предсоревновательный период состоит из ряда разделов или звеньев. К ним относятся (по А. Ц. Пуни): 1. Правильное определение главной цели выступления спортсмена в предстоящем соревновании. 2. Формирование общественно значимых мотивов выступления в данном состязании в соответствии с поставленными задачами. 3. Программирование предстоящих действий спортсмена на основе информации о предполагаемых условиях соревнования и особенностях будущих противников. 4. Подготовка к преодолению различных трудностей. 5. Проверка и уточнение намеченной программы во время тренировки — в процессе общей и специальной физической подготовки, условных и вольных боях, спаррингах, упражнениях на снарядах и лапах. 6. Обучение спортсменов приему саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний. 7. Обеспечение физической и «нервной свежести» к началу соревнований. Некоторые разделы подготовки практически могут и не следовать друг за другом в указанной последовательности. Перед боксером, готовящимся выступить в состязаниях, могут стоять разные цели, одна из которых является для него в данный момент главной:- выполнить разрядные нормативы, завоевать звание мастера спорта, занять первое место в турнире или попасть в число призеров, победить выдающихся спортсменов, принести очки команде, коллективу и т. д. Для программирования, предстоящей деятельности спортсмена в состязаниях и для планирования его психологической подготовки в предсоревновательный период очень важно учесть мотивы соревновательной деятельности боксера, т. е. те чувства, представления и мысли, которые побуждают его выступать в соревнованиях и во многом определяют его поведение в бою. Как показали исследования Ю. Ю. Палайма (1967), эти мотивы могут быть сгруппированы, исходя из отношения спортсменов к другим людям, с которыми имеется взаимосвязь, к себе и своей спортивной деятельности. Некоторые из мотивов весьма значимы для боксеров высшей квалификации. Это, например, мотивы долга, патриотизма, мотивы, порождаемые чувством коллективизма, уважения к товарищам, мотивы, обусловленные желанием выразить и утвердить себя, свою личность, в. частности желанием добиться высоких спортивных достижений. Большое значение имеют мотивы, порожденные отношениями к себе и другим людям, например желание показаться перед зрителями с самой лучшей стороны, стремление оправдать доверие тренера, заслужить его похвалу, выглядеть в лучшем свете перед самим собой, мотивы, рожденные отношением к сопернику (доказать превосходство, «свести счеты» и т. п.), мотивы, вытекающие из добросовестного отношения к проведенной тренировочной работе (Ю. Палайма). Нередко мотивом выступления боксера является стремление сохранить свое место в команде, выехать за рубеж, попасть на сбор и т. д. Практически боксер никогда, не руководствуется какими-либо отдельными мотивами. Для него всегда существует комплекс разнообразных мотивов, которые и определяют его поведение и отношение к подготовке к соревнованиям и самим состязаниям. При этом мотивы могут совпадать с целью выступления, с поставленными задачами, а иногда и не совпадать (например, боксер готовится выступить в личных соревнованиях, где он может получить звание мастера спорта, но для интересов спортивного общества он вынужден участвовать в эти же сроки в матчевой встрече с командой другого общества). Одна из задач тренера состоит в том, чтобы установить соответствие между целью выступления и положительными активными побуждениями, заставляющими боксера участвовать в соревнованиях. Необходимо, чтобы некоторые мотивы (например, мотивы морального характера) были особенно значимы для спортсмена, создавали твердую установку на победу в каждом бою и в турнире. Практически тренер обязан убедить боксера, что удачное выступление в данных состязаниях необходимо для достижения поставленной им цели. Кроме того, участвуя в состязаниях и встречаясь с сильными противниками, боксер сможет проверить и усовершенствовать ранее изученные приемы техники и тактики, испытать и развить физические и психические качества. Словом, у боксера должна быть выработана глубокая заинтересованность в удачном выступлении на предстоящих состязаниях, стремление мобилизоваться для лучшей подготовки к выступлениям. Однако необходимо постоянно разъяснять спортсмену, что его интерес к участию в состязаниях должен основываться не только на соображениях личного характера (даже в том случае, если соревнования не командные и не лично-командные). Боксеру необходимо осознать, что смелое, уверенное поведение на ринге, образцовая техника и умная тактика, которые он продемонстрирует в боях, будут приятны всему коллективу, товарищам, окажут честь тренеру (независимо от того, победит боксер или потерпит поражение). Поэтому, когда остается мало времени до состязания, нужно более настойчиво тренироваться и соблюдать режим, а в вольных боях стремиться боксировать, не нарушая принципов искусного бокса. Боксер должен четко разработать план своей предсоревновательной подготовки, уточнив совместно с тренером содержание всех ее разделов. Однако прежде, чем составлять этот план, каждому участнику состязаний следует наметить программу предстоящей соревновательной деятельности: продумать свое поведение, распределить силы и определить тактическую линию в турнире в целом (стратегию выступления) и ориентировочно возможные варианты тактического плана в отдельных встречах. Для такого программирования выступления боксер должен получить как можно более полную информацию об условиях соревнований, особенностях противников. Боксеру следует ознакомиться с положением о соревнованиях, получить сведения о времени их проведения, климате, погоде, об условиях размещения, питании, о возможности тренироваться в том месте, где предстоит выступать, отношении населения и зрителей к приезжим спортсменам, составе судейской коллегии и т. д. Боксерам следует как можно больше узнать о возможных соперниках, об их технико-тактической, физической и психологической подготовленности, о сильных и слабых сторонах их манеры ведения боя. Как указывает чемпион XVIII Олимпийских игр заслуженный мастер спорта В. Попенченко, боксеру высокого класса надо постараться узнать все о неизвестных противниках, собрать имеющийся фактический материал: использовать информацию, рассказы тренеров, журналистов, очевидцев. Все полученные сведения о противниках надо записать в дневник. Необходимо провести самый тщательный анализ трудностей, с которыми могут столкнуться боксеры на соревнованиях. Многие из этих трудностей будут общими для всех спортсменов, например, тяжелые климатические условия, неудобное размещение участников, недоброжелательное отношение публики и т. д., а некоторые трудности станут значимыми лишь для отдельных участников в связи с недостатками в их подготовленности или в результате встреч с сильными и опасными (именно для них) противниками. Следует объективно проанализировать свои недостатки и сильные стороны. Особенно объективно надо разобрать особенности своей психики и недостатки в психологической подготовленности. Нужно откровенно и самокритично проанализировать все те недостатки в психологической подготовленности, которые могут помешать успешно выступить в соревнованиях. К ним относятся, например, неуверенность в своей физической подготовленности, сомнение в умении вести бой на средней и ближней дистанции, боязнь встречи с некоторыми противниками, излишняя возбудимость, безынициативность в процессе тренировочных занятий, недостаточная настойчивость в соблюдении режима и т. д. На основе оценки условий соревнований, силы и особенностей соперников, уровня своей тренированности необходимо разработать стратегический и тактический план действий в состязаниях. В нем намечаются примерная раскладка сил в боях при различных вариантах жеребьевки, примерные схемы противодействия противникам разных манер ведения боя, распорядок дня в ходе соревнований, виды развлечения и отдыха, примерные упражнения для легкой тренировки, приемы саморегуляции психического состояния во время турнира и т. д. Глубоко продуманное планирование, основанное на учете различных условий, способствует развитию творческого мышления боксера и одновременно содействует созданию уверенности Ъ оценке своего поведения на соревнованиях. Составив примерный предварительный план поведения в соревнованиях, следует перейти к планированию психологической подготовки на оставшееся до состязаний время. Прежде всего, надо, учитывая специфику предстоящих выступлений, наметить задачи психологической подготовки в предсоревновательный период. К числу этих задач могут относиться: снятие излишнего напряжения перед боевыми упражнениями и спаррингами, совершенствование умения мобилизовывать волевые качества в трудных ситуациях боя, воспитание «спортивной злости», отвлечение мыслей от результатов выступлений, концентрация внимания на противодействия противникам, серьезное отношение к соблюдению режима и т. д. Для выполнения задач психологической подготовки в практике тренировочной работы существуют различные средства и методы: «моделируется» соревновательная обстановка-с характерными для нее трудностями, применяются методы словесного и смешанного воздействия, различные приемы самовоспитания воли, приемы внушения и самовнушения, используется влияние коллектива, общественных развлечений, музыки, прогулок, и т. д. Употребляются биологические средства, изменяющие возбудимость центральной нервной системы в основном вегетативным путем (сюда относится, например, организация соответствующего питания, режима сна, применение фармакологических веществ, лекарств), физиологические средства, влияющие преимущественно на возбудимость центральной нервной системы, воздействуя на рецепторные области кожного, мышечно-двигательного анализаторов, на интерорецепторы (разминка, массаж, дыхательные упражнения, водные процедуры, баня и др.). Наиболее важные из этих средств и методов психологической предсоревновательной подготовки должны быть отражены в индивидуальных планах боксеров. Поскольку участие в данных состязаниях связано с преодолением различных конкретных трудностей, важно подготовить боксера психологически к их преодолению, Следует, во-первых, убедить его в необходимости в течение всего оставшегося периода подготовки преодолевать препятствия и, во-вторых, в процессе подготовки чаще «моделировать» условия состязания с характерными для них трудностями. «Моделирование» соревновательной обстановки — одно из важнейших средств ранней психологической подготовки к состязаниям. Для «моделирования» сначала тренер детально анализирует условия предстоящего соревнования, особенности противников, внешней среды (погоды, реакций зрителей, места проведения состязаний и т. д.). Затем в ходе тренировки создаются соответствующие «модели», которые должны быть аналогичны боевым ситуациям, соревновательной обстановке, манере ведения боя с различными противниками и т. д. Благодаря такому «моделированию» нервная система спортсмена, его психические функции «адаптируются» к соревновательным условиям и возможным трудностям. С целью «моделирования» соревновательной обстановки применяются интенсивные специально-подготовительные упражнения и упражнения со снарядами в «рваном» темпе, с неожиданными ускорениями и рывками, тренировочные бои в начале занятий после разминки боевого характера, тренировки типа «боевой практики» в часы, соответствующие времени предстоящих состязаний в течение нескольких дней подряд. В вольных боях рекомендуется проводить частую смену партнеров (через 1—1,5 мин.), вводить неравноценные условия, когда один боец пользуется всеми средствами техники на всех дистанциях, а его партнер ограничен определенным минимумом (например, боксирует лишь одной рукой, наносит удары только на дальней дистанции, ведет бой лишь на отходах и т. д.) или одному из боксеров предлагается ускорять темп в конце раунда, нанося удары только по перчаткам противника. С этой же целью проводятся бои с оценкой результатов судьями и «зрителями», которые намеренно создают своим поведением «соревновательный» ажиотаж, устраивается необъективное судейство на ринге, когда рефери постоянно «придирается» к одному из боксеров и делает ему замечания; проводятся боевые «пульки» — условные или вольные бои — по одному раунду с выбыванием проигравших и розыгрышем финала, для тренировочных боев боксеру подбирают партнеров разной манеры ведения боя, с которыми он может встретиться в состязаниях и т. д. Все эти упражнения тренер использует в те дни недельного цикла тренировок, в которых применяются специальные и специально-подготовительные упражнения. Очень важно, чтобы боксеры строго выполняли программу каждого дня предсоревновательного цикла, не подменяли, например, общую физическую подготовку спаррингом или сильно не нагружали себя в «банные дни» или дни отдыха и т. д. Обычно такие, нарушения программы приводят к физическому и нервному утомлению, которое неблагоприятно отражается на психическом состоянии спортсменов. Одна из основных задач тренера — создать у боксера бодрое уверенное отношение к выступлениям в предстоящих состязаниях. Беседуя с боксерами, тренер должен подчеркнуть, что весь коллектив готов к соревнованиям и находится в состоянии хорошей тренированности. Каждый должен развить у себя «чувство локтя» по отношению к товарищам, поднимать их боевое настроение, помогать «шлифовать» технику и соблюдать режим. Однако, готовя боксера к состязаниям, нельзя чрезмерно «взвинчивать» его беседами о возможных успехах и неуспехах. Это неизбежно создает нервозное настроение и может привести к различным «срывам» во время выступлений. Из бесед тренера с боксерами они должны понять, что соревнование — естественная, завершающая часть тренировочного
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.218 (0.014 с.) |