Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава IV. Воспитание воли боксераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вся деятельность боксера связана с тем, что он постоянно ставит перед собой различные цели и задачи: выступить с успехом в соревнованиях, добиться высокого спортивного звания, совершенствовать какое-нибудь физическое качество, например выносливость или резкость, согнать вес к соревнованиям, разгадать намерения противника в бою и противопоставить ему наиболее выгодную тактику и т. д. Чтобы достигнуть поставленных целей, решить задачи, боксеру приходится все время преодолевать всевозможные трудности, переносить огромные физические напряжения, бороться с неприятными чувствами и ощущениями, мгновенно обдумывать обстановку и принимать решения и пр. Его деятельность имеет сугубо волевую направленность, и успех этой деятельности зависит от того, насколько развита воля спортсмена. Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, некоторыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Она проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленных целей. Воспитание воли спортсмена — одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера — научить его максимально мобилизовывать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировке и соревнованиях. Вопрос о развитии умения мобилизовываться. и управлять своим эмоциональным состоянием, которое вырабатывается в ходе многолетней круглогодичной тренировки, приобретает особое значение во время выступлений в состязаниях и подготовки к ним. Поэтому спортсмены уделяют наибольшее внимание совершенствованию воли в предсоревновательный период тренировки. Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания. А. Ц. Пуни, исходя из известного определения И. М. Сеченовым воли как деятельной стороны разума и морального чувства, обосновал положение об интеллектуальных и моральных основах волевой подготовки. Сущность интеллектуальной основы заключается в том, что необходимо совершенствовать умственное развитие и активность спортсмена. Для этого он должен усвоить определенную систему общих и специальных знаний, разносторонне развить качества ума, используя усвоенные знания для решения практических задач в спортивной и других областях, в частности для решения задач при встрече с препятствиями разной степени трудности. Сущность моральной основы состоит в том, что у спортсмена необходимо формировать представления, понятия, взгляды и убеждения, воспитывать нравственные чувства, прививать навыки и привычки поведения, исходя из принципов коммунистической морали. С этим связана социальная обусловленность волевых проявлений советских спортсменов, а также мотивация их действий и поступков в спорте и во всех других областях деятельности. Практически для решения задач волевой подготовки тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, к активному преодолению трудностей в тренировке и в состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и, во-вторых, правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным выполнением задач подготовки. Воспитать волевые качества у занимающихся можно лишь в том случае, если они осознают значение этих качеств для успехов на ринге, для роста уровня их технико-тактического и физического совершенства, поймут, как важно постоянно преодолевать трудности тренировки для развития воли (например, выполнять упражнения в нужном темпе, избегать угрозы ударов, преодолевать усталость в вольных боях и т. д.). Надо показать ученикам на примерах выдающихся людей, какую роль играют различные качества воли в жизни, труде, во время войны. Следует убедить тренирующихся, что даже самый средний боксер, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно овладевший техникой и тактикой бокса, сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров этому в истории бокса очень много. Большой интерес могут вызвать примеры из спортивной деятельности советских и зарубежных боксеров, в особенности тех, кто не обладал особыми физическими способностями и благодаря своей большой целеустремленности смог добиться отличных достижений на ринге. Необходимо все время подчеркивать, что только упорная круглогодичная тренировка, применение больших нагрузок, разносторонняя физическая подготовка могут привести к стабильным успехам.. Нельзя рассчитывать, как это делают некоторые наши боксеры, на свою природную одаренность, на отличные физические данные. Рано или поздно такая точка зрения подведет спортсмена и приведет его к поражению. Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у боксера стремление к самовоспитанию воли. Спортсмена необходимо убедить (пользуясь примерами из жизни выдающихся спортсменов, представителей науки и искусства) в том, что для достижения мастерства и успехов на ринге нужно научиться управлять своими настроением и чувствами; самокритично относиться к своим поражениям на ринге, к недостаткам в технике и тактике и не обвинять в своих неудачах тренера, судей и окружающих; упорно совершенствовать свои физические качества, технико-тактическую подготовленность; стремиться на работе, в быту и на тренировке совершенствовать положительные качества своего характера и ликвидировать отрицательные черты (леность, несобранность, нерешительность, неуверенность в силах, больное самолюбие, тщеславие и др.), самостоятельно заниматься теоретической подготовкой по боксу и т. д. А. Ц. Пуни считает, что процесс самовоспитания воли основывается на следующих принципах: чтобы достигнуть любой цели, нужно научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что нужно; совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, точно, аккуратно, стараясь предвидеть результаты и последствия своих действий; следить за собой и всегда искать причины неуспехов и неудач, прежде всего в самом себе, а не в объективных причинах или других людях,— быть самым строгим судьей для самого себя. После того, как спортсмен сумеет при помощи описанных выше методов самопознания разобраться в своем характере и в степени развития отдельных волевых качеств, он должен поставить перед собой задачи развивать недостающие качества воли, бороться с трудностями, дурными привычками и т. д. Для того чтобы добиться успеха в самовоспитании воли, в воздействии на себя, можно применять ряд методов. Многие из них связаны со словесным обращением к самому себе. К. П. Жаров (1967) выделяет несколько групп приемов. Например, приемы, связанные с отношением к другим людям: подражание при управлении поведением; обязательство; слово, данное товарищам; желание показать себя в качестве примера для других; чувство самолюбия и др. Среди приемов самовоспитания воли, связанных с отношением к себе, нужно указать на решение, принятое перед самим собой (самообязательство); приемы отвлечения от трудностей; самовнушение; самокритику; постановку дополнительных целей (например, в какой-то промежуток боя) и т. д. Приемы, связанные с организацией тренировок, состязаний, например подбадривание тренером в бою, возгласы товарищей, четкая дисциплина на занятиях, зрители, музыка, обстановка места, где происходят соревнования, могут создать психологические условия для мобилизации воли. К приемам самовоспитания воли можно также отнести (Л. В. Юрасов, 1964) воспоминания (например, образов мужественных людей и поступков), громкую речь и песни для преодоления скованности и напряженности, самоодобрение, когда психологический кризис в борьбе прошел, но она еще продолжается и нужно дополнительное средство, чтобы подбодрить себя. Тренер обязан поощрять самовоспитание воли боксерами, оценивать результаты их работы над собой, привлекать к обсуждению проблем самовоспитания весь коллектив, знакомить спортсменов с литературой по вопросам волевого воспитания и т. д. Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера и стимулом для совершенствования качеств воли. Методика воспитания у боксеров волевых качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений. Кафедра психологии ГЦОЛИФКа разработала классификацию трудностей, отвечающую запросам спортивной практики и педагогики. По этой классификации трудности делятся на объективные и субъективные. Объективными называются такие трудности, которые обусловлены специфическими для данного вида спорта препятствиями. Без их преодоления спортсмен не может овладеть в совершенстве избранным видом спорта. Объективные трудности обусловлены особенностями спорта, а не особенностями личности спортсмена. Объективные трудности, возникающие в боксе, делятся на несколько групп. К ним относятся: трудности боя на ринге, как основного упражнения боксера; трудности, связанные с особенностями и условиями проведения соревнований (перед боем, в ходе встреч на ринге); трудности во время тренировочных занятий и трудности соблюдения спортивного режима в разных условиях. К трудностям, вызванным боем на ринге (тренировочным и соревновательным), относятся: активное противодействие противника, наносящего быстрые и резкие удары; его выдающиеся физические качества (большая сила ударов, быстрота реакции и движений, выносливость, стойкость и др.); преодоление сопротивления соперника, высокий темп и большая интенсивность нагрузок боя в течение всех трех раундов; малый промежуток между раундами для восстановления сил; необходимость выполнения точных, быстрых и координированных движений при защитах, атакующих и контратакующих действиях; необходимость выполнения быстрых переключений от ударных движений к защитным, и наоборот; необходимость избежания ударов противника при проведении собственного действия; неудобная и опасная манера ведения боя противником, необходимость быстрой ориентировки на ринге; необходимость мгновенного изменения плана боя и решений и т. д. К трудностям, связанным с особенностями и условиями проведения соревнований, относятся: огромная нагрузка турнирных соревнований, продолжающихся от 2—3 до 10—14 дней; противодействие в каждой встрече противникам с разной манерой ведения боя; непривычная обстановка для разминки боксера, неблагоприятные условия проведения соревнований (освещение, температура, состояние воздуха); неэтичное поведение перед боем противника и его секундантов; отрицательное отношение зрителей; неквалифицированное секундирование; необъективное отношение рефери; необходимость вести бой, несмотря на сильную боль, и др. К трудностям, возникающим во время проведения тренировочного занятия, относятся: большой объем и интенсивность нагрузок; необходимость исправления ошибок в технике и тактике; частая смена партнеров в условных и вольных боях; необходимость точного выполнения заданий тренера в упражнениях, быстрого реагирования во всех упражнениях на занятиях, необходимость тренировки в разных условиях и в разное время и т. д. К трудностям соблюдения спортивного режима относятся: необходимость придерживаться определенной диеты, ограничение в пище и воде, соблюдение режима сна и половой жизни, борьба с вредными привычками, применение мер для искусственной сгонки веса и пр. Субъективные трудности — это отрицательные эмоциональные состояния спортсмена, снижающие его работоспособность. Субъективные трудности выражают личное отношение спортсмена к объективным особенностям вида спорта, к условиям тренировки, спортивных соревнований и т. д. Они определяются в первую очередь особенностями личности спортсмена и почти не зависят от особенностей вида спорта. В практике бокса наиболее распространены следующие разновидности субъективных трудностей. Это всевозможные опасения, страхи, боязнь, возникающие перед соревнованиями. К числу субъективных трудностей можно отнести различные проявления отрицательных предстартовых состояний, затрудняющих реализацию физических, технических и тактических возможностей спортсмена в соревнованиях. Это повышенная возбудимость перед выступлениями, проявляющаяся в излишней раздражительности и т. п.; угнетенность, заторможенность, апатия, безразличие к предстоящим выступлениям, неуверенность в силах; обостренная мнительность, связанная с фиксацией внимания на болевых ощущениях; всевозможных «приметах» и т. д.; смущение от присутствия зрителей, чрезмерная самоуспокоенность и др. В ходе боя субъективные трудности могут быть в виде растерянности после своих неудачных действий или, наоборот, успешных атак и контратак соперника, страха перед ним, неуверенности в силах, отчаяния и т. д. Процесс преодоления трудностей всегда связан с проявлением волевых усилий. В зависимости от характера трудностей, преодолеваемых боксером, волевые усилия можно разбить на несколько групп (П. А. Рудик, Л. В. Юрасов). Это: волевое усилия, проявляемые при специфической мышечной работе боксера скоростно-силового характера в ходе специально-подготовительных и специальных упражнений в бою на ринге; волевые усилия, связанные с исправлением ошибок в технике ударов, защит, передвижений; волевые усилия, связанные с преодолением утомления, усталости — в упражнениях с партнером, на снарядах, лапах, общеподготовительных упражнениях в конце урока, в бою на ринге; волевые усилия, связанные с преодолением боли в результате полученных травм; волевые усилия, связанные с напряжением внимания во время острого боя с опасным противником, обладающим резкими ударами; во время упражнений для развития внимания; волевые усилия, связанные с подавлением страха — в соревновательном бою, спарринге; волевые усилия, связанные с 'соблюдением режима, сгонкой веса, особенно во время крупных турнирных соревнований. Знание этих групп всегда поможет тренеру определить, какие волевые усилия у тех или иных боксеров требуют дополнительной стимуляции и с помощью каких приемов ее лучше осуществить. «Нарастание» степени трудностей должно происходить в соответствии с дидактическими принципами систематичности и постепенности. В боксе увеличение трудности достигается за счет увеличения интенсивности тренировочной работы в целом, интенсивности и объема специальных и специально-подготовительных упражнений, увеличения скоростно-силовых показателей упражнений, усложнения заданий в парах, в упражнениях на лапах, введения упражнений с отягощением и т. д. Нередко для приближения тренировочных условий к соревновательным в процессе тренировки «моделируются» трудности, характерные для состязаний. Например, занятия проводятся в высоком темпе по раундовой системе; во время тренировки устраиваются спарринги по формуле предстоящего боя с предварительной боевой разминкой; для боксеров подбираются партнеры с неудобной манерой ведения боя; тренировочные бои проводятся в обстановке, близкой к соревновательной (судьи, секундирование, зрители, объявление результатов); организуются совместные тренировки в залах других клубов, на стадионах и открытых площадках в любую погоду; в недельных циклах подряд проводятся тренировочные занятия, в которые включают вольные бои в соответствии с распорядком предстоящих соревнований (количеством дней, временем начала боев); для ряда боксеров выдвигаются жесткие требования в отношении режима питания, веса и т. д. П. А. Рудик (1967), обобщая опыт тренеров по разным видам спорта, приводит правила, позволяющие воспитывать волевые усилия в процессе тренировки. Он предлагает начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность (координационную сложность подготовительных упражнений, нагрузку, количество раундов, подготовленность и силу партнеров и т. д.). Вызывать у боксеров стремление выполнить постав ленную задачу, используя соревновательный принцип (добиться высокой резкости ударов, провести в высоком темпе несколько раундов, опережать партнера в условном бою, получить преимущество в вольном бою над боксером-левшой и т. д.). Создавать у боксера уверенность в том, что предлагаемое ему трудное задание выполнимо (давать сначала упражнения в меньшем темпе, а затем постепенно увеличивать темп, отрабатывать сложные комбинации приемов частями, в условных и вольных боях для слабого боксера подбирать более сильного, предупредив его о необходимости не проявлять своего преимущества, и т. д.). Вызывать у боксеров быстрые и энергичные волевые напряжения (предлагать спурты в условных и вольных боях, в упражнениях на снарядах), интенсифицировать усилия в общеразвивающих и специальных упражнениях. Требовать, чтобы спортсмен выполнял задания с сосредоточенным вниманием, не отвлекаясь (следует, чтобы в боевых упражнениях он находился все время в состоянии мобилизационной готовности, когда вся его «воля, выраженная во внимании» к действиям партнера, готова обеспечить мгновенное, резкое и точное атакующее, защитное или контратакующее действие). Вырабатывать у занимающихся способность к продолжительным волевым усилиям (применяя упражнения на выдержку), уменьшать перерывы между раундами, увеличивать время упражнений с партнером, со снарядами и лапами, в боях с тенью стараться не снижать их темпа и интенсивности. К сожалению, есть немало талантливых боксеров, которые опасаются больших по интенсивности и объему нагрузок и не используют достаточно плотно время, отведенное на тренировочные занятия; некоторые стремятся специально создать для себя в занятиях «тепличные» условия, тренируясь со значительной «недогрузкой». В результате — снижение волевых усилий, ухудшение способности мобилизоваться, поражения на ринге. Огромное значение для успешного преодоления спортсменом трудностей в тренировке и в бою имеют приемы самовоспитания, о которых было сказано ранее. Для того чтобы стимулировать волевые усилия боксера на преодоление все возрастающих трудностей, в тренировке используется ряд методов (приемов) психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые усилия, но и вырабатывает у боксеров соответствующие установки, создает такие эмоциональные состояния, которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху. Часть этих методов (методы нравственного воспитания) подробно изложена в литературе по педагогике. Приводим лишь наиболее часто применяемые методы. Их можно разбить на 2 группы: методы словесного и методы смешанного воздействия. К методам словесного воздействия относятся: разъяснение, убеждение, одобрение, похвала, требование, приказ, примеры из жизни тренера и других людей, критика, просьбы и т. д. К методам смешанного воздействия относятся поощрения, награждение, ободрение, наказание, прочная информация о результатах действий, специальные упражнения для самонастройки, упражнения для отвлечения от неприятных мыслей и т. д. Так, в процессе тренировки и подготовки к соревнованиям тренер разъясняет боксерам важность волевых черт характера, упражнений, способствующих развитию разных качеств воли, сущности приемов и саморегуляции и др.; убеждает в необходимости заниматься самовоспитанием воли, соблюдать спокойствие в бою, применять приемы аутогенной тренировки перед выступлением и др.; высказывает одобрение результатами, показанными в соревнованиях, настойчивостью в овладении техникой и тактикой; просит боксера выступать не в «своем» весе для помощи команде, помочь оборудовать зал, вести себя корректно по отношению к товарищам; требует соблюдать дисциплину, режим, использовать интенсивные нагрузки и др.; приказывает изменить недостойное поведение; приводит примеры из жизни выдающихся спортсменов, знаменитых людей, свидетельствующие об их силе воли, сообразительности, высокой нравственности и др.; возбуждает у боксеров перед выступлением на ринге чувства собственного достоинства и чести; применяет «доброжелательную и направляющую критику» (Юрасов, 1964). В отдельных случаях тренер воздействует на самолюбие боксера с целью вызвать у него желание доказать правоту, обострить чувство спортивной злости и т. д. Эффективность методов словесного воздействия зависит во многом от авторитета тренера, его умения убедить занимающихся, умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них эмоциональное влияние, логичности, образности и ясности речи, правильности замечаний и т. п. Применяя методы смешанного воздействия, тренер, помимо слов использует наглядный показ, отзывы других людей, различные упражнения и пр. Он может поощрить спортсменов, похвалив их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях, имеющиеся в печати, наградить боксеров жетонами и др., ободрить занимающихся при помощи возгласов, жестов, мимики и др.; наказать с целью вызвать чувство стыда и стремление загладить свою вину; отвлечь от навязчивых мыслей, плохого расположения духа и др.; наглядно показать примеры мужественной борьбы на ринге, демонстрируя фотографии кинофильмы, иллюстрации из прессы, срочно проинформировать боксеров о результатах действий — быстроте удара и реакции, степени расслабления мышц, оценю дистанции; применить соревновательные упражнения — в тренировке для стимуляции волевых усилий, — упражнения разминочного типа — для улучшения эмоционального состояния перед выступлением и т. д. Воспитывая волевые качества боксеров во время обучения и тренировки, тренер должен изо дня в день обращать особое внимание на тех из них, которые менее морально устойчивы и слабы в волевом отношении. Прежде всего, необходимо, создать ясное представление о том, как развиты у боксеров отдельные качества воли, как проявляются они в тренировке, в состязаниях и жизни. Для этого нужно повседневно наблюдать за боксерами, следить за тем, с какой настойчивостью и упорством выполняют они упражнения различной трудности, как воспринимают большие нагрузки, как реагируют на указания тренера, как ведут себя в боевых упражнениях, перед выступлением в состязаниях, во время боя, после его окончания, как относятся к своим партнерам по тренировке и т. д. Можно рекомендовать тренеру иногда специально создавать такие условия в тренировке, в которых наиболее остро проявятся особенности, волевых качеств боксеров (подбирая более сильных и тяжелых партнеров или давая им преимущество в боевых заданиях, резко увеличивая интенсивность различных упражнений, проводя занятия в неблагоприятных условиях и т. д.). Тренеру важно уметь вскрыть те условнорефлекторные связи, возникающие в ходе спортивной деятельности боксера, которые нередко определяют особенности его поведения и проявления воли. Тренер должен выяснить, чем вызван страх боксера перед встречей или нерешительность в бою и в упражнениях с партнером, вялость или неуверенность в силах и т. п. Например, опасения, возникающие во время наблюдений за боями других боксеров, или рассказы товарищей о различных боевых эпизодах могут отрицательно подействовать на психику ученика и вызвать уже задолго до состязаний ощущение подавленности и угнетенности, а в бою — нерешительность и неуверенность. Иногда боксеры, успешно встречающиеся с соперниками высокого класса, чувствуют себя подавленными перед встречами с менее подготовленными противниками (которым когда-то проиграли в соревнованиях) и в результате терпят в бою поражение. Установив все особенности личного опыта боксера, тренер должен стараться разрушить эти отрицательные условнорефлекторные связи, перестроить их или хотя бы отвлечь ученика от вредных ассоциаций, воздействуя на его сознание и самолюбие, убеждая, показывая примеры из боевой практики боксеров, и т. д. Воспитывая волевые качества у боксеров, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только во время спортивной деятельности — в тренировке, в бою, на ринге, а и проявлялись в жизни, быту, труде и поведении, т. е. стали бы чертами характера спортсмена. Рассмотрим значение и способы воспитания волевых качеств, необходимых для спортивных успехов боксеров. Первостепенная задача тренера — воспитывать у боксеров целеустремленность. Когда спортсмен поймет значение цели, к которой он должен стремиться — овладеть в совершенстве спортивным мастерством и добиться высоких спортивных результатов, — и осознает, что поставленные задачи неразрывно связаны друг с другом, у него неизбежно появится стремление достигнуть намеченной цели и найти силы для этого. Подлинная целеустремленность может быть воспитана только в результате интереса спортсменов к боксу как искусству и их личной заинтересованности в спортивных достижениях. Необходимо с самого начала тренировки разъяснить боксерам, что для достижения цели им неизбежно придется преодолевать ряд препятствий, неприятных переживаний и ощущений и что сознательное и упорное преодоление трудностей закаляет характер, укрепляет волю, необходимую для победы на ринге. Тренеру следует привести примеры из истории спорта, когда целеустремленный характер и твердая воля боксеров помогли им преодолеть все трудности боев и тренировки и добиться выдающихся спортивных результатов. Практически очень важно, чтобы цели, к которым стремится боксер, нашли конкретное выражение в плане его тренировки. Очень плохо, если боксер-разрядник тренируется стихийно, без всякого плана и тренер ставит перед ним только ближайшие, повседневные задачи. Когда боксер не представляет конкретно, к чему он должен стремиться в своей подготовке в течение нескольких лет, у него снижается интерес к тренировке и пропадает инициативность. Тренер обязан разобрать с боксерами все их положительные и отрицательные стороны по всем разделам подготовки: физической, технико-тактической и психологической, наметить этапы работы над исправлением ошибок и совершенствованием качеств и техники. Когда боксер осознает, что им постоянно интересуется тренер и за ним ведется контроль, он с большим рвением будет стремиться решить поставленные перед ним задачи. Целеустремленность боксера надо развивать не только в перспективном плане, но и во время решения повседневных тренировочных задач. Тренеру следует четко поставить перед боксерами цели и задачи каждого тренировочного периода, каждого тренировочного занятия и различных упражнений. Боксер, придя на очередное занятие, должен заранее знать, какая у него в этом уроке цель, будет ли он работать над развитием быстроты реакции и движений или над скоростной выносливостью или будет совершенствовать умение вести ближний бой и т. д. Во всех случаях -спортсмен обязан не отходить от намеченной цели и подчинить все действия и движения ее достижению. Например, при решении задачи развить быстроту он должен мгновенно реагировать на сигналы и команды тренера, без напряжения и скованности выполнять специально-подготовительные и боевые упражнения, выполнять максимально быстро имитационные движения, в условных и вольных боях все время легко передвигаться и маневрировать, наносить несильные повторные удары, стараться применять быстрые многоударные серии и т. д. Всякие отклонения от установки — делать все упраж нения быстро, легко и непринужденно — отвлекают боксера от намеченной цели. Надо все время напоминать боксерам, упражняющимся в парах, в чем «лейтмотив» действий каждого из них, а занимающиеся обязаны выполнять эти действия в соответствии с поставленной целью. Например, при целевой установке совершенствовать защиты ни в коем случае не следует переходить в атакующий бой. Надо заставлять себя применять разнообразные защитные действия и избегать ударов партнера. В случае «отработки» средств боя на дальней дистанции не задерживаться на средней и ближней дистанциях, хотя это может быть и выгодно для боксера и т. д. Выработать у боксера твердую целеустремленность — это значит больше чем на половину решить вопрос о его волевой подготовленности, так как истинная целеустремленность — мощный рычаг развития других волевых качеств спортсмена. Одно из, важнейших качеств, обеспечивающих достижение намеченной цели, это настойчивость. Для воспитания настойчивости важно, чтобы боксер верил в перспективу своей спортивной деятельности, чтобы он был убежден, что трудолюбие во время выполнения упражнений и стойкость в бою будут способствовать формированию его мастерства. Очень хорошо рассказать о выдающихся боксерах-любителях и профессионалах, которые во время тренировок заставляли себя при всех условиях заниматься общей физической подготовкой, вспомогательными видами спорта, часами отрабатывали перед зеркалом и на снарядах элементы техники, упражнялись в парах для овладения боевыми приемами, не жалея себя применяли максимальные нагрузки и т. д. Можно сослаться на настойчивость лучших представителей из других видов спорта — штангистов, акробатов, лыжников, пловцов, которые для овладения техникой или выработки специальной выносливости проводят тренировки с большой нагрузкой. Заставляя боксера постоянно преодолевать трудности, связанные с постепенно возрастающей нагрузкой во время выполнения общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, упражнений по овладению техникой и тактикой, упражнений со снарядами, тренер способствует развитию у него настойчивости. Следует применять в тренировке упражнения большой интенсивности, использовать дополнительные раунды в вольных боях И', в упражнениях на снарядах, продлевать время раундов, использовать рывки в бою с тенью и т. д Нужно добиться того, чтобы в спаррингах боксер стремился навязать противнику свою манеру боя, поддерживал во всех раундах высокий темп действий, а во время выступлений на ринге в случае Необходимости старался вырвать победу у более сильных партнеров, не нарушая, однако, принципов искусного бокса и правил состязаний. Даже хорошо тренированному боксеру надо все время преодолевать опасения «выдохнуться» в бою, а иногда заставлять себя полностью «выкладываться» во время спаррингов и выступлений. Следует постоянно вырабатывать у боксеров умение стойко переносить в боях болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, появляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении, при сгонке веса, ограниченном приеме пищи и т. д. Известно немало случаев, когда выдающиеся мастера советского ринга, скрывая от окружающих плохое само чувствие или полученные ранее повреждения, побеждали сильных партнеров в состязаниях за счет твердой воли к победе и поразительной настойчивости и стойкости (Е. Огуренков, А. Шоцикас, Б. Степанов, Р. Тамулис) Настойчивость боксера не может быть воспитана в отрыве от инициативности, умения активно и самостоятельно стремиться в тренировке и боях к поставленной цели Необходимо добиваться того, чтобы боксер не рассматривал все задания, которые ему дает тренер в занятиях, как обязанность, которую необходимо выполнить в узких рамках определенного требования, а относился к ним как к источнику творческих действий. Надо, например, добиться чтобы ученик, уже имеющий хорошую подготовленность, не ждал указаний и напоминаний тренера, а самостоятельно занимался общей физической подготовкой, подбирал упражнения для утренней разминки, бегал кроссы, самостоятельно совершенствовал излюбленные приемы, анализировал свою технику и технику товарищей, умел судить состязания и т. д. Следует давать возможность отдельным боксерам проводить разминку самостоятельно, чаще делать замечания о технике и тактике боксерам, ведущим бой на ринге, чаще предлагать им совершенствовать в парах приемы и комбинации по выбору и т. д. Для развития инициативности в условном бою рекомендуется, например, чтобы боксеры вели атакующий бой, боксировали, применяя вызовы на удары и контратаки и т. д. Полезно, чтобы спортсмены чаще боксировали в тренировке с различными по манере ведения боя партнерами. Боксеры должны активно вести бои, применять множество ложных, действий, развивать атаки, контратаки, не переходя к грубому обмену ударами и др. Однако, воспитывая инициативность у боксеров, тренер должен следить за тем, чтобы она не мешала решению задач, которые значатся в индивидуальных планах тренировки. Воспитание смелости, решительности и самообладания целесообразно начинать с выработки у боксера уверенности, веры в свои силы. Добиться успеха боксер может лишь в том случае, если он верит в свои силы. Уверенность, отсутствие которой так пагубно отражается на успехе некоторых боксеров в крупных состязаниях, появляется обычно вместе с сознанием своей силы, с сознанием того, что, встречаясь с любым противником, спортсмен сможет успешно противопоставить ему свою технику и тактику. Уверенность вырабатывается в результате роста технической, тактической и физической подготовленности боксера. Например, овладев хорошо несколькими защитами и «поставив» хотя бы один излюбленный удар, боксер начинает верить в свою неуязвимость и возможность в любой момент оказать противнику успешное противодействие. Необходимо, чтобы спортсмен научился боксировать с партнерами самой различной манеры ведения боя. Добившись этого, боксер начнет осознавать, что он может прочно защищаться от сильных и быстрых ударов любого противника, остановить контрударом стихийно атакующего партнера, успешно навязать ближний бой и т. д. Очень важно, чтобы первая ответственная в сезоне встреча боксера, не обладающего уверенностью, закончилась его победой или во всяком случае незначительным проигрышем (для этого надо учесть силы будущих противников). Поражение не должно вызвать у спортсмена большого разочарования. При этом боксера нужно убедить в том, что если бы он немного постарался или не допустил бы некоторых ошибок в бою, то, несомненно, одержал бы победу. Часто боксер терпит в бою поражение из-за недостатков в технике, тактике или в физической подготовленности и, проиграв, теряет уверенность. Нужно убедить боксера в том, что эти поражения неизбежны, что они не являются результатом его слабости и необходимы для его дальнейшего роста. После неудачного выступления боксёру следует подбирать на тренировках партнеров, обладающих, примерно, теми же особенностями, что и противник, которому он проиграл бой. Исправляя с помощью тренера свои недостатки, встречаясь с более опытными и подготовленными партнерами и увеличивая темп боя, боксер сможет вновь приобрести потерянную уверенность. Смелость и решительность — качества, основанные на уверенности в своих силах, знании своих положительных сторон и достоинств, умении разбираться в боевой обстановке. Для развития смелости и решительности у боксера тренер должен заставлять его преодолевать боязнь и инертность — в тренировочных боях, подбирая ему соответствующих партнеров, а в состязаниях, воздействуя на его самолюбие и чувство собственного достоинства. В у
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.019 с.) |