Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития детей с недостатками слуха↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
слух позволяет в процессе познания окружающей действительности определять отдельные свойства предметов: оценить удаленность звучащих предметов и их локализацию в пространстве, позволяет распознать невидимые предметы и быстро реагировать на изменения в окружающей обстановке. Все эти процессы у глухих детей нарушаются, но часто компенсируются за счет других анализаторов. Внимание. В связи с тем, что внимание ребенка с нарушением слуха в процессе обучения чтению по губам концентрируется благодаря работе одного зрительного анализатора, характерны трудности развития свойств переключаемости, быстрая утомляемость. Задержка качества становления произвольного внимания на 3-4 года по сравнению с нормой обусловлена, как и во всех случаях дефицитарного развития, пониженной инициативой общения таких детей с окружающим миром, значимые объекты которого долгое время продолжает выделять для них взрослый. В дальнейшем, в связи с тренингом устной, тактильной, жестовой речи, развивается высокое качество распределения внимания, контролирующего речь собеседника и собственную речь. Восприятие. Выпадение одного из анализаторов в содружественной сенсомоторной работе приводит к задержке восприятия пространства, схемы тела и, как следствие, развития движения. Большинство детей с нарушением слуха позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняются неустойчивость поз и движения, потеря равновесия. Страдают ориентация в пространстве, координация и ловкость пальцев рук. Вследствие отсутствия слухового контроля поступи и нарушения функций вестибулярного аппарата нарушается походка. Замедляется темп двигательной активности, затруднено формирование двигательных навыков. С другой стороны, быстро развивается тактильно-вибрационное чутье. Снижается абсолютный порог вибрационных ощущений: в два раза точнее, по сравнению с нормой, локализуется источник вибрации. В этой связи вибрация горла говорящего человека позволяет глухим успешно обучится пониманию оттенков речи, индивидуальных характеристик ее ритма, темпа, распределения ударений. Поначалу, до обученности глухих детей устной, тактильной и жестовой речи, страдает узнавание предметов в условиях их предъявления, а также восприятие изображения движения предметов, их пространственных отношений. Страдает различение цветов, в результате несформированности словаря их обозначений. В дальнейшем зрительное восприятие наряду с тактильно-вибрационным, становится ведущим в компенсации дефекта слуха. Речь. Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребенка, а при тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладевает речью. У глухих детей так же, как и у слышащих, на втором-третьем месяце жизни наблюдается гуление, которое является первоначальной стадией лепета. В этот период в ответ на раздражители положительного характера ребенок издает несложные, но довольно разнообразные звуковые комплексы, которые постепенно усложняются. В норме расцвет лепета наблюдается 8-9 месяцев. У детей с резким снижением слуха гуление не усложняется, не переходит на последующие стадии лепета, а постепенно, ничем не подкрепленное, угасает. Это происходит потому, что не слышащий ребенок не воспринимает на слух ни речи окружающих, ни собственного произношения. Исследователи указывают на решающее значение раннего, с первых месяцев жизни, слухопротезирование и ранней работы по развитию слуховой функции. Было установлено, что в тех случаях, когда слухопротезирование проводилось у детей 4-5 месяцев, наблюдался значительный прогресс в речевом развитии. Когда же дети начинали пользоваться слуховыми аппаратами после 9 месяцев, успехи были не столь значительные. Первый образ слова, по сравнению с нормой, не слуховой, а зрительной-кинестический. При этом восприятие зрительного образа речи намного опережает формирование двигательных образцов его подкрепления. Помимо устной речи, в процессе обучения дети с нарушением слуха овладевают речью дактильной и жестовой. Память. Выделим механизмы нарушения памяти, связанные с выпадением слухового анализатора из взаимодействия с другими сохранными анализаторами. Потеря слухового контроля двигательной активности, внешней звуковой стимуляции, приводящая к задержке ее развития, сказывается на двигательной памяти. Существенно ухудшается память на действия, их последовательность, на динамику событий. В результате, в период освоения речи, характерным недостатком глухих детей является наличие в их словаре преимущественно существительных, скудность глаголов и предлогов направления движения. На раннем этапе развития познавательных психических процессов в норме в полноценной моторной активности формируется адекватное наглядно-действенное мышление. В дальнейшем внешние действия переносятся во внутренний план образного мышления, которое опосредует образная память. В этой связи при расстройстве моторике в результате нарушения слуха образная память фрагментарна, изобилует образами, в которых отражены несущественные и искаженные стороны действительности, в ней отсутствует прочная основа для запоминания, возможность соотнесения поступающей новой информации с точными эталонами ранее запомненного материала. Кроме того, образная память не подкрепляется со стороны недоразвитой речевой памяти. В результате образная память обеднена точными целостными образами, а те образы, которые удалось сформировать, жестко фиксируются и стереотипно воспроизводятся, в том числе препятствуя появлению, в свою очередь, создает предпосылки затруднения гибкого вариативного творческого мышления. Мышление. Проблема развития мышления является наиболее разработанной в сурдопсихологии. В жизни глухого ребенка преобладают наглядные формы мышления. Ведущим является наглядно-действенное мышление. На само развитие этой формы мышления уходит много времени. Формируемое в условиях недостаточного общения с развивающейся сигнально-звуковой и речевой социальной средой наглядно-действенное мышление отстает в своем развитии. Если у нормально развивающегося ребенка оно формируется к двум годам, то у глухого-к пяти. Чем сложнее познавательный процесс, тем больше отставание. Вследствие низкого процесса вербализации трудно образуется связь зрительных образов со словами, обозначающими их. Именно этот механизм позволяет переносить внешние действия во внутренний план, в значительно более быстром мыслительном процессе оперировать не предметами, а их зрительными образами. Поэтому переход от преимущественно наглядно-действенного мышления к образному у глухих детей запаздывает по сравнению с нормой. Развитие образного мышления интенсифицируется в период 7-10 лет, т.е. в то время, когда у них слышащих сверстников быстрым темпом развивается уже словесно-логическое, более высокого уровня, мышление. Залог своевременного формирования словесно-логического вида мышления-раннее развитие устной речи. В норме11-12 летний ребенок переходит к абстрактно-понятийному мышлению. У глухих детей одновременно формируется и конкретно-понятийное мышление. Только годам к 17-ти глухие дети в достаточной мере овладевают словесно-логическим мышлением, при этом остаются трудности в обратимости словесного, образного и наглядно-действенного видов мышления, образного и наглядно-действенного видов мышления, переходах от одного к другому. Типичные свойства личности. Плохая координация движений, неустойчивость походки, затруднения в пространственной ориентации, замедленный темп деятельности и обусловлены биологическими причинами дефекта слухового анализатора и формируют свойства ригидного темперамента. У глухих детей и подростков отмечаются такие черты, как эмоционально-волевая и социальная незрелость, симптомы психического инфантилизма, повышенная внушаемость, склонность к подражанию, недостаточный контроль над эмоциями, вспыльчивость, эгоцентрическая направленность личности. Замедленное овладение словесной речью затрудняет полноценное общение, задерживает понимание человеческих отношений. Не всегда будучи понятым и понимающим окружающую ситуацию, глухой ребенок стремится к уединению, проявляет замкнутость. Некоторые авторы, изучавшие особенности личности глухих, отмечают у них такую черту, как подозрительность, особенно у потерявших слух в более позднем возрасте. Недостаточность образования навыков широкого общения привносит в структуру личности, в манеру поведения неадекватность оценок, негибкость регулирования межличностных отношений, их чрезмерно аффективную окраску. Только к 13-15 годам, как правило, глухие дети начинают правильно дифференцировать разнообразие эмоций и чувств у человека. Уже к подростковому возрасту к ним приходит осознание своего дефекта, который в юношеском возрасте они стремятся компенсировать упорной работой над речью, самостоятельным чтением. Но переживание дефекта только обостряется в среде лиц с нормальным слухом. Неразвитость воображения, подражательность действий приводят к развитию свойств педантичного характера. Мотивация глухих детей вследствие трудностей развития оперативного мышления, его низкой эффективности в целом ориентирована в значительно большей степени не на предмет учебной и трудовой деятельности и ее процесс, а на конечный результат, а также похвалу и награду. Самооценка глухих детей младшего школьного возраста, как и слышащих сверстников, неустойчива, ситуативная, зависит от оценки взрослых. Их интересы направлены к игровой,в том числе спортивной деятельности, школьные предметы равноценны. Подростки скорее переоценивают свои возможности, интерес сосредотачивается на кино, танцах, искусстве. И только в юношеском возрасте появляется самокритичность, развивается интерес к наукам и литературе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.122 (0.007 с.) |