Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патологическое формирование личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Патологическое формирование личности также можно отнести к типу дисгармонического развития. Этиологией выступают неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребенка ведущую роль играет воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, тенденцию к преобладанию того или иного типа элементарных эмоций, составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно Под влиянием социальных условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие длительно и достаточно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но, через воздействие на вегетативную нервную систему, к стойкому изменению свойств его темперамента. В.В. Ковалев, исходя из постепенности формирования как нормальной, так и аномальной личности, предлагает по отношению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохарактерологические формирования личности». Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др. отмечают в качестве фактора, пред располагающего к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприятной среды, органическую церебральную недостаточность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцентуацию характерологических свойств, а также дисгармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретардации либо акселерации. В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам: 1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте; 2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции отрицательным примером. В систематике патохарактерологического формирования личности (В.В. Ковалев) различаются следующие основные варианты: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из них связан с определенными особенностями неблагоприятной среды. Аффективно возбудимый вариант чаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, агрессия членов, семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватным вызвавшему их раздражителю, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или, наоборот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности. Истероидный вариант патологического развития личности, как и истерическая психопатия, чаще наблюдается у девочек. Он может формироваться в среде, аналогичной вышеописанной, при аффективно возбудимом варианте (в этом случае истерические реакции возникают как реакции протеста), но может возникнуть и в изнеживающей обстановке, в условиях гиперопеки, когда жажда признания культивируется в ребенке обстановкой избалованности, обожания, неправомерно завышенной оценкой его внешности, способностей и т. д. и в то же время отсутствием трудового воспитания. В этих случаях речь идет о воспитании по типу «кумира семьи». Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости напоминает аналогичный тип психопатии, но происхождение его чаще всего обусловлено условиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ребенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности, а поведение его зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивности, повышенной внушаемости. По существу, патологическое развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилизма — одного из компонентов задержки психического развития, описанного выше. Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследствии - пассивным, неуверенным в своих силах. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях. К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию - особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Эта аномалия может иметь конституциональный характер - «конституциональная детская нервность», связанная с генетическим фактором, а может быть вызвана ранними экзогенными вредностями. Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям; отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возникают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического дискомфорта в одних случаях способствуют формированию личности тормозимой, малоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейся; в других - возбудимой, в третьих - раздражительной, двигательно расторможенной. Г.Е. Сухарева выделяет два варианта невропатии: астенический и возбудимый, наблюдающийся реже. Невропатия, как и задержанное развитие, — аномалия развития, наиболее типичная для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школьном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных условиях воспитания, выступает основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В.В. Ковалев). Особый вид дисгармонического развития - аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Если при невропатии первичный дефект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других - к ускорению (акселерации). Эти аномалии развития могут быть объяснены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. Этот тип аномалии отличается от явлений ретардации и акселерации полового созревания, наблюдаемых и в рамках физиологических проявлений, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгар-моничностью физического и нервно-психического развития. Так, при задержке полового развития церебрального генеза будут наблюдаться недоразвитие моторики (медлительность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная внушаемость, трусливость). Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза по наличию ряда признаков вегетативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. "Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, которая наблюдается при задержке полового развития (К.С. Лебединская). К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также: аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуальный уровень не может обеспечить соответствующую неадекватным, односторонне «взрослым» установкам социальную адаптацию. По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффективная возбудимость. В благоприятных средовых условиях девиация поведения претерпевает обратное развитие. Однако при наличии неблагоприятного окружения эти патологические черты служат предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.
Библиографический список 1. Аджималаев, Т.А. Системные механизмы роста и развития организма / Т.А. Аджималаев // Советская педиатрия. - М., 1989, - Вып. 7. - С. 26-44. 2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/под ред. Л.С. Цветковой. -М., 2001. 3. Аксарина, Н.М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М., 1974. - 52 с. 4. Бадалян, Л.С, Невропатология / Л.С. Бадалян. —"'. М.: Просвещение, 1982.-С. 182-211. 5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966.-С. 138-153. 6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.-140 с. 7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С, Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с. : 8. Гарбузов, В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. -М.: Медицина, 1990. - 172 с. 9. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с. 10. Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 76 с. 11. Журба, Л.Т. Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1976. - № 10. - С. 1451-1454. 12. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведений ребенка. / А.И. Захаров. ~ СПб.: Союз, 1997. - 222 с. 13 .3еньковский, В.В. Психология детства / В.В, Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 334 с. 14. Исаев, Д.И. Психическое недоразвитие у детей / Д.И. Исаев. - Л,: Медицина, 1982. - 224 с. 15. Исаев, Д.И, Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д.И, Исаев. - СПб.: Питер, 2000. - 508 с. 16 .Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 1980. -448 с. 17. Каукнайнен, А.Б. Часто болеющие дети / А.Б. Каукнайнен. -Л.: ГИ ДУВ, 1990. - 23 с. 18. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей) / В.В. Ковалев. - М.; Медицина, 1979.-607с. 19. Ковалев, В.В. Психический дизонтогенез как клинико -патогенетическая проблема психиатрии детского возраста / В.В. Ковалев // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1981. -№ 10. - С. 1505-1509. 20 .Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. -М.: Медицина, 1985. -286 с. 21. Кулагина, Н.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. -М.: Сфера, 2001. -464с. 22. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М,: Просвещение, 1990. - 143 с. 23. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М., 1985. - 168 с. 24. Лудянский, Э.А. Руководство по заболеваниям нервной системы / Э.А.Лудянский. - Вологда, 1995. - 424 с. 25. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - М., 1969. - 504 с. 26. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М,: Академия,2002.-384с. 27. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997.-303 с. 28. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. -М.: Просвещение, 1992. - 94 с. 29.Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / под ред. Е.Д. Ханской. — М.: Наука, 1986.-205 с. 30. Осипенко, Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. - М.: Медицина, 1996. -289с. 31. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с. 32.Отбор детей во вспомогательные школы. - М.: Просвещение, 1971. - 96 с. 33.Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1973.-224 с. 34. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия / под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской: в 2 т. Т. П. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 818 с. 35. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 379 с. 36. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с. 37. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002.- 160с. 38. Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.В. Лебединского. -М,, 1981. -99 с. 39. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. -190 с. 40. Руководство по детской неврологии / под ред. В.И. Гузевой, - СПб.: Правда, 1998. - 494 с. 41. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. - М: Изд-во МГУ, 1985. -190 с. 42. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. - М.: Медицина, 1974 - 320 с. 43. Ульянова, У. В. Шестилетние дети с ЗПР / У. В. Ульянова. - М.: Педагогика, 1990. - 180 с. 44. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. ~ М.: Педагогика, 1979. - 230 с. 45. Яссман, Л, В. Основы детской психопатологии / Л. В. Яссман, В.Н. Данюков. - М.: Олимп, 1999. -256 с.
Содержание
1. Клинические закономерности дизонтогенеза ………………………...…4 1.1. Понятие дизонтогенеза.........................................................................4 1.2. Биологический и социальный факторы дизонтогений......................5 1.3. Параметры дизонтогений.................................................................. 7 1.3.1. Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза............................................ 7
2. Классификация дизонтогенеза..................................................................12 2.1. Психическое недоразвитие................................................................12 2.2. Задержанное психическое развитие................................................ 17 2.3. Поврежденное психическое развитие............................................. 19 2.4. Дефицитарное психическое развитие............................................. 22 2.4.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха................................................................................ 22 2.4.2. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы...................................... 25 2.5. Искаженное психическое развитие................................................. 30 2.6. Дисгармоническое психическое развитие...................................... 31 2.6.1. Психопатия........................................................................... 31 2.6.2. Патологическое формирование личности..........................36
Библиографический список.............................................................................. 40
В.Ф. Белых, Н.Ю. Карманова
КЛАССИФИКАЦИИ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Справочник
Редактор С.Ю.Глазунова Корректор М.А. Исакова Верстка М.Н.Бргдановой
660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89. Редакционно - издательский отдел КГПУ, т.22-12-89
Подписано в печать 01.08.06. Формат 60x84 '/16. Усл. печ. л. 3,95. Заказ № 250. Тираж 300 экз. Цена свободная
Отпечатано ИПК КГПУ, т. 23-48-60
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.013 с.) |