Патологическое формирование личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патологическое формирование личности



 

Патологическое формирование личноститакже можно отнести к типу дисгармонического развития. Этио­логией выступают неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребенка ведущую роль играет воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, тенденцию к преобладанию того или иного типа элементарных эмоций, со­ставляют ту генетическую основу высшей нервной дея­тельности, на базе которой личность формируется именно Под влиянием социальных условий. В детском возрасте ос­новным социальным фактором, формирующим личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду не­зрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в це­лом, его повышенной внушаемости неблагоприятные ус­ловия внешней среды, действующие длительно и доста­точно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но, через воздействие на вегетативную нервную систему, к стойкому изменению свойств его темперамента. В.В. Ко­валев, исходя из постепенности формирования как нор­мальной, так и аномальной личности, предлагает по отно­шению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохарактерологические формиро­вания личности». Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др. отме­чают в качестве фактора, пред располагающего к патологи­ческому формированию личности под влиянием неблаго­приятной среды, органическую церебральную недостаточ­ность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцентуацию характерологических свойств, а также дис­гармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретардации либо акселерации.

В патогенезе патологических формирований лично­сти основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляю­щих собой форму ответа на психотравмирующую ситуа­цию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патоло­гических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции от­рицательным примером.

В систематике патохарактерологического форми­рования личности(В.В. Ковалев) различаются следую­щие основные варианты: аффективно возбудимый, тормо­зимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из них свя­зан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант чаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, аг­рессия членов, семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффек­тивной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватным вызвавшему их раздражителю, повы­шенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или, наоборот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Истероидный вариант патологического развития личности, как и истерическая психопатия, чаще наблюда­ется у девочек. Он может формироваться в среде, анало­гичной вышеописанной, при аффективно возбудимом ва­рианте (в этом случае истерические реакции возникают как реакции протеста), но может возникнуть и в изнеживаю­щей обстановке, в условиях гиперопеки, когда жажда при­знания культивируется в ребенке обстановкой избалован­ности, обожания, неправомерно завышенной оценкой его внешности, способностей и т. д. и в то же время отсутстви­ем трудового воспитания. В этих случаях речь идет о вос­питании по типу «кумира семьи».

Патологическое развитие личности по типу психиче­ской неустойчивости напоминает аналогичный тип психопатии, но происхождение его чаще всего обусловлено ус­ловиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ре­бенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности, а поведение его зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивно­сти, повышенной внушаемости. По существу, патологиче­ское развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилизма — одного из компонентов задержки психического развития, описанного выше.

Тормозимый вариант патологического развития лич­ности чаще формируется в условиях такого типа гиперопе­ки, при котором авторитарность, деспотичность воспита­ния подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследст­вии - пассивным, неуверенным в своих силах.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротиче­ское формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию та­ких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при не­благоприятных средовых условиях.

К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию- особый вид аномалии эмоцио­нально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью ре­гуляции вегетативных функций. Эта аномалия может иметь конституциональный характер - «конституциональная дет­ская нервность», связанная с генетическим фактором, а мо­жет быть вызвана ранними экзогенными вредностями.

Первичная дефектность вегетативной системы обу­словливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неус­тойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям; отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возни­кают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического диском­форта в одних случаях способствуют формированию лич­ности тормозимой, малоактивной, повышенно чувстви­тельной и легко истощающейся; в других - возбудимой, в третьих - раздражительной, двигательно расторможенной. Г.Е. Сухарева выделяет два варианта невропатии: астени­ческий и возбудимый, наблюдающийся реже.

Невропатия, как и задержанное развитие, — аномалия развития, наиболее типичная для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школь­ном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в небла­гоприятных условиях воспитания, выступает основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В.В. Ковалев).

Особый вид дисгармонического развития - аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания.Если при невропатии первичный дефект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других - к ускорению (ак­селерации). Эти аномалии развития могут быть объяснены как генетическими особенностями, так и экзогенно обу­словленной органической недостаточностью нервной сис­темы. Этот тип аномалии отличается от явлений ретарда­ции и акселерации полового созревания, наблюдаемых и в рамках физиологических проявлений, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгар-моничностью физического и нервно-психического разви­тия. Так, при задержке полового развития церебрального генеза будут наблюдаться недоразвитие моторики (медли­тельность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная вну­шаемость, трусливость). Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза по наличию ряда при­знаков вегетативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. "Ускоренное по­ловое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, кото­рая наблюдается при задержке полового развития (К.С. Ле­бединская). К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также: аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармонич­ной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуальный уровень не может обеспечить соответ­ствующую неадекватным, односторонне «взрослым» уста­новкам социальную адаптацию.

По мере нормализации эндокринной формулы умень­шаются напряженность влечений и аффективная возбуди­мость. В благоприятных средовых условиях девиация по­ведения претерпевает обратное развитие. Однако при нали­чии неблагоприятного окружения эти патологические чер­ты служат предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.

 

Библиографический список

1. Аджималаев, Т.А. Системные механизмы роста и развития организма / Т.А. Аджималаев // Советская педи­атрия. - М., 1989, - Вып. 7. - С. 26-44.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/под ред. Л.С. Цветковой. -М., 2001.

3. Аксарина, Н.М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего воз­раста / Н.М. Аксарина. - М., 1974. - 52 с.

4. Бадалян, Л.С, Невропатология / Л.С. Бадалян. —"'. М.: Просвещение, 1982.-С. 182-211.

5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Ме­дицина, 1966.-С. 138-153.

6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности фор­мирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.-140 с.

7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С, Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с. :

8. Гарбузов, В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. -М.: Медицина, 1990. - 172 с.

9. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

10. Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 76 с.

11. Журба, Л.Т. Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова // Журнал неврологии и пси­хиатрии им. С.С. Корсакова. - 1976. - № 10. - С. 1451-1454.

12. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в пове­дений ребенка. / А.И. Захаров. ~ СПб.: Союз, 1997. - 222 с.

13.3еньковский, В.В. Психология детства / В.В, Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 334 с.

14. Исаев, Д.И. Психическое недоразвитие у детей / Д.И. Исаев. - Л,: Медицина, 1982. - 224 с.

15. Исаев, Д.И, Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д.И, Исаев. - СПб.: Питер, 2000. - 508 с.

16.Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 1980. -448 с.

17. Каукнайнен, А.Б. Часто болеющие дети / А.Б. Каукнайнен. -Л.: ГИ ДУВ, 1990. - 23 с.

18. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста (ру­ководство для врачей) / В.В. Ковалев. - М.; Медицина, 1979.-607с.

19. Ковалев, В.В. Психический дизонтогенез как клинико -патогенетическая проблема психиатрии детского возраста / В.В. Ковалев // Журнал неврологии и психиат­рии им. С.С. Корсакова. - 1981. -№ 10. - С. 1505-1509.

20.Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психиче­ских заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. -М.: Медицина, 1985. -286 с.

21. Кулагина, Н.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Ку­лагина. -М.: Сфера, 2001. -464с.

22. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лап­шин, Б.П. Пузанов. - М,: Просвещение, 1990. - 143 с.

23.Лебединский, В.В. Нарушения психического раз­вития у детей / В.В. Лебединский. - М., 1985. - 168 с.

24. Лудянский, Э.А. Руководство по заболеваниям нервной системы / Э.А.Лудянский. - Вологда, 1995. - 424 с.

25. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - М., 1969. - 504 с.

26.Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М,: Академия,2002.-384с.

27. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997.-303 с.

28. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в раз­витии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. -М.: Просвещение, 1992. - 94 с.

29.Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / под ред. Е.Д. Ханской. — М.: Наука, 1986.-205 с.

30. Осипенко, Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. - М.: Медицина, 1996. -289с.

31. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Про­свещение, 1965. - 343 с.

32.Отбор детей во вспомогательные школы. - М.: Просвещение, 1971. - 96 с.

33.Принципы отбора детей во вспомогательные шко­лы / под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. - М.: Просвеще­ние, 1973.-224 с.

34. Психология аномального развития ребенка: хре­стоматия / под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской: в 2 т. Т. П. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 818 с.

35. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 379 с.

36. Психодиагностика и коррекция детей с наруше­ниями и отклонениями развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.

37. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002.- 160с.

38. Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.В. Лебединского. -М,, 1981. -99 с.

39. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отста­лого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. -190 с.

40. Руководство по детской неврологии / под ред. В.И. Гузевой, - СПб.: Правда, 1998. - 494 с.

41. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. - М: Изд-во МГУ, 1985. -190 с.

42. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. - М.: Медицина, 1974 - 320 с.

43. Ульянова, У. В. Шестилетние дети с ЗПР / У. В. Уль­янова. - М.: Педагогика, 1990. - 180 с.

44. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. ~ М.: Педагогика, 1979. - 230 с.

45.Яссман, Л, В. Основы детской психопатологии / Л. В. Яссман, В.Н. Данюков. - М.: Олимп, 1999. -256 с.

 

Содержание

 

1. Клинические закономерности дизонтогенеза………………………...…4

1.1. Понятие дизонтогенеза .........................................................................4

1.2. Биологический и социальный факторы дизонтогений ......................5

1.3. Параметры дизонтогений .................................................................. 7

1.3.1. Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза ............................................ 7

 

2. Классификация дизонтогенеза..................................................................12

2.1. Психическое недоразвитие ................................................................12

2.2. Задержанное психическое развитие ................................................ 17

2.3. Поврежденное психическое развитие ............................................. 19

2.4. Дефицитарное психическое развитие ............................................. 22

2.4.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха ................................................................................ 22

2.4.2. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы ...................................... 25

2.5. Искаженное психическое развитие ................................................. 30

2.6. Дисгармоническое психическое развитие ...................................... 31

2.6.1. Психопатия ........................................................................... 31

2.6.2. Патологическое формирование личности ..........................36

 

Библиографический список .............................................................................. 40

 

В.Ф. Белых, Н.Ю. Карманова

 

КЛАССИФИКАЦИИ АНОМАЛИЙ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

Справочник

 

Редактор С.Ю.Глазунова

Корректор М.А. Исакова

Верстка М.Н.Бргдановой

 

660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.

Редакционно - издательский отдел КГПУ,

т.22-12-89

 

Подписано в печать 01.08.06. Формат 60x84 '/16.

Усл. печ. л. 3,95. Заказ № 250. Тираж 300 экз.

Цена свободная

 

Отпечатано ИПК КГПУ,

т. 23-48-60



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.014 с.)