Дисгармоноческое психическое развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисгармоноческое психическое развитие



 

Психопатия представляет собой стойкий дисгармо­нический склад психики. Ее клинико-психологическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда социальных и биологических факторов. Эта дисгар­мония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к деком­пенсации при изменении привычных условий.

Систематика психопатий и в настоящее время пред­ставляет большие трудности. Это связано с рядом факто­ров. Основными из них являются многообразие психопа­тических вариантов личности, их промежуточное положе­ние и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями. Большое значе­ние имеют социальные факторы, определяющие личност­ную структуру и не укладывающиеся в клиническую тер­минологию. Так, в классификации психопатий Е. Крепе-лина выделяются семь групп: возбудимые, безудержные, импульсивные, лгуны и фантасты, враги общества, патоло­гические спорщики. К. Шнайдер выделял гипертимных личностей, депрессивных, неуверенных в себе, фанатич­ных, ищущих признания, эмоционально-лабильных, экс­плозивных; бездушных, безвольных, астенических. Е. Кан в основу группировки положил недостаточность опреде­ленного «слоя» психики: темперамента, влечений, харак­тера - и, кроме этого, выделял «сложные и комплексные формы». Э. Кречмер предложил критерии сходства клинико-психологической картины ряда психопатии с особен­ностями личности при шизофрении, эпилепсии и маниа­кально-депрессивном психозе и на этом основании выде­лял шизоидные, циклоидные, а впоследствии и эпилепто-идные психопатии.

В классификации П.Б. Ганнушкина, использующей ряд критериев, выделены циклоиды, эпилептоиды, шизои­ды, истерические характеры, неустойчивые, антисоциаль­ные личности, конституционально глупые, параноики, ас­теники. О.В. Кербиков делит психопатии по этиологиче­скому признаку на конституциональные, органические и краевые. М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева разграничивают основные варианты психопатий по их этиологии - конституциональные и органические. Г.Е. Сухарева выделяет также группу психопатий, имеющую смешанное происхо­ждение, но объединенную общностью патогенеза - явле­ниями недоразвития эмоционально-волевой сферы («дис­гармонический инфантилизм»: неустойчивые, истериче­ские личности, псевдологи). Классификации А.Е. Личко, В.В. Ковалева построены на обобщении классификаций П.Б. Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой, О.В. Кербикова.

Этиология психопатий связывается либо с генетиче­скими, наследственными факторами (конституциональные формы психопатий), либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза (органические формы психопатий) и в ряде случаев создающими так на­зываемые фенокопии генетических пороков развития. Не­которые виды психопатий могут иметь как наследствен­ное, так и экзогенное происхождение. Г.Е. Сухарева свя­зывает патогенез психопатий с нарушенным формирова­нием корково-подкорковых связей. Подчеркивая психиче­скую дисгармонию как основное свойство психопатии, она выводит эту дисгармонию из трех вариантов нарушений формирования личности: задержанного (психопатии по типу «дисгармонического инфантилизма»), искаженного (конституциональные психопатии) и поврежденного (ор­ганические психопатии).

Несмотря на разнообразие классификаций, сложно­сти вопросов патогенеза, клинико-психологическая струк­тура отдельных вариантов психопатий разными авторами описывается достаточно сходно. Это касается и описаний психопатий в детском возрасте.

Ядерную группу составляют так называемые кон­ституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоид­ные, эпилептоидные, циклоидные, психастениические и в значительной части истерические психопатии.

Ребенку с шизоидной психопатией присущи черты аутизма: одиночество и мир фантазий он предпочитает обществу сверстников. Его эмоциональная сфера характе­ризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувст­вительности и ранимости б отношении собственных пере­живаний и интересов с парадоксальным для детского воз­раста отсутствием непосредственности, жизнерадостности, определенной внешней сухостью по отношению к родным и другим окружающим. Своеобразная асинхрония психи­ческого развития характерна для этих детей с раннего дет­ства. Развитие речи обгоняет развитие моторики. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, отказы­ваются принимать участие в подвижных играх. Непосред­ственному общению в игре они предпочитают беседы со взрослыми. В начальных классах школы они испытывают трудности при овладении моторными навыками письма. Несмотря на высокий интеллект, они нередко являются предметом насмешек сверстников из-за неконтактное, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации. Таким образом, в проявлениях ши­зоидной психопатии имеется значительное сходство с лег­кими формами синдрома раннего детского аутизма, в том числе шизофренического генеза.

Для многих детей с шизоидной психопатией харак­терны раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, природе. В школе их часто привлекают математика, физика, другие точные науки. Нередка склон­ность к коллекционированию. Часто обращает на себя внимание хорошая речь. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают интереса. Продуктивность в занятиях может страдать от рассеянности, связанной с сосредоточенностью на внутреннем мире. Внешняя эмоциональная сухость, вя­лость, отсутствие детской жизнерадостности часто соче­таются с внутренней сензитивностью и ранимостью, тон-кой чувствительностью, По мнению Л.С. Выготского и М.С. Певзнер, аутистические установки шизоидов не обу­словливают полного отрыва от окружающих, как это ха­рактерно для шизофрении, а порождают замещающие формы общения и деятельности: вместо контактов с деть­ми - общение со взрослыми, вместо игры - ранняя фикса­ция на интеллектуальной деятельности.

Циклоидный тип психопатии, при котором имеется склонность к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивного до повышенного ма­ниакального, в детском возрасте диагностируется редко. Несколько чаще речь идет о гипертимном варианте, при котором имеется преобладание повышенного фона на­строения со склонностью к шуткам, озорству, чрезмерной общительности. В коллективе сверстников эти дети труд­ны из-за своей неугомонности, гиперактивности, невынос­ливости ограничений (А.Е. Личко).

Психастенические личности, склонные к тревожно­сти, мнительности, диагностируются и в детском возрасте. Уже в 3-4 года у этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко воз­никающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школь­ном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасе­ния, патологическая нерешительность. Ближе к подростко­вому возрасту мнительность принимает нередко характер ипохондричности, навязчивые страхи часто «обрастают» защитными ритуалами. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и незнакомым, возникает педантичная склонность к порядку, неизменно­му режиму, любое нарушение которого вызывает состоя­ние тревоги.

Истерическая психопатия не всегда имеет конститу­циональный характер, в части случаев она может быть

обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, неред­ко обменно-трофического характера, перенесенными в раннем детстве. В отличие от вышеперечисленных шизо­идной, эпилептоидной, психастенической психопатий, час­то встречаемых у лиц мужского пола, истерическая психо­патия наиболее часто наблюдается у женщин и, соответст­венно, у девочек.

Психопатии типа неустойчивых также представляют собой вариант дисгармонического инфантилизма. Такие дети отличаются незрелостью интересов, поверхностно­стью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступков, действиями по первому побуждению. Малая продуктивность в занятиях при хорошем интеллекте связа­на с неспособностью к длительной целенаправленной дея­тельности. Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является частой причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяжничеству. Безответст­венность, информированность моральных запретов обу­словливают выход из затруднительных ситуаций посред­ством обманов, вымыслов. Будучи повышенно внушаемы, эти дети легко усваивают социально отрицательные формы поведения. В подростковом возрасте они нередко попада­ют в асоциальные группы, где, как правило, играют под­чиненную роль.

Психопатия типа неустойчивых может быть как кон­ституционального генеза, так и возникать под влиянием ранних, чаще первых лет жизни, вредностей. В первом случае ее проявления будут частично сходны с чертами конституционального инфантилизма, однако будут отли­чаться от него наличием более выраженной психической дисгармонии: частой аффективной возбудимостью, склон­ностью к расторможению влечений.

Органические психопатии связаны с ранним пора­жением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Среди органических психопатий наиболее часто встречается возбудимый (эксплозивный) тип. Он чаще на­блюдается у мальчиков. Его клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2-3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, аг­рессией, упрямством, негативизмом. Тяжелые аффектив­ные разряды чаще имеют астенический исход с расслаб­ленностью, вялостью, слезами. Эти дети представляют значительные трудности в коллективе: они бьют сверстни­ков и младших, дерзят взрослым. При органической пси­хопатии по возбудимому типу наблюдаются и немотиви­рованные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшее замечание у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. В подростковом возрасте сложившаяся стойкая конфликтная ситуация в школе способствует «выталкиванию» такого подростка в асоциальное внешкольное окружение, делает его угрожае­мым в отношении правонарушений.

Для органической психопатии по бестормозному типу (Г.Е. Сухарева) характерны повышенный, эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, некритичность при достаточно со­хранном интеллекте. Любое внешнее впечатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень короткую. В школьном возрасте бестормозность часто способствует формированию патологии влечений, импульсивным сексу­альным эксцессам, склонности к бродяжничеству и т. д. М.С. Певзнер описал такой тип психопатии после перене­сенного в раннем возрасте эпидемического энцефалита.

В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в фор­мировании различных типов психопатий. Несмотря на биологически обусловленные предпосылки темперамента, становление психопатии реализуется в соответствующих неблагоприятных средовых условиях, способствующих ее формированию. По мнению Г.Е. Сухаревой, «врожденной или рано приобретенной недостаточностью определяются лишь основные структурные особенности данной дисгар­монической личности, только тенденция к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этой тенденции зависит от социальной среды и воспитания». Роль небла­гоприятного средового фактора особенно очевидна в де­компенсации состояния у так называемых акцентуирован­ных личностей, представляющих собой варианты, погра­ничные между нормой и психопатией. И наоборот, благо­приятные средовые условия способствуют сглаживанию патологических черт характера, компенсации психопатии.

Помимо социальных факторов большая роль в де­компенсации психопатии принадлежит биологическому фактору: соматическому неблагополучию, кризисным воз­растным периодам, характеризующимся эндокринно-вегетативньм дисбалансом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.008 с.)