Организация первичного приема населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация первичного приема населения



Первичный прием проводится в строго установленные часы, удобные для населения, по предварительной записи. Возможен как утренний, так и вечерний прием (в определенный рабочий день или один час каждого рабочего дня). При временном изменении расписания работы логопеда информация об этом должна быть помещена на видном для населения месте.

При работе логопеда на 0,5 ставки все занятия и первичный прием проводятся во второй половине дня, при этом на первичный прием выделяется 2—3 ч.

Первичный прием логопеда направлен на обследование речи детей и решение вопроса о времени и форме логопедической помощи. На первичный прием к логопеду дети направляются педиатрами, психиатрами, отоларингологами, а также воспитателями детских садов и учителями школ.

Логопед во время приема обязан:

— выяснить цель прихода к логопеду (жалобы на речь, осмотр по диспансеризации, обследование для устройства в детское дошкольное учреждение и др.);

— собрать краткие анамнестические сведения о раннем развитии ребенка;

— провести обследование речи ребенка;

— сделать запись в амбулаторной карте;

— при необходимости дать нужную консультацию;

— определить вид логопедической помощи, если ребенок в ней нуждается.

Организация диспансеризации (профприема)

Логопед входит в число специалистов, принимающих согласно приказам Департамента участие в целевой диспансеризации детского населения. Это означает, что каждый ребенок, проживающий на территории, подведомственной данной поликлиники, должен быть неоднократно обследован логопедом. Такие осмотры проходят дети в возрасте 4 и 5 лет поголовно и школьники выборочно, по направлению школьных учителей. В 6 лет дети обследуются при оформлении специальной медицинской формы для поступления в школу.

Для полной диспансеризации детского населения логопед поликлиники обходит детские сады своего микрорайона, обследуя речь всех детей в средних, старших и подготовительных к школе группах, а также выборочно, по представлению воспитателей младших групп.

Информацию об обследовании речи детей логопед должен внести в медкарты и журнал диспансеризации. Запись в журнале должна быть заверена подписью представителя детского сада (медсестры или заведующего).

О выявленных дефектах речи логопед обязан ознакомить воспитателей и поставить в известность родителей. Каждый ребенок приглашается в поликлинику для более подробного обследования и получения логопедической помощи. С этой целью логопед вывешивает на информационный стенд для родителей списки детей с нарушенной речью, либо оставляет талоны на прием в поликлинике с указанием времени работы логопеда.

При проведении целевой диспансеризации детского населения логопед поликлиники должен посетить все детские сады своего микрорайона, включая специализированные, логопедические и массовые с логопедическими группами.

В конце каждого месяца он должен представить администрации поликлиники план выходов для профосмотров в детские сады в следующем месяце с точным указанием номера детского сада, даты и времени его посещения.

Диспансеризация детей, не посещающих детские учреждения, проводится логопедом в поликлинике в часы первичного приема, по направлению педиатра.

Организация занятий с детьми

Логопед обязан оказать помощь каждому ребенку, нуждающемуся в ней, независимо от тяжести дефекта, в возрасте от рождения до перевода во взрослую поликлинику. Недопустимы случаи отказа в помощи при первичном обращении. Вид помощи, учреждение, оптимально подходящее в каждом конкретном случае, определяются логопедом.

Ребенок с выявленной речевой патологией может быть зачислен на занятия в поликлинике, которые проводятся систематически (от 1 до 3 раз в неделю) или консультативно. Частота консультативных занятий определяется логопедом. На систематические занятия зачисляются дети с различными видами речевой патологии (дислалия, дизартрия, задержка речевого развития, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия).

На консультативную форму занятий зачисляются, как правило, дети в возрасте до 3 лет или дети, направляемые логопедом на комиссию в логопедические детские сады, если до поступления туда остается более 3—4 мес.

На консультативном занятии логопед объясняет родителям состояние речи ребенка в данный момент, ставит ближайшую задачу и показывает приемы ее выполнения. При необходимости выдается раздаточный материал (памятки, описания логопедических приемов, упражнений, текстовой материал для заучивания и т.д.). В процессе занятий ребенок может переводиться с одной формы занятия на другую.

Наличие очереди на занятия к логопеду в поликлинике должно быть исключено.

Для оказания логопедической помощи ребенок может быть направлен в соответствующее детское учреждение на медико-педагогическую комиссию по комплектованию специализированных детских садов и логопедических групп, на консультацию в другие лечебно-профилактические учреждения. Для более детальной диагностики нарушения и поиска оптимального вида помощи следует использовать консультативную помощь других специалистов поликлиники (отоларинголога, невролога, психиатра, психолога).

Не рекомендуется зачислять на занятия к логопеду в поликлинике детей со сниженным слухом, значительными недостатками зрения и недоразвитием познавательной деятельности. Для таких детей в Москве имеются специализированные учреждения, в которых работают подготовленные специалисты.

Вся работа в поликлинике проводится в присутствии родителей. Задача логопеда — не только обучить ребенка тем или иным речевым навыкам, но и привлечь родителей к этому процессу, заинтересовать их состоянием ребенка, заставить более внимательно присмотреться к его особенностям, сделать из них хороших помощников в своей работе. Особенно ценно, когда те или иные приемы логопедической работы проводятся родителями (например, приемы постановки звуков).

Документация

Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам. Все журналы должны заполняться аккуратно, разборчивым почерком, каждая запись должна быть пронумерована и содержать необходимую информацию. Недопустимы сокращения, мешающие пониманию записи.

1. Амбулаторная карта больного

На каждого ребенка в поликлинике заводится амбулаторная карта установленного образца. Явившись на первичный прием к логопеду, родитель должен иметь при себе эту карту. Логопед, проведя обследование речи ребенка, ставит свой штамп и делает запись, содержащую:

— дату приема;

— краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка;

— краткое описание понимания обращенной речи;

— краткое описание собственной речи;

— речевой диагноз (записывается полностью, без сокращений);

— рекомендации по занятиям.

Если ребенок зачислен на систематические занятия в поликлинике, делается соответствующая отметка в амбулаторной карте на первом занятии и периодически в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности.

2. Журнал первичного приема

Журнал ведется в течение календарного года и по окончании сохраняется в течение 3 лет. Он служит основанием для составления годового отчета, представляемого в администрацию поликлиники и организационно-методический отдел. Журнал включает:

— порядковый номер;

— фамилию и имя пациента;

— номер медицинского полиса;

— дату рождения;

— адрес;

— речевой диагноз;

— рекомендации.

3. Журнал диспансеризации в детских садах

Журнал содержит следующие данные:

— номер детского сада;

— дата посещения;

— список осмотренных детей;

— адреса и телефоны детей с выявленной речевой патологией;

— предварительные речевые диагнозы;

— подпись представителя детского сада.

4. Индивидуальные речевые карты

На каждого ребенка, принятого на систематические или консультативные занятия в поликлинике, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца, которая должна содержать следующие записи:

— фамилия и имя ребенка;

— домашний адрес и телефон;

— подробное описание речи при первичном осмотре: понимание обращенной речи, состояние экспрессивной речи, состояние артикуляционного аппарата;

— речевой диагноз;

— план работы с ребенком;

— систематические текущие записи о проделанной работе и ее эффективности.

Частота текущих записей зависит от уровня продвижения ребенка в занятиях. При консультативной форме работы на каждом занятии делается:

— заключительная запись о состоянии речи по окончании курса занятий;

— оценка эффективности работы и дальнейшие рекомендации.

По окончании работы индивидуальную карту ребенка следует сохранять не менее 2 лет.

5. Журнал учета логопедических занятий

В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся:

— расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия;

— дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка.

6. Ежегодный отчет о проделанной работе

Отчет подается в администрацию поликлиники и организационно-методический отдел по детской логопедии. Экземпляр, подаваемый в оргметодотдел, должен быть подписан главным врачом поликлиники и логопедом. Схема отчета приведена ниже.

А. Номер поликлиники, округ.

Б. Штаты:

— количество должностей по штату;

— занято;

— физических лиц.

В. Образование:

— высшее специальное;

— высшее неспециальное.

Г. Стаж работы логопеда:

— от 0 до 5 лет;

— от 5 до 10 лет;

— от 10 до 20 лет;

— свыше 20 лет.

Д. Категория:

— вторая;

— первая;

— высшая.

Е. Осмотрены при диспансеризации дети в возрасте:

— 2 года;

— 3 года;

— 4 года;

— 5 лет;

— 6 лет;

— прочие;

— всего;

— выявлено патологий.

Ж. Осмотрено на приеме в поликлинике:

— без патологии;

— с физиологическими нарушениями;

— задержкой речевого развития (общим недоразвитием речи);

— дизартрией;

— дислалией;

— заиканием;

— прочие;

— всего осмотрено.

3. Направлены:

— на занятия в поликлинике;

— в логопедические детские сады и группы;

— специализированные учреждения (санатории, Центры восстановительного лечения);

— речевые школы;

— другие лечебно-профилактические учреждения.

И. Эффективность логопедических занятий:

— выписан с выздоровлением и значительным улучшением;

— выписан с улучшением;

— выписан без улучшений.

Рекомендации по обследованию речи детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.02 с.)