Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотека журнала «логопед»

Поиск

БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»

Т.П. Работникова

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОЙ

ПОЛИКЛИНИКЕ

Творческий — Центр

Москва 2008

Сборник включает все необходимые материалы для практической деятельности логопеда в детской поликлинике: нормативные акты и положения, разработанные оргметодотделом по детской логопедии Департамента здравоохранения Москвы; регламентирующие деятельность логопеда детской поликлиники; методические рекомендации по обследованию речи детей и планированию логопедической работы, основанные на трудах Т.П. Бессоновой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой; опыт работы логопедов детских поликлиник Москвы.

Сборник предназначен для логопедов, работающих в детских поликлиниках.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................................... 5

О совершенствовании организационно-методической работы

в системе Департамента здравоохранения города Москвы............................................. 7

Положение об организационно-методическом отделе (кабинете)

Департамента здравоохранения города Москвы............................................................. 7

Положение о старшем внештатном логопеде окружного

управления здравоохранения города Москвы............................................................... 11

Методические рекомендации по работе логопеда в условиях

детской поликлиники (положение о логопеде)................................................................. 14

Рекомендации по обследованию речи детей..................................................................... 25

Во время диспансеризации и на первичном приеме..................................................... 25

При нарушениях ритма и темпа речи............................................................................... 28

При дефектах артикуляционного аппарата..................................................................... 29

При нарушениях чтения и письма..................................................................................... 30

Содержание логопедической работы с детьми, страдающими

различными видами речевой патологии............................................................................. 33

Обследование слуха детей..................................................................................................... 38

Памятки и тесты-опросники для родителей....................................................................... 42

Основные этапы формирования речи детей от 0 до 3 лет............................................ 42

Анализ причин задержки раннего речевого развития у детей до 3 лет.................... 47

Тесты-опросники для родителей....................................................................................... 49

Для родителей детей от 1 года до 2 лет........................................................................... 50

Для родителей детей от 2 до 3 лет.................................................................................... 51

Памятка для родителей детей в возрасте от 1 года до 3 лет....................................... 53

Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и

оборудования для детей в возрасте до 3 лет.................................................................. 54

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием............................................... 57

Как помочь заикающемуся ребенку................................................................................. 60

Нормативные документы........................................................................................................ 63

О порядке определения ставок заработной платы и должностных

окладов педагогических работников учреждений здравоохранения....................... 63

О специализированной помощи больным при нарушениях речи и

других высших психических функций............................................................................. 63

О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения........................................................................................... 66

О должностях логопедов для оказания населению амбулаторной

логопедической помощи..................................................................................................... 66

Об утверждении инструкций по проведению профилактических

осмотров детей дошкольного и школьного возраста

на основе медико-экономических нормативов.............................................................. 67

О внесении дополнений в приказ Комитета здравоохранения города Москвы

от 14 мая 2001 г. № 197 «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников средних медицинских (фармацевтического) учебных заведений Комитета здравоохранения Москвы».................................................................................................................................. 68

Положение о порядке аттестации педагогических, руководящих работников средних образовательных учреждений и логопедов лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы...................................................................................... 70

 

Введение

Нарушения речи — одна из самых распространенных форм патологии у детей. Речевой патологией страдают до 30% дошкольников. Между тем только правильная речь с нормальным звукопроизношением позволяет ребенку успешно обучаться в школе. Организация специализированной помощи детям с нарушениями речи и других психических функций, внедрение комплексной системы лечения и реабилитации — важнейшие задачи здравоохранения.

Первым звеном логопедической помощи служат логопункты в детских поликлиниках. В настоящее время в Москве в более чем 160 детских поликлиниках работают около 180 специалистов, имеющих высшее специальное образование, достаточный опыт работы. Большинство из них аттестованы на квалификационные категории.

«Положение о работе логопедических кабинетов при детских поликлиниках и детских отделениях общих поликлиник» было утверждено заместителем народного комиссара здравоохранения СССР М. Казанцевой 26 декабря 1940 г. В Положении указывается об организации для детей-логопатов «специальных логопедических кабинетов при детских поликлиниках, где с детьми ведутся специальные занятия по исправлению речевых нарушений», приводятся рекомендации по регламентации обязанностей поликлинического логопеда, организации первичного приема и занятий, а также разъяснительная работа среди родителей и педагогического персонала детских садов и школ, которые обслуживаются поликлиникой.

В каждой детской поликлинике Москвы имеется логопедический кабинет, где специалист ведет прием населения, оказывает консультативную помощь родителям, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, диспансеризацию детского населения, принимает участие в комплектовании специализированных детских садов, школ, направляет детей на лечение в специализированные стационары, санатории и Центры восстановительного лечения.

Логопедической службой Департамента здравоохранения, в том числе детскими поликлиниками, руководит Организационно-методический отдел по детской логопедии и его главный специалист.

В настоящий сборник включены приказы и распоряжения Министерства здравоохранения и образования РФ, Департамента здравоохранения города Москвы, а также положения, рекомендуемые оргметодотделом Департамента здравоохранения города Москвы и регламентирующие работу логопеда детской поликлиники. Исполнение всеми специалистами нижеприведенных инструкций позволяет организовать работу логопедической поликлинической службы наиболее рационально, с максимальной пользой для обслуживаемого населения.

Работа логопеда в условиях детской поликлиники разнообразна и достаточно сложна. Мы постарались сделать эту книгу помощником и для тех, кто только начинает свою работу в качестве логопеда системы здравоохранения, и для опытных работников. Надеемся, что советы, содержащиеся в ней, помогут вам в повседневном труде, усовершенствовании ваших профессиональных навыков, создании оптимальных, доброжелательных отношений с коллегами и администрацией, что приведет к повышению эффективности вашего труда. В конечном итоге все мы трудимся для того, чтобы дети, приходящие в наши кабинеты, получили высокопрофессиональную помощь и доброе, неравнодушное отношение к ним.

О совершенствовании организационно-методической работы в системе Департамента здравоохранения города Москвы

Приказ Департамента здравоохранения города

Москвы от 25 июня 2003 г. № 397 (извлечение)

Приложение 1

Положение об организационно-методическом отделе (кабинете) Департамента здравоохранения города Москвы

Общие положения

1.1. Организационно-методический отдел Департамента здравоохранения города Москвы (в дальнейшем — ОМО) создается для координации деятельности лечебно-профилактических учреждений городского подчинения под руководством соответствующего управления Департамента здравоохранения города Москвы (в дальнейшем — Департамента) и главного специалиста Департамента. ОМО является методическим центром, участвующим в разработке организационных, методических, правовых и иных аспектов деятельности лечебно-профилактических учреждений, направленных на совершенствование профилактических мер, лечебно-диагностического процесса и контроля за их качеством.

1.2. ОМО подчиняется непосредственно Департаменту и работает под методическим руководством главного специалиста по профилю.

1.3. В своей непосредственной деятельности сотрудники ОМО руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами министерств и ведомств, Правительства города Москвы, приказами, распоряжениями и решениями коллегий Департамента, настоящим Положением.

1.4. ОМО планирует и организует свою работу в соответствии с планами работы соответствующего управления Департамента здравоохранения и главного специалиста по профилю.

Основные задачи ОМО

В целях обеспечения единой организации и методологии оказания медицинской помощи населению города Москвы ниже перечислены основные задачи ОМО под руководством соответствующего управления Департамента и главного специалиста по профилю.

3.1. Изучает вопросы организации работы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), анализирует и обобщает итоги их деятельности, вносит предложения по совершенствованию организации и повышению эффективности деятельности ЛПУ.

3.2. Осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью ЛПУ, в том числе путем организации и проведения проверок стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, имеющих лицензию Департамента.

3.3. Участвует в определении обеспеченности населения профильными видами медицинской помощи, вносит рекомендации по их развитию и совершенствованию.

3.4. Предлагает для внедрения в практику деятельности поликлиник и больниц города новые медицинские технологии и разработки ведущих ЛПУ, кафедр учебных и научно-исследовательских учреждений.

Функции ОМО

Для реализации основных направлений деятельности ОМО осуществляет следующие функции:

4.1. Составляет и утверждает планы своей деятельности с учетом планов работы соответствующих управлений Департамента и главных специалистов и участвует в разработке годовых, перспективных планов и комплексных программ Департамента по своему профилю.

4.2. Обеспечивает выполнение заданий по подготовке материалов для приказов, распоряжений, инструкций Департамента, составлению методических рекомендаций, справок, аналитических таблиц и графиков.

4.3. Оказывает практическую помощь поликлиникам и стационарам по основным направлениям их деятельности с целью изучения, обобщения и анализа их функций.

4.4. Анализирует годовые статистические отчеты поликлиник и больниц и составляет сводный годовой отчет, выдает заключения о деятельности отдельных ЛПУ.

4.5. По материалам плановых и внеплановых проверок лечебно-профилактических учреждений и данным статистических отчетов изучает и обобщает вопросы:

— планирования и управления их деятельностью;

— организации работы лечебных и диагностических отделений;

— полной и качественной отработки отчетно-учетной документации;

— использования и расстановки кадров, повышения квалификации персонала.

4.6. Под руководством и по поручению главных специалистов Департамента:

— составляет обзоры по отдельным видам специализированной и амбулаторно-поликлинической помощи;

— разрабатывает предложения по устранению недостатков, повышению качества медицинской помощи и улучшению культуры содержания поликлиник и кабинетов;

— принимает участие в организации и проведении совещаний и научно-практических конференций.

4.7. Участвует в организации контроля исполнения в лечебных учреждениях города законодательных актов Российской Федерации, Правительства Москвы, приказов и распоряжений министерств и ведомств, решений коллегии Департамента, а также инструктивно-методических указаний и информационных писем.

4.8. Принимает участие в организации и работе комиссий, создаваемых распоряжениями Департамента по проверке деятельности городских больниц и поликлиник с последующим оформлением документов.

4.9. Осуществляет методическую помощь организационно-методическим кабинетам окружных управлений здравоохранения по вопросам организации стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи больным и преемственности в работе поликлиник и больниц.

4.10. Участвует в проведении ведомственного контроля качества и эффективности амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи по заданиям Департамента.

4.11. Участвует в работе аттестационной комиссии Департамента по подтверждению или присвоению квалификационных категорий врачам и другому персоналу.

4.12. Принимает участие в подготовке материалов для коллегии Департамента и участвует в работе коллегии.

Права ОМО

По отношению к ЛПУ городского подчинения, в том числе в штате которого он находится, ОМО является контролирующим органом и при выполнении своих функций имеет право:

5.1. Вести переписку и запрашивать необходимую информацию из управлений здравоохранения административных округов, медицинских учреждений городского и окружного подчинения и медицинских предприятий по вопросам, входящим в компетенцию ОМО.

5.2. Привлекать к работе для решения поставленных задач отдельных специалистов различного профиля и другие ОМО.

5.3. Вносить предложение по вопросам текущей и перспективной деятельности.

5.4. Участвовать в коллегиях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых Департаментом по вопросам организации медицинской помощи населению.

5.5. Вносить совместно с главными специалистами Департамента предложения по совершенствованию программ подготовки и повышения квалификации врачей и другого персонала.

Заместитель руководителя Департамента

здравоохранения И.А. Лешкевич

Решение коллегии

Общая часть

1.1. На должность старшего логопеда округа назначается логопед детской поликлиники, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы в поликлинике не менее 5 лет, обладающий опытом и знаниями организаторской и методической работы.

1.2. Старший логопед округа назначается на должность и увольняется приказом руководителя управления по согласованию с главным детским логопедом Департамента здравоохранения города Москвы и главным врачом поликлиники, в которой работает назначаемый на должность логопед.

1.3. В своей работе старший логопед округа руководствуется действующим законодательством, приказами, инструкциями, распоряжениями Минсоцразвития РФ, Департамента здравоохранения города Москвы, управления здравоохранения округа, методическими указаниями оргметодотдела по детской логопедии и главного специалиста по детской логопедии.

Расписание работы логопеда

Расписание работы логопеда утверждается главным врачом поликлиники из расчета 18 рабочих часов в неделю при пятидневной рабочей неделе на одну ставку.

На первичный прием выделяется 4 ч в неделю, на систематические и консультативные занятия с детьми 10 ч, на профосмотры 4 ч. Сроки проведения диспансеризации устанавливаются по согласованию с администрацией поликлиники. По завершении диспансеризации в детских садах освободившиеся 4 ч по согласованию с администрацией отводятся для первичного приема, профприема в поликлинике или занятия с детьми.

Документация

Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам. Все журналы должны заполняться аккуратно, разборчивым почерком, каждая запись должна быть пронумерована и содержать необходимую информацию. Недопустимы сокращения, мешающие пониманию записи.

1. Амбулаторная карта больного

На каждого ребенка в поликлинике заводится амбулаторная карта установленного образца. Явившись на первичный прием к логопеду, родитель должен иметь при себе эту карту. Логопед, проведя обследование речи ребенка, ставит свой штамп и делает запись, содержащую:

— дату приема;

— краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка;

— краткое описание понимания обращенной речи;

— краткое описание собственной речи;

— речевой диагноз (записывается полностью, без сокращений);

— рекомендации по занятиям.

Если ребенок зачислен на систематические занятия в поликлинике, делается соответствующая отметка в амбулаторной карте на первом занятии и периодически в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности.

2. Журнал первичного приема

Журнал ведется в течение календарного года и по окончании сохраняется в течение 3 лет. Он служит основанием для составления годового отчета, представляемого в администрацию поликлиники и организационно-методический отдел. Журнал включает:

— порядковый номер;

— фамилию и имя пациента;

— номер медицинского полиса;

— дату рождения;

— адрес;

— речевой диагноз;

— рекомендации.

3. Журнал диспансеризации в детских садах

Журнал содержит следующие данные:

— номер детского сада;

— дата посещения;

— список осмотренных детей;

— адреса и телефоны детей с выявленной речевой патологией;

— предварительные речевые диагнозы;

— подпись представителя детского сада.

4. Индивидуальные речевые карты

На каждого ребенка, принятого на систематические или консультативные занятия в поликлинике, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца, которая должна содержать следующие записи:

— фамилия и имя ребенка;

— домашний адрес и телефон;

— подробное описание речи при первичном осмотре: понимание обращенной речи, состояние экспрессивной речи, состояние артикуляционного аппарата;

— речевой диагноз;

— план работы с ребенком;

— систематические текущие записи о проделанной работе и ее эффективности.

Частота текущих записей зависит от уровня продвижения ребенка в занятиях. При консультативной форме работы на каждом занятии делается:

— заключительная запись о состоянии речи по окончании курса занятий;

— оценка эффективности работы и дальнейшие рекомендации.

По окончании работы индивидуальную карту ребенка следует сохранять не менее 2 лет.

5. Журнал учета логопедических занятий

В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся:

— расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия;

— дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка.

6. Ежегодный отчет о проделанной работе

Отчет подается в администрацию поликлиники и организационно-методический отдел по детской логопедии. Экземпляр, подаваемый в оргметодотдел, должен быть подписан главным врачом поликлиники и логопедом. Схема отчета приведена ниже.

А. Номер поликлиники, округ.

Б. Штаты:

— количество должностей по штату;

— занято;

— физических лиц.

В. Образование:

— высшее специальное;

— высшее неспециальное.

Г. Стаж работы логопеда:

— от 0 до 5 лет;

— от 5 до 10 лет;

— от 10 до 20 лет;

— свыше 20 лет.

Д. Категория:

— вторая;

— первая;

— высшая.

Е. Осмотрены при диспансеризации дети в возрасте:

— 2 года;

— 3 года;

— 4 года;

— 5 лет;

— 6 лет;

— прочие;

— всего;

— выявлено патологий.

Ж. Осмотрено на приеме в поликлинике:

— без патологии;

— с физиологическими нарушениями;

— задержкой речевого развития (общим недоразвитием речи);

— дизартрией;

— дислалией;

— заиканием;

— прочие;

— всего осмотрено.

3. Направлены:

— на занятия в поликлинике;

— в логопедические детские сады и группы;

— специализированные учреждения (санатории, Центры восстановительного лечения);

— речевые школы;

— другие лечебно-профилактические учреждения.

И. Эффективность логопедических занятий:

— выписан с выздоровлением и значительным улучшением;

— выписан с улучшением;

— выписан без улучшений.

Рекомендации по обследованию речи детей

Понимание вопросных форм

Используя картинки с действиями, выявить понимание простейших вопросов (кто это? или что делает?) и вопросные формы косвенных падежей (кого? кому? что? кем или чем? о чем?).

Понимание предлогов

Для определения умения пользоваться предлогами в собственной речи задается вопрос, где лежит тот или иной предмет. Используя картинки либо имеющиеся под рукой предметы, логопед дает задание: «Положи карандаши на тетрадь, в тетрадь, под тетрадь, около тетради». Для определения понимания предлогов используется просьба: «Покажи карандаш, который лежит на книге, под книгой, перед книгой».


Состояние словарного запаса

Для исследования состояния импрессивного словарного запаса неговорящим детям предлагается набор картинок из различных логико-тематических групп, а также с изображением действий. По просьбе логопеда ребенок должен указать на названную логопедом картинку.

Говорящие дети, используя те же картинки, должны назвать изображенные на них предметы или действия.

Задачи логопеда: выявить уровень словарного запаса (лепетный, обиходный, бытовой, соответствующий возрастным требованиям); исследовать словарный запас по составу (по частям речи); определить, владеет ли ребенок словами-обобщениями.

5. Состояние слоговой структуры слова в экспрессивной речи Используются картинки, на которых изображены предметы, обозначаемые словами с разной слоговой структурой. При выявленных нарушениях следует определить, к какому типу они относятся (сокращения, перестановки, упрощения, замена).

6. Состояние грамматического оформления речи Предлагаются картинки с действиями, для описания которых необходимо использовать существительные в разных падежах, глаголы разных видов, прилагательные в сочетании с существительными разных родов и чисел.

Обследование слуха детей

Обследование слуха детей второго-третьего года жизни, подлежащих первичной диспансеризации у логопеда, представляет собой определенную трудность. Его результаты могут считаться лишь приблизительными и, в случаях, когда состояние слуха при логопедическом обследовании вызывает сомнения у логопеда, ребенок должен быть направлен к отоларингологу с диагнозом «снижение слуха —?».

При нормальном развитии годовалый ребенок начинает говорить. К 12—14 мес. он в активной речи использует около 10 слов. Эти слова могут быть полными, лепетными или представлять собой звукоподражания. К 2 годам расширяется словарный запас ребенка, появляются первые фразы или словосочетания. К 3 годам продолжают развиваться словарный запас, грамматический строй языка, появляется фразовая речь.

Если у ребенка отмечается отставание в раннем развитии речи, необходимо при первичном обследовании обратить внимание на его слух и провести простейшее исследование.

Нормальной реакцией на звук в этом возрасте могут быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение слова). Так и взрослый, ребенок в этом возрасте способен услышать шепотную речь на расстоянии б м.

В проверке участвуют логопед и мать. Но здесь особенно важно войти с ребенком в контакт, так как в раннем возрасте он пристрастно относится к посторонним людям, а отсутствие контакта может сделать обследование затрудненным, а иногда невозможным.

В качестве источника звука используются шарманка, дудка, барабан, негромкий голос и шепот при произнесении звукоподражаний, имени ребенка и звукосочетаний типа «кшш», непривычных для ребенка.

В ходе обследования регистрируются безусловно-ориентировочные реакции ребенка на звуковые сигналы: поворот головы или глаз в сторону источника звука. Если же он не реагирует на стимулы, проявляет негативные реакции к процедуре обследования, то методику следует изменить.

Логопед совместно с матерью демонстрирует ребенку, как под звучание шарманки «танцует» кукла, как она «прячется», если шарманка замолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки.

Аналогичную игру проводят с дудкой, по звучанию которой «едет» машина, и с барабаном, под негромкий стук которого «прыгает» зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. За спиной ребенка на расстоянии 6 м заводят шарманку. Если ребенок повернется на звук, ему демонстрируется соответствующая игрушка.

Организуя совместное с ребенком манипулирование с игрушкой, например с собачкой, птичкой, мать произносит соответствующее звукоподражание (ав-ав, пи-пи). После этого предлагают малышу послушать, кто его позовет. Логопед за спиной ребенка, с расстояния 6 м шепотом произносит звукоподражание, и после того, как малыш обернется, ему демонстрируют соответствующую игрушку.

Усадив ребенка за детский столик, организуют манипулирование с игрушками. Важно, чтобы его внимание не было полностью поглощено. Логопед за спиной ребенка с расстояния 6 м шепотом зовет его по имени. Если реакции нет, расстояние уменьшается. Если реакции на шепот так и не возникло, обследование проводится негромким голосом. Независимо от того, получена ли реакция ребенка на свое имя, произнесенное шепотом, ему таким же образом предъявляются звукоподражания.

В результате обследования у ребенка должна быть получена реакция на шепот с расстояния б м. Если же в ходе обследования он не прореагировал ни на один из стимулов, процедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых малыша следует готовить. Для этого дома мать использует все вышеприведенные задания, а затем в условиях поликлиники проводится повторный эксперимент. Если отмечается реакция только на один из стимулов, это свидетельствует о снижении слуха, и ребенок должен быть направлен логопедом к отоларингологу для специального аудиологического исследования.

Методика логопедического обследования слуха детей дошкольного и школьного возраста зависит от того, владеют ли они речью или нет.

Для обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал, состоящий из хорошо известных им слов, отвечающих определенным акустическим параметрам. Так, для обследования слуха русскоязычных детей целесообразно использовать список, составленный Л.В. Нейманом, включающий равное количество высокочастотных и низкочастотных слов. В список включены 30 слов, хорошо знакомых детям 5—6 лет:

— зайчик, Вова, дом, часы, море, чашка, бык, чайка, урок, чай;

— Саша, окно, час, ворон, шишка, дым, часы, волк, птичка, ухо;

— щи, чайка, ухо, гром, часы, урок, Вова, чижик, сеть, мыло;

— часы, дом, море, Саша, рыба, ворон, окно, чашка, час, кисть;

— рыба, спичка, бык, ухо, шашка, волк, сеть, часы, чижик, урок;

— дым, часы, чашка, шишка, кисть, спичка, мыло, окно, гром, рыба;

— урок, волк, птичка, город, чай, часы, море, ухо, щи, шашка;

— чай, город, окно, спичка, дом, Вова, рыба, кисть, часы, зайчик;

— шишка, мыло, сеть, урок, чайка, щи, ворон, дым, море, часы;

— чижик, бык, часы, мыло, окно, зайчик, гром, город, Саша, час.

Для подготовки ребенка к обследованию используется вспомогательный список, состоящий из 10 хорошо знакомых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, кубики. Эти слова не должны входить в основной список слов. К словам основного и вспомогательного списков подбираются соответствующие картинки.

Обследование начинается только после того, как установлен контакт с ребенком. Логопед отходит от него на 6 м и предлагает повторять за ним слова из вспомогательного списка. Если ребенок справляется с заданием, логопед показывает ему соответствующую картинку. Если ребенок повторяет и другие слова, значит, он понял задание и готов к обследованию. Проверяющий предлагает ребенку в разной последовательности слова основного списка. Если он не повторяет слово, произнесенное шепотом с расстояния 6 м после двукратного предъявления, следует приблизиться к нему на 3 м и еще раз повторить слово шепотом. Если и в этом случает он не услышал произнесенное слово, оно повторяется еще раз около уха ребенка.

Возможен и другой вариант обследования. Логопед произносит слово шепотом сначала на расстоянии 6 м от ребенка. Если он не дает правильного ответа, нужно повторить это же слово негромким голосом. При правильном ответе следующее слово вновь произносится шепотом. Слово, вызвавшее затруднение, произносится еще раз после прослушивания ребенком двух-трех слов. Этот вариант позволяет сократить время обследования.

При подозрении на снижение слуха ребенок должен быть обследован в сурдологическом кабинете. Дети, у которых диагностировано снижение слуха, нуждаются в медицинской и педагогической коррекции. Если у ребенка выявлена кондуктивная тугоухость (нарушение в наружном или среднем ухе), необходимо назначить лечение или определить срок хирургического вмешательства. До восстановления слуха такой ребенок остро нуждается в коррекционной помощи.

При речевых нарушениях вследствие потери слуха ребенок должен быть поставлен на учет в сурдологическом кабинете и получать коррекционную помощь по направлению сурдолога. В этом случае занятия с логопедом в поликлинике не целесообразны. Дети со снижением слуха на систематические или консультативные логопедические занятия не зачисляются.

Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей в возрасте до 3 лет

До 6 мес.

1. Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.

2. Колокольчики.

3. Погремушки.

4. Мячи разных размеров, мячик с колокольчиком внутри.

5. Игрушки-пищалки, игрушки с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.).

6. Неваляшка.

7. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей («Классика для малышей» и т.д.).

8. Детское креслице с наклонной спинкой.

В 6—12 мес.

1. Заводные механические игрушки.

2. Тряпичная (гибкая) кукла.

3. Книжки-картинки с плотными страницами, лучше моющиеся.

4. Набор для игры с водой.

5. Фигурки животных (средние).

6. Игрушки для кусания, жевания.

7. Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше одноцветная).

8. Мягкая игрушка.

9. Машинка среднего размера с веревочкой.

10. Металлофон, игрушечный телефон.

11. Куклы с подвижными частями тела.

12. Коробки с крышками, корзинка, сумочка.

13. Набор пластмассовой посуды.

14. Стульчик со столиком, игрушка, на которой можно сидеть.

В 12—18мес.

1. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.

2. Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).

3. Набор форм, вставляющихся друг в друга.

4. Мягкие куклы среднего размера.

5. Мягкие игрушки-зверюшки.

6. Тамбурин.

7. Барабан.

8. Свисток, дудочка.

9. Книжки с картинками.

10. Книжки с короткими стихотворениями для детей.

11. Большая грузовая машина.

12. Легковая машина с водителем.

13. «Почтовый ящик», лучше — с прозрачными стенками (коробочка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).

14. Матрешка.

15. Составные игрушки из 2—3 частей (например Лего).

16. Самокат (машина, лошадка).

17. Подвижная игрушка на колесах — на шесте или на веревочке.

18. Игрушки-модели предметов, людей, животных.

В 18—24 мес.

1. Парные картинки, лото.

2. Кисти, краски (не токсичные).

3. Набор для нанизывания (бусы).

4. Игрушечная мебель.

5. Пластилин и другие материалы для лепки.

6. Пазлы (простые).

7. Разрезные картинки из 2—3 частей.

8. Кегли.

9. Сказки («Репка», «Теремок» и др.).

10. Миниатюрные модели бытовых предметов.

11. Игрушечный набор «Семья».

12. Набор для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.).

13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблики, самолет и др.).

14. Набор для игры с песком.

В 24—36 мес.

1. Модель дома.

2. Пазлы (для составления целого из частей)..

3. Фигурки животных с детенышами.

4. Одежда для кукол по сезону.

5. Игрушечные часы.

6. Куклы для театра.

7. Наряды для маскарада.

8. Разрезные картинки из четырех частей.

9. Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

10. Детские ножницы с тупыми концами.

11. Составные игрушки из трех частей и более.

12. Губная гармошка.

13. Игрушечный клавесин.

14. Трехколесный велосипед.

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием [2]

(вывешивается на стенде возле кабинета логопеда)

Заикание — нарушение плавности речи, сопровождаемое запинками, внезапными остановками в речи, повторениями и растяжениями слогов и звуков. Оно объясняется мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голосообразования). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления фразовой речи, когда запинки отмечаются у большинства детей и являются естественными. В этом возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: а, ну, вот и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Такие запинки не пройдут сами по себе, особенно в том случае, когда ребенок старается их скрыть.

Чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз, поэтому не следует откладывать визит к логопеду и неврологу.

Меры для восстановления нарушенной плавности речи определяются в зависимости от времени возникновения заикания. Если оно наблюдается не более 2 мес, то считается инициальным (начальным), если больше — закрепившимся.

Некоторые общие рекомендации

1. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.

2. Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом его успокоить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.

3. Не нужно просить ребенка рассказывать о своих страхах, если он этого не хочет. Родители должны показать, что им известны его тревоги, и постараться успокоить тем, что они рядом и от всего защитят.

4. Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.

5. Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров:

— вместо «Кончай возиться с конструктор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.204.241 (0.015 с.)