Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты-опросники для родителей

Поиск

Опросники построены по типу анкеты. Их заполняют родители или человек, воспитывающий ребенка. Заполняющему нужно внести основные данные о ребенке (фамилия, имя, дата рождения и пол), остальное он подчеркивает, выбирая варианты ответа. Некоторые пункты подразумевают краткие дополнения к тестовым вопросам. Это делает заполнение опросников простым, а время их заполнения непродолжительным. В конце опросника имеется раздел «Дополнительные заметки логопеда», предназначенный для записи диагноза или другой важной информации.

Опросники заполняются в тот момент, когда логопед заносит анкетные данные в амбулаторный журнал, просматривает амбулаторную карту и ведет наблюдение за поведением ребенка. После заполнения документов логопед имеет возможность просмотреть опросник, сделать нужные записи в амбулаторной карте.

Далее он проводит обследование по обычному варианту: обследует строение артикуляционного аппарата, звукопроизносительную сторону речи, эмоциональную сферу ребенка.

Такой прием позволяет логопеду более подробно диагностировать детей раннего возраста. Тест-опросник остается у логопеда, и он имеет возможность просматривать его через определенный промежуток времени. Если выявятся предпосылки к задержке речи, родителей необходимо вызвать на прием.

Для родителей детей от 1 года до 2 лет

1. Анкетные данные:

— фамилия, имя ребенка;

— дата рождения, возраст на момент обследования;

— домашний адрес, телефон;

— кто заполняет лист (мать, отец, бабушка, опекун);

— дата заполнения.

2. Данные анамнеза:

— протекание беременности (без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания);

— развитие плода (без патологии, с патологическими проявлениями);

— протекание родов (роды в срок, досрочные, переношенная беременность);

— характер родов (без патологии, патологические: асфиксия плода, родовая травма);

— раннее общее и психическое развитие ребенка (протекало в норме, с отставанием, с опережением);

— раннее развитие речи ребенка (время появления ранних голосовых и речевых реакций: крик_______, гуление________, лепет________, первые слова_________;

— время появления предложений из двух слов, если они есть___________.

3. Развитие речи на момент обследования.

В 1,5 года:

— активно использует до 5 слов, до 10, более 15 слов. Более 1,5 лет:

— активно использует около 20 слов, более 20, около 50, более 50 слов;

— произносит трех-четырехслоговые слова (да, нет);

— строит предложение из двух слов (да, нет);

— не говорит, вместо речи использует жест;

— понимает обращенную к нему речь (отдельные инструкции, бытовую речь — да, нет);

4. Развитие общения (использует жесты, любит играть с другими детьми, наблюдает за ними, пытается вступить с ними в контакт, сторонится других детей);

5. Развитие мышления:

— совершает действия с предметами (расческой, ложкой, лопаткой), используя их в игре по назначению, — да, нет;

— показывает части тела и лица на себе (да, нет), на кукле (да, нет);

— понимает слова «большой» и «маленький» (да, нет);

— понимает один-два предлога (да, нет);

— интересуется книгами (любит слушать стихи, сказки; только рассматривает; не интересуется);

6. Как Вы оцениваете речевое развитие ребенка (опережающее, нормальное, отстает).

7. Дополнительные заметки логопеда.

Для родителей детей от 2 до 3 лет

1. Анкетные данные:

— фамилия, имя ребенка;

— дата рождения, возраст на момент обследования;

— домашний адрес, телефон;

— кто заполняет лист (мать, отец, бабушка, опекун);

— дата заполнения.

2. Данные анамнеза:

— протекание беременности (без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания);

— развитие плода (без патологии, с патологическими проявлениями);

— характер родов (без патологии, с асфиксией плода, родовая травма).

3. Раннее психомоторное развитие ребенка (в срок, с опозданием, с опережением).

4. Раннее развитие речи ребенка:

— время проявления голосовых и речевых реакций: крик_____, гуление______, лепет____ _, первые слова_____; время появления первых предложений, если они есть_____.

5. Развитие речи на данный момент.

В 2 года:

— активно использует до 10 слов, менее 20, более 50 слов;

— повторяет за взрослыми простые предложения из трех-четырех слов (да, нет);

— самостоятельно составляет предложение из двух слов (да, нет).

Более 2,5 лет:

— активно использует около 20 слов, более 20, более 100 слов;

— самостоятельно строит предложения из трех слов (да, нет);

— повторяет за взрослыми двустишия (да, нет).

6. Понимание речи:

— понимает ли обращенную к нему речь (на бытовом уровне, на уровне ситуации, не понимает);

— выполняет сложные инструкции, состоящие из двух частей (да, нет);

— понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку.

7. Развитие общения:

— вступает в контакт только с близкими людьми (да, нет);

— вступает в контакт с посторонними (да, нет, после привыкания);

— играет с другими детьми (да, нет).

8. Развитие мышления:

— может разложить предметы двух видов в разные коробочки (да, нет);

— находит названные предметные картинки среди нескольких предложенных (да, нет);

— находит названные картинки с действиями среди нескольких предложенных (да, нет);

— понимает слова «большой», «маленький», «мой» (да, нет);

— понимает ситуативно предлоги на, в (да, нет);

— складывает «башенку» из кубиков (да, нет);

— интересуется книгами (охотно слушает чтение стихов, сказок, только рассматривает, не интересуется).

9. Как Вы оцениваете речевое развитие Вашего ребенка (нормальное, отстает от нормального, опережающее).

10. Дополнительные заметки логопеда.

Памятка для родителей детей в возрасте от 1 года до 3 лет

(вывешивается на стенде возле кабинета логопеда или выдается

на руки родителям в виде раздаточного материала)

Признаки благополучного развития ребенка

1. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

2. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

3. Ребенок активно «гулил».

4. Начало лепетной речи не позже 11 мес.

5. Активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми, вступает с ними в контакт после некоторого привыкания.

6. Охотно повторяет за вами все, что слышит.

7. В возрасте 2 лет имеет словарный запас около 50 слов, строит предложение из двух слов, понимает инструкцию из двух заданий, показывает пять частей тела, лица.

8. Понимает смысл прочитанных коротких рассказов с опорой на картинки и без нее, охотно слушает чтение.

9. Охотно решает свои проблемы с помощью речи.

10. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития ребенка

1. Развивается с задержкой.

2. Перенес тяжелые заболевания.

3. Есть неврологическое заболевание.

4. Гуление и лепет появились поздно (в норме в 3—6 мес).

5. Активно использует для общения жесты.

6. Можете ли сказать о своем ребенке: «Все понимает, но не говорит»?

7. Неохотно повторяет за Вами слова и предложения, которые слышит, или вовсе не пытается их повторить.

8. Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к Вам за помощью («самостоятельный ребенок»).

9. Ребенку безразлично, понимают ли его окружающие. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

10. Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей в возрасте до 3 лет

До 6 мес.

1. Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.

2. Колокольчики.

3. Погремушки.

4. Мячи разных размеров, мячик с колокольчиком внутри.

5. Игрушки-пищалки, игрушки с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.).

6. Неваляшка.

7. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей («Классика для малышей» и т.д.).

8. Детское креслице с наклонной спинкой.

В 6—12 мес.

1. Заводные механические игрушки.

2. Тряпичная (гибкая) кукла.

3. Книжки-картинки с плотными страницами, лучше моющиеся.

4. Набор для игры с водой.

5. Фигурки животных (средние).

6. Игрушки для кусания, жевания.

7. Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше одноцветная).

8. Мягкая игрушка.

9. Машинка среднего размера с веревочкой.

10. Металлофон, игрушечный телефон.

11. Куклы с подвижными частями тела.

12. Коробки с крышками, корзинка, сумочка.

13. Набор пластмассовой посуды.

14. Стульчик со столиком, игрушка, на которой можно сидеть.

В 12—18мес.

1. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.

2. Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).

3. Набор форм, вставляющихся друг в друга.

4. Мягкие куклы среднего размера.

5. Мягкие игрушки-зверюшки.

6. Тамбурин.

7. Барабан.

8. Свисток, дудочка.

9. Книжки с картинками.

10. Книжки с короткими стихотворениями для детей.

11. Большая грузовая машина.

12. Легковая машина с водителем.

13. «Почтовый ящик», лучше — с прозрачными стенками (коробочка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).

14. Матрешка.

15. Составные игрушки из 2—3 частей (например Лего).

16. Самокат (машина, лошадка).

17. Подвижная игрушка на колесах — на шесте или на веревочке.

18. Игрушки-модели предметов, людей, животных.

В 18—24 мес.

1. Парные картинки, лото.

2. Кисти, краски (не токсичные).

3. Набор для нанизывания (бусы).

4. Игрушечная мебель.

5. Пластилин и другие материалы для лепки.

6. Пазлы (простые).

7. Разрезные картинки из 2—3 частей.

8. Кегли.

9. Сказки («Репка», «Теремок» и др.).

10. Миниатюрные модели бытовых предметов.

11. Игрушечный набор «Семья».

12. Набор для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.).

13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблики, самолет и др.).

14. Набор для игры с песком.

В 24—36 мес.

1. Модель дома.

2. Пазлы (для составления целого из частей)..

3. Фигурки животных с детенышами.

4. Одежда для кукол по сезону.

5. Игрушечные часы.

6. Куклы для театра.

7. Наряды для маскарада.

8. Разрезные картинки из четырех частей.

9. Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

10. Детские ножницы с тупыми концами.

11. Составные игрушки из трех частей и более.

12. Губная гармошка.

13. Игрушечный клавесин.

14. Трехколесный велосипед.

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием [2]

(вывешивается на стенде возле кабинета логопеда)

Заикание — нарушение плавности речи, сопровождаемое запинками, внезапными остановками в речи, повторениями и растяжениями слогов и звуков. Оно объясняется мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голосообразования). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления фразовой речи, когда запинки отмечаются у большинства детей и являются естественными. В этом возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: а, ну, вот и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Такие запинки не пройдут сами по себе, особенно в том случае, когда ребенок старается их скрыть.

Чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз, поэтому не следует откладывать визит к логопеду и неврологу.

Меры для восстановления нарушенной плавности речи определяются в зависимости от времени возникновения заикания. Если оно наблюдается не более 2 мес, то считается инициальным (начальным), если больше — закрепившимся.

Некоторые общие рекомендации

1. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.

2. Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом его успокоить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.

3. Не нужно просить ребенка рассказывать о своих страхах, если он этого не хочет. Родители должны показать, что им известны его тревоги, и постараться успокоить тем, что они рядом и от всего защитят.

4. Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.

5. Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров:

— вместо «Кончай возиться с конструктором!» скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь позже»;

— подскажите: «Будь ласковым, собаки это любят», а не одергивайте: «Не смей обижать собаку!»;

— вместо «Ешь быстрее!», лучше сказать: «Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть».

6. С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

Рекомендации при инициальном (начальном) заикании

1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых.

2. При остро возникшем заикании в первую очередь надо попытаться устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенок хотя бы какое-то время туда не ходил. Нужно обеспечить домашний режим минимум на 2 мес. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз.

3. Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума такое общение.

4. Составьте список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние.

5. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.

6. Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Помните, что дети подражают речи окружающих их взрослых.

7. Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаивает. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.

8. Полезно петь, двигаться под музыку.

9. Привлекайте детей к спокойным домашним занятиям. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а мальчики возятся с рабочими инструментами.

10. Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание создает напряжение.

11. Нужно как можно раньше показать ребенка неврологу или психиатру. Чем раньше подобрано необходимое медикаментозное лечение, тем благоприятнее прогноз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.199 (0.01 с.)