Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные практики современного журнализма↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Что представляла собой деятельность журналиста в «классический» период развития СМИ —до возникновения телевидения и Интернета? Огрубленно, это был процесс трансляции новостей и осуществление функций контроля за властью, т.е. выполнение задачи «четвертой власти». Однако изменения в обществе, повлекшие за собой двуединый процесс — медиатизации политики и политизации медиа, — кардинально изменили содержание профессии журналиста. Ныне журналист выступает не транслятором информации, но создателем смыслов, осуществляя не столько контроль над властью, сколько тиражируя властные импульсы и убеждая общество в их истинности. Тем самым журналист принимает на себя (обычно имплицитно) не свойственные ему функции эксперта, что удается в силу старого стереотипа, до сих пор весьма распространенного: «если об этом пишут в газете (говорят по телевидению), значит это правда» (и это при том, что все знают о товарном характере производимого информационного продукта). Сами же журналисты в большинстве своем нацелены на профессиональное выполнение своих функций, т.е. на информирование общества. В этой главе будет сделана попытка проанализировать особенности и трудности журналистской профессии, представляющей собой совмещение конкурирующих задач: создание привлекательного, ориентированного на продажу, товара и сообщение фактов, часто неприятных, т.е. информирование. Все это составляет содержание реальных практик журналистской деятельности. 7. /. Массовая коммуникация как действие 7.1 Массовая коммуникация как действие Вообще говоря, понятие практики в социальных исследованиях берет свое начало с работ Пьера Бурдье1 и Клиффорда Гирца2, становясь в 80-е годы прошлого века центром новой научной ориентации, делающей особый упор не на структурах и институтах, но на реалиях человеческих взаимодействий. Для исследований в области медиа особое значение имела книга Мишеля де Серто «Практики повседневности»3, в которой он продемонстрировал роль «слабых», т.е. находящихся в подчиненном положении, людей, которые, однако, обладают определенными возможностями обходить навязанный власть предержащими порядок и нередко практически вытеснять его, хотя бы временно; развитие этих идей Дж. Фиском4 позволило показать активный характер потребления продукции масс-медиа аудиторией как «слабым» актором. Применение этих положений к деятельности журналистов также весьма продуктивно, как будет показано ниже. Традиционный взгляд на деятельность журналистов описывает так называемая репрезентативная теория, согласно которой основой этой деятельности является объективное отражение реальности, а «искажения» реальности (bias), могущие иметь место, расцениваются как подлежащая исправлению девиация. В противовес этому подходу, который до сих пор имеет значительное распространение в среде коммуни-кативистов, в 70-80-е годы прошлого века возникает — на основе конструктивистской социологии знания — другой подход, в котором отражается деятельность журналистов по созданию смыслов как неких артефактов, не связанных непосредственно с внешним миром. Собственно говоря, в этих двух научных подходах нашли свое отражения реальные изменения и проблемы современной практики журнализма. 1 Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University 2 Geertz С The Interpretation of Cultures. N. Y.: Basic Books, 1973. 3 Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkley; Los Angeles; L.: University 4 FiskeJ. Power Plays, Power Works. L.: N. Y.i Verso, 1993. Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма Каждая из этих точек зрения, очевидно, недостаточна. Репрезентативная теория исходит из представления о массово-коммуникативных процессах как прямом аналоге непосредственной, или межлично-стой, коммуникации, не принимая в расчет важного технологического компонента масс-медиа (вспомним глубокую идею Маршала Мак-Лю-эна: «The medium is the message» — «Канал есть сообщение»), т.е. не учитывает технических особенностей передачи информации, ее новой специфики. Конструкционизм, в свою очередь, предает забвению тот факт, что любые смыслы в человеческом обществе имеют в своей основе определенные социокультурные содержания, которые и задают границы мысленных конструктов. Разрешить это теоретическое противоречие возможно, обратившись к основному средству журналистских практик — языку, а точнее, к аналитической философии языка, основы которой создал Людвиг Витгенштейн1, развили Джон Остин2 и Джон Серл3. Суть этой концепции состоит в прагматическом понимании языкового высказывания как действия (мобилизующий характер языка давно известен на уровне обыденного сознания, зафиксирован в поэтическом слогане «слово — полководец человечьей мысли»), ориентированного на достижение определенных целей, а потому связанного с другими «материальными» действиями. Подобное инструментальное понимание речевой деятельности принципиально меняет ее функции, не сводимые лишь к «отражению» действительности (репрезентативный подход), видоизменяя и смысл конструкционизма как создания ее виртуального дубликата в процессе расчленения целостного мира на смысловые «кубики» с целью их дальнейшей «перетасовки». Понимаемая таким образом коммуникация представляет собой деятельность по обмену осмысленными знаками (язык — частный случай знака) для достижения определенных целей, причем отнюдь не только чисто информационных, ориентированных на понимание, но 1 Витгенштейн Л. Философские работы / пер. с англ. М: Гнозис, 1994. 1 Austin J. L. How to Do Things with Words. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1962; На рус. яз.: Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 3 Searle J. R. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 7. 1. Массовая коммуникация как действие и на убеждение (в чьих-то интересах). Участие в этом процессе обмена и является собственно коммуникативным действием. Таким образом мы получаем новый набор характеристик деятельности создателей информационного продукта — журналистов, расширяющих традиционные воззрения: 1)высказывание в процессе коммуникации является действием; 2)действие выполняется в соответствиями с правилами; 3)правила социальны и узнаваемы воспринимающей стороной; 4)правила обусловлены намерениями (интенциями) журналистов, формируя коммуникативные задачи и соответствующие особенности действия (речевого акта); 5)действия содержат убеждение в собственной значимости, ориентируя (получателя информации) на признание законности выдвинутых задач и выполнение поставленных целей; 6)обоснованность этих целей и предлагаемые средства их достижения могут быть оспорены и даже отвергнуты принимающей стороной. (Последнее обстоятельство анализировал Юрген Хабермас в понятии коммуникативной рациональности1, под которой он понимал возможность достижения согласия между участниками процесса коммуникативной деятельности, возможное только в случае принятия рациональных аргументов и исключенное в ситуации обмана или принуждения.) 7.1.1 Особенности и этапы массово-коммуникативной деятельности Такое понимание опосредованной массовой коммуникации позволяет не только отличать ее от межличностной, т.е. интеракции лицом к лицу, но и подчеркнуть ее специфику как процессуальной деятельности, использующей развитые технологические средства. 1. Помимо чисто речевой деятельности в массовой коммуникации широко используются и другие системы знаков — символы, визуальные образы, звук. 1 Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1: Reason and the Rationalization of Society. N. Y.: Polity Press, Blackwell Publishers, 1995. Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма 2. Особенностью массовой коммуникации является небуквальное (стратегическое, или манипулятивное, в терминологии Ю. Хабер-маса) использования знаковых систем. Манипулятивные намерения обычно скрыты, замаскированы под рациональные коммуникативные действия. 3. Создание информационного продукта включает в себя множество действий различных его участников, что находит свое выражение в иерархии этой деятельности (программа новостей — репортаж в программе — цитата в репортаже), причем смысл каждого из элементов зависит и оттого, в какое именно более крупное действие они вложены1. 4. В рамках опосредованной массовой коммуникации знаковое действие не спонтанно, но готовится заранее, распадаясь на две части: процесс подготовки информационного продукта, осуществляемый журналистами, ход которого не зависит от воспринимающей стороны, и последующая «жизнь» этого продукта практически независима от его создателей. 5. В силу того, что знаковое действие в процессе создания информационного продукта осуществляется вне контекста восприятия — за пределами аудитории, потребителя этого продукта, — означает разорванность коммуникации (что в линейной схеме Шеннона — Уивера выглядело как ассиметрия обратной связи). Взаимная скрытость — производства информационного продукта от аудитории и восприятия его аудиторией от журналистов — формирует центральную особенность этого целостного, по сути, процесса, когда возникают непредвиденные последствия распространения информации, в частности односторонность принятия информации (или отказа от нее) аудиторией. 6. Понимание аудиторией сообщений масс-медиа происходит на основе системы правил, формируемых не только определенными устойчивыми типами действий СМИ, но прежде всего социальным контекстом, представленным в виде «фонового» знания. 1 Весьма продуктивным в этом смысле представляется предложенный в свое время М.М. Бахтиным анализ художественной литературы. См.: Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / Эстетика словесного творчества. М.: Ис-
7. /. Массовая коммуникация как действие Итак, процесс массовой коммуникации в современном обществе представляет собой совокупность взаимосвязанных знаковых действий, каждое из которых имеет собственного «исполнителя» (субъекта, часто коллективного — журналисты, аудитория) и собственные, связанные с этой деятельностью, ожидания. Следовательно, можно говорить о том, что полученные в рамках этого вида деятельности результаты — совокупность информационных продуктов — не являются «зеркалом» (прямым отражением) реальности, хотя в каждом конкретном случае может быть осуществлено объективное, т.е. правдивое, соответствующее фактам изложение события. Такой подход к процессу массовой коммуникации позволяет выделить ряд этапов и зон ее осуществления как сложного действия: • создание информационного продукта в пространстве, недоступном для воспринимающей стороны; • исполнение (трансляцию) произведения (цельного знакового действия — передача по радио или телевидению, текст в печатных СМИ) в публичном пространстве, или «зоне» коммуникации; • восприятие (потребление) продукта в пространстве, недоступном для производителей; • отложенную обратную связь, выраженную в трех основных формах: выборе коммуникативного средства потребителем, его открытую реакцию на продукцию, проявляющуюся в письмах и звонках в СМИ, а также фиксируемую в маркетинговых исследованиях аудитории; сюда же можно отнести и различные виды вторичной коммуникации — журналистов между собой, представителей аудитории друг с другом и т.п. 7.1.2 Специфика дискурса масс-медиа Итак, особый характер современной массовой коммуникации обусловлен тем, что в ее рамках общество реализует технологические способы производства социальных значений. На практике разные социальные группы пытаются навязать обществу свою модель интерпретации того или иного события'. Именно эти процессы становятся цен- 1 Gamson W.A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a Constructionist Approach //American Journal of Sociology, 1989. N I. Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма тральными в деятельности современных СМИ, осуществляясь на когнитивном (познавательном) и культурном уровнях человеческого сознания и деятельности. На когнитивном уровне происходит приспособление информации, получаемой из СМИ, к жизненному опыту и убеждениям индивида, и формирование общественного мнения (вспомним концепцию Г. Шпинера). Применительно к масс-медиа дискурс означает «упаковку» информации (сообщений) с помощью метафор, визуальных образов (имиджей) на основе моральных норм, принятых в данном обществе, т.е. в нем находят свое отражение культурные основания, или культурные резонаторы. Культурные резонаторы — определенный набор символов, наиболее естественных и «близких» для людей определенной культуры. Так, для американцев это идея прогресса и эффективности деятельности, воплощенная в технологических достижениях (изобретениях) и представлении о «self made man». При этом каждый набор символов имеет свою оппозицию, или контрсимвол, который также обладает качеством культурного резонатора. В данном случае контрсимволом будет идея возврата к природе, выраженная наиболее ярко Генри Торо («Уолден, или Жизнь в лесу»). «Поскольку и темы, и контртемы имеют культурные корни, имеет смысл признать, что большинство членов данной культуры обладает и тем, и другим. Резонанс с любой из них является полезным»1. Оба уровня функционируют параллельно, и именно в ходе их взаимодействия происходит социальное конструирование значений. «Каждая из систем взаимодействуете другой: медиадискурс является частью процесса, с помощью которого индивиды конструируют значения, а общественное мнение — часть процесса, с помощью которого журналисты и другие культурные антрепренеры развивают и кристаллизуют значенние в публичном дискурсе»2. Каждый шаг обработки и формирования значения добавляет в него новые грани. В качестве важных средств в этом процессе наряду 1 Gamson W.A. The 1987 Distinguished Lecturre: a Constractionist Approach to 2 Idem. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a Constructionist 7. /. Массовая коммуникация как действие с культурными резонаторами выступают также деятельность спонсоров и практики масс-медиа. Деятельность спонсоров заключается в том, что те или иные наборы значений в виде проблем имеют заинтересованных в их продвижении лиц. Как правило, это общественные организации, использующие специалистов по PR для контактов со СМИ с целью привлечения внимания к целям (интересам) организации, чтобы мобилизовать своих потенциальных сторонников и демобилизовать противников. Для нас особое значение имеет третий компонент формирования значений — практики масс-медиа. «То, что спонсоры активны, не значит, что журналисты пассивны. Рабочие нормы и практики журналистов добавляют существенные ценности в этот процесс»1. Даже при господстве одной, как правило официальной, точки зрения журналисты обладают определенной свободой для представления иных позиций по проблеме. Правда, рутинизация всякого массового процесса производства относится и к производству информационного продукта. Нередко до 60% информации, появляющейся в СМИ, получено из пресс-релизов, официальных заседаний и пресс-конференций, и лишь около четверти сообщений добывается в ходе свободного репортерского поиска и извлекается в результате анализа ситуации самими журналистами. На уровне осознания проблемы журналистами, т.е. на когнитивном уровне, существуют определенные схемы обработки действительности, выступающие в качестве «механизмов настройки», фиксирующих внимание на определенной информации при игнорировании других сообщений. Именно схемы помогают определять важность (значимость) и смысл информации и ее место в уже существующей системе значений: «Мы подгоняем то, что слышим, под определенную схему и нам трудно понимать то, что не очень хорошо соответствует ей»2. Так в самом общем виде выглядит механизм создания смыслов в практике журналистской деятельности, трансляция результатов которых через разнообразные каналы информации и их закрепление в массовом сознании формирует общественное мнение. 1 Gamson W.A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a 2 Ibid. P. 170. Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма 7.1.3 Требования к информационному продукту Каким требованиям должны отвечать созданные журналистами материалы, чтобы привлечь внимание публики, т.е. способствовать продаже информационного продукта? В написанном еще в IV в. до н. э. трактате «Риторика» Аристотель выделяет три принципа, которым необходимо следовать, чтобы добиться внимания аудитории — пафос, логос и этос. Американский исследователь Б. Стоунхилл1 дал анализ этих оснований применительно к современному телевидению, которое должно оказывать сильное эмоциональное воздействие (пафос), содержать интеллектуальный компонент (логос), представляющий собой загадку, а также соответствовать нравам и традициям данного общества (этос). Реальная трудность в осуществлении этих требований журналистами на практике состоит в том, что они в своей деятельности должны поистине проскользнуть между Сциллой и Харибдой — интересами публики и потребностями владельцев, — не забывая при этом о требованиях профессиональной этики профессии. Авторы концепции публичных арен, уже известные нам С. Хилгартнер и Ч. Боек (см. гл. 6) выделяют характеристики современного медийного продукта, наличие которых является необходимым для его попадания на эти арены. Драматичность. Явления, обладающие внутренней драматичностью, имеют более высокие шансы быть представленными широкой публике. Конкуренция между феноменами за это право отражает конкуренцию между группами интересов, прибегающими к стратегии драматизации собственных интересов и дедраматизации противоположных. «В ходе попыток дедраматизировать социальную проблему часто используются такие стратегии, как отрицание существования предполагаемой ситуации, которая считается проблемой, утверждения, что другие вопросы являются более неотложными или что наносимый вред имеет другие причины, не те, о которых говорит конкурирующая группа, выставление противоположного лагеря несведущим и нерациональным, утверждения, что данная ситуация естественна, приемлема 1 StonehillB. Hearts, Smarts and Sparkle// Connect, 1995. N 9. P. 4. 7. /. Массовая коммуникация как действие или неизбежна, а решения данной проблемы неизвестны, неосуществимы, неприемлемы или вообще не существуют»'. Новизна является необходимым и константным условием сохранения информации в повестке дня (иначе интерес к ней падает), что означает необходимость постоянного ее обновления за счет новых символов или событий. Культурные предпочтения играют значительную роль: широко распространенные, они вызывают больший интерес и, следовательно, более конкурентоспособны. Политические пристрастия владельцев СМИ или спонсоров, отраженные в информации, имеют более высокие шансы на успех. Соответственно проблематизация «неприятных» тем журналистами может блокироваться. Перечисленные критерии дополняют «условия предрасположенности», сформулированные А.К. Шонфельдом, Р.Ф. Мейером и Р. Дж. Гриффином применительно к ежедневной газетной прессе. Во-первых, проблема должна иметь характер, обеспечивающий прессу постоянным потоком событий — информационных поводов, соответствующих ценностям отделов новостей. Во-вторых, проблема должна соответствовать одной из установленных стилизованных рубрик, обычно представленных в данном издании. В-третьих, необходимо, чтобы между инициаторами обсуждения проблемы и журналистами — репортерами и редакторами — существовало определенное классовое «соответствие», как в политико-экономических интересах, так и в установлении социальных и профессиональных контактов. В-четвертых, в издании должны быть журналисты, разделяющие взгляды инициаторов выдвижения требований, формулирующих проблему. И, в-пятых, издатели не должны видеть в публикуемой информации угрозу их экономическим интересам2. 1 HilgartnerS., Bock C.L. The Rise and Fall of Social Problems: A Public Arenas 2 Schoenfeld A.C., Meier R.F., Griffin R.J. Constructing a Social Problem: The Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма Эти характеристики формируют как бы внутренние требования к информационному продукту. Но именно товарный характер результатов деятельности журналиста выдвигает набор внешнихтребований, обеспечивающих успех на рынке информации. Итак, что должен содержать этот продукт, чтобы успешно конкурировать с другими? Практически исчерпывающий перечень этих требований предложила Д. Лазик на примере стратегии конструирования социальных проблем1. 1. Конструирование отличного в рамках знакомого. Конструирование нового, отличающегося от других, вопроса имеет важное значение, поскольку именно новое и необычное привлекает внимание аудитории, испытывающей скуку при упоминании уже привычного. При этом важно, чтобы новое не было абсолютно новым (непонятным): аудитория любит новизну, но страшится непонятного (вспомним теорию когнитивного диссонанса). «Совершенно новые утверждения могут быть безуспешными, если аудитория не владеет категориями, позволяющими понять их»2. 2. Выделение индивидуального компонента. Аудитории всегда интереснее информация о личностях, особенно широко известных, чем о социальных причинах явления. 3. Упор на широкую распространенность. В деятельности СМИ действует закон больших чисел: «чем больше число жертв, порождаемых тем или иным условием, тем вероятнее, что аудитория будет оценивать данное условие как социальную проблему»3. Подчеркивание масштаба и числа затронутых этим условием (все налогоплательщики, все граждане, все родители) важно потому, что формирует представление у аудитории о близости проблемы и потенциальной затронутое™ ею. 4. Представление в качестве жертв лип, принадлежащих к среднему классу, т.е. обладающих весомыми экономическими и социально-политическими ресурсами. Так, указание на представителей среднего класса как жертв преступности вызывает больший резонанс, чем если в этом качестве выступают представители бедных слоев или меньшинств. 1 Loseke D.R. Thinking about Social Problems: Ал Introduction to Constructionist Perspectives. N. Y.: Sage, 1999. P. 81-93. 4bid.P82. 3 Ibid. P. 84. 7. 1. Массовая коммуникация как действие 5. Конструирование устрашающих последствий. Эффективное конструирование проблемы «вождение автомобиля в нетрезвом виде» предполагает показ ее наиболее серьезного следствия — гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий. 6. Персонализация проблемы — демонстрация подробностей воздействия этих условий на людей через личные истории, воздействующие на чувства аудитории. 7. Конструирование простоты, что предполагает «игнорирование сложностей реальной жизни и представление условий и людей, затрагиваемых ими, в простой и удобной для понимания форме»1. 8. Представление темы в нужное время, что означает отсутствие одновременно с событием некоего конкурирующего по значимости явления (например широкомасштабного стихийного бедствия), оттесняющего на задний план другую информацию. 9. Last, but not least — конструирование проблемы с учетом того, что большая часть сообщений значительного числа средств масс-медиа носит развлекательный характер. В результате, заключает автор, «мы получим образ новой проблемы, но не настолько новой, чтобы она требовала от аудитории разработки нового мировоззрения. Это будет проблема, подтверждающая наши личные убеждения, обусловленные культурой («проблемы вызваны людьми»), и социальные нормы сострадания («жертвы не несут ответственности, они невинны»)... Это будет образ условия, которое легко понять, поскольку данные типизации не будут отражать всю сложность реального мира... и будет успешным, поскольку он отражает типичный здравый смысл, а также является эмоционально привлекательным»2. Таковы «технологические» требования к информации, которая сможет не затеряться и занять свое место в информационном публичном пространстве. Перейдем теперь непосредственно к практикам журналистской работы, ориентируясь на реалии отечественного журнализма. _____________________ 1 Loseke D. Op. cit. P. 88. 2 Ibid. P. 91. Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма 7.2 Стратегии журналистской деятельности Производство медиапродукции включает в себя определенный набор практик работы журналистов, т.е. действий, совершаемых по набору правил (регулярностей), среди которых можно выделить, по крайней мере, три основных типа коммуникативныхдействий: открытые и закрытые коммуникативные задачи, а также их практическое совмещение. Последнее нередко представляет проблему, по сложности сопоставимую с «квадратурой круга». 7? 1 Открытые коммуникативные задачи Открытые коммуникативные задачи — это нормативные представления журналистов о целях их деятельности, которые, в силу их легитимности в глазах самих журналистов, открыто демонстрируются читателю. Классическим образцом открытого коммуникативного действия является реклама. О рекламе не судят в категориях «истинно/ложно» (если не считать, скажем так, препозиционной части рекламы, где происходит отсылка к реально существующему товару). Например, публика была бы, наверное, сильно удивлена, если бы широко рекламируемый «Ариэль» оказался выдумкой, но высказывание типа «отстирывает лучше, чем обычный порошок» с позиции «истинно/ложно» оценить затруднительно. Образ «обычного порошка» в виде коробки без опознавательных знаков создается и осознается как атрибут рекламного жанра, почти как литературный персонаж. Попытки укоренить его в реальности привели бы к разрушению коммуникации. Открытые, явно декларируемые цели этой деятельности опираются на представления журналистов о потребностях аудитории, ее интересах и способности осваивать те или иные информационные продукты. Однако рядовые журналисты почти не имеют непосредственных выходов на свою аудиторию (постоянные и широкомасштабные исследования очень дороги, и потому касаются в основном телевидения; в других случаях они весьма фрагментарны). 7.2. Стратегии журналистской деятельности Избежать «письма друг для друга» невозможно в любом случае. Так как адресат всегда недоопределен, журналисты в своей деятельности в ббльшей степени ориентируются на стандарты и нормы профессионализма, признанные в их среде. В любом случае все действия легитимируются отсылкой к потребностям аудитории. Адресат — это ресурс, который привлекается в дискуссии для отстаивания своих интересов. Так как он всегда отчасти не определен, его можно модифицировать в зависимости от ситуации. Легитимирующая сила категории адресата велика потому, что законной и одобряемой считается задача продать журналистское произведение, которое осознается, в первую очередь, как товар. Эта задача открыта: она не скрывается от аудитории. О ней можно узнать хотя бы из того, что СМ К рекламируют собственную продукцию в ряду других товаров. Из такого отношения вытекает следующая, двойная задача: с одной стороны, подстроиться под предполагаемые потребности адресата, а с другой — навязать ему свою продукцию, создав новые потребности. Для аудитории подобные обстоятельства тоже не секрет, и, имея определенный опыт общения с СМК как с товаропроизводителем, она может иметь это в виду. Экономические интенции присутствуют во всех типах комму-никативныхдействий журналистов как открытая, но фоновая задача. Средством ее достижения является изготовление качественного продукта, а конкретное его выполнение зависит от других задач. Таких задач три: «информирование», «артикуляция независимого мнения» и «развлечение», которые в конкретных действиях журналистов часто не разделены. В структурно-функционалистской литературе по масс-медиа именно эти три задачи, несколько по-иному сформулированные, чаще всего возглавляют списки функций СМК. Информирование и репортажный способ работы Коммуникативной задаче «информирования» более всего соответствует жанр новостей и репортажный способ работы. Журналисты, занимающиеся расследованиями темы, пытаются монополизировать право на определение содержания проблемы, тогда как репортеры считают приемлемым перекладывание ответствен- Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма ности за правдивость информации на ее источник. К тому же технические условия, в особенности требования оперативности, не оставляют репортерам другого выбора. Более того, все они стремятся создать постоянную сеть источников для бесперебойной поставки информации, таким образом неизбежно ограничивая набор каналов и отсеивая неканализированную информацию. Это можно было бы назвать искажением, но как помыслить неискаженную картину? Как представить газету, на 95% состоящую из рутинных событий? Новость — это не всякая информация, а выборочная, это изменение на общем фоне, значимое отклонение от него. Таким образом, те, кто видят своей главной задачей информирование читателя, не претендуют на создание объективной картины, отражающей реальность в целом. Они претендуют на истинность блоков информации в рамках каждого конкретного произведения, а иногда даже на точность воспроизведения источника. Обобщая, можно сказать, что создание новостей как коммуникативное действие представляет собой по преимуществу выборочное «цитирование» других производителей смыслов, опосредующих реальность для журналистов, и реже — цитирование самой «реальности». При этом связи между цитатами не только не «воспроизводят» связи в реальности, но и намеренно подавляются журналистами. Артикуляция независимого мнения и расследовательский способ работы Расследовательский способ журналистской деятельности по многим параметрам противостоит репортерским практикам, включая в себя: во-первых, почти профессиональное освоение темы с целью достижения независимости от источников; во-вторых, сбор компромата и использование конкурирующих источников. Неудивительно, что расследовательский журнализм концентрируется вокруг политико-экономических и криминальных тем; именно такие послания направлены во власть и в элиты. Особое значение для расследовательской журналистики имеет разоблачение (exposure), как правило, известных личностей, тех или иных негативно маркированных их действий, что безусловно вызы- 7.2. Стратегии журналистской деятельности вает интерес у публики. Именно в разоблачении суть всякой сенсации, а потому оно используется весьма активно любым информационным средством как весьма убедительное орудие влияния на власть. Следует оговориться: только часть журналистов-расследователей имеет непосредственно перлокутивные цели — желание повлиять на принятие решений властями или задачу формирования общественного мнения. Другая часть ограничивается артикуляцией своего мнения; но всех объединяют 1) претензии на независимость, непредвзятость и «экспертность» такого мнения; 2) определение жанра все-таки как «мнение», «анализ», «комментарий» и противопоставление его «информации». Это связано с тем, что расследователи в своих материалах более открыто апеллируют к ценностям, к категориям «хорошо — плохо». В центре любого расследования стоит «проблема» — то, что осознается журналистом как общественно значимая девиация, которую следует исправить. Поэтому претензии на непредвзятость мнения оказываются шаткими и часто оспариваются внутри самого журналистского сообщества. Девиация предполагает, что источники будут скрывать информацию, относящуюся к ней, или конструировать реальность выгодным для них образом. Отсюда и возникает собственно расследовательский способ работы, борьба журналистов с источниками за определение ситуации, за контроль над интерпретацией информации. Наиболее успешные расследователи используют в своей работе методы внешней разведки, контрразведки и уголовного розыска. Начинающим журналистам-расследователям рекомендуется: собирать свой архив и досье, тщательно сопоставлять общедоступные источники, получить возможность пользоваться закрытыми базами данных (например УВД), создать сеть неформальных источников во всех «органах» и «пасти их», а также завести доверенных лиц в силовых структурах, которые могли бы в экстремальных случаях вытащить из беды. Коммуникативное действие «артикуляции мнения», таким образом, направлено на избавление от посредников между журналистами и реальностью с целью создания собственных (первичных, а не вторичных) интерпретаций и восстановление/конструирование утерянных связей между выявленными «фактами». Реальные практики далеки от желаемого. Вознаграждение, как правило, не соответствует затратам и риску, связанным с расследова- Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма нием. Кроме того, так как узкая специализация редко возможна, журналист всегда проигрывает своим источникам в компетенции. Поэтому иногда дело ограничивается воспроизведением мнений конкурирующих источников, и подлинных расследований, несмотря на всю престижность этой деятельности для журналистов, не так уж и много. Глобализация новостей, происходящая благодаря новым коммуникационным технологиям, оказывает существенное влияние на характер освещения международных событий, информацию о которых можно мгновенно передать по всему миру. Однако вполне уместен вопрос: узнает ли зритель больше о сути события благодаря этому подробному освещению? Портативная спутниковая тарелка, миниатюрный цифровой видеомагнитофон, монтажный комплекс, умещающийся в маленьком чемодане, преобразили характер представления новостей. Острое соперничество между информационными службами, плохой менеджмент и зачастую неудачное размещение технических средств существенным образом изменили природу репортажей с места событий. Некоторые журналисты опасаются, что, делая в новостях главный упор на такие качества, как «прямая трансляция» и «эксклюзивность», можно утратить точность и понимание сообщения аудиторией. • Развлечение и «произвольное» обращение с источниками Развлекательные жанры (ток-шоу, телеигры, курьезные истории и др.) — это кульминация инструментального подхода к источникам. Существует также масса текстов и передач, в которых претензии на истинность присутствуют, но являются вторичными. В этих текстах реальность произвольно «пересобирается» из составных частей так, чтобы соответствовать задаче журналиста: представить ее чисто развлекательной или развлекательно-регулятивной, как часто случается с текстами/передачами на «моральные» и социально-психологические темы. В развлекательном коммуникативном действии связывание кубиков реальности целиком подчинено логике создания товара-игрушки, мира, правила которого напоминают правила реальности примерно так же, как шахматы похожи на настоящие военные действия. Характерная черта таких игрушек — недоопределенность их отношений с миром «реальности», что ставит их на грань легитимного, но при «правильном» исполнении — вполне успешн<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.013 с.) |