Государственные гарантии и компенсации в области занятости населения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные гарантии и компенсации в области занятости населения



В соответствии со ст. 10 Закона о занятости государство в области содействия занятости населения гарантирует граж­данам:

– право на выбор профессии, рода за­нятий и работы;

– охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, право­вую защиту от необоснованных увольне­ния или отказа в приеме на работу в соот­ветствии с законодательством о труде;

– бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способнос­тями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных пот­ребностей.

Одним из направлений активной политики занятости, которую проводит Республика Беларусь, являются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда. К таким гражданам относятся: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей; родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов; инвалиды; освобожденные из мест лишения свободы; впервые ищущие работу в возрасте до 21 года; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, даю­щего право на пенсию по возрасту на об­щих основаниях); ветераны боевых действий на тер­ритории других государств, указанные в пунктах 1 – 3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О вете­ранах» в редакции Закона Республики Бе­ларусь от 12 июля 2001 года (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный ре­естр правовых актов Республики Бела­русь,
2001 г., № 67. 2/787); уволенные с военной службы, из ор­ганов внутренних дел, органов финансо­вых расследований Комитета государ­ственного контроля Республики Бела­русь, органов и подразделений по чрез­вычайным ситуациям в связи с окончани­ем срочной службы, ликвидацией органи­зации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здо­ровья или по другим уважительным при­чинам без права на пенсию; эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первооче­редного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы на Чернобыльской иные граждане, если это определе­но законами и актами Президента Рес­публики Беларусь.

Дополнительные гарантии указанным гражда­нам обеспечиваются путем раз­работки и реализации целевых государ­ственных программ содействия занятос­ти населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных ор­ганизаций (включая организации для тру­да инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а так­же путем организации обучения по спе­циальным программам и другими мера­ми.

Порядок установления брони для приема на работу граждан, особо нужда­ющихся в социальной защите и не спо­собных на равных условиях конкуриро­вать на рынке труда, определен Положение о порядке установления брони приема на работу граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и компенсации затрат по созданию и сохранению дополнительных рабочих мест (название в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 05.09.2005 № 113), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г., № 48 (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 11.10.2002 № 133, от 16.05.2003 № 57, от 04.06.2004 № 66, от 05.09.2005 № 113, от 09.03.2006 № 32). Согласно данному Положению под дополнительными рабочими местами понимаются рабочие места, созданные в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов за счет средств местных бюджетов, предоставления налоговых льгот, средств государственного фонда содействия занятости и других источников для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Государство в соответствии с законо­дательством о труде гарантирует предос­тавление первого рабочего места выпуск­никам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессио­нально-технического, среднего специ­ального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического разви­тия, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, лицам с особенностями психофизи­ческого развития, освоившим специаль­ные учебные программы, а также воен­нослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или дру­гих войск и воинских формирований Рес­публики Беларусь. Порядок и условия предоставления первого рабочего места указанным лицам определены Положением о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из вооруженных сил Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 27 марта 1998 г., № 487 (в ред. постановления Совмина от 28.04.2000 № 597).

В целях приобретения безработной молодежью профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда, расширения возможностей трудоустройства организуется временная занятость безработной молодежи «Молодежная практика». Она регулируется Положением об организа­ции временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика», утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 16 июля 1998 г. № 65 (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 06.03.2002 № 28, от 16.05.2003 № 57,
от 31.05.2006 № 64).

Государство обеспечивает трудоуст­ройство родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные госуда­рством на содержание детей, находящих­ся на государственном обеспечении, и направлены по решению суда в органы государственной службы занятости насе­ления, путем установления брони для приема их на работу.

Дополни­тельные гарантии гражданам, особо нуж­дающимся в социальной защите и не спо­собным на равных условиях конкуриро­вать на рынке труда могут предоставлять местные исполнительные и распоря­дительные органы за счет собственных средств.

Государственные органы, в том числе местные исполнительные и распоряди­тельные органы по месту нахождения организации, признаваемой банкротом, обязаны принимать меры по созданию новых рабочих мест в связи с банкрот­ством, а также по трудоустройству работ­ников данной организации.

Особое место среди гарантий занимают социальные гарантии и компенсации безработным.

Социальными гарантиями признаются те материальные условия, которые государство, общество на данном этапе развития может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

1) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

2) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости;

3) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами власти;

4) оказание материальной помощи.

1. На основании Положения о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля
1993 года № 236 (в ред. постановлений Совмина от 16.05.1997
№ 512, от 27.03.1998 № 487, от 08.04.1999 № 489, от 08.01.2001
№ 16, от 28.02.2002 № 288, от 13.12.2004 № 1582, от 25.07.2005
№ 816, от 03.12.2005 № 1374, от 21.07.2006 № 915) право на пособие по безработице имеют безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьям или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости населения.

Пособие по безработице назначается органами государственной службы заня­тости населения. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается городским (региональным), районным центром за­нятости населения в течение десяти ка­лендарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного.

В назначении пособия по безработи­це может быть отказано в случае:

· прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового до­говора по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7 — 9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсут­ствия) источника дохода в результате не­законных действий;

· непредставления декларации о дохо­дах.

Пособие по безработице выплачива­ется со дня регистрации в органах госу­дарственной службы занятости населе­ния в качестве безработного в порядке и размерах, определенных ст. 24 Закона о занятости.

Срок выплаты пособия по безработи­це не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистра­ции п государственной службе занятости населения.

В случае, когда безработным при ре­гистрации отказано в назначении посо­бия по безработице, это пособие может назначаться при условии выполнения ими оплачиваемых общественных работ и от­работки на указанных работах не менее 22 суммарных рабочих дней на основании письменного заявления безработного.

Безработным, имеющим право на по­собие по безработице в течение 52 кален­дарных недель, по предложению органов государственной службы занятости насе­ления при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по без­работице с их согласия назначается дос­рочно пенсия по возрасту, в том числе на льготных условиях, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения возраста, дающе­го право на пенсию, в том числе на льгот­ных условиях, осуществляется за счет средств государственного фонда содей­ствия занятости.

Стаж работы для назначения пособия по безработице определяется в соответ­ствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безра­ботным оплачиваемых общественных ра­бот, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы государ­ственной службы занятости населения.

Безработным, имеющим на иждиве­нии детей в возрасте до 14 лет или ребен­ка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста — на 20 процентов.

Размер пособия по безработице под­лежит индексации в порядке, установлен­ном законодательством.

Пособие по безработице выплачива­ется не реже одного раза в месяц при ус­ловии явки безработных в установленном порядке в органы государственной служ­бы занятости населения.

Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случае:

– трудоустройства на временную рабо­ту в период получения пособия по безра­ботице без уведомления органов госуда­рст-
венной службы занятости населения — с даты трудоустройства;

– неявки безработного более одного месяца в органы государственной службы занятости населения без уважительных причин — с даты последней явки в органы государственной службы занятости насе­ления;

– невыполнения безработным без ува­жительных причин месячной нормы учас­тия в оплачиваемых общественных рабо­тах в порядке, определяемом законода­тельством.

Период, на который приостанавлива­ется выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в период: выплаты пособия по беременности и родам; вызова безработного для сдачи экза­менов в связи с обучением в учреждениях образования по очной (вечерней) и заоч­ной формах; призыва безработного на военные, специальные или учебные сборы, заня­тия, привлечения к мероприятиям, свя­занным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных или обще­ственных обязанностей. Данные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по без­работице и продлевают его.

Размер пособия по безработице мо­жет быть уменьшен на
25 процентов сро­ком на один месяц в случае:

– неявки безработного без уважитель­ных причин на переговоры о трудоустрой­стве с нанимателем в течение трех рабо­чих дней со дня выдачи ему направления органами государственной службы заня­тости населения;

– отказа безработною без уважитель­ных причин явиться в органы государ­ственной службы занятости населения для получения направления на работу (учебу);

– если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не ин­формировал об этом органы государ­ственной службы занятости населения по их требованию.

Органы государственной службы за­нятости населения обязаны письменно уведомить безработного в пятидневный срок со дня принятия решения о снятии его с учета, приостановке выплаты посо­бия по безработице или снижении его размера с указанием мотивов.

2. Выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации предусмотрена ст. 23 Закона о занятости

3. К социальным гарантиям относится также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. В настоящее время участие в таких работах является не только гарантией, но и обязательным условием для получения пособия по безработице.

Порядок организация и условия проведения оплачиваемых общественных работ проводится на основании Положения о порядке организации и условиях проведения общественных работ в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 1997 г. № 513 (в ред. постановлений Совмина от 08.04.1999 № 488, от 15.06.2000
№ 884, от 28.02.2002 № 288, от 03.10.2005 № 1087).

Организация оплачиваемых общест­венных работ возлагается на местные ис­полнительные и распорядительные орга­ны при участии органов государственной службы занятости населения. Финансирование оплачиваемых об­щественных работ производится за счет средств нанимателей, в интересах кото­рых организуются эти работы, средств местных исполнительных и распоряди­тельных органов и государственного фон­да содействия занятости.

Безработные при выполнении опла­чиваемых общественных работ не могут привлекаться к деятельности, связанной с необходимостью ликвидации послед­ствий аварий, стихийных бедствий, ката­строф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки.

С гражданами, направленными на оп­лачиваемые общественные работы, нани­матель заключает срочный трудовой до­говор.

Гражданам, выполняющим оплачиваемые общественные работы гарантируется оплата труда. Время участия в этих работах включается в общий и непрерывный трудовой стаж. На этих граждан распространяются социальные гарантии, включая право на получение пенсии, пособий по безработице и временной нетрудоспособности.

Вопросы обеспечения безработных пособиями по временной нетрудоспособности регулируются: Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 № 1290 (с изм. и доп.); Инструкцией о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 № 52/97 (с изм. и доп.).

4. Статьей 26 Закона о занятости предусмотрено, что органы государственной службы занятости населения оказывают материаль­ную помощь безработному и членам его семьи с учетом участия безработного в оплачиваемых общественных работах, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направле­нию органов государственной службы за­нятости населения за счет средств госу­дарственного фонда содействия занятос­ти в порядке и на условиях, определяе­мых Правительством Республики Бела­русь, в соответствии с установленным по­рядком формирования и использования средств государственного фонда содей­ствия занятости. Порядок выплаты материальной помощи безработным определен Положением о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 года № 236 (в ред. постановлений Совмина от 16.05.1997 № 512, от 27.03.1998
№ 487, от 08.04.1999 № 489, от 08.01.2001 № 16, от 28.02.2002
№ 288, от 13.12.2004 № 1582, от 25.07.2005 № 816, от 03.12.2005 № 1374, от 21.07.2006 № 915).

Законом о занятости установлены особые гарантии гражданам, уволенным в связи с лик­видацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпри­нимателя, сокращенном численности или штата работников. Так, гражданам, уволенным в связи с лик­видацией организации, по предложению органов государственной службы заня­тости населения при отсутствии возмож­ности для трудоустройства вместо посо­бия по безработице с их согласия назна­чается досрочно пенсия по возрасту, в том числе на льготных условиях, но не ра­нее чем за два года до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражда­нами возраста, дающего право па пен­сию, в том числе на льготных условиях, осуществляется за счет средств государ­ственного фонда содействия занятости.

Порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций государствен­ным служащим в связи с ликвидацией го­сударственного органа, сокращением численности или штата работников опре­деляются в соответствии с законодательством о государственной службе.

Контроль за соблюдением законодательства
о занятости населения и ответственность
за его нарушение

Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Республики, утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 4 октября 2000 г. № 130 (с изм. и доп.), определяет основные задачи и функции органов государственной службы занятости населения по организации и выполнению работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения, права и обязанности должностных лиц органов государственной службы занятости населения, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.

Организация работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения осуществляется на трех уровнях:

1) Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

2) управлениями областной службы (Минским городским центром) занятости населения;

3) центрами (отделениями) занятости населения.

Обеспечению занятости населения способствуют своевременное и точное выполнение руководителями организаций возложенных на них обязанностей Законом «О занятости населения Республики Беларусь», Трудовым кодексом и рядом других нормативных актов.

В ст. 465 ТК устанавливается, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную и уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

В целях обеспечения надлежащей ответственности за нарушение законодательства о занятости населения Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2006 г. № 583 «Об установлении ответственности за нарушение законодательства о занятости населения», установлена административная ответственность физических лиц, экономическая ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Данным Указом определено, что:

· невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо—до ста базовых величин;

· невьполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя, — влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо—до ста базовых величин;

· неуведомление органов государственной службы занятости населе­ния, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предсто­ящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо—до ста базовых величин;

· необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин;

· отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально—технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между ука­занными учреждением образования и нанимателем, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Контрольные вопросы по теме №6

1. Дайте определение занятости.

2. Раскройте формы занятости.

3. Назовите виды занятости населения.

4. Дайте определение безработицы.

5. Что понимается под обеспечением занятости населения?

6. В чем суть государственной политики в сфере занятости населения.

7. Дайте понятие безработного.

8. Кто не может быть признан безработным

9. Какая работа считается подходящей?

10. Раскройте организационно-правовые формы трудоустройства.

11. Назовите обязанности нанимателя при высвобождении работников.

12. Назовите обязанности безработного …

13. В каких случаях может быть приостановлена выплата пособия по безработице?

14. Какими правами наделены профессиональные союзы в области обеспечения занятости населения?


ТЕМА 7. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Лекция 7. Трудовой договор

Основные понятия:

трудовой договор; значение трудового договора; стороны трудового договора; работник, наниматель, содержание трудового договора; необходимые условия трудового договора, дополнительные условия трудового договора; срок трудового договора; заключение трудового договора; необоснованный отказ в приеме на работу, ограничения при приеме на работу; предварительное испытание; перевод, перемещение, производственная необходимость, простой, существенные условия труда; прекращение трудового договора, высвобождение работника; основания прекращения трудового договора; выходное пособие; отстранение от работы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.228.250 (0.015 с.)