Законодательства о занятости населения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательства о занятости населения



Законодательство о занятости насе­ления сравнительно недавно обратилось к правовому регулированию трудовой занятости населения. Оно основывается на Конституции Рес­публики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в облас­ти содействия занятости населения.

Статьей 41 Конституции Республики Беларусь гарантировано гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. В ч. 2 ст. 41 установлено, что государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» впервые был принят 30 мая 1991 г.. В ходе экономических преобразований с целью приближения этого Закона к изменяющимся реалиям в него неоднократно вносились изменения и дополнения (24.11.1992 г., 01.02.1994 г., 11.11.1994 г., 21.02.1995 г. 06.01.1998 г., 06.01.1999 г., 19.07.2005 г.), многие из которых имели принципиальное значение. В настоящее время действует новый Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости), который вступил в силу с 1 июля 2006 г. Он направлен на обес­печение правовых, экономических и орга­низационных основ государственной по­литики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реа­лизации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социаль­ную защиту от безработицы.

Действующий Закон о занятости включает преамбулу,
7 глав, объединяющих 29 статей:

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Права граждан в области занятости населения.

Глава 3.Государственная политика и гарантии государства в области содействия занятости населения.

Глава 4. Регулирование и организация занятости населения.

Глава 5. Участие нанимателей в обеспечении занятости населения.

Глава 6 Социальные гарантии и компенсации

Глава 7. Заключительные положения.

Важнейшие положения об обеспечении занятости населения содержит Трудовой кодекс Республики Беларусь. Например, положения: о запрете необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 16); об обязанности нанимателя уведомить государственную службу занятости о предстоящем высвобождении работника по п.1 ст.42 ТК (ст.43) и др.

К числу иных законов, содержащих нормы, регулирующие вопросы занятости относятся: Закон Республики Беларусь
от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республики Беларусь» (с изм. и доп.); Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов Республики Беларусь» от 11 ноября 1991 г. (в ред. от 14.07.2000) и др.

Важное значение имеют Указы Президента Республики Беларусь, например, Указом Президента Республики Беларусь
от 25 сентября 2006 г. № 583 «Об установлении ответственности за нарушение законодательства о занятости населения».

Значительную часть источников составляют Постановления Совета Министров Республики Беларусь, обеспечивающие исполнение положений Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь по вопросам обеспечения занятости населения. Среди них – Постановление «Об утверждении положений о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь, о порядке и условиях выплаты им пособий и материальной помощи» от 15 апреля 1993 г. № 236 (с изм. и доп.), Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О порядке организации и условиях проведения общественных работ в Республике Беларусь» от 16 мая 1997 г. № 513 (с изм. и доп.).

Существенное значение имеют акты Министерства труда и социальной защиты:

– Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (до 24.09.2001 г. Министерство труда Республики Беларусь), утвердившие: Положение о содействии органами государственной службы занятости безработным в организации предпринимательской деятельности и ее дальнейшем развитии от 28 августа 2000г.; Положение об организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика» от 16 июня 1998 г. и др.

– Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по применению декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений.

Ежегодно утверждаемые государственные республиканские и региональные программы занятости населения учитывают структурную перестройку экономики Республики Беларусь, а также ситуацию на рынке труда.

Нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров также содержит нормы по обеспечению занятости.

Важнейшими источниками международного права являются Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
(1966 г.), Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948 г.), Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1959 г.), Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) и др.

Понятие занятости населения

Правовое определение занятости закреплено ст. 1 Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г., который трактует занятость как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не проти­воречащая законодательству и принося­щая им заработную плату, доход, вознаг­раждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интел­лектуальной собственности).

В юридической литературе под формами занятости понимают установленные законом или не противоречащие ему сферы деятельности, где граждане реализуют право на труд. Такие формы можно определить из перечня граждан, которые считаются занятыми (ст. 2 Закона о занятости):

– работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых обществен­ных работ, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;

– зарегистрированные в установлен­ном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности); проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета го­сударственного контроля Республики Бе­ларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

– обучающиеся по очной (дневной) форме обучения в учреждениях образо­вания;

– осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего воз­раста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом имму­нодефицита человека или больным СПИДом;

– занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.

Наряду с основными формами занятости, различают виды занятости, используемые в качестве организационных форм привлечения в общественное хозяйство рабочей силы из «дополнительных» источников, т.е. из числа лиц, уже имеющих занятие или источник дохода. К числу этих видов занятости относятся: труд с режимом неполного рабочего времени; сверхурочная работа, совместительство.

Легальное определение безработицы дано в ст. 1 Закона о занятости от 15 июня 2006 г. безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного на­селения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового дого­воров или заниматься предпринима­тельской деятельностью, не может при­менить свою рабочую силу.

Одной из задач правового регулирования в сфере занятости является ''обеспечение занятости''. В юридической литературе обеспечение занятости определяется каксовокупность осуществляемых государственными и иными органами и организациями экономических, социальных, правовых и организационных методов, способов, мер и мероприятий, способствующих удовлетворению гражданами личных и общественных потребностей в сфере труда.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.009 с.)