Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа логопеда с родителямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Автором специально для родителей, дети которых посещают логопедические группы, разработана серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» (см. прил. 3). Эти методические пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребенку возмож- ность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими. Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Так, дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии. Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации. Система коррекционно-развивающей работы...
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют». Организация коррекционно-развивающей работы Организация коррекционно-развивающей работы В средней логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 14 занятий (при 11в массовой группе1), четыре дня по три занятия и один день — два занятия. При этом два раза в неделю допустимо проведение одного занятия во второй половине дня. Например: Понедельник — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Вторник — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Среда — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Четверг — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Пятница — утро — 2 занятия, вечер — нет занятий. Примерная сетка занятий на неделю2 Ознакомление с окружающим (предметный мир, явления общественной жизни, природное окружение).... 1 занятие Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой....................................................................... 1 занятие Развитие элементарных математических представлений 1 занятие Рисование, лепка (чередуются через неделю)................. 1 занятие Конструирование, аппликация (чередуется через неделю)................................................ 1 занятие Музыкальное...................................................................... 2 занятия Физкультурное.................................................................. 2 занятия Подгрупповое логопедическое......................................... 4 занятия Подгрупповое занятие с психологом............................... 1 занятие ЛФК (выносятся за сетку как лечебные процедуры)....... 2 занятия 1 Программа воспитания... Под ред. М. А. Васильевой и др. 2 Занятие логоритмикой проводится логопедом и музыкальным руководителем
26__________________________________ Средняя логопедическая группа Примерный режим дня Прием детей, игры, утренняя гимнастика........................7.30—8.20 Подготовка к завтраку, завтрак........................................ 8.20—8.50 Подготовка к занятиям...................................................... 8.50—9.00 1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие................... 9.00—9.15 2-е занятие воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие................... 9.25—9.40 3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое логопедическое занятие................. 9.50—10.05 Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми, подготовка к прогулке, прогулка.................................. 10.05—12.00 Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа логопеда с детьми.......................................................... 12.00—12.25 Подготовка к обеду, обед.............................................. 12.25—12.55 Подготовка ко сну, сон.................................................. 12.55—15.00 Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры.. 15.00—15.20 Подготовка к полднику, полдник.................................. 15.20—15.40 Вечернее занятие........................................................... 15.45—16.00 Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей...................................... 16.00—16.15 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой............ 16.15—18.00 Примерное расписание работы логопеда 1-е подгрупповое занятие................................................. 9.00—9.15 2-е подгрупповое занятие.................................................. 9.25—9.40 3-е подгрупповое занятие................................................ 9.50—10.05 Индивидуальная работа с детьми................................. 10.05—12.25 Участие логопеда в режимных моментах..................... 12.25—13.00 Примерный перечень лексических тем Октябрь: 1-я неделя — «Осень. Названия деревьев. Дикие животные осенью»; 2-я неделя — «Огород. Овощи. Домашние животные осенью»; Организация коррекционно-развивающей работы 3-я неделя — «Сад. Фрукты»; 4-я неделя — «Лес. Грибы и лесные ягоды». 1-я неделя — «Игрушки»; 2-я неделя — «Одежда»; 3-я неделя — «Обувь»; 4-я неделя — «Квартира. Мебель». 1-я неделя — «Кухня. Посуда»; 2-я неделя — «Зима. Зимующие птицы»; 3-я неделя — «Комнатные растения»; 4-я неделя — «Новогодний праздник». 1-я неделя — у детей зимние каникулы, проводятся только индивидуальные занятия; 2-я неделя — «Домашние птицы»; 3-я неделя — «Домашние животные и их детеныши»; 4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши». 1-я неделя — «Профессии. Продавец»; 2-я неделя — «Профессии. Почтальон»; 3-я неделя — «Транспорт»; 4-я неделя — «Профессии на транспорте». 1-я неделя — «Весна»; 2-я неделя — «Мамин праздник. Профессии мам»; 3-я неделя — «Первые весенние цветы»; 4-я неделя — «Цветущие комнатные растения». 1-я неделя — «Дикие животные весной»; 2-я неделя — «Домашние животные весной»; 3-я неделя — «Птицы прилетели»; 4-я неделя — «Насекомые». 1-я неделя — «Рыбки в аквариуме»; 2-я неделя — «Наш город. Моя улица»; 3-я неделя — «Правила дорожного движения»; 4-я неделя — «Лето. Цветы на лугу». Средняя логопедическая группа Организация коррекционно-развивающей работы
Предметно-пространственная развивающая среда ■ Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и иметь свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки. Удовлетворяя потребности детей в движении, можно оборудовать в группе «дорожку движения», где с помощью символов или фотографий указаны двигательные задания для малышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам. Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе одну-две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п. Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не следует использовать в средней возрастной группе для детей с общим недоразвитием речи объекты шаржеобразного характера, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, разных размеров и несложных форм, из различных материалов. Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, кукол обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр. В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров. У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться Средняя логопедическая группа ()рганизация коррекционно-развивающей работы
о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию. В кабинете логопеда развивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Для этого необходимо еженедельно частично обновлять дидактические игры и материалы в центрах «Развитие лекси-ко-грамматической стороны речи», «Развитие фонетико-фо-нематической стороны речи», «Развитие сенсомоторной сферы», «Развитие связной речи и речевого общения», «Игры и игрушки для мальчиков», «Игры и игрушки для девочек». Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много времени ежедневно. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним — традиционное оборудование этого центра в кабинете логопеда. Как и в младшей логопедической группе, в этой возрастной группе можно использовать в качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики картинки и забавные игрушки. Для проведения каждого упражнения логопеду следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит постоянно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и внесет в занятия игровой момент. Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографов для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Полки выше роста детей следует закрыть. На них в папках и контейнерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы логопеда. В кабинете логопеда должны быть также мобильный коврограф среднего размера, небольшой мольберт, магнитная доска. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики). Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечит максимальный коррек-ционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу — обязательные условия. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие словаря Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.233 (0.013 с.) |