Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа логопеда с родителями

Поиск

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ре­бенка формируется прежде всего в семье и семейных отноше­ниях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имити­рующие домашние, к образовательно-воспитательному про­цессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театра­лизованных представлениях. Педагоги работают над создани­ем единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пы­таются привлечь родителей к коррекционно-развивающей ра­боте через систему методических рекомендаций. Эти рекомен­дации родители получают в устной форме на вечерних при­емах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации роди­телям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Автором спе­циально для родителей, дети которых посещают логопедиче­ские группы, разработана серия домашних тетрадей «Занима­емся вместе» (см. прил. 3). Эти методические пособия позво­ляют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подска­жут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребенку возмож-


ность занять активную позицию, вступить в диалог с окру­жающим миром, найти ответы на многие вопросы с помо­щью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчико­вую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, по­могут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные за­дания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал пособий ос­вободит родителей от поиска необходимых картинок и по­может сделать занятия более интересными и яркими.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Так, дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, за­дают много проблемных вопросов. Родители должны учиты­вать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патоло­гией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулиро­вать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и воз­можностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.

Для детей старшей логопедической группы родители долж­ны стремиться создавать такие ситуации, которые будут по­буждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформи­рованы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны сти­мулировать познавательную активность детей, создавать твор­ческие игровые ситуации.



Система коррекционно-развивающей работы...


           
   
 
   
 
 


СРЕДНЯЯЛОГОПЕДИЧЕСКАЯГРУППА

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни стро­ится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны наце­ливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».


Организация коррекционно-развивающей работы



Организация коррекционно-развивающей работы

В средней логопедической группе для детей с ОНР с ок­тября по май (включительно) проводится в неделю 14 заня­тий (при 11в массовой группе1), четыре дня по три занятия и один день — два занятия. При этом два раза в неделю допустимо проведение одного занятия во второй половине дня. Например:

Понедельник — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Вторник — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Среда — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Четверг — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Пятница — утро — 2 занятия, вечер — нет занятий.

Примерная сетка занятий на неделю2

Ознакомление с окружающим (предметный мир,

явления общественной жизни, природное окружение).... 1 занятие

Развитие речи. Ознакомление с художественной

литературой....................................................................... 1 занятие

Развитие элементарных математических представлений 1 занятие

Рисование, лепка (чередуются через неделю)................. 1 занятие

Конструирование, аппликация

(чередуется через неделю)................................................ 1 занятие

Музыкальное...................................................................... 2 занятия

Физкультурное.................................................................. 2 занятия

Подгрупповое логопедическое......................................... 4 занятия

Подгрупповое занятие с психологом............................... 1 занятие

ЛФК (выносятся за сетку как лечебные процедуры)....... 2 занятия

1 Программа воспитания... Под ред. М. А. Васильевой и др.

2 Занятие логоритмикой проводится логопедом и музыкальным руководителем
вместо музыкального занятия 1 раз в две недели.


 
Ноябрь: Декабрь: Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:

 


26__________________________________ Средняя логопедическая группа

Примерный режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика........................7.30—8.20

Подготовка к завтраку, завтрак........................................ 8.20—8.50

Подготовка к занятиям...................................................... 8.50—9.00

1-е занятие воспитателя

и 1-е подгрупповое логопедическое занятие................... 9.00—9.15

2-е занятие воспитателя

и 2-е подгрупповое логопедическое занятие................... 9.25—9.40

3-е занятие воспитателя

и 3-е подгрупповое логопедическое занятие................. 9.50—10.05

Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми,

подготовка к прогулке, прогулка.................................. 10.05—12.00

Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа

логопеда с детьми.......................................................... 12.00—12.25

Подготовка к обеду, обед.............................................. 12.25—12.55

Подготовка ко сну, сон.................................................. 12.55—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры.. 15.00—15.20

Подготовка к полднику, полдник.................................. 15.20—15.40

Вечернее занятие........................................................... 15.45—16.00

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры,

свободная деятельность детей...................................... 16.00—16.15

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой............ 16.15—18.00

Примерное расписание работы логопеда

1-е подгрупповое занятие................................................. 9.00—9.15

2-е подгрупповое занятие.................................................. 9.25—9.40

3-е подгрупповое занятие................................................ 9.50—10.05

Индивидуальная работа с детьми................................. 10.05—12.25

Участие логопеда в режимных моментах..................... 12.25—13.00

Примерный перечень лексических тем

Октябрь: 1-я неделя — «Осень. Названия деревьев. Дикие животные осенью»;

2-я неделя — «Огород. Овощи. Домашние живот­ные осенью»;


Организация коррекционно-развивающей работы

3-я неделя — «Сад. Фрукты»;

4-я неделя — «Лес. Грибы и лесные ягоды».

1-я неделя — «Игрушки»;

2-я неделя — «Одежда»;

3-я неделя — «Обувь»;

4-я неделя — «Квартира. Мебель».

1-я неделя — «Кухня. Посуда»; 2-я неделя — «Зима. Зимующие птицы»; 3-я неделя — «Комнатные растения»; 4-я неделя — «Новогодний праздник».

1-я неделя — у детей зимние каникулы, проводятся только индивидуальные занятия; 2-я неделя — «Домашние птицы»; 3-я неделя — «Домашние животные и их дете­ныши»; 4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши».

1-я неделя — «Профессии. Продавец»; 2-я неделя — «Профессии. Почтальон»; 3-я неделя — «Транспорт»; 4-я неделя — «Профессии на транспорте».

1-я неделя — «Весна»;

2-я неделя — «Мамин праздник. Профессии мам»;

3-я неделя — «Первые весенние цветы»;

4-я неделя — «Цветущие комнатные растения».

1-я неделя — «Дикие животные весной»; 2-я неделя — «Домашние животные весной»; 3-я неделя — «Птицы прилетели»; 4-я неделя — «Насекомые».

1-я неделя — «Рыбки в аквариуме»; 2-я неделя — «Наш город. Моя улица»; 3-я неделя — «Правила дорожного движения»; 4-я неделя — «Лето. Цветы на лугу».



Средняя логопедическая группа


Организация коррекционно-развивающей работы



 


Предметно-пространственная развивающая среда

Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни долж­на сохранять некоторые черты среды для малышей и иметь свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего свя­зано с ярким проявлением разных темпов развития детей пято­го года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возрас­та, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетво­ряется. Поэтому пространственная организация среды в сред­ней группе должна предусматривать достаточно широкие воз­можности для передвижений ребенка и для разнообразной дви­гательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо коор­динированы и моторно неловки.

Удовлетворяя потребности детей в движении, можно обо­рудовать в группе «дорожку движения», где с помощью сим­волов или фотографий указаны двигательные задания для ма­лышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам.

Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе одну-две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п.

Игрушки и предметы в группе должны отражать все много­образие окружающего мира и соответствовать реальным объ­ектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопле­ние словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не сле­дует использовать в средней возрастной группе для детей с общим недоразвитием речи объекты шаржеобразного характе­ра, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок.


Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, раз­ных размеров и несложных форм, из различных материалов.

Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэто­му игровые наборы должны содержать фигурки животных раз­ных размеров, кукол обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полю­бившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игруш­ки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструк­тивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постанов­ка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточ­нения произношения гласных звуков и согласных раннего он­тогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться



Средняя логопедическая группа


()рганизация коррекционно-развивающей работы



 


о том, чтобы в этом центре было достаточное количество иг­рушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

В кабинете логопеда развивающая среда должна быть ор­ганизована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функ­ций. Для этого необходимо еженедельно частично обновлять дидактические игры и материалы в центрах «Развитие лекси-ко-грамматической стороны речи», «Развитие фонетико-фо-нематической стороны речи», «Развитие сенсомоторной сфе­ры», «Развитие связной речи и речевого общения», «Игры и игрушки для мальчиков», «Игры и игрушки для девочек».

Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много вре­мени ежедневно. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним — традиционное обору­дование этого центра в кабинете логопеда. Как и в младшей логопедической группе, в этой возрастной группе можно ис­пользовать в качестве зрительной опоры при проведении ар­тикуляционной и мимической гимнастики картинки и забав­ные игрушки. Для проведения каждого упражнения логопеду следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит посто­янно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и вне­сет в занятия игровой момент.

Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический мате­риал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографов для свобод­ной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Полки выше роста детей следует закрыть. На них в папках и контей­нерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы ло­гопеда. В кабинете логопеда должны быть также мобильный коврограф среднего размера, небольшой мольберт, магнитная


доска. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).

Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удоволь­ствием, так как именно это обеспечит максимальный коррек-ционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу — обязательные условия.


Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...



 


Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагатель­ных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознаком­ления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и при­роды.

Учить понимать обобщающее значение слов и формиро­вать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и исполь­зования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагатель­ных, определительных местоимений, наречий, количествен­ных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

Сформировать понятие слово и умение оперировать им.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.009 с.)