Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие письма и почерка. Устойчивость и индивидуальность почерка

Поиск

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА

Частные признаки, отражающие сформированность письменно-двигательного навыка

1. Темп движений при выполнении, отдельных письменных знаков

Темп выполнения отдельных письменных знаков при проведении экспертизы определяется в исключительных случаях. Например, необходимость характеристики тем­па письма в буквах встречается при исследовании руко­писей, выполненных умышленно измененным почерком:

когда весь текст выполнен в замедленном темпе, а отдель­ные буквы в более быстром темпе. При этом в процессе исследования эксперт выделяет признаки, характеризую­щие замедленный темп письма, и отдельно характеризует буквы, выполненные в быстром темпе1.

Наиболее часто эксперт характеризует отдельные письменные знаки по темпу выполнения при исследовании рукописей, выполненных с подражанием печатному шри­фту, когда в исследуемой рукописи обнаружены элемен­ты скорописи, либо при исследовании записей, выполнен­ных с подражанием почерку другого лица, в которых мо­гут быть обнаружены отдельные письменные знаки, напи­санные неизмененным почерком в более быстром темпе.

Пределы колебаний во времени вообще при выполне­нии букв обусловлены структурной сложностью движе­ний, которыми пишущий выполняет ту или иную букву. Чем более сложными движениями выполняется буква, тем медленнее темп при ее написании.

В процессе скорописного выполнения письменных знаков наблюдается стремление пишущего к выравнива­нию времени выполнения букв. Это оправдано, так как резкая разница в темпе выполнения осложняет ритм письма и затрудняет быстрое выполнение рукописи.

В наибольшей степени выравнивание времени выпол­нения различных букв наблюдается в упрощенных почер­ках, в которых все буквы выполняются в быстром темпе упрощенными движениями. У лиц, имеющих усложнен­ный по строению почерк, выравнивание времени выпол­нения букв имеет место только в отдельных случаях, ког­

да изменяется в целом система движений при написании букв. Например, введение извилистости движений в бук­вах и, г приближает время их выполнения к буквам ч,ъ.

2. Сложность движений при выполнении букв

Характеристика сложности движений, которыми вы­полняются отдельные буквы, имеет большое значение при экспертных исследованиях, поскольку этот признак яв­ляется одним из показателей степени и характера сфор­мированное письменно-двигательного навыка. В почер­ках разных лиц, даже если они относятся к одной группе по строению, наблюдается различное соотношение степе­ни сложности движении, которыми выполняются опре­деленные буквы.

Оценка сложности движений особенно важна при ис­следовании рукописей, выполненных при умышленном ис­кажении почерка, с подражанием почерку другого лица, в измененных условиях.

Знание сложности движений, с помощью которых вы­полняются различные буквы конкретным пишущим, поз­волит эксперту составить правильное представление о его координационных возможностях при необычном письме.

В настоящее время в распоряжении эксперта имеют­ся общие принципы определения сложности движений при выполнении букв в почерках разного строения.

В целях оценки степени сложности движений при на­писании одноименных.букв эксперт должен изучить и сравнить их по следующим характеристикам движений:

1)' форме движений при выполнении элементов, их составляющих;

2) направлению движений;

3) протяженности движений;

4) количеству элементов, составляющих письменные знаки;

5) последовательности движений при выполнении элементов, составляющих буквы;

6) степени непрерывности движений при написании букв.

Частные признаки, отражающие пространственную ориентацию движений

1. Размещение точек начала и окончания движений при выполнении букв и их элементов характеризуется относительно линии письма (строки), элемента или буквы в целом. Кроме того, может быть определено вза­имное расположение точек начала и окончания движе­ний при написании элемента или всего письменного знака.

Признак зависит от размера нефиксируемого движе­ния, совершаемого пишущим в интервалах между бук­вами в слове.

Идентификационная значимость признака часто за­висит от степени отступления в размещении точки нача­ла и окончания движений при выполнении буквы по сравнению с правилами прописей. Например, низкое расположение точки начала движения при написании овальных элементов составляет большее отклонение от прописей и реже встречается в скорописи, поэтому его значимость как признака почерка при проведении идентификации гораздо больше, чем при высоком рас­положении.

2. Размещение точки соединения движений при выпол­нении букв и их элементов характеризуется относитель­но линии письма и других элементов. Оно определяется местом, в. котором.изменяется направление непрерывно­го движения при переходе от одного элемента к дру­гому.

Зависит признак от протяженности отдельных час­тей движения при написании элементов буквы. В обыч­ных условиях автоматизированного письма признак яв­ляется устойчивым, изменяется при изменении темпа письма и других (общих) признаков почерка.

Данный признак контролируется мышечным чувством руки и сознательному изменению может быть подверг­нут при медленном письме. При возврате к привычному темпу письма восстанавливается привычное размещение точек соединения элементов в буквах.

3. Размещение точек пересечения движений в буквах и их элементах относительно линии письма и других элементов.

Место пересечения элементов зависит от формы, нап­равления и относительной протяженности пересекаю­щихся движений, которыми выполняются эти элементы.

4. Размещение движений при выполнении букв и их элементов по вертикали.

Рассматриваемая характеристика движений близка к характеристике формы линии письма в строке, но от­носится к взаимному размещению отдельных букв и их

элементов относительно линии письма и других элемен­тов.

Выполнение буквы или элемента буквы выше или ниже предыдущих либо последующих во многом зави­сит, с одной стороны, от координации движений, от по­ложения кисти руки при письме; с другой—от соотно­шения протяженности движений, требующихся для вы­полнения рядом стоящих букв и элементов.

Признак в процессе автоматизированной скорописи сознательно почти не контролируется, поэтому отличает­ся устойчивостью. Изменение темпа письма может пов­лечь за собой изменение выраженности признака. Так, убыстрение темпа письма, как правило, ведет к увеличе­нию разброса в размещении букв по вертикали, замед­ление—к уменьшению.

5. Размещение движений при выполнении букв и их элементов по горизонтали.

Данный признак определяется пространственной ориентацией движений по горизонтали. Характеризуют­ся в буквах отдельно основные и соединительные движе­ния между элементами.

Как показали наблюдения за процессом письма и изучение рукописей, движения, обеспечивающие расста­новку элементов в буквах и букв в словах, являются ус­тойчивыми при условии письма в привычном темпе.

При изучении признака необходимо учитывать стро­ение букв. Между буквами, начинающимися и заканчи­вающимися дугообразными штрихами, почти всегда наблюдается большое расстояние, поэтому наличие та­кой особенности в движении не может быть принято за ценный идентификационный признак. То же можно ска­зать и об отсутствии большого интервала между бук­вами, например, эк, бл, которые не имеют штрихов, предназначенных для связного письма.

 

Понятие письма и почерка. Устойчивость и индивидуальность почерка

Судебное почерковедение — это отрасль зданий, изу­чающая почерк и разрабатывающая методы его исследо­вания в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Теория криминалистической экспертизы как часть кри­миналистической техники включает и судебное почерко­ведение. Судебное почерковедение объединено с другими видами криминалистической экспертизы единством прин­ципов идентификационного исследования, положений методики криминалистической экспертизы, требований оформления заключений эксперта и т. д.

Однако, как и любой другой вид криминалистического.. исследования, судебное почерковедение имеет свою само­стоятельную область знаний, специфичность которой оп­ределяется объектом исследования—почерком, связанным с осуществлением одного из наиболее сложных навы­ков человека—навыка письма. Никакой другой вид криминалистической экспертизы не исследует эту сторону человеческой деятельности.

Как показывает название «судебное почерковедение», данная наука прежде всего изучает почерк как объект экспертного исследования. Вместе с тем теория и практи­ка к компетенции эксперта-почерковеда относят также исследование письменной речи в целях установления ав­тора тех или иных документов.

Таким образом, объектом изучения с помощью судеб­ного почерковедения являются как почерк, так и пись­менная речь, отражающие разные (техническую и смыс­ловую) стороны письма.

В связи с этим рассмотрим понятия письма, письмен­ной речи и почерка.

Как известно, письмо—исторически сложившаяся ка­тегория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и расширении этого общения. Под письмом по­нимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.

Письмо прошло длительный, многовековой путь раз­вития от первобытной примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанно­го с языком и устной речью. Современная система алфа­витного письма, как правило, предполагает быстрое, плавное и вместе с тем четкое выполнение рукописи. Этой задаче отвечают конструкции письменных знаков. Пись­мо, приспособленное для быстрого и четкого выполнения рукописи, называют скорописью.

Термин «письмо» имеет различные оттенки значения. Кроме приведенного понимания, «письмом» обозначают сам процесс выполнения рукописи, вид письменности (на­пример, «иероглифическое письмо»), почтовое отправле­ние и др.

В криминалистике под.письмом, как уже отмечалось, принято понимать объект исследования, включающий:

а) письменную речь и

б) почерк.

Письменная речь охватывает собой языковые средст­ва выражения мысли; почерк—письменно-двигательный навык, с помощью которого воспроизводятся письменные знаки и их сочетания, образующие слова.

Письменная речь как объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пи­шущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей. На формирование на­выков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства: знание грамматики (морфологии, синтак­сиса) и литературы, различных стилей изложения, про­фессия, местные диалекты, общение с определенным кругом людей, родной язык, если документ выполняется на другом языке, заболевание центральной нервной сис­темы и т. д.

Почерк —это фиксирующаяся в рукописи, характер­ная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке, система движений и иных приемов, с помощью которых выполняется рукопись.

Несмотря на многообразие определении почерка в криминалистической литературе, основу большинства из них составляет представление о почерке как о фиксирую­щейся в рукописи своеобразной для каждого пишущего системе движений.

Система движений, с помощью которой при письме воспроизводятся письменные знаки, образующие руко­пись, — это слаженная, стройная система, элементы ко­торой строго согласованы. Она действительно отражает основное содержание понятия почерка. Кроме того, в по­черке имеются такие элементы, которые не исчерпыва­ются системой движений, например, выбор определенного варианта почерка для конкретного случая, если пишу­щий владеет несколькими вариантами; пространственная ориентация на листе бумаги даты, фрагментов текста, подписи и т. п.

Указанный выбор непосредственно не связан с дея­тельностью двигательного аппарата письма. Некоторые особенности в размещении, как правило обеспечивающи­еся отдельными крупными движениями или их комплексом (размещение подписи, фрагментов текста), отражают навыки зрительной ориентации пишущего. Такие движе­ния больше, чем другие, связаны с работой зрительного -анализатора, в частности с особенностями глазомера пи­шущего. Поэтому особенности пространственной ориента­ции указанных крупных движений или их комплекса не­правильно было бы считать только особенностями систе­мы движений пишущего, хотя именно с помощью последней они реализуются. Здесь, по-видимому, боль­ше проявляются иные стороны навыка письма.

- Понятие почерка должно охватывать все стороны письменно-двигательного навыка, связанные с техникой письма. Основное же содержание этого навыка составля­ет, система движений пишущего. V Устойчивость и индивидуальность почерка являются теми его качествами, благодаря которым возможно реше­ние задач, ставящихся перед экспертом (установление ис­полнителя рукописи и др.).

Понятие устойчивости почерка заключает в себе дво­якое содержание:

а) устойчивость особенностей письменно-двигательно­го навыка, воспроизводящихся как в пределах одной ру­кописи, так и в рукописях, выполненных неодновременно, т. е. их стереотипность и

б) устойчивость указанных особенностей при письме в различных, в том числе необычных, условиях, т. е. их сохраняемость.

Это—две различные, хотя и очень близкие стороны устойчивости почерка, имеющие большое значение для идентификации. Действительно, если бы особенности на­выка пишущего постоянно менялись, письмо было бы не только нечетким, трудно читаемым, но и идентифика­ция пишущего по почерку была бы невозможна. Для идентификации нужна стереотипность, повторяемость в рукописях одного и того же лица свойственных ему особенностей письменно-двигательного навыка. Известно, что на почерк оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы. Если бы под их воздействием человек терял способность писать или всякий раз писал по-разному, то идентификация была бы невозможна.

Вместе с тем известно, что в почерках под действием различных факторов наступают изменения. Их объем, ха­рактер, специфичность для разных причин дают возмож­ность устанавливать в процессе исследования факты не­идентификационного характера.

В основе устойчивости почерка лежит относительная прочность письменно-двигательного навыка. Навык, как «заученное действие», вообще предполагает устойчивость.

При изучении устойчивости почерка криминалисты-почерковеды исходили из учения И. П. Павлова о дина­мическом стереотипе, под которым И. П. Павлов пони­мал «слаженную уравновешенную систему внутренних процессов», определяющуюся внешним стереотипом, системностью раздражителей.

Работы современных физиологов и психологов (в осо­бенности П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, А. В. Запо­рожца) позволяют более конкретно подойти к обоснова­нию устойчивости почерка. Из их концепций применитель­но к рассматриваемому вопросу вытекает, что устойчи­вость почерка необходимо искать в устойчивости про­граммирования, устойчивости стоящей перед человеком письменно-двигательной задачи.

Такой программой является сформировавшийся у конкретно пишущего лица зрительно-двигательный об­раз движений, реализующийся в рукописи.

Этот образ, представление о движениях и их результа­те заключает в себе как сознательные, так и автоматизи­рованные компоненты, причем последние имеют основное значение при выработанном навыке письма.

Процесс письма в целом является сознательным, произвольным актом, но предполагает обширную авто­матизированную регуляцию. Представление о движе­ниях не осознается полностью. Процесс письма обычно протекает быстро, автоматизирование, и программирова­ние текущих движений происходит без концентрации на них внимания пишущего.

Одним из проявлений устойчивости письменно-двига­тельного навыка является его вариационность.

Под вариационностыо в почерковедении принято по­нимать различное выражение признаков в почерке одно­го и того же лица или всей системы движений в.целом. В первом случае имеется в виду вариационность призна­ка почерка; во втором — вариационность почерка.

Вариационность—свойство сформировавшегося на­выка. Природа вариационности кроется в ее приспособи-тельной функции. Вариационность в почерке является средством приспособления движений пишущего к различ­ным задачам и условиям письма.

Индивидуальность почерка.подтверждена многолетней экспертной практикой и является результатом формирования у каждого пишущего своеобразного письменно- двигательного навыка. В основе своеобразия письменно-двигательного навыка в ""свою"" очередь" "лежит индивидуальность механизма письма, которая формиру­ется в результате взаимодействия многочисленных объективных и субъективных причин.

И объективных причин (условия и методика обучения в школе, обстановка, в которой выполняются домашние задания) особо должна быть отмечена методика обучения письму. В настоящее время от обучающегося требу­ется строгое соблюдение прописей. Более тог? методика обучения имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению стандартизации условий при письме1. Кроме того, на последующее формирование индивидуального почерка оказывают влияние характер документов и условия, в которых они выполняются в процессе дальнейшей учебы и служебной деятельности.

Сознательное влияние пишущего на формирование почерка очень велико. Оно имеет значение в определении пути формирования почерка, в успехе овладения навыком письма, в появлении тех или иных особенностей, чаще всего связанных с определенным строением почерка.

Анатомические моменты, как правило, непосредствен­но в почерке не отображаются. Однако они проявляются опосредствованно через механизм письма, внося в него ин­дивидуализирующие черты.

Типологические свойства нервной системы, особенно. ее подвижность и уравновешенность, имеют большое зна­чение в процессе формирования навыка письма, предо­пределяя успешность овладения им, выработку вариаци-онности и появление других особенностей почерка.

Как правило, ни один из рассмотренных факторов не получает в почерке однозначного отображения. Это поз­воляет криминалистам считать случайным происхожде­ние многочисленных особенностей (признаков) почерка. При этом под случайностью происхождения признака понимается необязательность его появления в зависимос­ти от одной определенной причины и возможность появ­ления от разных причин. Чаще всего невозможно назвать одну определенную причину появления признака в почерке. Чем от большего числа возможных причин зави­сит признак, тем «случайнее» его происхождение. В ре­зультате влияния комплекса упомянутых факторов у каждого пишущего формируется индивидуальный почерк.

Индивидуальность почерка в наибольшей мере выра­жается в отклонениях от прописей, служащих образцом при обучении письму. Однако в процессе формирования почерка некоторые отклонения от стандартных прописей являются общими почти для всех людей. Поэтому инди­видуализирующее значение может приобретать и сохра­нение соответствия прописям.

Выражением индивидуальности в почерке следует счи­тать степень и характер отклонений от прописей и сохра­нения соответствия им.

Почерк является обширным источником индивидуаль­ной информации.

Особенностей письменно-двигательного навыка в по­черке много. Об этом свидетельствует большой перечень

идентификационных признаков почерка, который рас­сматривается в гл. III. Его можно увеличить за сче-т про­явления каждого признака в разных буквах и различных признаков в одной букве. Однако не всегда указанные признаки бывают выражены в рукописи в достаточном для индивидуализации исполнителя объеме. Это зависит от различных причин, главными из которых являются объем исследуемой рукописи, которая может содержать очень мало букв, и выполнение намеренно искаженным почерком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.012 с.)