Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие письма и почерка. Устойчивость и индивидуальность почерка↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА Частные признаки, отражающие сформированность письменно-двигательного навыка 1. Темп движений при выполнении, отдельных письменных знаков Темп выполнения отдельных письменных знаков при проведении экспертизы определяется в исключительных случаях. Например, необходимость характеристики темпа письма в буквах встречается при исследовании рукописей, выполненных умышленно измененным почерком: когда весь текст выполнен в замедленном темпе, а отдельные буквы в более быстром темпе. При этом в процессе исследования эксперт выделяет признаки, характеризующие замедленный темп письма, и отдельно характеризует буквы, выполненные в быстром темпе1. Наиболее часто эксперт характеризует отдельные письменные знаки по темпу выполнения при исследовании рукописей, выполненных с подражанием печатному шрифту, когда в исследуемой рукописи обнаружены элементы скорописи, либо при исследовании записей, выполненных с подражанием почерку другого лица, в которых могут быть обнаружены отдельные письменные знаки, написанные неизмененным почерком в более быстром темпе. Пределы колебаний во времени вообще при выполнении букв обусловлены структурной сложностью движений, которыми пишущий выполняет ту или иную букву. Чем более сложными движениями выполняется буква, тем медленнее темп при ее написании. В процессе скорописного выполнения письменных знаков наблюдается стремление пишущего к выравниванию времени выполнения букв. Это оправдано, так как резкая разница в темпе выполнения осложняет ритм письма и затрудняет быстрое выполнение рукописи. В наибольшей степени выравнивание времени выполнения различных букв наблюдается в упрощенных почерках, в которых все буквы выполняются в быстром темпе упрощенными движениями. У лиц, имеющих усложненный по строению почерк, выравнивание времени выполнения букв имеет место только в отдельных случаях, ког да изменяется в целом система движений при написании букв. Например, введение извилистости движений в буквах и, г приближает время их выполнения к буквам ч,ъ. 2. Сложность движений при выполнении букв Характеристика сложности движений, которыми выполняются отдельные буквы, имеет большое значение при экспертных исследованиях, поскольку этот признак является одним из показателей степени и характера сформированное письменно-двигательного навыка. В почерках разных лиц, даже если они относятся к одной группе по строению, наблюдается различное соотношение степени сложности движении, которыми выполняются определенные буквы. Оценка сложности движений особенно важна при исследовании рукописей, выполненных при умышленном искажении почерка, с подражанием почерку другого лица, в измененных условиях. Знание сложности движений, с помощью которых выполняются различные буквы конкретным пишущим, позволит эксперту составить правильное представление о его координационных возможностях при необычном письме. В настоящее время в распоряжении эксперта имеются общие принципы определения сложности движений при выполнении букв в почерках разного строения. В целях оценки степени сложности движений при написании одноименных.букв эксперт должен изучить и сравнить их по следующим характеристикам движений: 1)' форме движений при выполнении элементов, их составляющих; 2) направлению движений; 3) протяженности движений; 4) количеству элементов, составляющих письменные знаки; 5) последовательности движений при выполнении элементов, составляющих буквы; 6) степени непрерывности движений при написании букв. Частные признаки, отражающие пространственную ориентацию движений 1. Размещение точек начала и окончания движений при выполнении букв и их элементов характеризуется относительно линии письма (строки), элемента или буквы в целом. Кроме того, может быть определено взаимное расположение точек начала и окончания движений при написании элемента или всего письменного знака. Признак зависит от размера нефиксируемого движения, совершаемого пишущим в интервалах между буквами в слове. Идентификационная значимость признака часто зависит от степени отступления в размещении точки начала и окончания движений при выполнении буквы по сравнению с правилами прописей. Например, низкое расположение точки начала движения при написании овальных элементов составляет большее отклонение от прописей и реже встречается в скорописи, поэтому его значимость как признака почерка при проведении идентификации гораздо больше, чем при высоком расположении. 2. Размещение точки соединения движений при выполнении букв и их элементов характеризуется относительно линии письма и других элементов. Оно определяется местом, в. котором.изменяется направление непрерывного движения при переходе от одного элемента к другому. Зависит признак от протяженности отдельных частей движения при написании элементов буквы. В обычных условиях автоматизированного письма признак является устойчивым, изменяется при изменении темпа письма и других (общих) признаков почерка. Данный признак контролируется мышечным чувством руки и сознательному изменению может быть подвергнут при медленном письме. При возврате к привычному темпу письма восстанавливается привычное размещение точек соединения элементов в буквах. 3. Размещение точек пересечения движений в буквах и их элементах относительно линии письма и других элементов. Место пересечения элементов зависит от формы, направления и относительной протяженности пересекающихся движений, которыми выполняются эти элементы. 4. Размещение движений при выполнении букв и их элементов по вертикали. Рассматриваемая характеристика движений близка к характеристике формы линии письма в строке, но относится к взаимному размещению отдельных букв и их элементов относительно линии письма и других элементов. Выполнение буквы или элемента буквы выше или ниже предыдущих либо последующих во многом зависит, с одной стороны, от координации движений, от положения кисти руки при письме; с другой—от соотношения протяженности движений, требующихся для выполнения рядом стоящих букв и элементов. Признак в процессе автоматизированной скорописи сознательно почти не контролируется, поэтому отличается устойчивостью. Изменение темпа письма может повлечь за собой изменение выраженности признака. Так, убыстрение темпа письма, как правило, ведет к увеличению разброса в размещении букв по вертикали, замедление—к уменьшению. 5. Размещение движений при выполнении букв и их элементов по горизонтали. Данный признак определяется пространственной ориентацией движений по горизонтали. Характеризуются в буквах отдельно основные и соединительные движения между элементами. Как показали наблюдения за процессом письма и изучение рукописей, движения, обеспечивающие расстановку элементов в буквах и букв в словах, являются устойчивыми при условии письма в привычном темпе. При изучении признака необходимо учитывать строение букв. Между буквами, начинающимися и заканчивающимися дугообразными штрихами, почти всегда наблюдается большое расстояние, поэтому наличие такой особенности в движении не может быть принято за ценный идентификационный признак. То же можно сказать и об отсутствии большого интервала между буквами, например, эк, бл, которые не имеют штрихов, предназначенных для связного письма.
Понятие письма и почерка. Устойчивость и индивидуальность почерка Судебное почерковедение — это отрасль зданий, изучающая почерк и разрабатывающая методы его исследования в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы. Теория криминалистической экспертизы как часть криминалистической техники включает и судебное почерковедение. Судебное почерковедение объединено с другими видами криминалистической экспертизы единством принципов идентификационного исследования, положений методики криминалистической экспертизы, требований оформления заключений эксперта и т. д. Однако, как и любой другой вид криминалистического.. исследования, судебное почерковедение имеет свою самостоятельную область знаний, специфичность которой определяется объектом исследования—почерком, связанным с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека—навыка письма. Никакой другой вид криминалистической экспертизы не исследует эту сторону человеческой деятельности. Как показывает название «судебное почерковедение», данная наука прежде всего изучает почерк как объект экспертного исследования. Вместе с тем теория и практика к компетенции эксперта-почерковеда относят также исследование письменной речи в целях установления автора тех или иных документов. Таким образом, объектом изучения с помощью судебного почерковедения являются как почерк, так и письменная речь, отражающие разные (техническую и смысловую) стороны письма. В связи с этим рассмотрим понятия письма, письменной речи и почерка. Как известно, письмо—исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и расширении этого общения. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений. Письмо прошло длительный, многовековой путь развития от первобытной примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. Современная система алфавитного письма, как правило, предполагает быстрое, плавное и вместе с тем четкое выполнение рукописи. Этой задаче отвечают конструкции письменных знаков. Письмо, приспособленное для быстрого и четкого выполнения рукописи, называют скорописью. Термин «письмо» имеет различные оттенки значения. Кроме приведенного понимания, «письмом» обозначают сам процесс выполнения рукописи, вид письменности (например, «иероглифическое письмо»), почтовое отправление и др. В криминалистике под.письмом, как уже отмечалось, принято понимать объект исследования, включающий: а) письменную речь и б) почерк. Письменная речь охватывает собой языковые средства выражения мысли; почерк—письменно-двигательный навык, с помощью которого воспроизводятся письменные знаки и их сочетания, образующие слова. Письменная речь как объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей. На формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства: знание грамматики (морфологии, синтаксиса) и литературы, различных стилей изложения, профессия, местные диалекты, общение с определенным кругом людей, родной язык, если документ выполняется на другом языке, заболевание центральной нервной системы и т. д. Почерк —это фиксирующаяся в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке, система движений и иных приемов, с помощью которых выполняется рукопись. Несмотря на многообразие определении почерка в криминалистической литературе, основу большинства из них составляет представление о почерке как о фиксирующейся в рукописи своеобразной для каждого пишущего системе движений. Система движений, с помощью которой при письме воспроизводятся письменные знаки, образующие рукопись, — это слаженная, стройная система, элементы которой строго согласованы. Она действительно отражает основное содержание понятия почерка. Кроме того, в почерке имеются такие элементы, которые не исчерпываются системой движений, например, выбор определенного варианта почерка для конкретного случая, если пишущий владеет несколькими вариантами; пространственная ориентация на листе бумаги даты, фрагментов текста, подписи и т. п. Указанный выбор непосредственно не связан с деятельностью двигательного аппарата письма. Некоторые особенности в размещении, как правило обеспечивающиеся отдельными крупными движениями или их комплексом (размещение подписи, фрагментов текста), отражают навыки зрительной ориентации пишущего. Такие движения больше, чем другие, связаны с работой зрительного -анализатора, в частности с особенностями глазомера пишущего. Поэтому особенности пространственной ориентации указанных крупных движений или их комплекса неправильно было бы считать только особенностями системы движений пишущего, хотя именно с помощью последней они реализуются. Здесь, по-видимому, больше проявляются иные стороны навыка письма. - Понятие почерка должно охватывать все стороны письменно-двигательного навыка, связанные с техникой письма. Основное же содержание этого навыка составляет, система движений пишущего. V Устойчивость и индивидуальность почерка являются теми его качествами, благодаря которым возможно решение задач, ставящихся перед экспертом (установление исполнителя рукописи и др.). Понятие устойчивости почерка заключает в себе двоякое содержание: а) устойчивость особенностей письменно-двигательного навыка, воспроизводящихся как в пределах одной рукописи, так и в рукописях, выполненных неодновременно, т. е. их стереотипность и б) устойчивость указанных особенностей при письме в различных, в том числе необычных, условиях, т. е. их сохраняемость. Это—две различные, хотя и очень близкие стороны устойчивости почерка, имеющие большое значение для идентификации. Действительно, если бы особенности навыка пишущего постоянно менялись, письмо было бы не только нечетким, трудно читаемым, но и идентификация пишущего по почерку была бы невозможна. Для идентификации нужна стереотипность, повторяемость в рукописях одного и того же лица свойственных ему особенностей письменно-двигательного навыка. Известно, что на почерк оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы. Если бы под их воздействием человек терял способность писать или всякий раз писал по-разному, то идентификация была бы невозможна. Вместе с тем известно, что в почерках под действием различных факторов наступают изменения. Их объем, характер, специфичность для разных причин дают возможность устанавливать в процессе исследования факты неидентификационного характера. В основе устойчивости почерка лежит относительная прочность письменно-двигательного навыка. Навык, как «заученное действие», вообще предполагает устойчивость. При изучении устойчивости почерка криминалисты-почерковеды исходили из учения И. П. Павлова о динамическом стереотипе, под которым И. П. Павлов понимал «слаженную уравновешенную систему внутренних процессов», определяющуюся внешним стереотипом, системностью раздражителей. Работы современных физиологов и психологов (в особенности П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, А. В. Запорожца) позволяют более конкретно подойти к обоснованию устойчивости почерка. Из их концепций применительно к рассматриваемому вопросу вытекает, что устойчивость почерка необходимо искать в устойчивости программирования, устойчивости стоящей перед человеком письменно-двигательной задачи. Такой программой является сформировавшийся у конкретно пишущего лица зрительно-двигательный образ движений, реализующийся в рукописи. Этот образ, представление о движениях и их результате заключает в себе как сознательные, так и автоматизированные компоненты, причем последние имеют основное значение при выработанном навыке письма. Процесс письма в целом является сознательным, произвольным актом, но предполагает обширную автоматизированную регуляцию. Представление о движениях не осознается полностью. Процесс письма обычно протекает быстро, автоматизирование, и программирование текущих движений происходит без концентрации на них внимания пишущего. Одним из проявлений устойчивости письменно-двигательного навыка является его вариационность. Под вариационностыо в почерковедении принято понимать различное выражение признаков в почерке одного и того же лица или всей системы движений в.целом. В первом случае имеется в виду вариационность признака почерка; во втором — вариационность почерка. Вариационность—свойство сформировавшегося навыка. Природа вариационности кроется в ее приспособи-тельной функции. Вариационность в почерке является средством приспособления движений пишущего к различным задачам и условиям письма. Индивидуальность почерка.подтверждена многолетней экспертной практикой и является результатом формирования у каждого пишущего своеобразного письменно- двигательного навыка. В основе своеобразия письменно-двигательного навыка в ""свою"" очередь" "лежит индивидуальность механизма письма, которая формируется в результате взаимодействия многочисленных объективных и субъективных причин. И объективных причин (условия и методика обучения в школе, обстановка, в которой выполняются домашние задания) особо должна быть отмечена методика обучения письму. В настоящее время от обучающегося требуется строгое соблюдение прописей. Более тог? методика обучения имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению стандартизации условий при письме1. Кроме того, на последующее формирование индивидуального почерка оказывают влияние характер документов и условия, в которых они выполняются в процессе дальнейшей учебы и служебной деятельности. Сознательное влияние пишущего на формирование почерка очень велико. Оно имеет значение в определении пути формирования почерка, в успехе овладения навыком письма, в появлении тех или иных особенностей, чаще всего связанных с определенным строением почерка. Анатомические моменты, как правило, непосредственно в почерке не отображаются. Однако они проявляются опосредствованно через механизм письма, внося в него индивидуализирующие черты. Типологические свойства нервной системы, особенно. ее подвижность и уравновешенность, имеют большое значение в процессе формирования навыка письма, предопределяя успешность овладения им, выработку вариаци-онности и появление других особенностей почерка. Как правило, ни один из рассмотренных факторов не получает в почерке однозначного отображения. Это позволяет криминалистам считать случайным происхождение многочисленных особенностей (признаков) почерка. При этом под случайностью происхождения признака понимается необязательность его появления в зависимости от одной определенной причины и возможность появления от разных причин. Чаще всего невозможно назвать одну определенную причину появления признака в почерке. Чем от большего числа возможных причин зависит признак, тем «случайнее» его происхождение. В результате влияния комплекса упомянутых факторов у каждого пишущего формируется индивидуальный почерк. Индивидуальность почерка в наибольшей мере выражается в отклонениях от прописей, служащих образцом при обучении письму. Однако в процессе формирования почерка некоторые отклонения от стандартных прописей являются общими почти для всех людей. Поэтому индивидуализирующее значение может приобретать и сохранение соответствия прописям. Выражением индивидуальности в почерке следует считать степень и характер отклонений от прописей и сохранения соответствия им. Почерк является обширным источником индивидуальной информации. Особенностей письменно-двигательного навыка в почерке много. Об этом свидетельствует большой перечень идентификационных признаков почерка, который рассматривается в гл. III. Его можно увеличить за сче-т проявления каждого признака в разных буквах и различных признаков в одной букве. Однако не всегда указанные признаки бывают выражены в рукописи в достаточном для индивидуализации исполнителя объеме. Это зависит от различных причин, главными из которых являются объем исследуемой рукописи, которая может содержать очень мало букв, и выполнение намеренно искаженным почерком.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.012 с.) |