Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории



1. Преобладающая форма движений

В соответствии с прописями преобладающей формой движений при письме является прямолинейно-дуговая. Возможны отклонения—угловатая, петлевая, изло­манная либо извилистая, а также раз­нотипные формы, являющиеся результатом сочетания различных форм движений.

Биомеханически признак определяется степенью и ха­рактером участия различных групп мышц, в известной мере он отражает степень сложности движений.

Как показывают наблюдения и экспертная практика,

наиболее распространенной преобладающей формой дви­жений является прямолинейно-дуговая форма, соответ­ствующая прописям.

Относительно распространена петлевая преобладаю­щая форма движений. Остальные виды, особенно изло­манная и извилистая, характерные для усложненных по­черков, встречаются редко.

Преобладающая форма движений может варьировать, изменяться и сохранять свою устойчивость при письме в различных условиях.

Названный признак относительно устойчив при изменении внешних условий письма, если при этом не происходит других существенных изменений в механизме письма и строении почерка (например, переход на пись­мо с подражанием буквам печатной формы). Изменения его обычно носят вариационный характер.

Вместе с тем при нервных заболеваниях, например связанных с последствиями перенесенной черепно-мозго­вой травмы, возможно изменение преобладающей формы движений на угловатую, которое становится устойчивым.

Признак относительно устойчив при изменении темпа письма. Однако он изменяется при намеренном искаже­нии почерка в связи с заменой зрительного образа букв. Иногда изменение преобладающей формы движений из­бирается лицом в качестве основного способа маскировки почерка.

2. Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматрива­ется отдельно в отношении основных элементов, выполня­емых слибательными движениями, и в отношении дугооб­разных элементов букв и букв в целом.

Направление движений при выполнении основных элементов (наклон) букв, как правило, общее — сверху вниз. По прописям это направление предусматривается не как строго вертикальное относительно линии письма, а как наклонное, примерно под__углом__65°—справа вниз налево. В буквах рукописи это направление реализуется в виде правого наклона. Возможные отклонения в прак­тической скорописи—вертикальное сверху вниз (буквы без наклона), левонаклонное—слева вниз направо (ле­вый наклон). Дифференциация возможна и по степени наклона и степени его равномерности (рис. 10 а, б, в, г, д).

В двигательном механизме, определяющем конкрет­ное выражение признака, значительная роль.принадлежит координационным отношениям крупных и мелких звень­ев руки, а также характеру и степени участия различных групп мышц.

Наиболее распространенным является преоблада­ющее направление движений при выполнении основных элементов букв справа налево, определяющее правый на­клон букв под углом примерно в 65° и более. Почерки с большей степенью наклона букв к линии письма, а также левонаклонные и без наклона встречаются реже.

Условная значимость левонаклонного почерка—1,0, а прямого, т. е. без наклона,—0,8. Следовательно, из этих двух видов направление движений при выполнении основных элементов букв слева направо встречается не­много реже, чем вертикальное.

Существует зависимость неравномерного направле­ния—наклона от строения почерка. Как правило, нерав­номерный наклон при письме в обычных условиях сопут­ствует упрощенному почерку.

Направление—наклон является вариационным при­знаком. Многие пишущие в зависимости от различных обстоятельств могут изменять его сознательно. Вместе с тем наклон относительно устойчив при письме в изме­ненных внешних условиях. Правда, в случаях снижения координации, сопутствующего изменению внешних усло­вий и обычного состояния пишущего, нарушается равно­мерность наклона. При ускорении и замедлении письма наклон, как правило, устойчив, может изменяться лишь степень его равномерности. Относительная легкость со­знательного изменения наклона часто используется лица­ми в целях маскировки почерка.

Направление движений при выполнении дугообразных элементов различается как левоокружное (против часо­вой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке).

Подавляющее большинство дугообразных элементов в соответствии с прописями выполняется леврокруж-нымидвижениями. Дальнейшее увеличение ^в. скорописи числа элементов, выполняемых левоокружными движени­ями, приводит к образованию преобладающего левоок­ружного направления движений. Как известно из раздела о строении почерка по степени сложности, и-образные, т. е. левоокружные, движения проще п-образных, т. е. правоокружных. Тем не менее в скорописи встречается и преобладающее правоокружное направление движений, характеризующееся тем, что пишущий исполняет право-окружными движениями не только элементы, предусмот­ренные прописями, но и иные — по прописям левоокруж­ные.

Левоокружные и правоокружные движения различны по механизму. Последовательность мелких движений кис­ти и пальцев, их координированность, организация рабо­ты мышц—антагонистов существенно различаются при разном направлении дуговых движений.

Относительная простота левоокружных движений обусловливает их широкую распространенность. Напро­тив, преобладающее правоокружное направление движе­ний встречается сравнительно редко.

Преобладающее направление дугообразных движений — относительно устойчивый признак при влиянии на процесс письма различных факторов, в том числе и наме­ренного скорописного изменения почерка с целью маски­ровки.

3. Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка)

Этот признак характеризуется отдельно в отношении движений, которыми выполняются основные элементы букв, и движений, которыми выполняются соединитель­ные элементы. В первом случае говорят о протяженности движений по вертикали, во втором — о протяженности по горизонтали.

Протяженность по вертикали выражается в высоте букв; по горизонтали — в их ширине. Соотношение про­тяженности движений по горизонтали и вертикали состав­ляет содержание разгона почерка.

Прописи регламентируют протяженность движений пишущего в начале обучения письму. В процессе скоропи­си у пишущего формируются свои размерные соотношения движений, которые определяются многими факторами, в числе которых могут быть названы: особенности зре­ния, конкретная координация движений крупных и мел­ких звеньев руки (ведущее значение той или иной группы звеньев), свойства нервных процессов пишущего.

Протяженность движений по вертикали, определяемая по высоте букв, имеет определенные количественные ха­рактеристики. В зависимости от них почерки делятся на крупные (высота букв 4 мм и более), средние (высота букв от 2 до 4 мм) и мелкие (высота букв до 2 мм вклю­чительно).

Наиболее распространеиными являются средние; ре­же встречаются крупные и мелкие. Из них наиболее ред­ки почерки с протяженностью по высоте букв свыше 5 мм, их условная значимость—0,8. Мелкие же почерки (менее 2 мм) имеют условную значимость 0,7.

Очень важной характеристикой относительной протя­женности движений по горизонтали является разгон по­черка. Он определяется как отношение протяженности по горизонтали, т. е. по расстоянию между основными эле­ментами букв и между буквами, к протяженности по вертикали, т. е. по высоте.

Количественные показатели разгона следующие: боль­шой разгон — размер интервалов между основными эле­ментами букв и буквами равен высоте букв или более ее; средний—размер интервалов между буквами и ос­новными элементами букв колеблется от Vz высоты до высоты букв; малый—размер интервалов между основ­ными элементами букв и буквами равен '/2 высоты букв и менее.

Наиболее распространен средний разгон. Затем по частоте встречаемости следует большой — его условная значимость—0,6; малый разгон имеет условную значи­мость—1,2, а следовательно, и встречается значительно реже.

Относительную протяженность движений по горизон­тали характеризует и расстановка букв. Необходимость в этой характеристике возникает в тех редких случаях, когда она не поглощается разгоном.

Это бывает при отчетливо различных ширине букв и расстояния между ними. Например, буквы имеют боль­шую ширину, но и вместе с тем малые интервалы между буквами. В подобных случая целесообразна характерис­тика соотношения протяженности интервалов между бук­вами к ширине букв, т. е. по расстановке. Количествен­ные показатели расстановки:

широкая—размер интервалов между буквами больше ширины букв;

узкая — размер интервалов между буквами менее ширины букв.

Ширина букв оценивается по буквам, имеющим два основных элемента.

Протяженность движений как общий признак харак­теризуется вариационностью. Высота и разгон почерка изменяются под влиянием самых разнообразных причин. При изменении внешних условий, а также состояния, свя­занного с характером документа, они могут увеличивать­ся и уменьшаться, причем в случае ускорения темпа вы­сота чаще увеличивается, разгон увеличивается.всегда.

Изменение протяженности может быть способом на­меренной маскировки почерка и может сопутствовать из­менениям другими способами.

4. Степень связности (непрерывности) движений

Степень связности движеаий характеризует сте­пень безотрывного письма при выполнении букв, их соче­таний, слов.

Чем реже пишущий прерывает движения, производи­мые им в горизонтальной плоскости, направленные на выписывание букв в словах, тем выше степень связнос­ти движений при письме. Отрывы при письме связаны с перенесением кончика пера из горизонтальной плоскости (плоскость листа бумаги) в перпендикулярную к ней, вертикальную плоскость.

Одной из задач школьного обучения является выра­ботка быстрого и связного письма. По данным психоло­гов, связное письмо всегда быстрее, чем отрывистое, так как в связности проявляется не только непрерывность, но и протяженность общего движения. Движения, соверша­емые для выполнения буквы в одной плоскости, короче, чем сумма движений, совершаемых в двух плоскостях. Поэтому темп письма у лиц со связным почерком быст­рее, чем у лиц с отрывистым почерком.

Являясь одним из показателей темпа, степень непре­рывности фиксируемых движений тесно связана с выра-ботанностью и строением почерка. Однако степень свя­зности может различаться в почерках, относящихся к одной группе по степени выработанности и строению. Поэтому она используется в экспертной практике и как самостоятельный признак.

Характеристика почерка по степени связности осно­вана на следующих количественных показателях: сплош­ная связность—при условии непрерывного выполнения всех букв в слове независимо от протяженности; большая

связность — непрерывное выполнение шести и более знаков в большинстве слов; средняя — непрерывное сое­динение от четырех-пяти букв в большинстве слов; ма­лая — непрерывное соединение двух-трех букв в боль­шинстве слов; отрывистое выполнение букв (буквы выполняются отдельными движениями), а иногда и эле­ментов в буквах (рис. 15 а, б, в, г, д).

Зависимость связности от ряда других признаков требует дифференцированной оценки ее идентификаци­онной значимости с учетом этой зависимости. Так, для маловыработанного почерка характерна малая связ­ность. В выработанных, особенно в высоковыработанных почерках, малая связность, и тем более отрывистое вы­полнение, напротив, встречается сравнительно редко. При этом малая связность и отрывистое выполнение чаще наблюдаются в группе усложненных почерков; особен­но редко она встречается в почерках упрощенного строе­ния. Для группы почерков простого и упрощенного стро­ения наиболее типичной является большая и несколько реже средняя связность. Сплошная связность являет­ся вообще относительно редко встречающимся приз­наком..

Связность—вариационный признак; изменяется неодинаково в зависимости от причины, влияющей на почерк: при изменении внешних условий — позы — уве­личивается, материала письма—уменьшается. В случае письма в необычном состоянии, например в состоянии опьянения средней степени,—увеличивается, в тяжелой— уменьшается, что связано с общим распадом управления движениями. При установке на медленное старательное письмо —уменьшается; на быстрое —увеличивается. Ма­скировка почерка, как правило, сопровождается умень­шением связности.

5. Степень и характер нажима

Нажим при письме отражает степень и характер зат­рачиваемых усилий. На траектории движения это сказы­вается в виде колебаний большей и меньшей вдавленности и ширины штриха.

При обучении нажимному письму перьевой ручкой требовалась отчетливая дифференциация нажима при вы­полнении основных элементов сгибательными, т. е. напра­вленными сверху вниз, движениями, и соединительных элементов—разгибательными движениями— направлен­ными вверх вправо. В скорописи выраженность нажим­ных и ненажимных штрихов обычно ослабевает. При пе­реходе в настоящее время с самого начала обуче­ния на письмо авторучкой нажим утратил свое специаль­ное значение. Тем не менее и в этом случае разное соот­ношение в распределении усилий при выполнении основ­ных и соединительных элементов все же сохраняется, но в рукописи обычно выражается незначительно. Нажим можно использовать в качестве идентификационного признака, исследуя общую степень нажима, степень диф­ференциации между нажимными и ненажимными движе­ниями и локализацию нажимных движений в штрихе.

Ориентировочно характеристика нажима возможна по следующим показателям:

сильный и значительно дифференцированный нажим— ширина основных штрихов превышает ширину соеди­нительных более чем в 2 раза;

средний и дифференцированный нажим — ширина ос­новных штрихов превышает ширину соединительных штрихов в 2 раза;

слабый и недифференцированный нажим — незначи­тельная ширина основных штрихов примерно равна ши­рине соединительных (рис. 16 а, б, в,).

Отметим, что сильный нажим относительно редко встречается в высоковыработанных и даже средневыработаяных почерках. Редко встречающимся признакам является очень слабый нажим.

Отчетливая дифференциация нажимных и ненажим­ных движений при распространенном в настоящее время письме авторучками наблюдается довольно редко и глав­ным образом в документах, исполненных перьевой руч­кой или карандашом.

Локализация нажимных движений чаще встречается в основных элементах, выполняемых сгибательными дви­жениями сверху вниз, и реже — в местах перехода от основных элементов к соединительным и в горизонтальных частях элементов (см. рис. 17).

Нажим относится к признакам, претерпевающим из­менения под влиянием необычных условий письма и от­носительно устойчивым при стремлении намеренно из­менить свой почерк.

Под влиянием изменения во внешней обстановке письма — позы, материала письма — претерпевают изме­нения и силовые компоненты движения. В результате нажим может увеличиваться, уменьшаться, становиться неоднородным.

Иногда степень нажима изменяется при ускорении и замедлении письма, причем при ускорении чаще наблю­дается тенденция к увеличению, а при замедлении воз­можно как увеличение, так и уменьшение нажима.

При намеренном изменении почерка в большинстве случаев устойчива локализация нажимных движений. Это, видимо, объясняется тем, что данный признак является «неброским», мало связанным со зрительным об­разом букв и слов. Этот признак сохраняется даже при компетентном изменении и подражании почерку другого лица.

При письме левой рукой или изменении способа дер­жания пишущего прибора признак претерпевает измене­ния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.029 с.)