Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Выработанность почерка Под выработанностью почерка в теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы принято понимать уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность—это характеристика степени овладения навыками письма, степени сформированности почерка в целом. Как показатель степени сформированности навыков письма, выработанность почерка служит для эксперта показателем автоматизма письма, управляемости движениями, способности писать в быстром темпе. Выработанность—разносторонний признак. Показателями его являются координированность, темп. Кроме того, в качестве показателя выработанности часто, рассматриваются: устойчивость признаков почерка, строение букв, вариационность конструкций букв в зависимости от конкретного сочетания букв в слове. Под координацией движений, рассматриваемой в качестве показателя степени выработанности, понимается пространственная точность движений. Темпом письма считается время выполнения букв, слов, фраз, рукописи в целом. Понятия устойчивости и вариационности известны. Почерки по степени выработанности делятся на три группы: а) маловыработанные, б) средневыработанные и в) высоковыработанные. Маловыработанные почерки отражают начальную ступень образования навыка письма. К этой группе почерков относятся: 1) школьные, ученические почерки, характерные для периода обучения письму, 1—4 классы средней школы) и 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко; в отличие от первых, эти почерки называются маловыработанными практическими. Рукописи, выполненные школьными и практическими почерками, резко различаются по внешнему виду, хотя и относятся к одной группе (рис. 2 и, б). О малой выработанности почерка в первые периоды обучения письму свидетельствует низкая точность движений, выражающаяся в извилистости, изломах" штрихов, угловатости овалов, неравномерности протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями. Эти признаки деформируют буквы, придают им неуклюжий, нестройный вид. Низкая точность или координированность движений свидетельствует о неумелом управлении ими. Однако в школьном почерке признаки низкой координации движений бывают отчетливо выражены только в самом начале обучения. Уже в начальных классах ученики могут достигнуть высокой степени точности движений при условии их медленного выполнения. Исчезают извилистость, изломы и угловатость элементов букв, соблюдаются правильные пропорции протяженности, направления, взаимного размещения движений. Поэтому рукописи, исполненные маловыработанным школьным почерком, как правило, отличаются стройностью, четкостью, соответствием строения букв прописям и имеют очень характерный вид. Однако, если обучающийся попытается писать быстрее, движения сразу же теряют точность и упорядоченность. Отсюда в качестве показателя малой выработанности обязательно рассматривается медленный темп письма. Основным признаком медленного темпа является несвязное, отрывистое выполнение букв. Непрерывно выполненные сочетания букв встречаются редко. Иногда самостоятельными движениями выполняются элементы в буквах. Кроме того, свидетельством медленного темпа могут служить: тупые начала и окончания штрихов, наличие некоторых усложнений движений. В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и размещения движений, выражены довольно отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими. Неравномерность протяженности, направления, размещения может стать устойчивой при выполнении определенных букв. Такому почерку свойствен медленный, а иногда и средний темп. Последний выражается в наличии непрерывно выполненных сочетаний, чаще всего двух букв, отсутствии тупых начал и окончаний штрихов. Строение букв отличается от прописей главным образом за счет упрощений движений и бывает деформированным, «неуклюжим», что связано с низкой координацией. Пространственная неточность лвижений в пределах обширной группы маловыработанных почерков может быть выраженной более или менее. Темп также колеблется, но в относительно небольших пределах. Для маловыработанного почерка, особенно школьного, типичной является следующая зависимость рассмотренных показателей: чем медленнее темп, тем выше пространственная точность движений и наоборот. Движения при письме в процессе обучения довольно быстро приобретают относительную устойчивость (стереотипность). Эта устойчивость кратковременна, так как навык письма продолжает развиваться. В пределах группы маловыработанных почерков лишь в самом начале обучения или у лиц с очень незначительной практикой письма движения очень неустойчивые. Кроме того, устойчивость почерка весьма непрочна, легко нарушается в необычных условиях письма. Приобретаемые в процессе обучения письму навыки стереотипны, но еще лишены приспособляемости к различным условиям. Средневыработанные почерки — это не вполне сформировавшиеся почерки, отражающие стадию практического освоения связного и быстрого письма. Задача школьного обучения сводится не только к тому, чтобы научить писать стройно и четко, по возможности соблюдая прописи, но и обучить быстрому письму. Важно, чтобы человек умел писать быстро и успевал фиксировать скоро протекающие процессы мышления и устную речь. Для этого требуется более сложное управление процессом письма, так как относительно точные движения необходимо выполнять в ограниченные отрезки времени. Пространственная точность движений соблюдается уже в пределах более быстрого (по сравнению с начальной стадией), условно названного средним, темпа письма, характеризующегося большей непрерывностью движений. Возможно сохранение недостаточной координации движений, которая проявляется не в отклонениях от принятого направления в пределах штрихов, а в неточном соблюдении правильных пропорций протяженности, направления, размещения движений при выполнении элементов букв и букв в целом. Кроме того, точность движений может снизиться и вследствие недостаточной подготовленности пишущего к быстрому темпу письма и других объективных и субъективных факторов. Строение букв обычно близко к прописям. Средневыработанный почерк в большей мере устойчив относительно влияния различных сбивающих обстоятельств. На этом этапе формирования пишущий начинает приспосабливать навыки к различным условиям и в первую очередь к быстрому и медленному темпу. В связи с этим буквы могут подвергаться значительным изменениям: появляется больше упрощений при выполнении букв и их элементов. Высоковыработанные почерки—это вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для почерков с высокой степени выработанности характерна относительно большая точность движений в процессе быстрого выполнения избранных пишущим форм письменных знаков. Правда, признаки недостаточной координированности, выражающейся в неравномерности протяженности, направления и размещения движений, закрепившиеся на предыдущих стадиях формирования, могут сохраниться и в высоковыработанных почерках, особенно при формировании почерка упрощенного строения, которому свойственна высокая приспособленность к быстрому темпу. Лицам, имеющим Высоковыработанные почерки, свойствен относительно быстрый темп движений при письме. Признаками быстрого темпа являются значительная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв. Дифференциация же темпа в пределах данной группы зависит от строения почерка (простое, упрощенное или усложненное). Для навыков письма, отражающихся в высоковыра-ботанном почерке, наряду с относительной стереотипностью, характерна вариационность, объясняющаяся приспособляемостью к различным условиям, и относительно большая устойчивость к сбивающим факторам. Вариационность признаков и особенно почерка—качество, проявляющееся только на высокой ступени его формирования. Степень выработанности почерка относится к устойчивым признакам. Ее показатели, как правило, воспроизводятся при письме в измененных условиях в таком объеме, что удается судить о действительной степени выработанности почерка исполнителя исследуемой рукописи. Устойчивость выработанности наблюдается не толь- ко в случаях изменения внешних условий письма и состояния пишущего, но и часто при стремлении намеренно изменить свой почерк с целью маскировки. Устойчивость степени выработанности почерка, по-видимому, объясняется многообразием ее показателей. Координация и темп могут претерпевать значительные изменения. Вместе с тем в рукописи удается обнаружить особенности движений, выражающиеся обычно в строении букв, которые свидетельствуют о более высоких координационных возможностях и приспособленности к быстрому темпу письма. Это позволяет судить о действительной степени выработанности почерка исполнителя. Степень выработанности может изменяться только в одном направлении—в сторону ее снижения. Невозможно заметно повысить степень выработанности почерка в пределах одного периода времени без тренировки и совершенствования практики письма. В большей мере изменение степени выработанности наступает при стремлении пишущего выполнить документ определенным образом (в зависимости от его характера и значения) или намеренно изменить свой почерк. При этом старательное замедленное письмо сопровождается снижением степени выработанности только у лиц с почерком упрощенного строения. При намеренном изменении почерка степень выработанности может снижаться при подражании буквам печатной формы. Это наблюдается в тех случаях, когда лицо не пишет привычно «печатным» шрифтом. Кроме того, степень выработанности может снизиться и при подражании буквам другого строения (например, прописям, лицом, имеющим высоковыработанный почерк упрощенного строения), при компетентном изменении почерка. Естественно снижение степени выработанности при перемене пишущей руки в случае отсутствия навыка письма этой рукой. Установление степени выработанности почерка, которым выполнена исследуемая рукопись, в случае необычного ее написания, осложняется малым объемом рукописи. В связи с этим при производстве экспертных исследований не всегда возможно установить степень выработанности. Иногда удается судить только о двух возможных группах, к одной из которых должен быть отнесен почерк, и исключить третью. Например, эксперт устанавливает, что рукопись не могла быть выполнена лицом, имеющим маловыработанный почерк. Следовательно, этот почерк относится либо к группе средних, но высоковыработанных почерков. Координация и темп движений как идентификационные признаки рассматриваются отдельно. 2. Координация движений при письме Координацию движений можно рассматривать с точки зрения двух степеней точности: а) точность в соблюдении параметров движения (главным образом, направления и протяженности) в пределах выполнения элементов букв и б) точность в соблюдении параметров движений (направления, протяженности, размещения и других) при выполнении сочетаний элементов, букв, слов, фраз. Неточность движений первой степени выражается в уже известных признаках: извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений. Указанные признаки неточности движений при формировании навыка письма неодинаково проявляются в разных элементах письменных знаков: 1) точность движений достигается прежде всего при выполнении основных элементов букв (сгибательные движения). В то время как основные элементы букв уже выполняются ровными и плавными движениями, соединительные и заключительные (разгибательные движения) имеют еще мелкую извилистость; 2) точность движений достигается раньше при выполнении прямолинейных по форме основных элементов, чем дугообразных. Последние являются более сложными. В процессе обучения письму и формирования почерка, как уже отмечалось, координированность движений при выполнении элементов букв становится достаточной и признаки неточности движений 1-й степени исчезают. Признаки неточности движений 2-й степени сводятся к несоразмерности параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей рукописи. При переходе на быстрое и связное письмо пишущий должен согласовывать свои движения в процессе письма в более короткие отрезки времени. В этот период не каждому пишущему удается (да и не каждый ставит перед собой такую задачу) выдержать все параметры при быстром письме. Отсюда появляется или сохраняется неравномерность в протяженности, направлении и других признаках, проявляющаяся иногда даже в высоко-выработанных почерках. Возможность проявления своеобразия координации движений в почерке разных людей при письме в норме обычно исчерпывается степенью точности движений. Дифференциация почерков по степени координации в пределах групп проводится главным образом в зависимости от выраженности: маловыработанных школьных почерков—признаков неточности движений 1-й степени; маловыработанных практических почерков—признаков неточности движений как 1-й, так и 2-й степени; средне- и высоковыработанных почерков—признаков неточности движений 2-й степени. Координация движений — признак, наиболее чутко реагирующий на всякого рода изменения в обычных условиях письма. Она прежде всего нарушается при изменении внешней обстановки письма. Особенно отчетливы нарушения согласованности движений при изменении позы и состояния пишущего, а также при некоторых способах намеренной маскировки почерка посредством изменения механизма письма (например, перемена пишущей руки). В случаях, когда снижение координации движений становится не единовременным, а стойким, например при нервных заболеваниях, характер и степень снижения координации приобретают большую идентификационную ценность, чем обычно. При необычном письме неточность движений ранее проявляется в признаках 2-й степени. Если нарушение координации более глубокое, появляются признаки неточности движений 1-й степени. Последние касаются прежде всего элементов, выполненных разгибательными движениями, и тех частей элементов, где имеется плавный переход сгибательного движения в разгибательное. Знание характера, объема и последовательности нарушений координации движений в зависимости от непривычных факторов, а также необычного состояния пишущего помогает эксперту правильно объяснить возможную причину нарушения координации и оценить идентификационные признаки. 3. Темп саижений при письме Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно различается в почерках разных лиц, находящихся в пределах одной степени выработанное. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естественно, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кроме того, даже находясь на одной стадии обучения письму, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки. Различие в темпе письма сказывается в уже известных признаках, основным из которых является степень непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний. В группе высоковыработанных почерков экспериментально установлена зависимость темпа выполнения рукописей от строения почерка, от его сложности. Самыми медленными по темпу исполнения являются усложненные почерки, самыми быстрыми — упрощенные, среднее положенье занимают простые (прописные) почерки. В пределах групп почерков по строению темп может различаться по степени выраженности признаков упрощения и усложнения. Темп письма—признак, вообще тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа. Темп письма может привычно варьировать у каждого пишущего в зависимости от назначения документа и ряда других условий. Вариационность темпа, равно как и других признаков, в наибольшей степени выражена в высоковыработанных почерках. Лица, имеющие почерки, приспособленные к медленному темпу письма, одновременно располагают вариантом, рассчитанным на быстрый темп. Вообще большими возможностями варьировать темп письма обладают лица, имеющие усложненные и простые почерки; меньшая вариационность наблюдалась у лиц, имеющих упрощенный почерк. Темп письма в ряде случаев замедляется при влиянии на процесс письма необычных условий или состояния. Как правило, замедление темпа сопутствует намеренному изменению почерка с целью маскировки. 4. Степень сложности движений, отображающаяся в строении почерка в целом Строение почерка по степени сложности отражает тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли формирование письменно-двигательных навыков стремлению писать в соответствии с прописями, или особенно стройно, красиво и вместе с тем своеобразно, либо это формирование всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма. Согласно классификации почерков по строению все высоковыработанные почерки можно разбить на три большие группы: простые (прописные), упрощенные и усложненные. В основу этой классификации положены характеристики движений, позволяющие судить о их простоте или сложности. В качестве «нормы», своего рода эталона, были взяты почерки, наиболее соответствующие прописям. Показатели степени сложности — это определенные проявления формы, направления, протяженности, непрерывности, количества, последовательности движений. Поэтому рассматриваемая характеристика является комплексной, сложной. Принципы, положенные в основу классификации, сводятся к следующим: 1) многообразие форм движений, сочетание различных форм (например прямолинейной и дугообразной, ряда прямолинейных—изломанная, ряда дугообразных—извилистая и т. п.) сложнее, чем просто прямолинейная или дугообразная; 2) наличие резких и многократных изменений направлений движений, что нередко связано с многообразием форм, свидетельствует о большей сложности движений, чем плавный характер последних; 3) увеличение протяженности движений, особенно ее разнообразие при выполнении букв и Их элементов, также усложняет процесс письма; 4) для лиц, обладающих высоковыработанным почерком и стремящихся писать быстро осложняющим моментом является отрывистое письмо; 5) о большей сложности движений говорит увеличение количества элементов, и, напротив, уменьшение их свидетельствует об упрощении; 6) свидетельством большей или меньшей сложности могут быть также определенные нарушения обычной последовательности движений, которые в одних случаях усложняют процесс письма, а в других—упрощают, особенно тогда, когда изменение обычной последовательности элементов связано с уменьшением протяженности движений и большим удобством для соединения с предшествующей или последующей буквой. Увеличение протяженности при непрерывном и однонаправленном движении не всегда можно считать усложнением, так как в процессе, письма оно позволяет в большей мере увеличивать скорость, чем короткое по протяженности движение. Вместе с тем сокращение движений, состоящее в утрате элемента или его части в начале, перед интервалом, в результате выпрямления или совмещения движений, является упрощением. Однообразие, цикличность движений, рассматривается в качестве показателя упрощения. Однако при этом необходимо учитывать степень сложности самих повторяющихся движений. Они по степени сложности распределяются примерно следующим образом: 1) дугообразные; 2) и-образные; 3) верхнепетлевые; 4)п-образные; 5) нижнепетлевые; 6) угловатые, однонаправленные; 7) угловатые, разнонаправленные; 8) искривленные (изломанные); 9) извилистые.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.011 с.) |