ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка



I. Выработанность почерка

Под выработанностью почерка в теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы принято понимать уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром тем­пе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность—это характеристика степени овладения на­выками письма, степени сформированности почерка в целом.

Как показатель степени сформированности навыков письма, выработанность почерка служит для эксперта показателем автоматизма письма, управляемости дви­жениями, способности писать в быстром темпе.

Выработанность—разносторонний признак. Показа­телями его являются координированность, темп. Кроме того, в качестве показателя выработанности часто, рас­сматриваются: устойчивость признаков почерка, строе­ние букв, вариационность конструкций букв в зависимо­сти от конкретного сочетания букв в слове.

Под координацией движений, рассматриваемой в качестве показателя степени выработанности, понимается пространственная точность движений. Темпом пись­ма считается время выполнения букв, слов, фраз, руко­писи в целом. Понятия устойчивости и вариационности известны.

Почерки по степени выработанности делятся на три группы:

а) маловыработанные,

б) средневыработанные и

в) высоковыработанные.

Маловыработанные почерки отражают начальную ступень образования навыка письма. К этой группе по­черков относятся: 1) школьные, ученические почерки, характерные для периода обучения письму, 1—4 классы средней школы) и 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко;

в отличие от первых, эти почерки называются маловыработанными практическими. Рукописи, выполненные школьными и практическими почерками, резко различа­ются по внешнему виду, хотя и относятся к одной группе (рис. 2 и, б).

О малой выработанности почерка в первые периоды обучения письму свидетельствует низкая точность дви­жений, выражающаяся в извилистости, изломах" штри­хов, угловатости овалов, неравномерности протяженно­сти, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями. Эти признаки дефор­мируют буквы, придают им неуклюжий, нестройный вид. Низкая точность или координированность движений сви­детельствует о неумелом управлении ими.

Однако в школьном почерке признаки низкой коор­динации движений бывают отчетливо выражены только в самом начале обучения. Уже в начальных классах уче­ники могут достигнуть высокой степени точности движе­ний при условии их медленного выполнения. Исчезают извилистость, изломы и угловатость элементов букв, соблюдаются правильные пропорции протяженности, направления, взаимного размещения движений. Поэтому рукописи, исполненные маловыработанным школьным почерком, как правило, отличаются стройностью, четко­стью, соответствием строения букв прописям и имеют очень характерный вид. Однако, если обучающийся попытается писать быстрее, движения сразу же теряют точность и упорядоченность. Отсюда в качестве показа­теля малой выработанности обязательно рассматривает­ся медленный темп письма. Основным признаком мед­ленного темпа является несвязное, отрывистое выполне­ние букв. Непрерывно выполненные сочетания букв встречаются редко. Иногда самостоятельными движе­ниями выполняются элементы в буквах. Кроме того, свидетельством медленного темпа могут служить: тупые начала и окончания штрихов, наличие некоторых услож­нений движений.

В противоположность школьному в маловыработан­ном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, на­правления и размещения движений, выражены довольно отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестрой­ными, нечеткими. Неравномерность протяженности, направления, размещения может стать устойчивой при выполнении определенных букв. Такому почерку свой­ствен медленный, а иногда и средний темп. Последний выражается в наличии непрерывно выполненных соче­таний, чаще всего двух букв, отсутствии тупых начал и окончаний штрихов. Строение букв отличается от пропи­сей главным образом за счет упрощений движений и бы­вает деформированным, «неуклюжим», что связано с низкой координацией.

Пространственная неточность лвижений в пределах обширной группы маловыработанных почерков может быть выраженной более или менее. Темп также колеблется, но в относительно не­больших пределах.

Для маловыработанного почерка, особенно школь­ного, типичной является следующая зависимость рас­смотренных показателей: чем медленнее темп, тем выше пространственная точность движений и наоборот.

Движения при письме в процессе обучения довольно быстро приобретают относительную устойчивость (сте­реотипность). Эта устойчивость кратковременна, так как навык письма продолжает развиваться.

В пределах группы маловыработанных почерков лишь в самом начале обучения или у лиц с очень незна­чительной практикой письма движения очень неустой­чивые.

Кроме того, устойчивость почерка весьма непрочна, легко нарушается в необычных условиях письма. При­обретаемые в процессе обучения письму навыки стерео­типны, но еще лишены приспособляемости к различным условиям.

Средневыработанные почерки — это не вполне сфор­мировавшиеся почерки, отражающие стадию прак­тического освоения связного и быстрого письма.

Задача школьного обучения сводится не только к то­му, чтобы научить писать стройно и четко, по воз­можности соблюдая прописи, но и обучить быстрому письму. Важно, чтобы человек умел писать быстро и успевал фиксировать скоро протекающие процессы мыш­ления и устную речь. Для этого требуется более слож­ное управление процессом письма, так как относительно точные движения необходимо выполнять в ограничен­ные отрезки времени.

Пространственная точность движений соблюдается уже в пределах более быстрого (по сравнению с началь­ной стадией), условно названного средним, темпа пись­ма, характеризующегося большей непрерывностью движений. Возможно сохранение недостаточной координа­ции движений, которая проявляется не в отклонениях от принятого направления в пределах штрихов, а в неточном соблюдении правильных пропорций протяжен­ности, направления, размещения движений при выполне­нии элементов букв и букв в целом. Кроме того, точность движений может снизиться и вследствие недостаточной подготовленности пишущего к быстрому темпу письма и других объективных и субъективных факторов.

Строение букв обычно близко к прописям.

Средневыработанный почерк в большей мере устой­чив относительно влияния различных сбивающих обстоя­тельств. На этом этапе формирования пишущий начи­нает приспосабливать навыки к различным условиям и в первую очередь к быстрому и медленному темпу. В связи с этим буквы могут подвергаться значительным изменениям: появляется больше упрощений при выпол­нении букв и их элементов.

Высоковыработанные почерки—это вполне сформи­ровавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма .

Для почерков с высокой степени выработанности ха­рактерна относительно большая точность движений в процессе быстрого выполнения избранных пишущим

форм письменных знаков. Правда, признаки недостаточ­ной координированности, выражающейся в неравномер­ности протяженности, направления и размещения дви­жений, закрепившиеся на предыдущих стадиях форми­рования, могут сохраниться и в высоковыработанных почерках, особенно при формировании почерка упрощен­ного строения, которому свойственна высокая приспо­собленность к быстрому темпу.

Лицам, имеющим Высоковыработанные почерки, свойствен относительно быстрый темп движений при письме. Признаками быстрого темпа являются значи­тельная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощен­ное строение букв. Дифференциация же темпа в пределах данной группы зависит от строения почерка (простое, уп­рощенное или усложненное).

Для навыков письма, отражающихся в высоковыра-ботанном почерке, наряду с относительной стереотип­ностью, характерна вариационность, объясняющаяся приспособляемостью к различным условиям, и относи­тельно большая устойчивость к сбивающим факторам. Вариационность признаков и особенно почерка—каче­ство, проявляющееся только на высокой ступени его фор­мирования.

Степень выработанности почерка относится к устой­чивым признакам. Ее показатели, как правило, воспро­изводятся при письме в измененных условиях в таком объеме, что удается судить о действительной степени выработанности почерка исполнителя исследуемой рукописи.

Устойчивость выработанности наблюдается не толь-

ко в случаях изменения внешних условий письма и со­стояния пишущего, но и часто при стремлении намерен­но изменить свой почерк с целью маскировки.

Устойчивость степени выработанности почерка, по-видимому, объясняется многообразием ее показателей. Координация и темп могут претерпевать значительные изменения. Вместе с тем в рукописи удается обнаружить особенности движений, выражающиеся обычно в строе­нии букв, которые свидетельствуют о более высоких координационных возможностях и приспособленности к быстрому темпу письма. Это позволяет судить о дей­ствительной степени выработанности почерка исполни­теля.

Степень выработанности может изменяться только в одном направлении—в сторону ее снижения. Невоз­можно заметно повысить степень выработанности почер­ка в пределах одного периода времени без тренировки и совершенствования практики письма.

В большей мере изменение степени выработанности наступает при стремлении пишущего выполнить доку­мент определенным образом (в зависимости от его ха­рактера и значения) или намеренно изменить свой по­черк. При этом старательное замедленное письмо сопро­вождается снижением степени выработанности только у лиц с почерком упрощенного строения. При намерен­ном изменении почерка степень выработанности может снижаться при подражании буквам печатной формы. Это наблюдается в тех случаях, когда лицо не пишет привычно «печатным» шрифтом. Кроме того, степень выработанности может снизиться и при подражании буквам другого строения (например, прописям, лицом, имеющим высоковыработанный почерк упрощенного строения), при компетентном изменении почерка. Есте­ственно снижение степени выработанности при перемене пишущей руки в случае отсутствия навыка письма этой рукой.

Установление степени выработанности почерка, кото­рым выполнена исследуемая рукопись, в случае необыч­ного ее написания, осложняется малым объемом руко­писи. В связи с этим при производстве экспертных исследований не всегда возможно установить степень выработанности. Иногда удается судить только о двух возможных группах, к одной из которых должен быть

отнесен почерк, и исключить третью. Например, эксперт устанавливает, что рукопись не могла быть выполнена лицом, имеющим маловыработанный почерк. Следова­тельно, этот почерк относится либо к группе средних, но высоковыработанных почерков.

Координация и темп движений как идентификацион­ные признаки рассматриваются отдельно.

2. Координация движений при письме

Координацию движений можно рассматривать с точ­ки зрения двух степеней точности:

а) точность в соблюдении параметров движения (главным образом, направления и протяженности) в пределах выполнения элементов букв и

б) точность в соблюдении параметров движений (направления, протяженности, размещения и других) при выполнении сочетаний элементов, букв, слов, фраз.

Неточность движений первой степени выражается в уже известных признаках: извилистости, изломах пря­мых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности от­дельных частей элементов, смещенных началах и окон­чаниях движений.

Указанные признаки неточности движений при фор­мировании навыка письма неодинаково проявляются в разных элементах письменных знаков:

1) точность движений достигается прежде всего при выполнении основных элементов букв (сгибательные движения). В то время как основные элементы букв уже выполняются ровными и плавными движениями, соединительные и заключительные (разгибательные движения) имеют еще мелкую извилистость;

2) точность движений достигается раньше при вы­полнении прямолинейных по форме основных элементов, чем дугообразных. Последние являются более слож­ными.

В процессе обучения письму и формирования почер­ка, как уже отмечалось, координированность движений при выполнении элементов букв становится достаточной и признаки неточности движений 1-й степени исчезают.

Признаки неточности движений 2-й степени сводятся к несоразмерности параметров движений (протяженно­сти, направления, размещения) во всей рукописи.

При переходе на быстрое и связное письмо пишущий должен согласовывать свои движения в процессе письма в более короткие отрезки времени. В этот период не каждому пишущему удается (да и не каждый ставит перед собой такую задачу) выдержать все параметры при быстром письме. Отсюда появляется или сохраняется неравномерность в протяженности, направлении и дру­гих признаках, проявляющаяся иногда даже в высоко-выработанных почерках.

Возможность проявления своеобразия координации движений в почерке разных людей при письме в норме обычно исчерпывается степенью точности движений.

Дифференциация почерков по степени координации в пределах групп проводится главным образом в зави­симости от выраженности: маловыработанных школьных почерков—признаков неточности движений 1-й сте­пени; маловыработанных практических почерков—приз­наков неточности движений как 1-й, так и 2-й степени;

средне- и высоковыработанных почерков—признаков неточности движений 2-й степени.

Координация движений — признак, наиболее чутко реагирующий на всякого рода изменения в обычных ус­ловиях письма. Она прежде всего нарушается при из­менении внешней обстановки письма. Особенно отчет­ливы нарушения согласованности движений при измене­нии позы и состояния пишущего, а также при некоторых способах намеренной маскировки почерка посредством изменения механизма письма (например, перемена пи­шущей руки).

В случаях, когда снижение координации движений становится не единовременным, а стойким, например при нервных заболеваниях, характер и степень снижения координации приобретают большую идентификаци­онную ценность, чем обычно.

При необычном письме неточность движений ранее проявляется в признаках 2-й степени. Если наруше­ние координации более глубокое, появляются признаки неточности движений 1-й степени. Последние каса­ются прежде всего элементов, выполненных разгибательными движениями, и тех частей элементов, где имеется плавный переход сгибательного движения в разгибательное. Знание характера, объема и последова­тельности нарушений координации движений в зависи­мости от непривычных факторов, а также необычного состояния пишущего помогает эксперту правильно объ­яснить возможную причину нарушения координации и оценить идентификационные признаки.

3. Темп саижений при письме

Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно раз­личается в почерках разных лиц, находящихся в преде­лах одной степени выработанное. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естествен­но, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кро­ме того, даже находясь на одной стадии обучения пись­му, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.

Различие в темпе письма сказывается в уже извест­ных признаках, основным из которых является степень непрерывности движений при выполнении букв и их со­четаний.

В группе высоковыработанных почерков эксперимен­тально установлена зависимость темпа выполнения ру­кописей от строения почерка, от его сложности. Самыми медленными по темпу исполнения являются усложнен­ные почерки, самыми быстрыми — упрощенные, среднее положенье занимают простые(прописные) почерки. В пределах групп почерков по строению темп может различаться по степени выраженности признаков упро­щения и усложнения.

Темп письма—признак, вообще тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показате­лем темпа.

Темп письма может привычно варьировать у каждого пишущего в зависимости от назначения документа и ряда других условий. Вариационность темпа, равно как и дру­гих признаков, в наибольшей степени выражена в высоковыработанных почерках. Лица, имеющие почерки, при­способленные к медленному темпу письма, одновременно располагают вариантом, рассчитанным на быстрый темп. Вообще большими возможностями варьировать темп письма обладают лица, имеющие усложненные и прос­тые почерки; меньшая вариационность наблюдалась у лиц, имеющих упрощенный почерк.

Темп письма в ряде случаев замедляется при влия­нии на процесс письма необычных условий или состоя­ния. Как правило, замедление темпа сопутствует наме­ренному изменению почерка с целью маскировки.

4. Степень сложности движений, отображающаяся в строении почерка в целом

Строение почерка по степени сложности отражает тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли формирование письменно-двигательных навыков стрем­лению писать в соответствии с прописями, или особенно стройно, красиво и вместе с тем своеобразно, либо это формирование всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.

Согласно классификации почерков по строению все высоковыработанные почерки можно разбить на три большие группы: простые (прописные), упрощенные и усложненные. В основу этой классификации положены ха­рактеристики движений, позволяющие судить о их прос­тоте или сложности. В качестве «нормы», своего рода эталона, были взяты почерки, наиболее соответ­ствующие прописям. Показатели степени сложности — это определенные проявления формы, направления, про­тяженности, непрерывности, количества, последователь­ности движений. Поэтому рассматриваемая характерис­тика является комплексной, сложной.

Принципы, положенные в основу классификации, сводятся к следующим:

1) многообразие форм движений, сочетание различных форм (например прямолинейной и дугообразной, ряда прямолинейных—изломанная, ряда дугообразных—­извилистая и т. п.) сложнее, чем просто прямолинейная или дугообразная;

2) наличие резких и многократных изменений направ­лений движений, что нередко связано с многообразием форм, свидетельствует о большей сложности движений, чем плавный характер последних;

3) увеличение протяженности движений, особенно ее разнообразие при выполнении букв и Их элементов, так­же усложняет процесс письма;

4) для лиц, обладающих высоковыработанным почер­ком и стремящихся писать быстро осложняющим мо­ментом является отрывистое письмо;

5) о большей сложности движений говорит увеличение количества элементов, и, напротив, уменьшение их сви­детельствует об упрощении;

6) свидетельством большей или меньшей сложности могут быть также определенные нарушения обычной последовательности движений, которые в одних случаях усложняют процесс письма, а в других—упрощают, особенно тогда, когда изменение обычной последователь­ности элементов связано с уменьшением протяженности движений и большим удобством для соединения с пред­шествующей или последующей буквой.

Увеличение протяженности при непрерывном и одно­направленном движении не всегда можно считать услож­нением, так как в процессе, письма оно позволяет в боль­шей мере увеличивать скорость, чем короткое по протяженности движение. Вместе с тем сокращение дви­жений, состоящее в утрате элемента или его части в на­чале, перед интервалом, в результате выпрямления или совмещения движений, является упрощением.

Однообразие, цикличность движений, рассматривает­ся в качестве показателя упрощения. Однако при этом необходимо учитывать степень сложности самих повто­ряющихся движений. Они по степени сложности распреде­ляются примерно следующим образом: 1) дугообразные; 2) и-образные; 3) верхнепетлевые; 4)п-образные; 5) ни­жнепетлевые; 6) угловатые, однонаправленные; 7) угло­ватые, разнонаправленные; 8) искривленные (изломан­ные) ; 9) извилистые.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.012 с.)