Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тип и вид письма, лежащий в основе шрифта.

Поиск

А. Что такое шрифт?

Письмо и шрифт.

Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов пе­редавать речевую информацию на расстоянии и закреп­лять ее во времени («Письмо», И.М.Дьяконов, в энцикло­педическом словаре Книговедение, М. 1982, стр. 403). Письмо характеризуется постоянным составом знаков. Шрифт (по-немецки Schrift — письмо, Schreiben — писать) — графически упорядоченное изображение знаков письма.

Письмо и его производное — шрифт появляются на ран­них стадиях зарождения человеческого общества в связи с его потребностью в хранении информации. Можно ска­зать, что письмо и шрифт являются условием существо­вания цивилизации.

Шрифт как явление культуры имеет функциональные и эс­тетические аспекты. Его основная функция сходна с фун­кцией письма — фиксирование и хранение словесной информации, в то же время шрифт — объект графического искусства и в этом качестве предмет рассмотрения эстети­ки и искусствоведения. Шрифт характеризуется тремя сторонами: технологической, психофизиологической, эстетической. Реализация социальной функции шрифта зависит, с одной стороны, от технологии его исполнения (материала и ору­дий письма, способа нанесения на поверхность и т.д.), а с другой стороны — от того факта, что словесное сообщение (текст) должно быть прочитано (расшифровано) и поэтому оно связано с психофизиологией восприятия его читате­лем. Результат выполнения социальной функции шрифта зависит от его правильной технической реализации и со­ответствия ее психофизиологии восприятия, в то время как эстетический аспект шрифта заложен в нем с момента его создания.

Шрифт представляет собой прикладное искусство, сравни­мое с архитектурой или промышленным дизайном по свое­му отношению к обществу.

Тип и вид письма, лежащий в основе шрифта.

(Изложено по статье И.М.Дьяконова «Письмо» в энцикло­педическом словаре Книговедение, М. 1982, стр. 403-409). Существуют четыре основных типа письма: идеография, словесно-слоговое (логографически-силлабическое), сло­говое (силлабография), буквенно-звуковое или алфавит­ное (фонемография). Однако с точки зрения графики сейчас мы практически имеем дело с тремя типами: иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо. Они отличаются не только графикой (формой знаков) и прин­ципом фиксации звуков определенного языка, но и коли­чеством знаков, входящих в комплект. В идеографическом письме каждый знак, обычно изобра­жение конкретного предмета, может обозначать любое понятие в пределах ассоциаций, вызванных данным изоб­ражением. Например, изображение ноги может означать понятия «нога», «ходить», «стоять» и т.п., а конкретный смысл понятен из контекста.


Эволюция форм, классификация

Поскольку возможности передачи информации в такой системе крайне ограничены, она была усовершенствована. К основному знаку добавились дополнительные, выра­жающие некоторые фонетические элементы, слоги, грам­матические конструкции (фонетики) или уточняющие его значение (детерминативы), относя его к определенному классу понятий. Идеографический знак, обозначающий определенное слово, называется логограммой, аналогич­ные знаки могут использоваться в других случаях в качес­тве фонетиков и детерминативов. Наиболее известные системы письма подобного типа—египетские и китайские иероглифы. Системы письма этого типа не всегда связаны напрямую с фонетикой, но зато иногда могут сохранить смысл информации, несмотря на то, что пишущий и читаю­щий говорят на разных языках. Количество понятий в каж­дом языке весьма велико, поэтому в подобных системах количество знаков может достигать нескольких десятков тысяч.

Силлабические системы письма, как правило, произошли от словесно-слоговых путем отмены логограмм, хотя возмож­ны и другие пути. В них каждый знак обозначает не слово, а только некоторую последовательность звуков (слог). Эта последовательность в разных видах письма может пред­ставлять собой сочетание согласного и гласного, гласного и согласного, согласного и любого гласного, двух согласных и гласного и т.д. Для некоторых видов письма такого типа характерна возможность соединения вместе нескольких знаков, означающих различные слоги, с изменением фор­мы исходных знаков. Знак, полученный в результате такого соединения, называется лигатурой. Письмо слогового типа позволяет достаточно точно фиксировать фонетический состав конкретного языка. Поскольку слогов в каждом языке гораздо меньше, чем понятий, количество знаков в системах письма слогового типа меньше, чем в иерогли­фических и колеблется примерно от 100 до 600 знаков. Письмо слогового типа распространено в Восточной Афри­ке, Индии, Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке. Алфавитное, или буквенно-звуковое письмо возникло в конце II тысячелетия до н.э. в Финикии, затем от него произошли все современные алфавиты. В этих системах письма каждый знак (буква) в большинстве соответствует отдельному звуку (фонеме), хотя в некоторых случаях од­на и та же фонема выражается разными знаками или груп­пой знаков. Это наиболее компактные и мобильные систе­мы графического фиксирования звуковой информации. Алфавитное письмо предполагает традиционно установ­ленный порядок букв. В алфавитах разных языков коли­чество букв обычно колеблется примерно от 2-х десятков до полусотни, хотя в некоторых алфавитах применяется несколько форм одного и того же знака в зависимости от его положения в слове (арабский, еврейский) и общий комплект знаков таким образом получается больше. Благодаря своим преимуществам алфавитное письмо наиболее широко распространилось в мире: в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии.


Каждый тип современного письма имеет разные графичес­кие основы (виды письма). Например, латинская, кирил­лическая, греческая, армянская, грузинская, арабская, еврейская графические основы являются алфавитными; индийские графические основы деванагари, бенгали, гур-мукхи, гуджарати, ория, тамили, малаялам, каннада, телугу, сингальская и производные от индийских тайская, бир­манская, лаосская, кхмерская, тибетская, а также амхар-ская (эфиопская) и кунмун (корейская) являются слого­выми; кайшу (китайская) и кандзи (японская) являются иероглифическими (в Японии применяются также 2 слого­вые системы письма: хирагана и катакана). Каждая графи­ческая основа обслуживает один или несколько (иногда много) национальных языков. Сейчас насчитывается свы­ше трех десятков практически применяющихся графичес­ких основ, или видов письма, в то время как живых языков не менее нескольких сотен, а то и тысяч.

Виды шрифтов.

Основные виды шрифтов — надпись, наборный шрифт и каллиграфия.

Главная особенность надписи в том, что она выполняется однократно для определенной цели (например, для книж­ного титула) и поэтому форма составляющих ее отдельных знаков зависит от формы соседних знаков (например, в слове может быть несколько букв А, отличающихся по форме между собой из-за того, что каждая соседствует с различными буквами).

Наборный шрифт представляет собой заданные проекти­ровщиком шрифта типовые знаки алфавита для набора на определенном языке, неизменные по форме. Каллиграфия — это частный случай надписи, выполнен­ной в технике письма и часто имеющей самостоятельное значение как произведение станковой графики. По технике исполнения шрифты делятся на дуктальные (написанные), глиптальные (скульптурные, т. е. высечен­ные в каком-то твердом материале) и нарисованные на бумаге или другом мягком материале. В последнее время появились дигитальные (цифровые) шрифты, хранящиеся в памяти ЭВМ в виде цифровых данных. В каждый исторический период наиболее распространен­ный вид шрифта является формообразующим. В античных Греции и Риме, например, основными были глиптальные архитектурные шрифты, в средние века — дуктальные книжные шрифты, а после изобретения книгопечатания и до сегодняшнего дня это типографские наборные шриф­ты — металлические, фотонаборные и дигитальные.

Виды наборных шрифтов.

Функционально наборные шрифты бывают типографские (для набора книг, журналов, газет, плакатов и другой пе­чатной продукции) экранные (для видеотерминалов ЭВМ и информационных табло), архитектурные (шрифты для вывесок и уличных реклам), переводные и самоклеящиеся шрифты (для оформления витрин, выставок) и многие другие. Основные виды типографских шрифтов:

1) текстовые — для набора сплошного текста в книгах, журналах, газетах, листовкахи другой печатной продукции, обычно применяются в мелком размере (кегле) до 12 пун­ктов;

2) акцидентные, или заголовочные — как правило, более декоративные, для набора коротких текстов, а также заго-


ловков, книжных титулов, бланков, объявлений, журналь­ной и газетной рекламы, обычно применяются в более крупном кегле (до 96 пунктов);

3) плакатные — для набора крупноформатных плакатов, афиш и объявлений, обычно применяются в крупном кегле (свыше 96 пунктов);

4) наборные украшения — комплекты неалфавитных зна­ков, применяющиеся в наборе, представляют собой орна­менты, линейки, пиктограммы, наборы изобразительных символов.

В зависимости от способа набора типографские наборные шрифты бывают ручные и машинные (линотипные, моно­типные, крупнокегельные, фотонаборные), в зависимости от материала — металлические (отлитые), деревянные, пластмассовые, в зависимости от способа хранения — вещественные и невещественные (дигитальные).

В. Элементы

Г арнитура шрифта.

Гарнитура шрифта (Type Family) — обладающее собствен­ным названием семейство начертаний, имеющих общие стилевые особенности и отличительные детали рисунка знаков (в некоторых случаях гарнитура состоит из одного начертания). В качестве названия гарнитуры часто ис­пользуется имя художника, спроектировавшего ее или ее прототип. В гарнитуре из нескольких начертаний обычно одно (основное) предназначено для набора основного текста, а остальные—для смысловых выделений в тексте и набора заголовков.




Насыщенность шрифта.

Насыщенность (Weight) — отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. Изменения этого отно­шения образуют сверхсветлый, светлый, нормальный, полу­жирный, жирный, сверхжирный шрифт (Extra Light/Thin, Light, Book/Regular, Demi Bold/Semi Bold, Bold, Extra Bold/ Heavy/Black/Ultra). Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться.

Пропорции знаков шрифта.

Пропорции (Proportion) — отношение ширины и высоты знаков шрифта. Изменения этого отношения образуют сверхузкий, узкий, нормальный, широкий, сверхширокий шрифт (Extra Condensed, Condensed, Normal, Extended, Extra Wide). Могут быть и другие степени изменения пропорций.

Наклон шрифта.

Угол наклона (Angle) знаков характеризует шрифт как прямой, наклонный или курсивный (Upright/Roman, Ob­lique or Italic). Курсивный шрифт отличается от наклон­ного тем, что его строчные буквы не только наклонны, но по форме ближе к рукописным знакам.

Начертание шрифта.

Начертание шрифта (Typeface) — комплект знаков, харак­теризующийся едиными стилевыми особенностями рисун­ка, насыщенностью, пропорциями и углом наклона, напри­мер, узкое полужирное курсивное начертание (Demi Condensed Italic).


9. Типографская система измерений (типометрическая система).

Размер (кегль) типографского шрифта по высоте измеряется в типографских пунктах. Основу современной типометрической системы заложил в середине XVIII в. французский словолитчик и типограф Пьер Симон Фурнье (Pierre Simon Fournier). К концу XVIII в. эту систему усовершенствовал другой французский типограф Фирмен Дидо (Firmin Didot), а к концу XIX в. она была принята в измененном виде в Англии и Америке. Сейчас применяется две системы типографских измерений, отличающихся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,376 мм, и англо-американская система (English-American point system), где 1 пункт равен 0,351 мм. В ХХ веке и та, и другая система подверглись не­которому округлению в целях более удобного перевода в метрическую систему. Например, 1 пункт Дидо стал рав­няться 0,375 мм, а в англо-американской 0,352 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолча­нию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт опреде­ляется для простоты как 1/72 дюйма (25,2 мм). В профес­сиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).



Шрифты эпохи Ренессанс.

Шрифты начала XVI в. итальянских печатников — Альд Мануций: антиква (1495–99) и первый наборный курсив работы Франческо Гриффо (1501) и французские шрифты сер. и 2-й пол. XVI в. — Клод Гарамон (1530–40) и Робер Гранжон (1565): форма знаков основана на дуктальном принципе, однако постепенно меняется под воздействием типографской практики и эстетических теорий современ­ности (небольшой контраст, пропорции золотого сечения, разноширинность, плавное присоединение засечек, нак­лонные оси овалов). Появление профессии гравера-пуансониста.

Шрифты периода барокко.

Шрифты XVII века нидерландских печатников Плантена и Эльзевиров работы последователей Гарамона Жана Жан-нона (1621) и Кристоффела ван Дейка (ок. 1650–70): при сохранении традиционной формы постепенное нарастание особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (уве­личение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны).

Шрифты периода рококо.

Шрифты начала и середины XVIII века английских и фран­цузских словолитчиков: Уильяма Кэзлона (1734), Джона Баскервиля (1754), Филиппа Гранжана («королевский шрифт», 1702) и Пьера Симона Фурнье (1737) — увеличе­ние контраста и насыщенности, острые засечки, оси ова­лов почти вертикальны.

5. Шрифты периода классицизма. Шрифты 2-й половины XVIII века и начала XIX века словолитчиков Фирмена Дидо (1784–1820, Франция), Джамбатиста Бодони (1798–1813, Италия) и Юстуса Эрика Вальбаума (1793–1800, Германия). Полный отход от дуктальной традиции, форма обусловлена процессом гравировки на металле (сильный контраст, од-ноширинность, тонкие волосные засечки, оси овалов строго вертикальны).

Шрифты периода романтизма.

В середине и 2-й половине XIX века появляется много спе­циальных декоративных шрифтов: брусковые с обратным контрастом (итальянские), оттененные, с разрезными за­сечками (тосканские), орнаментированные, трехмерные и другие. Смена форм обусловлена модой.

Рукописные шрифты/Scripts.

а) Ширококонечное перо.

б) Остроконечное перо.

в) Круглоконечное перо.

г) Ширококонечная кисть.

д) Остроконечная кисть.

А. Что такое шрифт?

Письмо и шрифт.

Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов пе­редавать речевую информацию на расстоянии и закреп­лять ее во времени («Письмо», И.М.Дьяконов, в энцикло­педическом словаре Книговедение, М. 1982, стр. 403). Письмо характеризуется постоянным составом знаков. Шрифт (по-немецки Schrift — письмо, Schreiben — писать) — графически упорядоченное изображение знаков письма.

Письмо и его производное — шрифт появляются на ран­них стадиях зарождения человеческого общества в связи с его потребностью в хранении информации. Можно ска­зать, что письмо и шрифт являются условием существо­вания цивилизации.

Шрифт как явление культуры имеет функциональные и эс­тетические аспекты. Его основная функция сходна с фун­кцией письма — фиксирование и хранение словесной информации, в то же время шрифт — объект графического искусства и в этом качестве предмет рассмотрения эстети­ки и искусствоведения. Шрифт характеризуется тремя сторонами: технологической, психофизиологической, эстетической. Реализация социальной функции шрифта зависит, с одной стороны, от технологии его исполнения (материала и ору­дий письма, способа нанесения на поверхность и т.д.), а с другой стороны — от того факта, что словесное сообщение (текст) должно быть прочитано (расшифровано) и поэтому оно связано с психофизиологией восприятия его читате­лем. Результат выполнения социальной функции шрифта зависит от его правильной технической реализации и со­ответствия ее психофизиологии восприятия, в то время как эстетический аспект шрифта заложен в нем с момента его создания.

Шрифт представляет собой прикладное искусство, сравни­мое с архитектурой или промышленным дизайном по свое­му отношению к обществу.

Тип и вид письма, лежащий в основе шрифта.

(Изложено по статье И.М.Дьяконова «Письмо» в энцикло­педическом словаре Книговедение, М. 1982, стр. 403-409). Существуют четыре основных типа письма: идеография, словесно-слоговое (логографически-силлабическое), сло­говое (силлабография), буквенно-звуковое или алфавит­ное (фонемография). Однако с точки зрения графики сейчас мы практически имеем дело с тремя типами: иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо. Они отличаются не только графикой (формой знаков) и прин­ципом фиксации звуков определенного языка, но и коли­чеством знаков, входящих в комплект. В идеографическом письме каждый знак, обычно изобра­жение конкретного предмета, может обозначать любое понятие в пределах ассоциаций, вызванных данным изоб­ражением. Например, изображение ноги может означать понятия «нога», «ходить», «стоять» и т.п., а конкретный смысл понятен из контекста.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.013 с.)