Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тип и вид письма, лежащий в основе шрифта.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А. Что такое шрифт? Письмо и шрифт. Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени («Письмо», И.М.Дьяконов, в энциклопедическом словаре Книговедение, М. 1982, стр. 403). Письмо характеризуется постоянным составом знаков. Шрифт (по-немецки Schrift — письмо, Schreiben — писать) — графически упорядоченное изображение знаков письма. Письмо и его производное — шрифт появляются на ранних стадиях зарождения человеческого общества в связи с его потребностью в хранении информации. Можно сказать, что письмо и шрифт являются условием существования цивилизации. Шрифт как явление культуры имеет функциональные и эстетические аспекты. Его основная функция сходна с функцией письма — фиксирование и хранение словесной информации, в то же время шрифт — объект графического искусства и в этом качестве предмет рассмотрения эстетики и искусствоведения. Шрифт характеризуется тремя сторонами: технологической, психофизиологической, эстетической. Реализация социальной функции шрифта зависит, с одной стороны, от технологии его исполнения (материала и орудий письма, способа нанесения на поверхность и т.д.), а с другой стороны — от того факта, что словесное сообщение (текст) должно быть прочитано (расшифровано) и поэтому оно связано с психофизиологией восприятия его читателем. Результат выполнения социальной функции шрифта зависит от его правильной технической реализации и соответствия ее психофизиологии восприятия, в то время как эстетический аспект шрифта заложен в нем с момента его создания. Шрифт представляет собой прикладное искусство, сравнимое с архитектурой или промышленным дизайном по своему отношению к обществу. Тип и вид письма, лежащий в основе шрифта. (Изложено по статье И.М.Дьяконова «Письмо» в энциклопедическом словаре Книговедение, М. 1982, стр. 403-409). Существуют четыре основных типа письма: идеография, словесно-слоговое (логографически-силлабическое), слоговое (силлабография), буквенно-звуковое или алфавитное (фонемография). Однако с точки зрения графики сейчас мы практически имеем дело с тремя типами: иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо. Они отличаются не только графикой (формой знаков) и принципом фиксации звуков определенного языка, но и количеством знаков, входящих в комплект. В идеографическом письме каждый знак, обычно изображение конкретного предмета, может обозначать любое понятие в пределах ассоциаций, вызванных данным изображением. Например, изображение ноги может означать понятия «нога», «ходить», «стоять» и т.п., а конкретный смысл понятен из контекста. Эволюция форм, классификация Поскольку возможности передачи информации в такой системе крайне ограничены, она была усовершенствована. К основному знаку добавились дополнительные, выражающие некоторые фонетические элементы, слоги, грамматические конструкции (фонетики) или уточняющие его значение (детерминативы), относя его к определенному классу понятий. Идеографический знак, обозначающий определенное слово, называется логограммой, аналогичные знаки могут использоваться в других случаях в качестве фонетиков и детерминативов. Наиболее известные системы письма подобного типа—египетские и китайские иероглифы. Системы письма этого типа не всегда связаны напрямую с фонетикой, но зато иногда могут сохранить смысл информации, несмотря на то, что пишущий и читающий говорят на разных языках. Количество понятий в каждом языке весьма велико, поэтому в подобных системах количество знаков может достигать нескольких десятков тысяч. Силлабические системы письма, как правило, произошли от словесно-слоговых путем отмены логограмм, хотя возможны и другие пути. В них каждый знак обозначает не слово, а только некоторую последовательность звуков (слог). Эта последовательность в разных видах письма может представлять собой сочетание согласного и гласного, гласного и согласного, согласного и любого гласного, двух согласных и гласного и т.д. Для некоторых видов письма такого типа характерна возможность соединения вместе нескольких знаков, означающих различные слоги, с изменением формы исходных знаков. Знак, полученный в результате такого соединения, называется лигатурой. Письмо слогового типа позволяет достаточно точно фиксировать фонетический состав конкретного языка. Поскольку слогов в каждом языке гораздо меньше, чем понятий, количество знаков в системах письма слогового типа меньше, чем в иероглифических и колеблется примерно от 100 до 600 знаков. Письмо слогового типа распространено в Восточной Африке, Индии, Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке. Алфавитное, или буквенно-звуковое письмо возникло в конце II тысячелетия до н.э. в Финикии, затем от него произошли все современные алфавиты. В этих системах письма каждый знак (буква) в большинстве соответствует отдельному звуку (фонеме), хотя в некоторых случаях одна и та же фонема выражается разными знаками или группой знаков. Это наиболее компактные и мобильные системы графического фиксирования звуковой информации. Алфавитное письмо предполагает традиционно установленный порядок букв. В алфавитах разных языков количество букв обычно колеблется примерно от 2-х десятков до полусотни, хотя в некоторых алфавитах применяется несколько форм одного и того же знака в зависимости от его положения в слове (арабский, еврейский) и общий комплект знаков таким образом получается больше. Благодаря своим преимуществам алфавитное письмо наиболее широко распространилось в мире: в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии. Каждый тип современного письма имеет разные графические основы (виды письма). Например, латинская, кириллическая, греческая, армянская, грузинская, арабская, еврейская графические основы являются алфавитными; индийские графические основы деванагари, бенгали, гур-мукхи, гуджарати, ория, тамили, малаялам, каннада, телугу, сингальская и производные от индийских тайская, бирманская, лаосская, кхмерская, тибетская, а также амхар-ская (эфиопская) и кунмун (корейская) являются слоговыми; кайшу (китайская) и кандзи (японская) являются иероглифическими (в Японии применяются также 2 слоговые системы письма: хирагана и катакана). Каждая графическая основа обслуживает один или несколько (иногда много) национальных языков. Сейчас насчитывается свыше трех десятков практически применяющихся графических основ, или видов письма, в то время как живых языков не менее нескольких сотен, а то и тысяч. Виды шрифтов. Основные виды шрифтов — надпись, наборный шрифт и каллиграфия. Главная особенность надписи в том, что она выполняется однократно для определенной цели (например, для книжного титула) и поэтому форма составляющих ее отдельных знаков зависит от формы соседних знаков (например, в слове может быть несколько букв А, отличающихся по форме между собой из-за того, что каждая соседствует с различными буквами). Наборный шрифт представляет собой заданные проектировщиком шрифта типовые знаки алфавита для набора на определенном языке, неизменные по форме. Каллиграфия — это частный случай надписи, выполненной в технике письма и часто имеющей самостоятельное значение как произведение станковой графики. По технике исполнения шрифты делятся на дуктальные (написанные), глиптальные (скульптурные, т. е. высеченные в каком-то твердом материале) и нарисованные на бумаге или другом мягком материале. В последнее время появились дигитальные (цифровые) шрифты, хранящиеся в памяти ЭВМ в виде цифровых данных. В каждый исторический период наиболее распространенный вид шрифта является формообразующим. В античных Греции и Риме, например, основными были глиптальные архитектурные шрифты, в средние века — дуктальные книжные шрифты, а после изобретения книгопечатания и до сегодняшнего дня это типографские наборные шрифты — металлические, фотонаборные и дигитальные. Виды наборных шрифтов. Функционально наборные шрифты бывают типографские (для набора книг, журналов, газет, плакатов и другой печатной продукции) экранные (для видеотерминалов ЭВМ и информационных табло), архитектурные (шрифты для вывесок и уличных реклам), переводные и самоклеящиеся шрифты (для оформления витрин, выставок) и многие другие. Основные виды типографских шрифтов: 1) текстовые — для набора сплошного текста в книгах, журналах, газетах, листовкахи другой печатной продукции, обычно применяются в мелком размере (кегле) до 12 пунктов; 2) акцидентные, или заголовочные — как правило, более декоративные, для набора коротких текстов, а также заго- ловков, книжных титулов, бланков, объявлений, журнальной и газетной рекламы, обычно применяются в более крупном кегле (до 96 пунктов); 3) плакатные — для набора крупноформатных плакатов, афиш и объявлений, обычно применяются в крупном кегле (свыше 96 пунктов); 4) наборные украшения — комплекты неалфавитных знаков, применяющиеся в наборе, представляют собой орнаменты, линейки, пиктограммы, наборы изобразительных символов. В зависимости от способа набора типографские наборные шрифты бывают ручные и машинные (линотипные, монотипные, крупнокегельные, фотонаборные), в зависимости от материала — металлические (отлитые), деревянные, пластмассовые, в зависимости от способа хранения — вещественные и невещественные (дигитальные). В. Элементы Г арнитура шрифта. Гарнитура шрифта (Type Family) — обладающее собственным названием семейство начертаний, имеющих общие стилевые особенности и отличительные детали рисунка знаков (в некоторых случаях гарнитура состоит из одного начертания). В качестве названия гарнитуры часто используется имя художника, спроектировавшего ее или ее прототип. В гарнитуре из нескольких начертаний обычно одно (основное) предназначено для набора основного текста, а остальные—для смысловых выделений в тексте и набора заголовков. Насыщенность шрифта. Насыщенность (Weight) — отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. Изменения этого отношения образуют сверхсветлый, светлый, нормальный, полужирный, жирный, сверхжирный шрифт (Extra Light/Thin, Light, Book/Regular, Demi Bold/Semi Bold, Bold, Extra Bold/ Heavy/Black/Ultra). Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться. Пропорции знаков шрифта. Пропорции (Proportion) — отношение ширины и высоты знаков шрифта. Изменения этого отношения образуют сверхузкий, узкий, нормальный, широкий, сверхширокий шрифт (Extra Condensed, Condensed, Normal, Extended, Extra Wide). Могут быть и другие степени изменения пропорций. Наклон шрифта. Угол наклона (Angle) знаков характеризует шрифт как прямой, наклонный или курсивный (Upright/Roman, Oblique or Italic). Курсивный шрифт отличается от наклонного тем, что его строчные буквы не только наклонны, но по форме ближе к рукописным знакам. Начертание шрифта. Начертание шрифта (Typeface) — комплект знаков, характеризующийся едиными стилевыми особенностями рисунка, насыщенностью, пропорциями и углом наклона, например, узкое полужирное курсивное начертание (Demi Condensed Italic). 9. Типографская система измерений (типометрическая система). Размер (кегль) типографского шрифта по высоте измеряется в типографских пунктах. Основу современной типометрической системы заложил в середине XVIII в. французский словолитчик и типограф Пьер Симон Фурнье (Pierre Simon Fournier). К концу XVIII в. эту систему усовершенствовал другой французский типограф Фирмен Дидо (Firmin Didot), а к концу XIX в. она была принята в измененном виде в Англии и Америке. Сейчас применяется две системы типографских измерений, отличающихся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,376 мм, и англо-американская система (English-American point system), где 1 пункт равен 0,351 мм. В ХХ веке и та, и другая система подверглись некоторому округлению в целях более удобного перевода в метрическую систему. Например, 1 пункт Дидо стал равняться 0,375 мм, а в англо-американской 0,352 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (25,2 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской). Шрифты эпохи Ренессанс. Шрифты начала XVI в. итальянских печатников — Альд Мануций: антиква (1495–99) и первый наборный курсив работы Франческо Гриффо (1501) и французские шрифты сер. и 2-й пол. XVI в. — Клод Гарамон (1530–40) и Робер Гранжон (1565): форма знаков основана на дуктальном принципе, однако постепенно меняется под воздействием типографской практики и эстетических теорий современности (небольшой контраст, пропорции золотого сечения, разноширинность, плавное присоединение засечек, наклонные оси овалов). Появление профессии гравера-пуансониста. Шрифты периода барокко. Шрифты XVII века нидерландских печатников Плантена и Эльзевиров работы последователей Гарамона Жана Жан-нона (1621) и Кристоффела ван Дейка (ок. 1650–70): при сохранении традиционной формы постепенное нарастание особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны). Шрифты периода рококо. Шрифты начала и середины XVIII века английских и французских словолитчиков: Уильяма Кэзлона (1734), Джона Баскервиля (1754), Филиппа Гранжана («королевский шрифт», 1702) и Пьера Симона Фурнье (1737) — увеличение контраста и насыщенности, острые засечки, оси овалов почти вертикальны. 5. Шрифты периода классицизма. Шрифты 2-й половины XVIII века и начала XIX века словолитчиков Фирмена Дидо (1784–1820, Франция), Джамбатиста Бодони (1798–1813, Италия) и Юстуса Эрика Вальбаума (1793–1800, Германия). Полный отход от дуктальной традиции, форма обусловлена процессом гравировки на металле (сильный контраст, од-ноширинность, тонкие волосные засечки, оси овалов строго вертикальны). Шрифты периода романтизма. В середине и 2-й половине XIX века появляется много специальных декоративных шрифтов: брусковые с обратным контрастом (итальянские), оттененные, с разрезными засечками (тосканские), орнаментированные, трехмерные и другие. Смена форм обусловлена модой. Рукописные шрифты/Scripts. а) Ширококонечное перо. б) Остроконечное перо. в) Круглоконечное перо. г) Ширококонечная кисть. д) Остроконечная кисть. А. Что такое шрифт? Письмо и шрифт. Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени («Письмо», И.М.Дьяконов, в энциклопедическом словаре Книговедение, М. 1982, стр. 403). Письмо характеризуется постоянным составом знаков. Шрифт (по-немецки Schrift — письмо, Schreiben — писать) — графически упорядоченное изображение знаков письма. Письмо и его производное — шрифт появляются на ранних стадиях зарождения человеческого общества в связи с его потребностью в хранении информации. Можно сказать, что письмо и шрифт являются условием существования цивилизации. Шрифт как явление культуры имеет функциональные и эстетические аспекты. Его основная функция сходна с функцией письма — фиксирование и хранение словесной информации, в то же время шрифт — объект графического искусства и в этом качестве предмет рассмотрения эстетики и искусствоведения. Шрифт характеризуется тремя сторонами: технологической, психофизиологической, эстетической. Реализация социальной функции шрифта зависит, с одной стороны, от технологии его исполнения (материала и орудий письма, способа нанесения на поверхность и т.д.), а с другой стороны — от того факта, что словесное сообщение (текст) должно быть прочитано (расшифровано) и поэтому оно связано с психофизиологией восприятия его читателем. Результат выполнения социальной функции шрифта зависит от его правильной технической реализации и соответствия ее психофизиологии восприятия, в то время как эстетический аспект шрифта заложен в нем с момента его создания. Шрифт представляет собой прикладное искусство, сравнимое с архитектурой или промышленным дизайном по своему отношению к обществу. Тип и вид письма, лежащий в основе шрифта. (Изложено по статье И.М.Дьяконова «Письмо» в энциклопедическом словаре Книговедение, М. 1982, стр. 403-409). Существуют четыре основных типа письма: идеография, словесно-слоговое (логографически-силлабическое), слоговое (силлабография), буквенно-звуковое или алфавитное (фонемография). Однако с точки зрения графики сейчас мы практически имеем дело с тремя типами: иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо. Они отличаются не только графикой (формой знаков) и принципом фиксации звуков определенного языка, но и количеством знаков, входящих в комплект. В идеографическом письме каждый знак, обычно изображение конкретного предмета, может обозначать любое понятие в пределах ассоциаций, вызванных данным изображением. Например, изображение ноги может означать понятия «нога», «ходить», «стоять» и т.п., а конкретный смысл понятен из контекста.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.013 с.) |