Эволюция форм, классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция форм, классификация



Поскольку возможности передачи информации в такой системе крайне ограничены, она была усовершенствована. К основному знаку добавились дополнительные, выра­жающие некоторые фонетические элементы, слоги, грам­матические конструкции (фонетики) или уточняющие его значение (детерминативы), относя его к определенному классу понятий. Идеографический знак, обозначающий определенное слово, называется логограммой, аналогич­ные знаки могут использоваться в других случаях в качес­тве фонетиков и детерминативов. Наиболее известные системы письма подобного типа—египетские и китайские иероглифы. Системы письма этого типа не всегда связаны напрямую с фонетикой, но зато иногда могут сохранить смысл информации, несмотря на то, что пишущий и читаю­щий говорят на разных языках. Количество понятий в каж­дом языке весьма велико, поэтому в подобных системах количество знаков может достигать нескольких десятков тысяч.

Силлабические системы письма, как правило, произошли от словесно-слоговых путем отмены логограмм, хотя возмож­ны и другие пути. В них каждый знак обозначает не слово, а только некоторую последовательность звуков (слог). Эта последовательность в разных видах письма может пред­ставлять собой сочетание согласного и гласного, гласного и согласного, согласного и любого гласного, двух согласных и гласного и т.д. Для некоторых видов письма такого типа характерна возможность соединения вместе нескольких знаков, означающих различные слоги, с изменением фор­мы исходных знаков. Знак, полученный в результате такого соединения, называется лигатурой. Письмо слогового типа позволяет достаточно точно фиксировать фонетический состав конкретного языка. Поскольку слогов в каждом языке гораздо меньше, чем понятий, количество знаков в системах письма слогового типа меньше, чем в иерогли­фических и колеблется примерно от 100 до 600 знаков. Письмо слогового типа распространено в Восточной Афри­ке, Индии, Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке. Алфавитное, или буквенно-звуковое письмо возникло в конце II тысячелетия до н.э. в Финикии, затем от него произошли все современные алфавиты. В этих системах письма каждый знак (буква) в большинстве соответствует отдельному звуку (фонеме), хотя в некоторых случаях од­на и та же фонема выражается разными знаками или груп­пой знаков. Это наиболее компактные и мобильные систе­мы графического фиксирования звуковой информации. Алфавитное письмо предполагает традиционно установ­ленный порядок букв. В алфавитах разных языков коли­чество букв обычно колеблется примерно от 2-х десятков до полусотни, хотя в некоторых алфавитах применяется несколько форм одного и того же знака в зависимости от его положения в слове (арабский, еврейский) и общий комплект знаков таким образом получается больше. Благодаря своим преимуществам алфавитное письмо наиболее широко распространилось в мире: в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии.


Каждый тип современного письма имеет разные графичес­кие основы (виды письма). Например, латинская, кирил­лическая, греческая, армянская, грузинская, арабская, еврейская графические основы являются алфавитными; индийские графические основы деванагари, бенгали, гур-мукхи, гуджарати, ория, тамили, малаялам, каннада, телугу, сингальская и производные от индийских тайская, бир­манская, лаосская, кхмерская, тибетская, а также амхар-ская (эфиопская) и кунмун (корейская) являются слого­выми; кайшу (китайская) и кандзи (японская) являются иероглифическими (в Японии применяются также 2 слого­вые системы письма: хирагана и катакана). Каждая графи­ческая основа обслуживает один или несколько (иногда много) национальных языков. Сейчас насчитывается свы­ше трех десятков практически применяющихся графичес­ких основ, или видов письма, в то время как живых языков не менее нескольких сотен, а то и тысяч.

Виды шрифтов.

Основные виды шрифтов — надпись, наборный шрифт и каллиграфия.

Главная особенность надписи в том, что она выполняется однократно для определенной цели (например, для книж­ного титула) и поэтому форма составляющих ее отдельных знаков зависит от формы соседних знаков (например, в слове может быть несколько букв А, отличающихся по форме между собой из-за того, что каждая соседствует с различными буквами).

Наборный шрифт представляет собой заданные проекти­ровщиком шрифта типовые знаки алфавита для набора на определенном языке, неизменные по форме. Каллиграфия — это частный случай надписи, выполнен­ной в технике письма и часто имеющей самостоятельное значение как произведение станковой графики. По технике исполнения шрифты делятся на дуктальные (написанные), глиптальные (скульптурные, т. е. высечен­ные в каком-то твердом материале) и нарисованные на бумаге или другом мягком материале. В последнее время появились дигитальные (цифровые) шрифты, хранящиеся в памяти ЭВМ в виде цифровых данных. В каждый исторический период наиболее распространен­ный вид шрифта является формообразующим. В античных Греции и Риме, например, основными были глиптальные архитектурные шрифты, в средние века — дуктальные книжные шрифты, а после изобретения книгопечатания и до сегодняшнего дня это типографские наборные шриф­ты — металлические, фотонаборные и дигитальные.

Виды наборных шрифтов.

Функционально наборные шрифты бывают типографские (для набора книг, журналов, газет, плакатов и другой пе­чатной продукции) экранные (для видеотерминалов ЭВМ и информационных табло), архитектурные (шрифты для вывесок и уличных реклам), переводные и самоклеящиеся шрифты (для оформления витрин, выставок) и многие другие. Основные виды типографских шрифтов:

1) текстовые — для набора сплошного текста в книгах, журналах, газетах, листовкахи другой печатной продукции, обычно применяются в мелком размере (кегле) до 12 пун­ктов;

2) акцидентные, или заголовочные — как правило, более декоративные, для набора коротких текстов, а также заго-


ловков, книжных титулов, бланков, объявлений, журналь­ной и газетной рекламы, обычно применяются в более крупном кегле (до 96 пунктов);

3) плакатные — для набора крупноформатных плакатов, афиш и объявлений, обычно применяются в крупном кегле (свыше 96 пунктов);

4) наборные украшения — комплекты неалфавитных зна­ков, применяющиеся в наборе, представляют собой орна­менты, линейки, пиктограммы, наборы изобразительных символов.

В зависимости от способа набора типографские наборные шрифты бывают ручные и машинные (линотипные, моно­типные, крупнокегельные, фотонаборные), в зависимости от материала — металлические (отлитые), деревянные, пластмассовые, в зависимости от способа хранения — вещественные и невещественные (дигитальные).

В. Элементы

Современного наборного шрифта. Терминология.

1. Состав шрифтового комплекта (шрифт в узком
смысле).

В состав шрифтового комплекта (Font) входят прописные и строчные (Upper and lower case/Uс, lc) знаки (буквы) латинского и/или русского алфавита, цифры, знаки препи­нания и некоторые другие знаки, а также иногда знаки других национальных алфавитов. Такой комплект по сос­таву знаков обеспечивает набор текстов на одном или нескольких национальных языках. Шрифтовой комплект может представлять:

а) совокупность металлических или деревянных литер
одного кегля и начертания для ручного набора;

б) совокупность матриц одного кегля и начертания для
машинного набора;

в)стеклянный или пленочный шрифтоноситель со знаками одного начертания для фотонабора; г) компьютерный файл для дигитального набора с запи­санной цифровой информацией про шрифт, включающий закодированный комплект знаков одного начертания (иногда одного кегля) в соответствии с определенной раскладкой, а также другую информацию, например, све­дения о кернинговых парах; этот файл, будучи загружен­ным в компьютер, позволяет проводить все необходимые операции со шрифтом, включая набор, верстку и вывод на печать.

Г арнитура шрифта.

Гарнитура шрифта (Type Family) — обладающее собствен­ным названием семейство начертаний, имеющих общие стилевые особенности и отличительные детали рисунка знаков (в некоторых случаях гарнитура состоит из одного начертания). В качестве названия гарнитуры часто ис­пользуется имя художника, спроектировавшего ее или ее прототип. В гарнитуре из нескольких начертаний обычно одно (основное) предназначено для набора основного текста, а остальные—для смысловых выделений в тексте и набора заголовков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.114 (0.006 с.)