Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие письма. Классификация и криминалистическое значение признаков письменной речи.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет 21. Понятие письма. Классификация и криминалистическое значение признаков письменной речи. Письмо - исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и его расширении. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений. В основе криминалистического исследования письменной речи лежит выявление особенностей письменно-речевых навыков, которые в силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа. Эти признаки могут включать соответствие нормам, в пределах которых они формировались, отдельные устойчивые отклонения от принятых норм, являющиеся следствием слабого развития, или полное отсутствие навыка в соблюдении определенных норм. Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа. Содержание документа - не признак письменной речи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается. Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При ознакомлении с содержанием анализируются: 1) тема (основной смысл) и идейная направленность документа; 2) сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; 3) упоминания автора о самом себе. Грамматические признаки письма представляют собой особенности соблюдения или нарушения нормированного грамматического строя языка. Грамматические особенности языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно, с раннего детства, путем подражания речи взрослых, чтения, самообразования и, наконец, изучения в школе нормативной грамматики. Однако под влиянием бытовой речи, местных диалектов, недостаточного усвоения правил, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от грамматических норм. Лексические признаки - характерная для пишущего совокупность средств и особенности использования их для выражения мыслей на бумаге. Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства. Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Если давать общую характеристику лексике автора исследуемого документа, то ее можно определить как бедную или богатую. Вместе с тем в ней могут быть выявлены некие особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Такими особенностями могут быть устаревшие слова, редко употребляемые в современном литературном языке (архаизмы); новые слова, сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения (неологизмы); слова, употребление которых характерно для лиц, объединенных по роду деятельности, профессии (профессионализмы); слова из жаргона определенных социальных групп; слова, характерные для определенной территориальной единицы (диалектизмы). Фразеология - совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу. Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образом условия воспитания и уровень образования пишущего. Такие обороты, как "сломя голову", "ловить рыбку в мутной воде", "плясать под чужую дудку" и т. п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, а обороты "геркулесовы столпы", "лебединая песня", "сизифов труд" - типичными для лиц, получивших широкое образование и хорошо начитанных. Изобразительно-выразительные средства - это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Они вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающийся образ, они углубляют понимание главного в описываемых событиях. Степень владения изобразительно-выразительными средствами в письме, как и все лексические особенности в целом, может свидетельствовать об уровне развития автора, о его опыте в изложении мыслей, об общественной и профессиональной группе, к которой он принадлежит. Стилистические признаки - это характерная для автора манера изложения мысли, заключающаяся в определенном способе построения отдельных предложений и текста в целом, отбора лексики, употребления изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией языка в той или иной сфере человеческой деятельности. Среди функциональных (жанровых) стилей выделяются научный, публицистический (газетно-журнальный), официально-документальный (канцелярский), производственно-технический, художественно-беллетристический и эпистолярный (бытовой) стили. Специфика каждого из них обусловливается целевой установкой документа, эмоциональным и психическим состоянием автора, а также его навыками и особенностями выражения мыслей в соответствии с индивидуальными привычками и наклонностями. В практике расследования преступлений исследование письменной речи проводится в целях установления автора документа. Этот процесс включает неидентификационные исследования на первом этапе - определение облика предполагаемого автора и идентификационные на втором. Суждение об авторе могут быть высказаны в отношении его половой принадлежности, национальности, образования, возраста, профессии (специальности), места работы и жительства и других характеризующих его данных. Идентификация автора по письменной речи производится на основе сравнительного исследования совокупности грамматических, лексических и стилистических особенностей его письменно-речевых навыков. Почерк - это графика письма, обусловленная выработанной системой движения руки. Характерные черты таких движений, отражающие особенности физиологии и психики личности, составляют идентификационные признаки почерка, которые будут рассмотрены ниже. Билет 22. Билет 23. Билет 24. Билет 25. Билет 26. Задачи судебной фоноскопической экспертизы. Подготовка материалов к экспертизе. Фоноскопическая экспертиза — вид экспертизы, проводимой в целях идентификации и определения диагностических свойств личности по голосу и речи, записанных на фонограмме, выявления признаков монтажа и иных изменений, внесенных в фонограмму, определения условий, обстоятельств, средств и материалов звукозаписи, а также решения иных задач, связанных с применением специальных знаний в области фоноскопии. Основные задачи, которые решает фоноскопическая экспертиза:
· Успешное проведение экспертизы будет зависеть от правильности подготовки и оформления материалов для фоноскопической экспертизы (соблюдение условий хранения, в том числе необходимой температуры), а также образцов для сравнительного исследования. Неправильное представление образцов на экспертизу или их отбор затрудняют проведение сравнительного исследования или делают его вообще невозможным. · Для проведения фоноскопических исследований существует комплексная методика, созданная на базе средств и методов различных наук. В зависимости от объекта, представленного на экспертизу, все криминалистические фоноскопические исследования делятся: на фоноскопические исследования звуковой информации, записанной на фонограмму, и фоноскопические исследования средств звукозаписи. Для исследования звукозаписи применяют спектрографический метод, так называемый метод изучения отпечатка голоса, аудиометод. Успешное проведение экспертизы будет зависеть от правильности подготовки и оформления материалов для фоноскопической экспертизы (соблюдение условий хранения, в том числе необходимой температуры), а также образцов для сравнительного исследования. Неправильное представление образцов на экспертизу или их отбор затрудняют проведение сравнительного исследования или делают его вообще невозможным. Для проведения фоноскопических исследований существует комплексная методика, созданная на базе средств и методов различных наук. В зависимости от объекта, представленного на экспертизу, все криминалистические фоноскопические исследования делятся: на фоноскопические исследования звуковой информации, записанной на фонограмму, и фоноскопические исследования средств звукозаписи. Для исследования звукозаписи применяют спектрографический метод, так называемый метод изучения отпечатка голоса, аудиометод. Успех фоноскопической экспертизы во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследования, предоставленных в распоряжение эксперта. С целью получения качественных экспериментальных образцов на фонограмме устанавливаемого лица выявляют индивидуальные лингвистические и фонетические признаки говорящего. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать, в первую очередь, слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии речи или иные отклонения от общепринятых норм литературного языка. Для успешного решения экспертных задач желательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека, запись образца голоса которого производится; окна и двери помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала. Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в исследуемой записи. При этом необходимо соблюдать те же условия записи, использовать ту же (или по крайней мере, аналогичную) аппаратуру, которая использовалась при получении исследуемой фонограммы. При невозможности получения экспериментальных образцов в качестве материала для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы — магнитные записи бесед, где проверяемый ходом разговора вынуждается произносить определенные слова и обороты речи; такие записи можно делать, например, при производстве следственных действий. Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этого использовалось и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи. Билет 27. 1. Методология криминалистики. Общая характеристика методов криминалистики, требования, предъявляемые к ним. Метод — способ подхода к действительности, исследования общественных явлений, ведущий к достижению поставленной цели. Методы криминалистики представляют собой систему общенаучных и специальных методов, которыеприменяются в единстве и взаимосвязи, поскольку любой специальный метод представляет специфическую комбинацию общенаучных. Наука криминалистика является разновидностью процесса познания действительности, отражения предметов и явлений материального мира в сознании людей на основе практики. Такие философские категории, как материя, движение, энергия, информация, время, пространство, играют основополагающую роль при разработке всех криминалистических проблем. Диалектическая философия вооружает ученого-криминалиста знанием общих категорий и законов познания, применимых в любом научном исследовании. Они помогают правильно исследовать факты и явления объективной действительности, относящиеся к предмету криминалистики. Так, важное значение для криминалистов имеет положение, согласно которому объект исследования должен рассматриваться в развитии. Следовательно, представления о предмете криминалистики должны быть динамичными, постоянно пополняющимися и изменяющимися в соответствии с уровнем развития науки. Криминалистам нельзя обойтись и без формально-логических методов познания (анализ, синтез, формализация, абстрагирование, гипотеза, индукция, дедукция, аналогия и др.). Они применимы к любому разделу криминалистики в силу своего общелогического статуса. Общенаучные методы, применяемые в криминалистике, это система правил, рекомендаций, приемов по изучению конкретных объектов, явлений, фактов: · наблюдение, · описание, · сравнение, · измерение, · эксперимент, · моделирование, · математические и кибернетические методы, · деятельностный и системно-структурный подходы. Комплекс общенаучных методов постепенно пополняется, ибо по мере развития науки появляются общенаучные теории, а разрабатываемые в них приемы познания становятся общенаучными методами. Это, например, моделирование, в том числе математическое, деятельностный и системно-структурный подходы. Применение общенаучных методов имеет всеобщий характер, однако они модифицируются в зависимости от объема и условий познания, технических средств, используемых исследователями. Специфику применения общенаучных методов в криминалистике обусловливают изучаемые ею закономерности, цели исследования, а также особая сфера деятельности борьба с преступностью. Специальные методы — это собственно криминалистические методы и специальные методы других наук, заимствованные криминалистикой для использования в научных исследованиях. Сфера их применения ограничена в том смысле, что они используются либо в криминалистике, либо в нескольких других науках. Собственно криминалистические методы — это, прежде всего, технико-криминалистические методы (фотографическое усиление контрастов, цветоделение, получение для исследования экспериментальных объектов, характеристик рельефа следов и др.). Это также структурно-криминалистические методы, используемые при планировании расследования преступлений; тактические приемы, применяемые при производстве следственных действий; рекомендации, составляющие содержание криминалистических методик расследования, и т.д. Кроме того, это модифицированные методы криминалистической фотографии, видеозаписи, голографии и др. Специальные методы других наук — неисчерпывающий список. Самые применяемые в криминалистике относятся: · а) социологические методы, используемые для сбора информации об условиях наиболее эффективного применения того или иного тактического приема или методической рекомендации, а также решения других вопросов путем анкетирования, интервьюирования и др.; · б) физические и химические методы (люминесцентный анализ, микроскопия, парамагнитный резонанс, нейтронно-активационный анализ, молекулярная спектроскопия, хроматография, рентгеноструктурный анализ и др.), применяемые при производстве судебных экспертиз; · в) статистические методы, заимствованные в основном из уголовной статистики и криминологии (индексы, табличный метод, методы группировки относительных величин и др.); · г) антропологические и антропометрические методы, применяемые при исследовании человека, трупов, костных останков (например, при описании задержанного, восстановлении внешнего облика погибшего по черепу); · д) психологические методы, в основном используемые при решении проблем криминалистической тактики и методики расследования преступлений. Это установление психологического контакта с допрашиваемым, методы психологического воздействия на лиц, противодействующих установлению истины по делу, обобщение независимых характеристик при изучении поведения подследственных и др. Чтобы конкретный научный метод мог войти в арсенал криминалистики, он должен отвечать условиям (критерии допустимости использования методов в доказывании): · эффективности, · простоты и надежности, · безопасности, · допустимости (с точки зрения нравственности, правовых и этических норм), · экономичности (экономия времени, сил и средств). Результаты использования перечисленных методов воплощаются в криминалистических рекомендациях, приемах и средствах, предназначенных для практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, розыску и идентификации субъектов, их совершивших; экспертному криминалистическому исследованию следов и иных вещественных доказательств; созданию и использованию массивов криминалистически значимой информации и др. Билет 28. Билет 29. Система следственной тактики. Общие положения тактики следственного действия. Производство следственных действий - основной способ собирания доказательств по уголовному делу. Как следует из анализа положений закона, к следственным действиям относятся имеющие познавательный характер процессуальные действия ведущих уголовный процесс государственных органов и должностных лиц, прежде всего следователя, направленные на обнаружение следов преступления, изъятие, фиксацию и исследование доказательств по уголовному делу. УПК в качестве самостоятельных следственных действий предусматриваются:
Некоторые авторы рассматривают как следственные действия задержание подозреваемого (ст. 91, 92 УПК РФ), а также наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ). Отдельные следственные действия с совпадающими, сходными или близкими свойствами могут группироваться в зависимости от содержания значимости объединяющих их связей. Объективно существующие системообразующие факторы и связи обусловили разделение всех следственных действий на следующие относительно обособленные группы, получившие закрепление в качестве таковых в УПК:
Билет 30. Содержание следственной ситуации По содержанию следственная ситуация выглядит как система, включающая компоненты следующего характера: ·
Таким образом, в содержание следственной ситуации включается все, что в той или иной степени влияет на ход и результаты расследования. Билет 21. Понятие письма. Классификация и криминалистическое значение признаков письменной речи. Письмо - исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и его расширении. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений. В основе криминалистического исследования письменной речи лежит выявление особенностей письменно-речевых навыков, которые в силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа. Эти признаки могут включать соответствие нормам, в пределах которых они формировались, отдельные устойчивые отклонения от принятых норм, являющиеся следствием слабого развития, или полное отсутствие навыка в соблюдении определенных норм. Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа. Содержание документа - не признак письменной речи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается. Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При ознакомлении с содержанием анализируются: 1) тема (основной смысл) и идейная направленность документа; 2) сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; 3) упоминания автора о самом себе. Грамматические признаки письма представляют собой особенности соблюдения или нарушения нормированного грамматического строя языка. Грамматические особенности языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно, с раннего детства, путем подражания речи взрослых, чтения, самообразования и, наконец, изучения в школе нормативной грамматики. Однако под влиянием бытовой речи, местных диалектов, недостаточного усвоения правил, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от грамматических норм. Лексические признаки - характерная для пишущего совокупность средств и особенности использования их для выражения мыслей на бумаге. Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства. Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Если давать общую характеристику лексике автора исследуемого документа, то ее можно определить как бедную или богатую. Вместе с тем в ней могут быть выявлены некие особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Такими особенностями могут быть устаревшие слова, редко употребляемые в современном литературном языке (архаизмы); новые слова, сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения (неологизмы); слова, употребление которых характерно для лиц, объединенных по роду деятельности, профессии (профессионализмы); слова из жаргона определенных социальных групп; слова, характерные для определенной территориальной единицы (диалектизмы). Фразеология - совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу. Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образом условия воспитания и уровень образования пишущего. Такие обороты, как "сломя голову", "ловить рыбку в мутной воде", "плясать под чужую дудку" и т. п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, а обороты "геркулесовы столпы", "лебединая песня", "сизифов труд" - типичными для лиц, получивших широкое образование и хорошо начитанных. Изобразительно-выразительные средства - это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Они вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающийся образ, они углубляют понимание главного в описываемых событиях. Степень владения изобразительно-выразительными средствами в письме, как и все лексические особенности в целом, может свидетельствовать об уровне развития автора, о его опыте в изложении мыслей, об общественной и профессиональной группе, к которой он принадлежит. Стилистические признаки - это характерная для автора манера изложения мысли, заключающаяся в определенном способе построения отдельных предложений и текста в целом, отбора лексики, употребления изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией языка в той или иной сфере человеческой деятельности. Среди функциональных (жанровых) стилей выделяются научный, публицистический (газетно-журнальный), официально-документальный (канцелярский), производственно-технический, художественно-беллетристический и эпистолярный (бытовой) стили. Специфика каждого из них обусловливается целевой установкой документа, эмоциональным и психическим состоянием автора, а также его навыками и особенностями выражения мыслей в соответствии с индивидуальными привычками и наклонностями. В практике расследования преступлений исследование письменной речи проводится в целях установления автора документа. Этот процесс включает неидентификационные исследования на первом этапе - определение облика предполагаемого автора и идентификационные на втором. Суждение об авторе могут быть высказаны в отношении его половой принадлежности, национальности, образования, возраста, профессии (специальности), места работы и жительства и других характеризующих его данных. Идентификация автора по письменной речи производится на основе сравнительного исследования совокупности грамматических, лексических и стилистических особенностей его письменно-речевых навыков. Почерк - это графика письма, обусловленная выработанной системой движения руки. Характерные черты таких движений, отражающие особенности физиологии и психики личности, составляют идентификационные признаки почерка, которые будут рассмотрены ниже.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.017 с.) |