Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет исследования.

Поиск

Объект исследования – это фрагмент, часть объективной (в данном случае – психологической) реальности, на которую направлен научный поиск и которая не зависит от субъективной позиции исследователя. В психологических исследованиях объектом могут выступать различные психические явления. Наиболее частые ошибки связаны с представлением в качестве объекта исследования конкретных испытуемых (а это описывается при характеристике базы эмпирического исследования). Другие нередкие ошибки – указание в качестве объекта связи между явлениями или характеристик какого-либо явления (что на самом деле выступает как предмет исследования) либо же слишком широкая формулировка объекта.

 

  Пример № 2
Неправильно: Правильно:
1. «Объектом нашего исследования являлась группа как субъект».   2. «В качестве объекта исследования выступали воспитанники средней группы детского сада № 12 г. Воронежа».   3. «Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки на уровень интеллектуального развития студенческой молодежи». 1. «Объектом нашего исследования являлась групповая идентичность». 2. «В качестве объекта исследования мы рассматривали психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)». 3. «Объект исследования – молодежная субкультура».

 

Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определяются еще и типом последнего: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия[7]. В системе современного научного знания одна из классификаций основных типов исследования строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование ориентировано на установление законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладное – на способы применения знания об этих законах на практике. Цель прикладного исследования – непосредственное решение практической задачи, а также внедрение результатов исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества.

Предмет исследования – сторона или аспект объекта, который непосредственн о изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму исходно выделенной проблемы. Объект исследования всегда шире его предмета. Соотношение между проблемой, объектом и предметом научного исследования наглядно представлено на рисунке 1.

 
 


Рисунок 1. Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет»

(по В. А. Ядову)[8]

В качестве предмета психологического исследования может быть взято огромное количество психических явлений и их сторон: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временны́е и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

 

  Пример № 3
Неправильно: Правильно:
1. «Предметом исследования служила групповая идентичность».     2. «Предметом исследования стали негативные стороны воспитания в неполных семьях и их отрицательные последствия на формировании личности ребенка». 3. «Предмет исследования – изучение того, как подают друг другу обратную связь члены одной группы в юношеском возрасте». 1. «Предметом исследования служила связь компонентов групповой идентичности с типами субъектности группы». 2. «Предметом исследования стали особенности воспитания в неполных семьях». 3. «Предмет исследования – формальные и содержательные характеристики обратной связи в юношеских группах».

 

В заключение еще раз подчеркнем, что цель, объект и предмет исследования должны быть между собой взаимосвязаны и одновременно вытекать из формулировки темы курсовой (выпускной квалификационной) работы. На этом этапе студенту полезно еще раз проверить правильность формулировки темы курсовой работы, утвержденной заседанием кафедры, или темы выпускной квалификационной работы, утвержденной заседанием Ученого совета факультета.

Гипотеза исследования.

Гипотеза (от греч. hypóthesis – предположение, основание) – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. В психологическом исследовании гипотеза – это логически обоснованное предположение о наличии или об отсутствии связи между изучаемыми явлениями (что влияет на что), о характере этой связи (например, прямо влияет или опосредованно), о закономерностях динамики явления (то есть каковы механизмы развития, как протекает процесс) и т.д.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, следует помнить, что гипотеза не должна:

§ содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы, то есть не операционализированы;

§ содержать оценочных суждений;

§ включать в себя слишком много ограничений и допущений.

Гипотеза должна быть проверяемой!

 

 

  Пример № 4
Неправильно Правильно
1. «В качестве гипотезы исследования выступало предположение о влиянии на доминирование определенного структурного компонента групповой идентичности (эмоционального, поведенческого, когнитивного) того или иного типа субъектности группы».   2. «Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта связано с эмпатическим пониманием партнера». 1. «В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что структурные компоненты групповой идентичности (эмоциональный, поведенческий, когнитивный) связаны с типами субъектности группы (предсубъектности, реальной субъектности и рефлексирующей субъектности), а именно: в группах, относящихся к типу предсубъектности, будет преобладать эмоциональный компонент групповой идентичности, в группах, относящихся к типу реальной субъектности, – поведенческий, а в относящихся к типу рефлексирующей субъектности – когнитивный компонент групповой идентичности». 2. «В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии у субъекта, тем чаще им избирается стратегия сотрудничества».

 

К сожалению, студенты часто формулируют гипотезу без достаточного на то основания, то есть не понятно, откуда вытекает это предположение. Это – серьезная ошибка, особенно в случае выполнения выпускной квалификационной работы. Кратко обоснование гипотезы представляется во Введении, причем оно должно логически вытекать из проведенного в первой главе теоретического анализа.

Обоснование гипотезы может быть теоретическим или / и эмпирическим. В случае теоретического обоснования гипотезы требуется ссылка на сведения, содержащиеся в литературе по изучаемой проблеме. В случае эмпирического обоснования гипотезы можно ссылаться либо на данные жизненных наблюдений, либо на данные, полученные в предварительном исследовании самого студента (например, в его курсовой работе), либо другого студента (например, в его выпускной квалификационной работе)[9], либо иного автора. В любом случае ссылки должны быть содержательными, то есть хотя бы в нескольких предложениях раскрывать суть тех сведений или положений, с помощью которых обосновывается гипотеза.

Если в гипотезе идет речь о каких-либо особенностях изучаемого явления, то сразу после формулировки гипотезы следует четко указать, что под этими особенностями будет понимать автор работы.

Задачи исследования.

Целевая структура любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий. Каждое действие имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования. Эти действия отражают, во-первых, логику построения исследования и, во-вторых, конкретные условия его проведения. Таким образом, эти подцели становятся задачами исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к главной цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Часто встречающаяся в этой связи ошибка студентов возникает вследствие неумения различать ЗАДАЧИ исследования и ЭТАПЫ его организации. Конечно, они взаимосвязаны. Но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего осуществляется каждое из этих действий, и как это способствует достижению общей цели исследования.

В исследовании по психологии, как правило, формулируются теоретические, эмпирические и практические (прикладные) задачи. Теоретические задачи формулируются с опорой на параграфы теоретической части работы. Таких задач может быть несколько. Выстраиваются они в логике «от общего к частному», то есть сначала выдвигается задача теоретического анализа объекта исследования, а затем следует задача / задачи анализа предмета исследования, его феноменологического описания и пр. Эмпирическая задача может быть одна (в программе эмпирического исследования она будет конкретизирована в нескольких задачах). Практическая (прикладная) задача формулируется как разработка рекомендаций по результатам исследования, программы развивающей, коррекционной работы и т.д. При этом следует четко указать, кому будут адресованы рекомендации или разрабатываемая программа и на что они будут направлены.

 

  Пример № 5
«Целью исследования было изучение связи отдельных структурных компонентов групповой идентичности с определенными типами групповой субъектности. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи: 1) исследование разных подходов к определению группового субъекта и его особенностей; 2) рассмотрение основных свойств группового субъекта и типов субъектности группы; 3) анализ теоретических представлений о социальной и групповой идентичности, выявление степени разработанности проблемы идентификации в социальной психологии; 4) описание сущности идентификации и идентичности, определение структуры и содержания групповой идентичности; 5) изучение эмпирическим путем связи компонентов групповой идентичности в студенческих группах с типом субъектности этих групп; 6) формулирование для профессорско-преподавательского состава вузов, работников вузовской психологической службы, актива студенческих групп социально-психологических рекомендаций, направленных на оптимизацию в учебных группах студентов процесса формирования групповой идентичности в связи с типами субъектности этих групп».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.68.97 (0.011 с.)