Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различение объектов по величинеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель обследования: Выявление способности к тонкой дифференцировке величины объектов. Методика. Сериация предметов. Перед учеником в беспорядке раскладываются 10 треугольников одного цвета, но разной величины, которые надо разложить последовательно по мере ее уменьшения или увеличения. Различия между очередной парой (при составлении ряда) треугольников (или других объектов) должны быть незначительны. Инструкция. «Разложи эти треугольники по порядку. Впереди самый большой, потом меньший, потом еще меньший». Если у ребенка имеют место выраженные дефекты в речевом развитии, заменить словесную инструкцию показом практических действий. Критерии дли оценки полученных данных: - Правильное составление ряда последовательно уменьшающихся объектов. - Самостоятельное проявление критичности (самостоятельное исправление неправильно выполненных действий). - Особенности приема учеником оказываемой ему помощи и характер самой помощи. Различение объектов по форме Цель обследования. Выявление способности к тонкой дифференцировке формы объектов. Определение особенностей деятельности. Методика. Группировка объектов по форме. Перед ребенком раскладываются в ряд 8 фигур разной геометрической формы: круг, полукруг, овал, сектор круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Словесные эталонные обозначения одних фигур ученикам известны (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), других нет. Инструкция - 1: «Рассмотри внимательно все эти фигурки». Для фиксации внимания ребенка указывать карандашом на каждую из них, выдерживая определенную паузу. Затем в беспорядке раскладывают 16 фигур тех же форм, но отличающихся от ранее предъявленных фигур по величине. Каждая фигура повторена два раза в последовательно уменьшающихся размерах. Цвет всех фигур должен быть одинаков. Инструкция — 2: «Подбери к каждой своей фигурке такие, которые к ней подходят». Для детей с интеллектуальной недостаточностью задание является сложным. Большое количество объектов и присущая детям узость обозрения могут затруднять процесс выполнения задания. Поэтому в ходе осуществления деятельности нужно оказывать ребенку помощь, организующую его внимание восприятие. При появляющихся признаках истощения внимания нужно указывать карандашом на какую-то фигурку во втором предъявляемом наборе, «Куда ты положишь «эту» фигурку?» В процессе выполнения задания следить за особенностями поведения ребенка его отношения к заданию со стороны целенаправленности и критичности. Наличие или отсутствие стремления к словесному обозначению формы правильность используемых слов.
Критерии для оценки полученных данных: - Правильность использования фигур по форме. - Влияние оказываемой ребенку помощи. - Самостоятельное стремление к вербализации выделяемых признаков называнию формы объектов; особенности вербализации: а) правильное называние признака; б) объективно адекватное, но не дифференцированное обозначения при (например, «прямоугольник» вместо «квадрат»); в) неправильное словесное обозначение формы; г) использований «своих» слов, не соответствующих эталонному обозначению признака. - Самоконтроль, самостоятельное использование допущенных ошибок проявление критичности; отношение к оказываемой помощи. - Врабатываемость, истощаемость или насыщение в процессе деятельности. - - Общий характер отношения к заданию и поведения.
13. исследование пространственной ориентировки детей с интеллектуальной недостаточностью. Пространственная ориентировка (представленность в сознании школьниковпредметнопространственных связей) Методика 1. Установление обыденных предметно-пространственных отношений. Цель: Выявление возможностей использовать житейские представления и знания в осмысливании расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу. Создаются натуральные предметно-пространственные ситуации или используются картинки, где два предмета расположены определенным образом по отношению друг к другу: - карандаш на столе, - под столом, - около стола; -мальчик на дереве,- под деревом, - за деревом, - около дерева и пр. По методике С.Д. Забрамной предлагаются картинки следующего содержания: - коза за забором; - мальчики перелезают через забор; — мальчики перебегают через дорогу, а также картинки с изображением одного предмета в центре и четырех предметов, расположенных по отношению к центру справа и слева, вверху и внизу. Инструкция: «Скажи, где «здесь» лежит карандаш... где сидит (стоит) мальчик...». «Посмотри, вот здесь нарисована звезда и самолет». Звезда в центре. Скажи, где, по отношению к звезде, нарисован самолет. При необходимости оказывается подсказывающая помощь». «Справа или слева? Вверху или внизу?» Критерии для оценки: Точность словесного определения пространственного положения одного предмета по отношению к другому. Методика 2. Используются некоторые задания из «теста Бентона» Цель: Выявление возможности устанавливать элементарные пространственные отношения между объектами со стороны их формы, величины, взаиморасположения, внешней структуры и расстояния. Ребенку предъявляют, а затем закрывают 5 карточек с изображением на каждой из них нескольких геометрических фигур разной формы, величины, внутренней. Фигуры расположены определенным образом и на определённом расстоянии друг от друга. Карточки предъявляются по одной, последовательно по мере незначильного нарастания сложности изображения. Предполагается, что рисунки соответствуют имеющемуся у детей опыту со стороны представлений и знаний о геометрических формах (о круге, треугольнике и квадрате). Одновременно с этим, количество изображенных на карточках фигур принципиально не превышает возможности умственно отсталых к запоминанию объектов при их одноразовом предъявлении. «Объективная мера сложности» задания состоит в необходимости принимать на только форму и общее количество фигур, но и осуществлять - при воспроизведении воспринятого - их дифференцировку по величине, по внутренней структуре, а также устанавливать их расположение по отношению друг к другу, учитывая при этом, определенное между ними расстояние, как и расположенность по отношению к горизонтальной и вертикальной осям плоскости. Инструкция: «Посмотри, что и как здесь нарисовано» После того, как ребенок перестал рассматривать картинку, её убирают и предлагают нарисовать на «восьмушке» писчего листа то, что он увидел. Инструкция: «Нарисуй, что ты видел на этой картинке» Выполненные ребенком действия протоколируются. Правильное в целом выполнение обозначается в протоколе графически или обозначается в знаком «+». Отсутствие в целом ребенком воспроизведения обозначаются В определений графе знаком «-». Тем же знаком обозначается неправильное выполнению отдельных действий по используемым и представленным в протоколе критериям. Деформацию отдельных свойств и связей, представляющую собой большую илименьшую «приближенность» к правильному изображению, обозначают значком «\». Критерии дли оценки полученных данных: - пропуск отдельных фигур, - замена фигур одной формы фигурой другой формы, - повторение и инверсии (нарушение последовательности, перестановки), - деформация изображений по полноте и точности воспроизведения со стороны формы, величины, внутренней структуры, - деформация расстояний между фигурами по горизонтальной и вертикальной осям.
14. Исследование самооценки уровня притязаний детей с интеллектуальной недостаточностью. Методика «Какой Я» Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов: Ответы да – 1 балл, нет – 0 баллов, не знаю 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме балов, набранной им по всем качествам личности. Оцениваемые качества личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, чесный.
Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.
15. Исследование словесно-логического мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Методы исследования по Забрамной: 1.Цели исследования. Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету, форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного признака. Эти таблицы могут быть предложены детям, которые еще не обучались в школе. Процедура проведения. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных». Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание уже в возрасте 4—4,5 лет. 2. Цели исследования. Выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков. Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных. Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к Рим не подходит. Назови неподходящий предмет». Если выбор сделан правильно, попросить обосновать свой выбор. 3. Классификация предметов (изображений) Цели исследования. Установить характер процесса обобщения и абстрагирования; способность группировки объектов на основе существенных признаков; обдуманность действий; способность устанавливать логические связи; объем и устойчивость внимания; работоспособность. Процедура проведения. Детям предъявляют набор карточек (предварительно вырезанных и наклеенных на картон), на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи карточки по группам — что к чему подходит». Необходимо выяснить, что ребенок положил в основу объединения и каким словом он обозначил ту или иную группу предметов (изображений). Затем дают следующую инструкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их назвать» Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения (существенные, случайные, внешние и т. д.). Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 7—9 лет при небольшой помощи со стороны взрослого сравнительно легко переходят от ситуационных объединений к объединениям на основе существенных признаков. 4. Понимание загадок - Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной, поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса., Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой нарисованы отгадки (в виде предметных изображений) для трех загадок. Затем обследующий читает первую загадку и просит показать отгадку. Точно так же ведется работа и над следующими загадками. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 4—5 лет понимают задание. Они используют имеющийся опыт и активно ищут отгадки (рисунки). Проявляют интерес и радуются при отгадывании. 5.Цели исследования. Выявить умение выделять главные существенные признаки; устанавливать логические связи и отношения между понятиями; направленность мышления; запас и точность представлений об' окружающем мире. Процедура проведения. две известные психологические методики: «Существенные признаки» (для детей 9—10 лет) и «Сложные аналогии»(для детей 12—14 лет). «Простые аналогии» (для детей 10—12 лет). Инструкция к методике «Существенные признаки»: «Посмотри, перед скобками слово, а в скобках — несколько слов. Надо выбрать (найти) только два из них, самых главных, которые определяют слово, стоящее перед скобками, без чего этот предмет не может быть». Первые примеры читаются экспериментатором. В методике «Простые аналогии» первые 2—3 примера выполняются экспериментатором и в ходе этого дается инструкция: «Смотри, слева два слова. Сверху «лошадь», внизу «жеребенок». У лошади жеребенок. Это ее детеныш. Справа - длинная черта. Над чертой только одно слово, которое относится к слову «корова» так же, как слово «жеребенок» относится к слову «лошадь». В методике «Сложные аналогии» допустимы пояснения и организующая помощь, при выполнении всех примеров. Во избежание трудностей, связанных с несформированность навыка чтения, целесообразнее слова, данные в заданиях, читать экспериментатору, а ребенку предложить следить зрительно (или на слух). Анализ результатов. Эти методики требуют достаточно сформированного уровня мыслительных операций, запаса общих представлений об окружающем, знание родовых категорий- Дети с нормальным умственным развитием указанного возраста понимают инструкцию и при оказании им помощи в виде наводящих и уточняющих вопросов выполняют эти задания.
16. Исследование слухового восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.87 (0.011 с.) |