Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметное восприятие Целостность и константность предметного восприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Целостность и константность - это качества психических образов конкретных предметов. Целостность и константность обеспечивают целостное и устойчивое отражение предметов в сознании, делают восприятие независимым от условий, в которых оно протекает. Этикачества развиваются в онтогенезе. Ошибки в опознании знакомых предметов, предъявляемых в непривычных для восприятия условиях, говорят о недостаточном развитии целостности и константности возникающих в сознании образов. Цель обследования: Выявляются возможности к целостному и константному восприятию знакомых детям предметов. Методика. Ученику предъявляются предметные картинки. Изображение на них предметов отличается определенным своеобразием. Так, можно использовать картинки, где подчеркивается какая-то деталь предмета (например, детский фартучек нейтрального цвета с ярко окрашенным грибком на кармане; чайник с непропорционально большой бросающейся в глаза ручкой; грузовой автомобиль с большими задними колесами и т. д.). Традиционно используются перевернутые картинки. Например, чашка с блюдцем красного цвета с белыми горошинами в перевернутом виде похожи на грибок; перевернутая шляпа с большой тульей похожа на кастрюлю; перевернутый дом с двухскатной крышей похож на кораблик и пр. Так же традиционно применяют методику «врисованных фигур» (по А. Р Лурия). Например, предъявляется контурное изображение врисованных друг в друга чайника, стакана, бутылки, ножа. Такое изображение создает «зашумленный» для восприятия фон. Применяются также «проявляющиеся изображения» предмета. Последовательно, но одной, предъявляется ряд картинок с изображением одного и того же предмета. На первой, например, кончики лап, хвоста и ушей собаки; на второй это изображение дополняется «наметками» изображения других частей (туловища, головы); на третьей прорисовка предмета более полная; на четвертой предмет нарисован полностью. Широко используется прием составления разрезной картинки с изображением на ней знакомого ребенку предмета. Картинка разрезается на несколько частей две, три части,..., шесть частей ипредъявляется в рассыпанном виде. Инструкция: «Составь из этих картинок одну целую картинку. Задание можно усложнять или упрощать, увеличивая или уменьшая количество частей, не предъявляя или предъявляя (а качестве образца) изображение целого предмета. Критерии для оценки: Правильность восприятия (опознания предмета) свидетельствующая о целостности и константности возникающих в сознании образов. Полнота и четкость предметных образов восприятия Полнота и четкость возникающих в процессе восприятия образов характеризуется объемом сознательно выделяемых в предметах их частей, внешних качеств и внешних связей. Полнота и четкость образов восприятия могут быть обнаружены либо при рисовании предметов, либо при словесном описании. Рисование требует много времени. Поэтому можно ограничиваться словесным описанием воспринимаемых предметов. Методика l. Ребенку предлагается рассмотреть, потрогать, взять в руки, потрогать и т.д. хорошо знакомый в жизненном опыте натуральный предмет. Затем даётся инструкция: «Расскажи, что ты знаешь об этом предмете». Педагог может задавать вопросы, побуждающие к продолжению описания: «Что ты можешь еще рассказать об этом предмете?», "«Какой он?», «Из каких частей он состоит?», «Что такое у него вот «это».... Методика 2. Ученику показывают картинку с изображением знакомого предмета. Желательно, чтобы это был предмет, при зрительном восприятии которого можно было бы выделить и назвать значительное количество частей и качеств (например изображение дерева; «деревенского» дома с крышей, трубой и пр.). Критерии для оценки полученных материалов: - количество выделяемых в целом предмет частей; - количество выделяемых в воспринимаемом предмете качеств предмета в целом и качеств его отдельных частей; - самостоятельность словесного описания; - особенности приема оказываемой помощи; - умение обозначить отдельные фиксируемые вниманием части и свойства нужным словом. Предметные представления Цель обследования: Выявление особенностей образов представлений о предметах. Методика 1. Используется частично преобразованная методика И. М. Соловьёва. Ребенку показывают по очереди три картинки с изображением на каждой из них по одной из рыб: леща, щуки и карася, отличающихся друг от друга специфичностью своей формы. Вместе с ребенком называют каждую рыбу и просятвнимательно рассмотреть предъявляемую и названную картинку. Затем картинки убирают и просят ученика нарисовать рыб, которых он видел. Через некоторое время, после выполнения ряда других задании, ребенку снова предлагают нарисовать рыб, которых ему показывали (отсроченное воспроизведение). Методика 2. Словесное описание по представлению названного ребенку знакомого ему предмет (например, лисы). Инструкция: «Расскажи, что ты знаешь о лисе». Методика 3. Словесное описание двух сходных по родовидовому признаку, но различных по внешним признакам знакомых ребенку предметов (например, лисы и зайца). Инструкция: «Расскажи, что ты знаешь о лисе и о зайце». Предполагается, что название двух предметов, имеющих как сходство, так и различие, создает условия для сравнения этих предметов. Сравнение же активизирует анализ каждого из предметов и, тем самым, может обеспечить более полное их словесное описание. Критерии для оценки полученных данных: - Соблюдение при рисовании рыб их специфической формы (конкретность образов) или же их уподобление, указывающее на генерализованность образов; - Обобщенность и конкретность словесного описания представляемых предметов; а) достаточная полнота словесного описания предъявляемых предметов или же их фрагментарность; б) называние родовидовых признаков (осознание этих признаков обеспечивает обобщённость образов); в) описание внешних специфических свойств каждого представляемого предмета (конкретность образов, их дифференцированность); г) не адекватная заданию конкретность образов представляемых предметов.
6. Исследование логической памяти детей с интеллектуальной недостаточностью.
Методика Запомни пару Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Первый ряд кукла — играть курица — яйцо ножницы — резать лошадь — сани книга — учитель бабочка — муха щетка — зубы барабан — пионер снег — зима корова — молоко Второй ряд жук — кресло компас — клей колокольчик — стрела синица — сестра лейка — трамвай ботинки — самовар спичка — графин шляпа — пчела рыба — пожар пила — яичница Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу
7. Исследование межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью. Методика Рене Жиля Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных. 1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр. 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как к семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Методику Р.Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущественно.
8. Исследование мелкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.007 с.) |