Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание методики 16 PF R. Kettella

Поиск

Описание методики 16 PF R. Kettella

 

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

 

16-факторный тест Р. Кэттела – это универсальная методика, дающая разностороннюю информацию о человеке. Она используется, когда необходимо получить полную картину индивидуально-психологических особенностей личности за относительно небольшой промежуток времени.

 

Опросник 16 PF ("Sixteen Personality Factor Questionnaire") был создан американским психологом Р. Кэттелом (R. Cattell) и впервые опубликован в 1957 г. Тест направлен на диагностику таких существенных характеристик личности, как:

Степень эмоциональной вовлеченности

Способность к логическому анализу

Эффективность интеграции поведения

Доминантность или зависимость

Свобода действий или скованность

Степень интериоризации социальной нормы

Уровень энергетического потенциала

Уровень реалистичности и практичности

Степень аффективной ригидности

Способность подчинять свое поведение системе правил

Уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней

Потребность в переживаниях и склонность к риску

Зависимость от поддержки группы или самодостаточность

Способность к самоконтролю

Степень напряженности неудовлетворенных потребностей

 

Разрабатывая этот диагностический метод, Р. Кэттел опирался на "жизненные" показатели – данные, полученные путем наблюдения реального поведения людей в повседневной жизни. За основу Кэттел взял перечень из четырех с половиной тысяч английских слов для описания личностных черт, составленный Г. Олпортом и Х. Одбертом. Он разбил их на группы синонимов и выбрал из каждой группы по одному слову, в котором, по его мнению, отражалось основное содержание составляющих данной группы. В результате получился список из 171 слова.

 

На основе него были выработаны три группы показателей

Ответы человека о самом себе

Данные наблюдения за его поведением

Результаты объективных тестов

 

Затем с помощью факторного анализа из всех этих данных было выделено 16 факторов личности.

 

Таким образом, создавая опросник 16 PF, Р. Кэттел опирался только на эмпирические данные. В основе опросника нет никакой научной концепции или теории.

Опросник имеет три пары эквивалентных форм. Формы А и В рассчитаны на взрослых людей (старше 16 лет), имеющих образование не ниже среднего. В каждой из форм содержится по 187 вопросов. Каждый их раздел включает в себя по 20-26 вопросов, относящихся к каждому измеряемому фактору личности, и по 3 "буферных".

 

В формах С и D зафиксировано по 105 вопросов. Они рассчитаны на взрослых людей с более низким уровнем образования (5-7 классов) и небольшим словарным запасом. Формы E и F предназначены для испытуемых, окончивших лишь начальную школу. Формы E и F содержат по 128 вопросов. Есть также формы для детей и подростков.

.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

 

Процедура проведения

 

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

 

Инструкция

 

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

 

Пример:

 

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

 

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

 

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

 

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

 

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора. Отвечая помните следующих четыре правила:

У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.

Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.

Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

 


Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

 

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

 

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.

 

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности». Средние значения от 3. 5 до 7,

 

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

 

Интерпретация результатов

 

Описание первичных факторов

Фактор В: интеллект

B-

Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры.

В+

Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

 

Фактор В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными.

1-3 стена - склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» или отражает низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результате психопатологии.

4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).

7 стенов - более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению).

8-10 стенов - быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.

 

Описание вторичных факторов

F1. Тревога

 

Низкие баллы - в общем этот человек удовлетворен тем, что есть, и может добиться того, что ему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостаток мотивации в трудных ситуациях. Высокие баллы - высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеет неприспособленность, т. к. человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам.

F3. Чувствительность

Низкие баллы - тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий. Высокие баллы - предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления.

F4. Конформность

Низкие баллы - зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая свое поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают. Высокие баллы - агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляет значительную инициативу.

 

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

 

 

Описание методики 16 PF R. Kettella

 

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

 

16-факторный тест Р. Кэттела – это универсальная методика, дающая разностороннюю информацию о человеке. Она используется, когда необходимо получить полную картину индивидуально-психологических особенностей личности за относительно небольшой промежуток времени.

 

Опросник 16 PF ("Sixteen Personality Factor Questionnaire") был создан американским психологом Р. Кэттелом (R. Cattell) и впервые опубликован в 1957 г. Тест направлен на диагностику таких существенных характеристик личности, как:

Степень эмоциональной вовлеченности

Способность к логическому анализу

Эффективность интеграции поведения

Доминантность или зависимость

Свобода действий или скованность

Степень интериоризации социальной нормы

Уровень энергетического потенциала

Уровень реалистичности и практичности

Степень аффективной ригидности

Способность подчинять свое поведение системе правил

Уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней

Потребность в переживаниях и склонность к риску

Зависимость от поддержки группы или самодостаточность

Способность к самоконтролю

Степень напряженности неудовлетворенных потребностей

 

Разрабатывая этот диагностический метод, Р. Кэттел опирался на "жизненные" показатели – данные, полученные путем наблюдения реального поведения людей в повседневной жизни. За основу Кэттел взял перечень из четырех с половиной тысяч английских слов для описания личностных черт, составленный Г. Олпортом и Х. Одбертом. Он разбил их на группы синонимов и выбрал из каждой группы по одному слову, в котором, по его мнению, отражалось основное содержание составляющих данной группы. В результате получился список из 171 слова.

 

На основе него были выработаны три группы показателей

Ответы человека о самом себе

Данные наблюдения за его поведением

Результаты объективных тестов

 

Затем с помощью факторного анализа из всех этих данных было выделено 16 факторов личности.

 

Таким образом, создавая опросник 16 PF, Р. Кэттел опирался только на эмпирические данные. В основе опросника нет никакой научной концепции или теории.

Опросник имеет три пары эквивалентных форм. Формы А и В рассчитаны на взрослых людей (старше 16 лет), имеющих образование не ниже среднего. В каждой из форм содержится по 187 вопросов. Каждый их раздел включает в себя по 20-26 вопросов, относящихся к каждому измеряемому фактору личности, и по 3 "буферных".

 

В формах С и D зафиксировано по 105 вопросов. Они рассчитаны на взрослых людей с более низким уровнем образования (5-7 классов) и небольшим словарным запасом. Формы E и F предназначены для испытуемых, окончивших лишь начальную школу. Формы E и F содержат по 128 вопросов. Есть также формы для детей и подростков.

.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

 

Процедура проведения

 

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

 

Инструкция

 

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

 

Пример:

 

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

 

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

 

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

 

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

 

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора. Отвечая помните следующих четыре правила:

У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.

Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.

Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.123 (0.009 с.)