Методика проведения предметного урока по предмету «чим» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения предметного урока по предмету «чим»



Методика проведения предметного урока по предмету «ЧИМ»

Особенность предметного урока: более высокий уровень самостоятельности детей, практич направленность, работа с натур объектами, дети получают их на каждую парту.

Учитель – чёткая организация урока.

Тип урока: изуч.нового материала.

Этапы:

1. оргмомент,

2. изучение нов материала: показ предмета и его название, наблюдение общего вида предмета и выделение его частей, выявление глав и второстепенных признаков, сравнение предмета с уже известными, выявление сходства и различия, обобщение зн-я о предмете.

3. закрепление нов материала(письм опрос, составление таблицы, выполнение рисунков и др).

4. итог урока, или рефлексия.

5. д,з.

Часто не проводится, т.к. нет оборудования.


Методика проведения экскурсии в пророду по предмету «ЧИМ»

Экскурсия – форма организации учеб деят-ти, проводимая вне школы и направленная на непосредств восприятие объекта, усвоение учеб материала в естеств или искусств условиях его нахождения.

Классификация экскурсий:

1. по способу организации познав деят-ти: иллюстративные (задача – наблюдение объектов), исследовательская, смешанная.

2. по месту темы в стр-ре курса: вводная, текущая, обощающая.

3. по содержанию: экскурсия в природу (выдел отдельно экологическую), экскурсии в музеи, на выставки, станции юннатов.

Методика проведения экскурсии:

1этап подготовка: Действия учителя:

1. определ цели и задачи.

2. спланировать когда пойти, чтобы не срывать др уроки.

3. продумать четко маршрут, нужные остановки, пройти его самому.

4. отобрать необходимые конкрет объекты для изучения (не более 10) и какими методами вы будете с ними работать.

5. предусм необходимое оборудование, кот необходимо для изучения (план местности, компос, ножик, лупа, сачок, емкости для сбора семян, плодов, рулетка, лопаточка).

6. разработка заданий для учащихся (коллект, групп, индив) (предусмотреть набл-ю за объектом одним, в частях, сравнить с другими, сделать обобщ вывод).

7. предусм способы фиксации набл-я (блокнот, тетрадь).

8. предусм технику безопасности..

9. экологическая направленность (поговорить на тему человек в природе.

- подготовка детей. Должны знать: цели и задачи, свои обязанности, правила поведения.

2этап Проведение экскурсии: сообщение цели, маршрута, техники безопасности, задания; выполнение заданий; обобщение, формирование выводов, просмотр собранного материала.


Методика работы с плоскостными средствами обуч.на уроках «ЧИМ»

Можно выделить классиф-цию плоск.средств:

•иллюстративные,

•графически-схемат-ие,

•графически-статистические,

•вербальные,

•смешанные(иллюстр.,верб-ые)

Таблицы использ на всех типах уроков и на всех его этапах. Она может быть как *иллюстратив, так и *самост источником зн-ий.

Если это иллюстрация, то можно использ приемы: рассказ, сравнение между собой деталей, сравнение жив наблюдений в природе.

Если же таблица испол как источник зн-ий, то учитель: 1. сам анализрует таблицу и составл вопросы; 2. организовывает рассм-е таблицы сначала в целом, потом по частям. 3. сравнение частей между собой и с личным опытом детей. 4. обощение таблицы.

Учебная картина – худож произведение, обладающ дидактич направленностью. Значение и ценность картин втом, чот они не только передают признаки изучаемого объекта или субъекта изучения, но и формир эстетическ качества, также эмоционал воздействия на детей. Они использ-ся на уроках ознакомления и обобщающихся уроках.

Карта – плоскост знаковое средство, формирующее пространств представления о размещении природ объектах. Особенность: информация дается спец символами и цветом. Задачи: научить понимать карту, уметь ее читать, добывать знания. Для этого использ-ся приемы: 1. прием сравнения плана местности и карты. 2. сопоставление услов знака и его изображения. 3. показ объектов на карте. 4. рассказ об объекте, стоя у карты.

Правила работы с исторической картой:

1.прочитать название карты;

2.выделить усл.обознач.;

3.выяснить как используется цвет на карте, с какой целью.

 

 


Теоретические основы и особ-ти методики преподавания курса «ЧИМ»

Предмет МП: процесс ознакомления мл.школьников с природой, окр.миром, а также воспитания и развития их личности средствами данного предмета.

МПП отвечает на вопросы: зачем он изуч-ся? Какие его задачи? Как учить? Как воспитывать детей с помощью предм.? Чему мы учим?Какое содержание отбирается для учебников? Какими средствами, приёмами, техналогиями?

Задачи курса ЧиМ:

1. познакомить с доступными для детей явлениями природы и окр.мира;

2. объяснить детям взаимосвязи и взаимовлияния прир-х объектов;

3. показать роль чел-ка в природе;

4. познак-ть с элемент.правилами поведения в обществе и природе;

5. познак-ть с элемент. правилами заботы о своём здоровье.

МПП связа с философией. Филос-ия выступает методологич. Основой познания природы. Связана с педагогикой. Она использует наработанные в педагогике средства, методы, приёмы, принципы обуч. и способы актив-ции познав деят-ти. Связана астроном., хим., физик, но больше всего с биолог., геаграфией. Связана с этикой и эстетикой (в разделах человек о общество).

 


Методика проведения опытов и практических работ на ур. «ЧИМ»

Опыт(эксперимент) - это метод обучения,к-рый исп-ся если затруднено изуч.объекта в обычных условиях, а треб-ся создания спец-ых условий.

Этот метод развивает навыки, самоконтроль и целеустремленность.

Опыты бывают: кратковременные (обнар воздух в почве), длительные (разм-е рас-й черешками). К длительным также относятся опыты на пришкол, учебно-опытном участке. Важное условие – составление плана опыта, формирование промеж и конечных выводов и формирование результатов.

Методика:

1. составить план опыта;

2. цели изадачи;

3. подобрать необходимые приборы;

4. правила техники безопасности;

5. само проведение опыта

6. чётко определить объект:что наблюдаем,когда это можно наблюдать в жизни, природе?какой вывод можно сделать?прокомментир-ть измененмя.

7. формир-ие оконч. вывода и оформлен.рез-та опыта

Моделирование – предп создание уч-ся какой-то модели. В модели набл единство чувственного, наглядного и логического. Например, моделирование форм поверхности из глины, песка, пластилина, виды водоемов, фрагменты природ сообществ, модель-схема сторон горизонта и т.д.

Виды моделирования: знаковые, образные. Нужно постепенно учить детей моделированию, предлагать эту работу сначала коллективно (создание на доске). Более слож вариант – подключ уч-ся поэтапно. Можно испол заполнение пропущ звеньев или восстановление логич частей схемы.

Метод распознавания используют в работе с раздаточным материалом, когда нужно составить хар-ру предмета или его внешние св-ва, при этом педагог предлагает детям определ инструкцию, план. Эта иллюстрация может быть на доске, на отдел карточках или в учебнике. Этот метод используется как на уроках, так и экскурсиях.

 


Методика проведения наблюдений в процессе изуч.предмета «ЧИМ».

Наблюдение – метод, направленный на непосредств целенаправл восприятие окр мира с целью их познания.

Классификация:

1. по объекту: за явлениями природы, за деят-тью чел-ка.

2. по способу организации: групповые, индив, коллективные.

3. по продолжительности: эпизодические, переодичные, систематические.

4. по хар-ру познав деят-ти: иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.

Методика наблюдения: 1. цель. 2. разработка плана наблюдения. 3. ознакомление уч-ся с приемами и правилами набл-я и его фиксации. 4. предоставить детям образцы описаний и выводов.

Приемы наблюдений:

1. рассм объекты целиком – а потом по частям.

2. закрыть глаза и мысленно представить объект.

3. имитация движений и звуков.

4. использование пробл вопросов.

5. зарисовки, раскрашивание, ведение дневника.

! Нужно детям объяснять – как и где зафикс-ть рез-ты наблюдений и где представить образцы.

Важным условием применения наблюдения – является ¤эмоц.настрой наблюдений; ¤постепенное усложн.заданий.


Содержание и методика изучения живой природы во 2 классе.

Цель темы «растения и человек» - показать многообразие растительного мира ближайшего окружения, его роль в природе и жизни человека. При знакомстве с разнообразием растительного мира проводится работа по классификации растений на группы по различным существенным признакам: внешнему строению, использованию человеком и т.п.

При изучении темы «животные и человек» у школьников формируются элементарные понятия: «звери», «птицы», «насекомые» и т.д. Учащиеся получают зн-я об особенностях внешнего вида и поведения отдельных животных как приспособлениях к условиям жизни.

Знания об образе жизни, питании животных помогут второклассникам поняить, что между различными животными существует тесная связь, что в природе нет «вредных» животных, что все животные в природе необходимы.

Материал о том, как животные заботятся о своих детенышах, будет способствовать формированию у младших школьников добрых, гуманных отношений ко всему живому, а, следовательно, и становлению таких качеств личности, как участливость, доброта, что в последующем проявится и в отношении к людям.

Методика изучения: можно исп-ть такие средства как табл.,рисунки, иллюстр-и в учебники, дополн.лит-ру, методы составления схемы, цепи питания, приёмы распознавания,приём «опиши животное по плану», соедини стрелками…

Очнь распространены игры «Узнай по описанию», «Верно ли», «Да-нет», «Восстанови название животного»… Рекомендуется составление схем. Придумывание рассказов, сказок.


Содержание и методика изучения живой природы во 3 классе

При изучении раздела «моя страна» большое внимание уделяется формированию у младших школьников ведущих экологических понятий: связь растений и животных с окружающей средой, природное сообщество и т.д.

Формирование указанных экологических понятий поможет школьникам уяснить, что все обитатели леса, болота, водоема связаны друг с другом прямыми и косвенными связями, разрушение которых неизбежно приводит к нарушению природного равновесия. Учащиеся убеждаются в том, как важно знать эти взаимосвязи, чтобы не наносить вред природе.

Методика изучения: можно исп-ть такие средства как табл.,рисунки, иллюстр-и в учебники, дополн.лит-ру, методы составления схемы, цепи питания, приёмы распознавания,приём «опиши животное по плану», соедини стрелками…

Очнь распространены игры «Узнай по описанию», «Верно ли», «Да-нет», «Восстанови название животного»… Рекомендуется составление схем. Придумывание рассказов, сказок.


Содержание и методика изучения неживой природы во 2 классе

Тема неживой природы тесно связана с чел-ом и назыв.«Неживая природа и чел»

Более подробно изуч. воздух,вода,почва: их знач.для всей природы,для человека,их охрана и определение св-в(практ.работа, опыты,наблюдения)

Расшир и уточн представл о нежив природе: об осн эл-тах нежив прир, об элемент действиях по сохран ресурсов, о знач компонентов для всего живого.

Наглядность, слово учителя, наблюдения, приемы описания, сравнения, элементар проблемн ситуации в виде вопроса и задания, раб с коллекциями, исп доп дидакт материал, практ раб описат хар-ра по плану. Элементар опыты. Работа с учебником.

Методика изучения: можно исп-ть такие средства как табл.,рисунки, иллюстр-и в учебники, дополн.лит-ру,приёмы распознавания.

Очень распространены игры «Узнай по описанию», «Верно ли», «Да-нет», Придумывание рассказов, сказок.


Наглядности

2. Вербальные + работа с книгой

3. Плоскостные изображения на уроках: таблицы, картины, карты….

· Учебные картины – худ. произведения с дидактической направленностью

· Карта – плоскостное знаковое ср-во, формирует пространственные представления о размещении природных объектов, информация подаётся символами, цветом.

Аудиовизуальны средства

· Экранные (диапозитив, диафильм)

· Экраннозвуковые (кинофильмы, видеофильмы)

· Звуковы е (шум леса, пение птиц)

Методы изучения геаграф. материала:

· Словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение)

· Наглядные (демонстрация натуральных объектов, изображение (рисунок….))

· Практические (наблюдение, эксперимент, моделирование….)


14. Содержание и методика изучения образовательного компонента «Человек и общество» в 1-3 классах.

Особенности блока: 1. взаимосвязь с др разделами, т.к. чел-к явл частью общества и частью природы. С блоком чел-к и природа – формируется любовь к малой родине, близкому окружению + эколог сознание. Все это надо рассм с нравств позиции. Взаимосвязь с блоком ЧИЗ, Взаимосвязь с блоком МРБ. Т. ОБР. необходима максимально полная реализация возможностей содержания материала др разделов, включение элементов нравств просвещения и в уроки, где это не явл основ задачей. 2. взаимосвязь учеб и класс работы с программой «ориентир». 3. уделять внимание на формирование нравств чувств и отношений, испол групп и парную работу на уроках.

1 кл.: даются представления о стране и красоте ее природы, о ближайшем окружении (школа, город, село). Формирование любви к своей семье, заботливого ответственного отношения к близким людям. Навыки и правила поведения в природе и обществ местах. Орежиме дня, о гигиене, о сел-хоз труде. Раздел «зима» - сведения о правах ребенка. – главн улицах моего города и поселка, - ведущие предприятия, кул-просвет учреждения.

2 кл.: представление о том, что красота чел-ка – не только его внешность, но и поступки, отношение к др людям, внутр мир. Формирование нравств чувств гуманности при изучении материала о том, как животные работ. О своих животных. Центр место – раздел «Человек и общество» (6 ч): 1. красота чел-ка, 2. правила поведения в обществ местах, 3. отношение с ровестниками, 4. школ этикет. Отн в коллективе, 5. мой родной край, 6. люди земли беларуской.

3 класс: эколог воспитание, патриот воспитание в разделе «я и моя страна». В разделе «ЧИЗ»: внеш вида, питания, режима дня.

Приемы и методы: 1. задания на размышление, 2. анализ ситуации с выбором варианта поведения.


15.Содержание и методика изучения образовательного компонента «Человек и его здоровье».

 

В уч. Программе даются след цели и задачи по изучению блока «ЧИЗ»: - ЗАКРЕПЛЯТЬ НАВЫКИ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ; - СВЕДЕНИЯ О ВЛИЯНИИ ПРИРОДЫ НА САМОЧУВСТВИЕ И НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; - УГЛУБЛЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ЗН-ИЙ ИО зож; - дать элемент сведения о строении чел организма и о правилах сохранения здоровья.

1 кл.: знания даются по принципу сезонности. Осень: природа, овощи, режим дня. Зима: предупреждение переохлаждения организма, правила поведения на льду, о простудных заболеваниях, опасные сит. сигналы требов.

2 кл.: даются некот сведения о здоровье чел-ка в частности в разделе неживая природа и человек: 1. первая мед помощь, 2. чистый воздух, влияние никотина, 3. вода и здоровье, 4. болезнетворные микробы, 5. игры на улице, 6. правила личной гигиены.

3 кл.: содержит наиб возможности для изучения блока «ЧИЗ», т.е. выдел спец раздел (8 ч): 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛ-КА, 2. ЧЕЛ-К КАК ЖИВОЕ СУЩЕСТВО. Органы чувств. 3. нервная система. Мозг. 4. кожа и ее значение. 5. скелет. Мышцы. Осанка. 6. сердце и кровеносные с-ма. 7. дыхание. 8. органы пищеварения.

Приемы и методы: - беседа с использованием таблиц; - рассказ с демонстрациями. Большое значение имеет дополн материал, кот нужно испол. Следует испол приемы активизации понав деят-ти: - индив сообщение учащихся по дополн лит-ре, - игровые формы, - рисование картинок, схем, - составление памяток, сказок, - использование элементов ТРИЗ, раз обучения, ксо(коллект способ обучения); - испол пробл сит, требующих не просто произведение материала; - использование пословиц.

Условия формирования ЗОЖа: 1. формирование ценностного отношения к здоровью; 2. охрана здоровья в процессе учебы; 3. быть примером; 4. воспит работу вести системно и последовательно (уч работа + внеклассная). 5. взаимосвязь школы и семьи. 6. учитывать возр особенности детей (любознательность + опираться на на их жизн опыт). 7. быть внимател к индив особенностям детей, их здоровью, физ состоянию.

При разработке конспектов уроков первое требование – четкое определение задач урока. Большое имеет значение оборудование и наглядность: таблицы, кинофильм «организм человека», диапозитивы, муляжи отдел органов, плакаты, испол схемы модели, рисунки, записи голосов птиц, шумов, музыки. Необходимо выделять те основные понятия, кот дети должны усвоить: органы чувств, обоняние, осязание, функции органов, мышцы, скелет, осанка, нерв окончания, рецепторы и т.д.


Методика проведения предметного урока по предмету «ЧИМ»

Особенность предметного урока: более высокий уровень самостоятельности детей, практич направленность, работа с натур объектами, дети получают их на каждую парту.

Учитель – чёткая организация урока.

Тип урока: изуч.нового материала.

Этапы:

1. оргмомент,

2. изучение нов материала: показ предмета и его название, наблюдение общего вида предмета и выделение его частей, выявление глав и второстепенных признаков, сравнение предмета с уже известными, выявление сходства и различия, обобщение зн-я о предмете.

3. закрепление нов материала(письм опрос, составление таблицы, выполнение рисунков и др).

4. итог урока, или рефлексия.

5. д,з.

Часто не проводится, т.к. нет оборудования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.046 с.)